«Это не сон. Это вся пpавда моя, это истина. Смеpть побеждающий вечный закон — это любовь моя." Рабиндранат Тагор
Камасутра — древнеиндийский трактат, посвящённый теме камы — сферы чувственной, эмоциональной жизни, влечения и любви.
Вступление.
Гид Ранджинд, субтильный, с очень темной кожей, подсвечивал с помощью зеркальца солнечным зайчиком на стене храма очередную женскую каменную фигурку в раскованной позе. „Девушка загорелля“, — с непередаваемым акцентом произносил он. „Ранджинд, может не загорела, а созрела?“ — вспомнились мне слова дурацкого эстрадного шлягера… „Или, может быть возбудилась?“… „Да-да, эта очень важна и правильня“… — подтверждал Ранджинд. „Итак, девушка загорелля…“
Наш гид обладал рядом несомненных профессиональных качеств, знание русского языка к которым совершенно не относилось)) Для понимания его рассуждений приходилось напрягать слух и внимание, чтобы уловить суть рассказа, надо было что-то уточнять, иначе было легко потерять мысль…
Хитро глянув темными глазками, Ранджинд спросил: „А вы знаете, сколько поз любви насчитывает Камасутра?“ „Эээ, ну, много“… — промямлил я, притворившись лохом, ведь перед поездкой не поленился заглянуть в Вики. „Вот! — победно поднялся к небу гидский палец — 83!“. Потом запнулся: „Нет, 85!“. „А Вики пишет про 64“… — вставил я шпильку гиду))
„Европейцы плехо разбираются в этом“ — парировал тот. „Вполне возможно. — ответствовал я. — Но у вас то, надеюсь, с этим делом все в порядке?“… Наш индийский друг погрустнел: „У нас это… тоже все сложьня…даже жениться…“
Миниатюрный храм Нанди Мандапа. В нем установлена большая каменная статуя быка Нанди — одного из образов Шивы. Существует традиция сообщать Нанди на ухо свои желания, чтобы он передал их Богу.
Рассказ о женитьбе гида Раджинда, рассказанный им самим с помощью наводящих вопросов автора и в его литературной обработке.
„Жениться у нас сложно. И дорого. Если у мусульман деньги на калым собирают родственники жениха, то у индуистов — родня невесты. В данном случае это можно назвать приданым. Я не видел своей будущей невесты, ее подбирали родители. Только когда мы поехали на сватовство, я впервые увидел там невесту. Она мне не понравилась… Маленькая какая-то… (При этом Ранджинд сам был небольшого роста и худ как подросток). После этого мы с родителями отказались жениться и стали ездить на просмотр к другим невестам.
Но там несколько раз невесты отказали нам… Поэтому нам пришлось вернуться к первой претендентке и жениться на ней… Приданого за ней я много не получил — у меня плохая профессия, шляюсь где-то все время и заработок нестабильный“. На мой уточняющий вопрос — не обиделась ли невеста, что ею вначале пренебрегли, Ранджинд простодушно отвечал: „А куда ей было деваться, ее никто замуж не брал…“.
Мда… Сексуальная раскованная страстность древней Камасутры как-то не очень вязалась с индийской реальностью. Было похоже, что заветы далеких предков, запечатленные в камне, являются для современных индийцев некой диковинкой, более, чем для раскованных европейцев. Ранджид, наводя свой солнечный лучик на фигурки в какой-то особо непростой позе, цокал языком — „О, это очень-очень слежьня“… Что оставляло надежду, что он все-таки пробовал))
Вместо предисловия.
Мы давненько хотели в Индию, перед началом объявленной ковидной эпидемии даже разработали маршрут… Осенью вернулись к этой идее, но решили идти упрощенным путем — приобрести тур. Выбирая направление, рассматривали для начала классический Золотой треугольник — Дели-Джайпур-Агра. А когда думали, что к маршруту добавить, в вариантах фигурировал Варанаси.
Вид на отель Syna Hentage
Но тут вспомнился Кхаджурахо. И оптимизм эротически-сексуального пиршества храмов Кхаджурахо победил грустную эстетику погребальных обрядов Варанаси за явным преимуществом.
Аутентичный замок в номер отеля Syna Hentage
Кхаджурахо перед возвратом в Дели был последним пунктом недолгого, но очень насыщенного путешествия группы, состоящей из гида, водителя и двух туристов. Городок стал тихим оазисом в путешествии по бурным, перенаселенным городам с отсутствующими правилами дорожного движения и толпами торговцев и нищих, бродящих по горам мусора вперемежку с коровами, собаками и мартышками.
Территория отеля Syna Hentage
В Кхаджурахо народа, коров и мусора по индийским меркам было очень мало. В изобилии бегали только очаровательные бурундучки)) Прямо радость для глаз.
К тому же к концу путешествия я, несмотря на все меры санитарной предосторожности, заболел. День перед приездом в Кхаджурахо был сложным, с переездом из Агры в Джанси на поезде, потом автопереездом в Орчху с изучением местных достопримечательностей и последним броском на Кхаджурахо.
Это не садовник, а его скульптура ))
В Орчхе я почувствовал ломоту в мышцах и жар, верные признаки температуры, при всех переездах дремал. К вечеру, по ощущением, температура приблизилась к 39. Нужно было что-то срочно делать. Помог бабушкин способ — 2 литра горячего чая с медом на ночь, усиленным пакетом терафлю и полтаблеткой анальгина.
К утру белье было мокрое насквозь, зато вместе с потом хворь ушла. Я был бодр и готов к экскурсии, заодно обнаружив, что живем мы в довольно стильном и пустом отеле Syna Hentage — в ресторане были в одиночестве. Лучшее лекарство для захворавшего туриста в Индии — посетить Кхаджурахо))
Глава 1 — единственная.
Кхаджурахо — это относительно небольшой населенный пункт, особенно по меркам густонаселенной Индии, в котором живет два-три десятка тысяч человек, находится в районе Чхатарпур в индийском штате Мадхья-Прадеш. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в нем расположен комплекс храмов, относящихся к индуизму и джайнизму. Название города произошло от индийского названия финика.
Храмы разделены на три группы: Западную, Восточную и Южную, считается, что из 85 древних храмов сохранилось только 20. А светские постройки вообще не сохранились. Основной популярностью пользуются 5 храмов из Западной группы, ежегодно привлекающие тысячи туристов. Храмы Кхаджурахо сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского стиля „нагара“. Сооружены они были во времена правления индийской династии Чандела в 850–1150 годах.
Город являлся их культурной и религиозной столицей. После падения династии он был частично разрушен, а в период мусульманского правления затерялся в джунглях на века. Только в 1838 году местные жители привели некоего капитана британской армии к затерянным храмам.
Храмы Кхаджурахо стали символом индийской эротической скульптуры. Хотя подобные храмы с изображенной эротикой сохранились и в других местах Индии. Известно несколько таких храмов и храмовых комплексов, но Кхаджурахо, пожалуй, из них самый туристически раскрученный.
Гид Ранджинд изложил три версии причин, по которым были созданы храмы с такой эротической компонентой — выбирайте любую)) Все они по своему интересны и приведены автором в литературной обработке.
Версия 1. Погодой в этих местах в древности заведовала Богиня Грозы, которая, по словам Ранджинда, была „девочкой“. Чтобы уменьшить количество разрушительных ливней на храмах были сооружены „непристойные“ картины. Богиня-девочка, увидев такое непотребство, должна была бежать подальше из-за чувства то ли стыда, то ли зависти — в этом наш гид определиться не смог))
Версия 2. Подданные местного правителя стали массово увлекаться религией джайнизм. Джайнизм популяризировал сплошную медитацию по жизни, отказ не только от семьи и имущества, но и от секса. Перспектива уменьшения количества подданных сподвигла правителя отвлечь народ от такой государственно вредной религии путем рекламы сексуальных отношений в камне (про джайнизм к концу рассказа будут высказаны личные впечатления).
Версия 3. Местная красавица купалась в пруду и согрешила с Богом Луны. К утру, по девичьей привычке, потребовала от партнера жениться — а как же соседи и людская молва? Тот спрыгнул с темы — мол, у меня на небе дел полно… но пообещал, что мальчик, родившийся от этой романтической связи, станет супергероем и знаменитым правителем. С 10 лет будет голыми руками убивать тигров и построит множество храмов, прославляющих cтрастную телесную любовь, что он и сделал! Скульптуры этого мальчика, побеждающего тигра, частенько встречается в Кхаджурахо.
Мальчик, побеждающий тигра (Другая версия - скульптура мифического животного Сардулы или Вьялы)
По мне — наиболее реалистичной и правдоподобной является версия „намба ту“))
Многочисленные туристы стекаются в Индию со всего мира, чтобы увидеть великолепные тысячелетние религиозные сооружения, оценить изумительное мастерство древних мастеров. Но что греха таить — некоторые интересуются в основном эротическими сюжетами на стенах, так называемых, „храмов секса и любви“. А ведь согласно подсчетам ученых, эротизма в великолепных барельефах не так уж и много. От общего количества скульптур откровенно сексуальные составляют всего лишь 2–3%. Но за них, несомненно, глаз цепляется))
Красота храмов не может не восхитить. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных как в обычных жизненных, так и весьма пикантных ситуациях. Мне показалось, что иногда изумленные туристы становятся жертвами самообмана — им чудится эротика там, где ее нет. Читал в некотрых отзывах, что в барельефах изображены многочисленные сцены секса с животными. Заметил только один такой момент — с осликом.
Ранджинд изложил по этому случаю версию про воинов в дальнем походе, которая была принята… В древних армиях в обозах частенько гнали животных для специальных целей. Да еще на одном барельефе изображен слон, сбросивший погонщика, мешавшего ему подсматривать за человеческой сексуальной сценой.
Но никакого секса со слонами и львами я не заметил, возможно, не разглядел, а скорее — туристам с перепугу показалось)) Наш знаменитый путешественник Афанасий Никитин, попавший в Индию в 15 веке тоже с перепугу написал в „Хожении за три моря“: „А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт… люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд“.
Вот что значит не вникнуть в древнюю философию жизни, а судить по внешним признакам)) Мы старались вникнуть. Хотя вникнуть в нее неофиту-европейцу ох как нелегко… Каждое утро гид Ранджинд с непередаваемым смешным акцентом строго спрашивал: " Сколько воплощений билля у бога Вишну? " Мы бодро вспоминали: " Рыба, черепаха, кабан, карлик, лев…»
«А еще? — гидский палец строго тыкал в нас. — Я вам рассказываль…" На самом деле воплощений у Вишну было не то 10, не то 12, одним из них был Будда. Лично я из всего сонма многочисленных Богов сразу запомнил и безоговорочно полюбил двух — Бога-обезьяну Ханумана и Бога-слона Ганеша, остальные время от времени путались…
Видно, что в древней Индии никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали — считается, что знаменитую «Камасутру» начали писать еще в 4 веке до н. э. И тем не менее эротические скульптуры расположены, как правило, только на наружных поверхностях храма.
Предполагают, что они предназначены для своеобразного очищения верующего и предостережения его от вступления в святыню до тех пор, пока он захвачен плотскими желаниями, которые надо уметь контролировать. При входе в храм нужно оставить все грехи, даже приятные, позади…
Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Женскую красоту в основном символизируют пышнотелые гибкие красотки — сурасундари, которых при храмах обучали всему необходимому для жизни — танцам, пению, игре на музыкальных инструментах и сексуальным умениям) Секс в камне представлен только с одной целью из трех возможных в индуистской философии — с целью удовольствия. О сексе в целях просвещения и продолжения рода речь шла, видимо, в каких-то других местах))
У красотки сурасундари на бедре примостился скорпион
При осмотре одного храма в глаза бросилась какая-то выцарапанная на камне сексуальная картинка, причем промаркированная рядом цифрой, как и другие артефакты. Ничего похожего рядом не было и сразу возникло подозрение, что это какие-то хулиганы нацарапали сюжет на «вольную тему» явно гораздо позже создания храма. Хотя это все равно могло быть сделано сотни лет назад.
Вырезанная в камне картинка непонятного происхождения... Древнее граффити ))
Призванный на помощь Ранджинд впал в задумчивость, позвал коллегу и они некоторое время что-то бормотали на хинди… В результате их вердикт подтвердил наши догадки — «хулиганство», из-за древности ставшее артефактом.
Напрашивается мысль об уникальной культуре Индии, где до сих пор, с точки зрения монотеизма, правит бал так называемое язычество. А ведь индуизм является самой древней религией мира из числа крупнейших и сохранившихся до современности. При этом запреты, присущие монотеистическим религиям в отношении сексуальной жизни, на индуистов совершенно не распространяются. Храмы восхищают и удивляют не только мастерством работы мастеров, но и отсутствием многих табу, присущих сознанию европейского человека.
В сознании начинает шевелиться и вибрировать некий когнитивный диссонанс)) А ведь для индуистов, во всяком случае изначальных, все это было естественно и прекрасно. Они полагали, что сексуальный опыт в некотором роде символизирует слияние человека с божественным началом.
Мы с большим интересом и удовольствием исследовали храмы в Западной группе, самые изящные и красивые, являющиеся вершиной мастерства зодчих Кхаджурахо, которые к тому же находятся в ухоженной парковой зоне.
На территории парковой зоны есть не только храмы 9–11 века, но и гораздо более поздней постройки. Они сильно отличаются внешним видом, например, белоснежный храм Пратапешвар 19 века — в некотором смысле новодел, на стенах которого отсутствуют скульптуры.
Храм Варахи, 10 век, Бог Вишну в образе кабана-вепря
В небольшом храме Варахи, построенном в 10 веке, установлено изображение бога Вишну в образе кабана-вепря, спасшего Землю от затопления в мировом океане.
Индуистский храм Лакшмана также был построен в 10-м веке и тоже посвящен Вишну, где он представлен в четырехликом обличии — человека, льва, вепря и демона. Все стены храма сплошь покрыты множеством резных фигур, батальные сцены чередуются с камасутрой. Этот храм является одним из самых сохранившихся в Кхаджурахо.
Храм Кандарья Махадева, 11 век
Храм Кандарья-Махадева 11 века выстроен в честь другого индуистского божества, входящего в божественную триаду — Шивы. Этот храм считается самым большим и красивым — вершиной мастерства местных зодчих. На его стенах изображено много эротических сцен, скульптуры можно долго изучать, каждый раз подмечая что-то новое.
Храм Читрагупта 11 века постройки является одним из немногих храмов в Индии, посвященных богу Солнца Сурьи. Интересно, что форма храмовых сооружений, по мнению исследователей, напоминают лингам как вечный продолжитель жизни — своеобразный фаллический символ Шивы, часто встречающийся в индуистских храмах.
Храмы в Восточной группе Кхаджурахо не столь многочисленны, как в Западной, и сосредоточены на небольшой застроенной территории без парковых лужаек. Мы увидели здесь джайнские храмы — храм Паршванатх 10 века, Храм Адинатх 11 века и храм Шантинатх 19 века постройки. В настоящее время джайнские храмы обнесены стеной.
Ключевое различие между джайнскими и индуистскими храмами в Кхаджурахо заключается в том, что джайнские храмы активно используются для молитв и богослужений. Джайнских монахов можно увидеть медитирующими или проповедующими.
Нам повезло — в момент посещения группа монахов нагишом и с пучками перьев из павлиньих хвостов в руках спустилась из какого-то служебного помещения и рассредоточилась по территории. Будто бы на нудистский пляж забрели, не сильно эстетично... )) Часть из них погрузилась в медитацию, часть стала проповедывать в виде беседы с представителями паствы.
Монахи идут отправлять культ
Джайнизм — древняя религия, появившаяся в Индии приблизительно в 4–6 веках до нашей эры, а согласно самому учению — существовала всегда. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана (Бардхамана), который в возрасте 31 года решил отказаться от мира, раздал своё имущество и более 12 лет вёл жизнь бродячего аскета.
После первых 13 месяцев отрешения от мира он стал ходить нагим, а на 13-м году скитаний, сочтя себя достигшим высших ступеней познания, выступил основателем новой веры. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5–6 миллионов приверженцев в Индии.
Простым языком философия джайнизма заключается в идее, что человек пришел в мир голым и уйдет из него таким же, поэтому все мирское лучше отвергнуть, сосредоточившись на медитациях и самосовершенствовании в целях достижения вечного блаженства. Представители джайнизма даже помыслить не могут о том, чтобы убить или причинить боль какому-либо существу, включая насекомых. Гид Ранджинд сравнил философию джайнизма с философией бахаев, не знаю, насколько обоснованно. Храмы бахаев в Дели и в Хайфе я видел.
Монах готовится к медитации
Часть монахов перемещалась по храмам совершенно обнаженными, на некоторых имелись набедренные повязки. Истощенными они не выглядели, некоторые несли с собой круглые животики)) На наше тихое ехидство по этому поводу Ранджинд обиделся, сказав, что это сгустки энергии, которой монахи управляют, ведя здоровый образ жизни. А у нас это еще называют комком нервов или соцнакоплением))
Монах с пучком перьев и "сгустком энергии" ))
Пока я перемещался по территории, охотясь за ракурсами, один из монахов собрал около себя 3–4 человека, ищущих истину. Ранджинд предложил попробовать присоединиться к совместной медитации. Я попытался перевести стрелки на супругу, но та сослалась на невозможность сосредоточиться в присутствии обнаженного мужчины))
Я уж было решил присоединиться, но во время вспомнил о старушке матери и хозяйстве, оставленных на Родине. А вдруг мне так понравится медитировать обнаженным, что захочется бросить все то, что бросить невозможно? И я решил не ввергать себя в искушение…
Храм Паршванатх, 10 век. Монах собирает паству
Послесловие
Мы отбыли из Кхаджурахо в сторону Дели умиротворенные и напитавшиеся прекрасным и позитивным, как бы иронически это не звучало… Мы отдохнули от обычной индийской толчеи и замусоренности, а я еще и быстро избавился от хвори в этом прекрасном месте. И если вы уж решите посетить такую туристически неоднозначную страну, как Индия, не забудьте о Кхаджурахо, Камасутра вам в помощь))
Теги:
Культурно-познавательный туризм