Ростов Великий — один из древнейших городов России, первое упоминание о нём относится к 862 году. Мы с Наташей побывали в нём этой зимой, накануне Рождества, и он произвёл на нас неизгладимое впечатление, а особенно его главная достопримечательность — Ростовский кремль. Ради которого, собственно, сюда и приезжают туристы.
Плюс зимнего путешествия в том, что снег и мороз очень идут Ростову, превращая его в город из сказки. Скованное льдом озеро Неро под стать — тоже сказочное.
Минус — крепостные стены и храмы с древними фресками закрыты с октября по май, а световой день короткий. Кремль же настолько большой и интересный, что на что-то другое остаётся очень мало времени. Поэтому не будем его терять и пойдём на экскурсию.
Ростовский кремль изначально строился вовсе не как оборонительное сооружение, а как резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии. При этом он является памятником русской военной архитектуры и с 1998 года входит в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но место это не только историческое, но и кинематографическое. По фотографиям его узнает каждый, даже тот, кто здесь никогда не был: тут снимали культовый фильм «Иван Васильевич меняет профессию», которому кстати в этом году исполнится 52 года. Эх, житие мое, как время летит.
Напомним, если вдруг кто забыл (или расскажем, если кто в силу юного возраста не знает), что сюжет комедии Леонида Гайдая — путешествие во времени. Инженер Шурик построил машину времени, в ходе испытаний которой в Москву 1970-х годов попадает царь Иван Грозный, а управдом Иван Васильевич Бунша, похожий на царя как две капли воды, оказывается в Москве XVI века в компании квартирного вора Жоржа Милославского. Шурик пытается вернуть всех попаданцев обратно, каждого в своё время.
Древнюю Москву в фильме сыграл именно Ростовский кремль. Белоснежные храмы и мощные стены стали декорациями для съёмок.
Администрация музеев Ростовского кремля тогда приняла съёмочную группу с распростёртыми объятьями. После съёмок музею даже подарили все костюмы, которые в кремле использовали для экскурсий.
Надо сказать, что и сегодня администрация кремля факт съёмок на своей территории успешно эксплуатирует (а почему бы и нет): везде установлены информационные таблички с фотографиями из фильма, в Красной палате работает выставка «Иван Васильевич — путешествие во времени», посвящённая съёмкам кинофильма.
Поэтому давайте совместим приятное с полезным — историю с кинематографом.
Территория комплекса делится на три части: Архиерейский двор, Митрополичий сад и Соборная площадь. В стены крепости встроены 11 башен.
Архиерейский двор
Поскольку мы жили в деревянном домике на берегу озера Неро, прямо у стен Кремля, то и вышли сразу к центральному входу. Купив билеты в кассе, оказались в Архиерейском дворе.
Большая часть сооружений появилась в 1650–1680 годах при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче.
В центре Архиерейского двора находится пруд, зимой замёрзший.
Во дворе мы видим самый высокий храм — церковь Иоанна Богослова, построенную в 1683 году.
Среди белоснежной застройки выделяется яркая церковь Одигитрии в стиле московского барокко, возведённая при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иосафе в 1692–1693 годах. Сооружение снаружи украшено росписями с узором в виде геометрических фигур. Издали фигуры кажутся объёмными — этакий старинный 3D-эффект.
Внутри этой церкви работает выставка «Сокровища Ростовского кремля», куда мы не преминули заглянуть.
А это здание — Судный приказ, оно было построено одним из первых в 1650–1660 годах. Здесь судили людей за преступления, подведомственные суду церкви, кроме того, это был центр управления епархией.
В нём сегодня располагается музей финифти, хранящий крупнейшую в России коллекцию живописи на эмали — более 3 000 предметов. Можно познакомиться не только с оригинальными образцами, но и с технологией производства. Конечно же мы зашли, очень интересно и красиво!
С другой стороны Судного приказа — надвратная церковь Воскресения Христова, к которой примыкают переходы по стенам, «засветившиеся» в фильме:
В Доме на погребах сегодня расположены кафе и сувенирная лавка, где представлен большой ассортимент финифти. Но как мы ни восхищались ею, ничего себе не выбрали.
А между Судным приказом и Домом на погребах находятся ворота, которые тоже можно видеть в фильме: именно здесь снималась сцена побега.
Рядом высится Башня над водяными воротами (XVII век), в летний период на неё можно подняться и сфотографировать с 24-метровой высоты весь кремль на фоне озера Неро.
Самуилов корпус, который сейчас на реконструкции, назывался также Митрополичьими хоромами, его построили в 1650–1670 годах. Здесь размещался Казенный приказ, ведавший финансовыми делами епархии. Рядом с этим зданием находится церковь Спаса на сенях — домашний храм митрополита Ионы Сысоевича (1675 год).
Сразу за ними — Княжьи терема (XVI век) и Белые палаты (XVII век).
Сделав круг по территории двора, возвращаемся к Красной палате (XVII век), или так называемым Государевым хоромам. Они предназначалась для приёма царских особ. Здесь останавливались цари Федор Алексеевич и Петр I, а потом и императрица Екатерина II.
Сегодня в палатах работает выставка «Иван Васильевич — путешествие во времени», посвящённая съёмкам фильма.
Вход предваряет большое крыльцо с лестницей на которой происходила сцена побега Милославского и Бунши от стрельцов.
Митрополичий сад
Митрополичий сад — ещё одна, не менее интересная зона Ростовского кремля.
Он был создан при митрополите Ионе в XVII веке. В конце 1990-х сад реконструировали, и сейчас его планировка повторяет оригинальную, как и набор растений, высаженных в нём.
В основном в саду произрастают яблони традиционных для среднерусской полосы сортов: грушовка, белый налив, боровинка, антоновка и т. д. Есть также несколько видов груш, вишен и слив.
Говорят, сад особенно хорош весной в период цветения деревьев или осенью во время сбора урожая. Нам же достался снежный сад, но он тоже был очень красивый.
В саду имеется небольшой пруд и двухэтажный садовый домик, называвшийся ранее Палаткой Митрополичьего сада. Сейчас в нём работает чайная, где предлагают отведать душистые сборы из трав, выращенных здесь же. Справа при входе в сад находится церковь Григория Богослова.
В саду также снимались сцены из фильма, об этом нам напоминают плакаты. Съёмки велись в галерее на стенах и под ними, при выходе в Архиерейский двор.
Соборная площадь
Попасть с территории Архиерейского двора на Соборную площадь можно, пройдя через монументальные Парадные ворота с надвратной церковью Воскресения Христова, построенные в 1670 году.
Церковь Воскресения Христова очень красива внутри, в 1675 году всю её расписали фресками ярославские и костромские мастера на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Жаль, что эту красоту можно увидеть только в тёплое время года.
Парадные ворота очень часто появлялись в фильме «Иван Васильевич», во многом именно благодаря им Ростовский кремль был выбран в качестве места съёмок.
Соборная площадь — самая старая часть кремля. На ней стоит Успенский собор — древнейший в городе.
До появления кремля тут находился деревянный храм, который не раз страдал от пожара, пока не был перестроен в камне в 1512 году.
В Успенском соборе в наши дни продолжается реставрация, но он открыт для посещений, можно рассмотреть фрагменты древних фресок. Самые ранние из них, найденные в нижних частях стен, относятся к XII веку.
Знаменитая соборная звонница, стоящая отдельно, была построена позднее собора, в 1682–1687 годах.
Четырёхъярусная звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим может похвастаться оригинальным набором из 15 колоколов, сохранившимся до наших дней, что очень ценно. Самый большой колокол — «Сысой», он весит около 2000 пудов.
Именно на колоколах звонницы Успенского собора в фильме была исполнена мелодия «Чижик-пыжик». На Соборной же площади происходил марш стрельцов под песню «Кап-кап-кап, из ясных глаз Маруси капают слёзы на копьё» (не знаю как вы, а я это мысленно пропела).
Выходим с территории Ростовского кремля через Святые ворота, которые также снялись в фильме: через них русское войско отправлялось воевать в Крым по приказу «ненастоящего царя».
Интересные факты о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:
- В основу сценария фильма легла ранее запрещённая пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Сюжет там тот же, но действие происходит в 1930-х годах. Её запретили в 1936 году и впервые опубликовали только в 1965-м.
- Роль царя Гайдай предлагал Юрию Никулину, а Жоржа Милославского — Андрею Миронову. Но первый отказался сам, опасаясь, что цензура не пропустит картину, а кандидатуру второго отклонил худсовет, сочтя его слишком утончённым для такой роли.
- Макет машины времени для съёмок создал художник Вячеслав Почечуев, который получил в бухгалтерии гонорар в 40 рублей и справку — «за изобретение машины времени».
- Блюда на столе во время царского пира — не муляжи, а самые настоящие: осетрина, поросёнок, икра и т. д. Их оплатил Леонид Гайдай из собственных средств.
- В эпизоде про икру заморскую баклажанную в кадре — икра из кабачков. Впрочем, ни кабачков, ни баклажанов на Руси во времена Ивана Грозного не знали.
- Песня «А не сильная туча затучилася…», которую в фильме пели гусляры — исторический памятник русской литературы. Она называется «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» и была написана в конце XVI — начале XVII века после Молодинской битвы.
- А композиция «Поговори хоть ты со мной…», звучащая из магнитофона, на который случайно присаживается Иван Васильевич, была записана Владимиром Высоцким специально для этого фильма.
- «Все, чтo нажил непoсильным трудoм, все же пoгиблo! 3 магнитoфoна, 3 кинoкамеры заграничных, 3 пoртсигара отечественных, куртка замшевая. 3 куртки!» — говорит Владимир Этуш дрожащим голосом, но это не актёрская игра, он просто боялся собаки, которой всё это рассказывает.
- Костюмы царя и стражников ранее уже использовались для съёмок фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», вышедшего в 1945 году. А модные костюмы для Зиночки сшил модельер Вячеслав Зайцев.
- В 2002 году этот фильм вышел в США под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future»). В Финляндии советскую комедию знают как «Иван Грозный Булгакова» («Iivana Julma Bulgakov»), а в Венгрии — «Привет! Я царь Иван» («Halló, itt Iván cár!»). В международном рейтинге IMDb у фильма весьма высокая оценка — 8.4 из 10.
Вот так благодаря «Ивану Васильевичу» все мы, и даже иностранцы, довольно давно познакомились с Ростовским кремлём, причём многие и не подозревали об этом. Но посетить это удивительное место нужно обязательно. Уж в какой сезон — решайте сами.
Теги:
Культурно-познавательный туризм