Сегодня заглянем в два храма с выдающимися художественными работами. Оба — в самом центре исторического Неаполя, в районе Декумани и его главной улицы Виа Трибунале.
Сан-Грегорио-Армено
Церковь Сан-Грегорио-Армено расположена на одноименной улице (Via San Gregorio Armeno) c очень любопытной традицией: здесь торгуют различными аксессуарами для создания презепе (рождественских вертепов), чрезвычайно популярных в Италии, да и не только. Вся улица, целиком и полностью отданная на откуп создателям презепе, производит впечатление: здесь находятся маленькие магазинчики, где продаются как сами вертепы, так и «комплектующие» к ним (фигурки персонажей и животных, крошечные: мебель, предметы обихода, блюда с едой и т. п.). Говорят, что нигде в Италии не найти большего разнообразия: начиная от вертепных каркасов и до миниатюрных компонентов, которыми можно заполнить рождественские домики и пещеры. Находиться на этой улице непросто — приходится с трудом пробираться сквозь толпу туристов, осматривающих выставленные сокровища.
Улица Via San Gregorio Armeno с рынком рождественских вертепов.
В суматохе Виа-Сан-Грегорио-Армено вход в церковь легко пропустить, поэтому приводим ниже его фотографию.
Вход в церковь со стороны Via San Gregorio Armeno, чуть ниже перекрёстка с Via Tribunali, главного римского декумануса Неаполя.
История возникновения храма уходит в 8-й век, когда в Византии началась компания иконоборчества. В это время много греческих монастырей в полном составе снималось с места и бежало в Южную Италию под защиту правивших там норманов. Одним из таких коллективных беженцев был греческий женский монастырь, живший по уставу Василия Великого (василианки). Монахини привезли собой в Неаполь свою святыню — мощи св. Григория Просветителя (252–326), первого католикоса всех армян. В последующие века монастырь превратился из греческого в латинский и из василианского в бенедиктинский. Современные здания как церкви, так и монастыря датируются концом 16-го века и имеют пышную барочную отделку 18-го века.
Пышный барочный интерьер церкви. В ней только один неф, что редкость для неаполитанских церквей.
Контрфасад, над которым расположены хоры.
На контрфасаде Лука Джордано в 1684 году написал цикл фресок, разделенный на три части: слева — «Прибытие византийских монахинь на берега Неаполя», в центре — «Перенос мощей святого Григория», справа — «Приём монахинь неаполитанцами».
В конце нефа напротив друг друга расположены два больших барочных органа.
Органы построены в 1737-1742 гг. мастером Томасо де Мартино. Функционально для церкви вполне хватило бы одного органа, но для красоты сделали два симметричных.
Кесонный потолок, украшенный картинами Теодоро д'Эррико и резьбой различных неаполитанских мастеров, был создан в 1580-1584.
Мраморный главный алтарь конца 17-го века. В центре - панель "Вознесение".
Купол расписан неполитанским художником Лукой Джордано, который за быстроту, с которой он работал, получил прозвище «Luca Fà-presto» («Лука, делающий быстро»).
Капелла Св. Григория, где хранятся его мощи. На передней стене — картина «Святой Григорий и ангел» Франческо ди Марии (1658). По бокам капеллы - две картины Франческо Фраканцано.
Два больших полотна из жизни св.Григория по бокам капеллы (1635-37) кисти Франческо Фраканцано. На фотографиях, взятых из Википедии, представлены центральные фрагменты картин.
На картине слева Святого Григория бросают в колодец, а справа Царь Тиридат умоляет святого Григория вернуть ему человеческий облик. Армянский царь Тиридат поначалу преследовал христиан и бросил св. Григория в колодец, где тот выжил. Тиридат между тем был наказан за свои зверства тем, что превращён в зверя. Он обратился за помощью к Григорию и тот, заставив Тиридата помолиться о своих жертвах, вернул ему человеческий облик. Эти картины Фраканцано считаются шедеврами неаполитанского искусства 17-го века; в них видят влияние как Караваджо, так и Джузеппе Риберы, учителя Фраканцано.
Хоры. С них можно хорошо разглядеть резной потолок ...
Часовня Рождества с картиной Помпо Ландульфо "Поклонение волхвов".
Чтобы попасть в клуатр, нужно выйти из церкви на улицу, повернуть налево и пройти в сторону Виа Трибунале. У первого же угла находится решетка, за которой вверх поднимается монументальная лестница, ведущая к входу в монастырь.
Монументальная лестница ведет к порталу над входом в монастырь. Портал выполнен из орехового дерева и обрамлен мраморной аркой, где по периметру находится фресковая композиция начала 18-го века, прославляющая св. Бенедикта.
Почти сразу за порталом находится вход в монастырский клуатр, возведённый в 1572-74 гг. одновременно с новой церковью. Расположенные на 2-м и 3-м этажах кельи монахинь выходят на огражденные балюстрадами террасы, с которых они могли любоваться внутренним двориком, засаженным апельсиновыми деревьями. В этот монастырь принимали девушек только из знатных неаполитанских семей, поэтому условия проживания у них были достаточно комфортными.
Капелла Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), находящаяся в клуатре. Это сохранившаяся часть средневековой церкви, которая была спасена от сноса в 16-м веке благодаря преданности монахинь Мадонне. В 18-м веке капеллу отреставрировали, украсив мрамором и установив новый алтарь, а также заказали Паоло Де Маттеису 18 полотен с сюжетами из жизни Девы Марии, которые были развешаны на стенах. Над алтарём поместили остатки фрески 13-го века, изображавшей Мадонну с Младенцем и святыми Иоанном Евангелистом и Иоанном Крестителем по обе стороны.
Главным украшением клуатра является великолепный барочный фонтан 18-го века со статуями Христа и Самаритянки, возведёный по просьбе настоятельницы монастыря. Сюжет фонтана позаимствован из Евагелия от Иоанна (Ин.4 7–29) о встрече и разговоре Христа с женщиной у колодца в Самарии. Попросив у самаритянки напиться, Христос, в завязавшейся беседе, открывает ей свою божественную сущность и потом обращает в Истинную веру её и много её соплеменников-самаритян.
Скульптурная композиция "Христос и Самаритянка" рядом с фонтаном.
Трапезная, построенная в 1680-85 гг. Вдоль боковых стен размещены картины на евангельские сюжеты из мастерской Франческо Солимены, а по обоим концам — фрески, изображающие свадьбу в Кане Галилейской и умножение хлебов.
Пио-Монте-делла-Мизерикордиа
В самом центре Неаполя, на улице Via dei Tribunali (бывшем римском decumanus maximus) и почти вплотную к Дуомо, расположено монументальное палаццо с внутренней церковью, под названием Pio Monte della Misericordia. Это штаб-квартира созданного в начале 17-го века (и существующего до сих пор) светского благотворительного учреждения, чьё название переводится как «Благочестивая гора милосердия». Для любителей искусства наибольший интерес представляет церковь этого общества, где хранится полотно Караваджо «Семь деяний милосердия», одна из знаковых картин мастера, а также другие известные картины того же периода, принадлежащие художникам неаполитанской школы. Все здание было превращено в музей в 2005 году; в его помещениях экспонируются исторические архивные документы и, кроме того, размещается небольшая пинакотека общества, открытая для публики. Но главным магнитом для туристов здесь является картина Караваджо.
Фасад здания общества "Пио-Монте-делла-Мизерикордиа" на улице Via Tribunali в Неаполе.
Благотворительное общество с таким странным названием было организовано в 1602 году семью молодыми дворянами из знатных неаполитанских семей, чтобы за свой счет реализовать программу помощи нуждающимся. Начали они с обеспечения больных едой, но потом стали также поддерживать бедных, заключённых и немощных, финансировали лечение больных, выкупали рабов и пленных, предоставляли кров паломникам. В 1603 году был составлен устав Пио Монте, одобренный сначала испанским вице-королем Неаполя, а затем и папой Павлом V.
Интерьер церкви Пио Монте (1671) в виде ротонды c куполом. Церковь встроена в палаццо, поэтому у неё нет внешнего фасада.
В основу устава общества его учредители положили 6 «телесных» деяний милосердия, описанных в Евангелии от Матфея: накормить голодного, напоить страждущего, одеть нагого, дать приют паломнику, помочь больному, посетить заключённого. К этому списку они добавили седьмой пункт — похоронить умершего — видимо для того, чтобы число актов милосердия совпало к количеством организаторов общества:).
По периметру восьмигранного пространства храма расположены семь капелл с картинами.
Обстоятельства сложились так, что в период становления благотворительного учреждения один год (1607-й) в Неаполе находился Караваджо, скрывавшийся там от преследования в Риме. Учредители общества воспользовались этим и заказали у него картину, в которой были бы изображены все семь выполняемых ими деяний милосердия, и мастер блестяще справился с этой задачей за 400 дукатов (огромная сумма по тем временам). Сейчас это полотно (правда, изрядно потемневшее) находится в главном алтаре церкви Пио Монте. Наряду с ним в боковых капеллах помещены 7 других картин, выполненных неаполитанскими художниками в течение 17-го века и изображающих каждый из семи актов милосердия в «индивидуальном порядке».
Главный алтарь (капелла) с картиной Караваджо.
Караваджо (1571-1610). "Семь деяний милосердия". 1607. Почти сразу после создания картина Караваджо стала настолько популярна, что управляющие Пио Монте запретили её копирование, продажу и вынос из церкви. (Запрещена, вероятно, и реставрация - картина за более чем 400 лет так потемнела, что некоторые "деяния" очень трудно разглядеть.)
Верхняя часть полотна Караваджо: Богоматерь с Младенцем-Христом, поддерживаемая двумя ангелами, взирает с высоты на добрые дела людей. У картины есть и другое название - "Богоматерь Милосердная" (Nostra Signora della Misericordia), - объясняющее присутствие Святой Девы на полотне.
Картина, на которой Караваджо поручалось изобразить сразу все семь милосердных деяний, оказалась перенасыщена персонажами (их 15). При этом мастер изображает отдельные акты милосердия с помощью сцен, взятых из Библии и римской истории, в которых человек помогает человеку без какого-либо божественного вмешательства.
Нижняя часть полотна: деяния милосердия.
Справа на картине хороши видны два деяния: «похоронить умершего» — церковный служитель с факелом в руке, освещает путь носильщику, держащему за ноги мёртвое тело (другой носильщик остался «за кадром»), а также «кормление голодного». Последний эпизод позаимствован из римской истории (Caritas Romana), когда человек по имени Цимон — старик, ожидавший казни в тюрьме голодной смертью, — был спасён своей дочерью Перой, которая, допускаемая к нему на свидания, выкормила его своим молоком. Это так впечатлило магистратов, что старика помиловали. Для изображения Перы Караваджо, как он часто делал с женскими персонажами, использовал образ римской куртизанки Филлиде Меландрони. Эпизод с молочным вскармливанием выступает одновременно и в качества деяния «посетить заключённого». Фигуры, размещенные на переднем плане слева, иллюстрируют деяние «одеть нагого». Молодой дворянин (олицетворяющий святого Мартина Турского, прославившегося подобной милостью) отрезает рапирой половину своего плаща для сидящего на земле обнажённого человека, повёрнутого спиной к зрителю.
Сделанный на основе картины Караваджо горельеф позволяет лучше рассмотреть прочие благие деяния, изображенные на (сильно потемневшем) полотне.
Деяние «напоить страждущего» изображено на заднем плане слева в образе человека, пьющего из челюсти осла (№ 1 на горельефе). Это иконография Самсона, который в пустыне выпил воду, чудесным образом данную ему Богом (ветхозаветный сюжет). Этот акт милосердия — единственный на картине, где показано божественное, а не человеческое участие для помощи другому человеку. Деяние «кров для паломника» представлено двумя фигурами (№ 2 на горельефе): мужчиной слева, показывающим указательным пальцем направление к приюту, и пилигримом, изображенном с посохом в руке и ракушкой на шляпе, что выдаёт в нём паломника в Сантьяго-де-Компостела по пути Св. Якова (Camino de Santiago). Деяние «забота о больных» олицетворяется фигурой калеки с костылём в самом темном углу внизу слева (его практически не видно на картине, но видно на горельефе — № 3). Он сидит на земле со сложенными в молитве руками и просит о помощи Мартина Турского, того же святого, который одел нагого.
Перейдём теперь к остальным картинам в церкви. На контрфасаде над входной дверью, прямо напротив полотна Караваджо, находится картина Луки Джордано «Христос и грешница». А в боковых капеллах по обеим сторонам нефа расположены картины с евангельскими сюжетами, являющимися аллегориями отдельных дел милосердия.
Расположение капелл с картинами в церкви Пио Монте.
Лука Джордано (1634-1705). "Христос и грешница". Ок.1660. Именно в этой евангельской сцене Христос произнёс свою знаменитую фразу: "Кто из вас без греха, первый брось в неё камень" (Ин. 8:2-11). С каким милосердным деянием связана эта картина, сразу не скажешь: ближе всего подходит освобождение заложника.
Джованни Баттиста Караччоло (Баттистелло, 1578—1635). "Освобождение св. Петра из темницы". 1615. Ангел выводит настороженного апостола из тюрьмы мимо уснувшей стражи. Сцена символизирует освобождение заключенного (очевидно, вариант акта милосердия "посещение узника"). Картина демонстрирует мастерское использование световых контрастов одним из первых неапольских караваджистов.
Лука Джордано (1634-1705). "Погребение Христа". 1671. Картина расположена в капелле, посвящённой акту милосердия "погребение мертвых", и написана в барочном стиле.
Фабрицио Сантафеде (1560-1634). "Св. Пётр воскрешает Тавифу". 1612. Тавифа была благочестивой женщиной, известной своей благотворительностью и помощью нуждающимся. В картине олицетворяются три акта милосердия: накормить голодного, напоить жаждущего и одеть нагого (в соответствии с тем, чем занималась помогавшая бедным Тавифа). Автор картины когда-то считался «неаполитанским Рафаэлем». Он был художником в стиле, близком тосканско-венецианскому маньеризму, а позже позаимствовал некоторые приёмы Караваджо и использовал их в этой картине (световые эффекты, обнаженная спина нищего на переднем плане).
Джованни Винченцо Форли (1580-1625). "Добрый самаритянин". 1607. В этой картине милосердное деяние по уходу за больным показано с помощью Притчи о добром самаритянине, оказавшем помощь раненому путешественнику (упомянута в Евангелии от Луки). Художник - один из последователей Караваджо: композиция его картины с тройкой ангелов, поддерживающих Мадонну с Младенцем, очевидно позаимствована из полотна Караваджо в главной капелле.
Фабрицио Сантафеде (1560-1634). "Христос в доме Марты и Марии". 1612. В этом полотне изображён милосердный акт по предоставлению крова путешественнику (паломнику), основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Любопытно, что, помимо трёх главных участников, картина "населена" ещё многочисленными другими персонажами.
Джованни Бернардино Аццолино (1572-1645). "Святой Павлин (Paulinus) освобождает раба". 1626-31. Картина напоминает легенду о св. Павлине, епископе Нолы под Неаполем, который в 410 г. предложил себя королю вестготов Алариху вместо пленённого сына бедной вдовы. У ног святого находится освобождённый раб, с которого только что сняли цепи. Это аллюзия к милосердным деяниям по выкупу и освобождению невольников, захваченных турками во время рейдов на побережье Южной Италии.
В церкви Пио-Монте-делла-Мизерикордиа есть любопытный презепе (рождественский вертеп), все персонажи которого позаимствованы автором с различных картин Караваджо. В частности, Дева Мария с Младенцем создана по образу «Мадонны пилигримов» из римской церкви Сан-Агостино, а нищий, обращённый к зрителю голой спиной, позаимствован из «Семи деяний милосердия» в главной капелле.
Презепе на основе картин Караваджо.
Помимо 8 главных полотен в церкви, на 2-м этаже палаццо общества «Пио-Монте-делла-Мизерикордиа» есть еще небольшая картинная галерея с произведениями неаполитанских художников 17–19 веков. Громких имён там немного и сильного впечатления она не производит, так что ходить туда при недостатке времени необязательно. Но мы в эту пинакотеку заглянули и ниже приводим несколько полотен оттуда.
Хосе (Джузеппе) Рибера (1591-1652). Святые Антоний Аббат и Иероним.
Гвидо Рени (1575-1642). Четыре евангелиста. Лука и Иоанн.
Гвидо Рени (1575-1642). Четыре евангелиста. Марк и Матфей.
Джованни Франческо де Роза (Пачеко, 1607-1656). Мадонна с Младенцем.
Джованни Бальоне (1573-1643). "Погребение Христа". 1608. Полотно Бальоне первоначально находилось в церкви как изображение милосердного акта погребения мертвых. Однако оно чем-то не удовлетворяло вкусам руководителей Пио Монте и впоследствии было заменено картиной Луки Джордано на тот же сюжет. Лично мне картина Бальоне нравится больше.
Напротив Пио-Монте-делла-Мизерикордиа расположена уютная площадь (Piazza Cardinale Sisto Riario Sforza) с обелиском в честь Св. Януария посередине. Он был сооружен в 1631 г. в знак благодарности за избавление города от последствий извержения Везувия. За ним виден купол Капеллы Св. Януария, примыкающей к неаполитанскому Дуомо. Фото справа сделано из окна пинакотеки Пио Монте.