Два года назад Псков меня совершенно очаровал, потому в недавней поездке интервалы между поездом и автобусом по пути в Пушкинские горы (6 часов) и обратно (4 часа) восприняла как самый настоящий подарок. Правда, всегда немного опасаюсь новой встречи с местами, где было сказочно хорошо… А вдруг на сей раз этого не случится?..
Однако, увидав немалое количество стремившихся войти в Воскресенскую часовню на привокзальной площади, подумала, что это знак добрый и не ошиблась.
Московский поезд приходит во Псков в начале девятого утра и первым делом надо было позавтракать. На примете у меня с прошлой поездки были две столовые на Октябрьском проспекте: «Сергиевская» и «Моя столовая». Глядя в окно автобуса, здоровалась со «сталинками» проспекта и убеждалась, что цветочное оформление Пскова стало еще лучше, чем прежде. Респект властям! Вот бы каждый наш город так выглядел!
Выбор между «точками общепита» решила остановка «Детский парк», на которой я вышла, оказавшаяся ближе к «Моей столовой» и, как позже (на обратном пути) выяснилось, мне здорово повезло. Увы, «Сергиевская», которую предпочитала когда-то (она дешевле), позиции сдала: зал требует ремонта и готовить стали так себе. Кроме того, в Сети писали, что в «Моей» суперские сырники, так что за ними я туда и направилась. И само заведение, и сырники — смело рекомендую!
Интерьер стильный, красивый, сырники (брала со сгущенкой) — жаль, что больше двух в меня не помещается)))
Есть здесь и кондитерский отдел, миновать который сладкоежкам сложно, и к двум сырниками добавилось пирожное «Шу».
Объевшись, как удав, забыла, увы, сфотать модели ретро-автомобильчиков на подоконниках. А интересная деталь!
Чтобы закончить с темой «пропитания» упомяну, что обедала я в полюбившемся позапрошлым летом «Бульваре», который находится на площади (названия у нее почему-то нет) напротив Театра драмы им. Пушкина. Здесь, к счастью, все по-прежнему вкусно-красиво, и выпечка осталась замечательной.
Главной моей целью в тот день была примыкающая к наконец-то открывшимся после реставрации Поганкиным палатам картинная галерея, но попасть туда можно лишь с 10–30, а пока отправилась просто гулять.
И никак не могла не навестить ставшую чудесным открытием прошлой поездки Сергиевскую церковь. Тогда обнаружила ее совершенно случайно, зачем-то свернув в арку жилого дома (№ 15, того самого, где расположена «Моя столовая»).
Прелесть невозможная эта церковка родом из 16-го века! Барабан главки помимо традиционного псковского узора «поребрик-бегунок-поребрик» отделан изразцовыми вставками, и снова залюбовалась я глубокого зеленого оттенка керамическим лемехом луковки.
Радостно было увидеть, что за два года колокольня церкви «обрела голос» — колокола теперь на месте, а дорожка к крыльцу и само крылечко (деревенское такое, домашнее…) украсились цветами.
Прошлый раз оказалась здесь вечером, уже закрыто было, теперь же зашла внутрь. Скромно, но хорошо… Поставив свечу, поделилась ощущением с бабулечкой за свечным ящиком, а она и спрашивает: «А мироточащую икону нашу видели?» А я-то думала, что это за фотографии возле одной из икон Богородицы лежат? Собственно, следы мира и сейчас на иконе видны, но на фотографии — момент наиболее интенсивного его появления. И до чего же приятно было услышать, покидая храм: «Ангела-хранителя вам в помощь!».
Выходя из церковного дворика, возле калитки, обнаружила такого вот симпатягу:
Знакомьтесь — барсик Митя!
Оказалось, с декабря 2023-го года на улицах исторического центра Пскова стали появляться детки барса — гербового символа города. Конечно, правильно их было бы называть барсятами, но народу ближе «барсики», видимо по аналогии с распространенным именем котиков)).
Те, кто не в теме, иногда недовольно замечают, что фигурки совсем не похожи на котов. А и не должны!
Всего их установили десять, и, увы, я об этом узнала только на месте, а иначе, не прозевала бы того, совсем рядом с которым была в обед — возле театра.
Каждый барсик (кроме одного) «окрещён» в честь какого-либо чтимого в городе человека. Так, Митя получил свое имя по случаю того, что храм Сергия с Залужья дождался реставрации, благодаря вмешательству Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он вел переговоры с тогдашним партийным руководством города о ликвидации расположенных вокруг церкви начальственных гаражей.
Шагая по проспекту к Детскому парку, засмотрелась на пышные герани в балконных ящиках краснокирпичного дома № 22. Отметив, конечно же то, что и сам дом хорош.
Потом уже прочитала, что построили его в 1890 году и что до революции был он самым обширным жилым зданием города. Квартиры сдавались в наём, первый этаж занимали магазины и мастерские. А принадлежал дом обрусевшему немцу, псковскому купцу Карлу Ивановичу Гельдту, который помимо строительства доходных домов занимался продажей леса, брал подряды на строительство и ремонт общественных зданий города, имел мельницы на реке Пскове. По стоимости принадлежавшего имущества Гельдт занимал первое место среди избирателей города.
Но, что называется, «богатые тоже плачут»… Единственный сын и наследник Володя, юноша прекрасно воспитанный, будучи гимназистом выпускного класса, внезапно заболел и впал в «тихое», как тогда говорили, помешательство. Хотя молодой Гельдт по-прежнему, не хуже других сверстников своего круга, умел вести светский разговор и остроумно шутил с барышнями во время танцев, время от времени он ляпал такое, что любому становилось ясно, что у парня не все дома.
Несчастье с Володей обсуждалось псковичами разных возрастов и сословий. Похоронив родителей, наследник быстро лишился всего немалого состояния, и вскоре вынужден был побираться, нищенствовать. От прошлого остались у бедняги черный цилиндр, который красовался на его голове зимой и летом и лоснящийся, но прекрасно сшитый сюртук. Дополняли же сей наряд залатанные во многих местах портки из грубой домотканой холстины, деревенская обувь, именовавшаяся поршнями (нечто вроде лаптей из сыромятной кожи) и объёмистая торба на боку.
Благодаря еще одному привлекшему внимание дому, просветилась насчет жезла бога Меркурия. Не сильна я в мифологии от слова совсем)))
Фасад дома № 18 мигом в голове моей ассоциировался с северным модерном, но умные источники в Сети подсказали, что тут еще и неоклассицизм присутствует. И этот дом принадлежал некогда богатым местным купцам, по фамилии Сафьянщиковы. Потому наличие над центральным эркером композиции из увитых цветочными гирляндами рогов изобилия с кадуцеем покровителя торговли Меркурия более чем оправданно.
Жезл из ореховой ветви, подаренный Меркурию Аполлоном, обладал свойством примирять спорщиков. Однажды Меркурий бросил его в клубок дерущихся змей (а они дерутся вообще?..), после чего гады моментально схватку прекратили, обвили ветвь и с тех пор нежно друг на друга смотрят. (Все равно пакость, кто бы что не говорил))). Жезл же Меркурия стал символом примирения.
А вот и Детский парк, в котором мне страсть как понравились цветочные коврики на газонах.
На заднем плане Анастасиевская церковь, к которой я на сей раз близко не подходила.
Василий же на горке меня что два года назад завораживал, что сейчас заставил остановиться в восхищении…
Счастье-то какое, что и храм устоял и на горку никто не покусился в недобрым словом помянутые не столь давние времена! Чудо ведь! И петуньи этому чуду невероятно к лицу. Расставленные в парке цветочные «ёжики» это ещё одна весьма приглянувшаяся мне новинка.
Снова поребрик-бегунок-поребрик в отделке. И даже без изразцов. А глаз не отвести…
Не знаю, каким образом, но вот этот персонаж стал для меня открытием, что те барсики)))
Хотя «Скобарь» поселился в парке аж в июле 2014-го года (юбиляр, однако!) и чего только граждане ему не натёрли))). Ну, подкова или там молоток, и даже нос (под руку хорошо попадает) ладно. Но ботинок?! Не лень же кому-то наклоняться!
А дальше случился со мной «поисковый заскок»)) Телефонная офф-лайн карта уверяла, что где-то рядом находится «Кошка-скалолазка». Как не присовокупить ее к барсику Мите? В воображении моем рисовалась симпатичная киса где-нибудь на окрестном дереве.
Кои были старательно осмотрены, но ничего кроме диковинного гриба на стволе одного из них обнаружено не было.
Зато — ой! приветик, деточка! — на парапете возле библиотеки, в которой находится музей книги «Два капитана», отыскался барсик Венечка))).
С именем, которого, все ясно без пояснений. У Венечки лоснился нос — видимо, больше всего гражданам необходимо хорошее настроение (нос отвечает именно за это). Почему-то не заметила потертостей за ушами — неужто никому не требуются счастье и любовь?! Книга, на которой барсик сидит, тоже совсем не отполирована. Похоже, в городе Пскове все школьники и студиозусы и так хорошо учатся))
По пути к Венечке я миновала площадку, на которой восседали ДВЕ гигантские кошки. Не шибко располагающей наружности.
Отметила про себя, что прям нашествие кошачьих во Пскове и прошла мимо. Но, глянув от Венечки вниз, увидела на голове (!) одной из кошек даму, и тут меня осенило: да вот же моя пропажа! Оказалось, не кошка-скалолазка, а кошка ДЛЯ скалолазания! К тому же их две, вот и попробуй, догадайся! Фигуры этих монстро-кошек утыканы соответствующими приспособлениями.
Когда подошла к ним, фотосессия дамы между кошкиными ушами аккурат закончилась, дама (лет так на десяток постарше меня, в шортах), спустилась вниз. И на просьбу запечатлеть меня с рядом с кошечкой (зря что ли так долго искала?), ответила: «А чего это рядом? Лезьте вверх!» От подъема к ушкам меня спасло платье)))
После этого приключения дошла до памятника княгине Ольге, подножье которого тоже в этом году обильно украшено вазонами с петуньями.
Тучки над головой святой покровительницы Пскова несколько настораживали, но и прогулка моя подходила к концу, пора уже было шагать к картинной галерее.
Где оказалась минут за семь до открытия, а потому успела еще заглянуть в Комсомольский переулок (музей находится на углу этого переулка и улицы Некрасова, бывшей Губернаторской). В переулке можно посмотреть на Палаты у Сокольей башни (Дом ксёндза), где размещаются различные экспозиции «про старину» и проводят мастер-классы для деток. Фотка у меня почему-то получилась никакущая, потому ее здесь и нет.
А напротив Палат — рекомендуемый путеводителями к осмотру дом Масона (начало ХХ века). Во всяком случае так значится на охранной табличке.
Хотя на самом деле особняк в стиле модерн был построен следующими владельцами — Журавлевыми. Рядом, кстати, расположен отель, который так и называется «Усадьба Журавлевых». Вроде как в доме Масона некоторое время располагалось фондохранилище Псковского музея-заповедника, но сейчас никаких вывесок на нем нет.
В тот же Комсомольский переулок выходит парадный фасад бывшей Мариинской женской гимназии. Нарядный! (Переулок некогда назывался Златоустовским, жаль, что не вернули ему это имя).
Гимназисткам, увы, недолго довелось в таком роскошном здании учиться, возвели его в 1916-м году.
Ну, а следующие два часа я провела в картинной галерее, о которой стоит рассказать отдельно.
Неизвестный художник. Торопчанка с цветком. 1-я половина 19-го века.
Павлов Капитон Степанович. Играющие дети. 1837.
Борис Григорьев. Уолт Уитмен. Эскиз панно "Социализм". 1918
Право слово, если бы увидела там только эти три картины, и то считала бы, что не напрасно время потратила.
К сожалению, надежды мои на то, что все же начавшийся дождь, прекратится, не оправдались, и на отреставрированные Поганкины палаты я смотрела из-под козырька отеля Дом Подзноева. А на внутренний дворик Трапезных палат по соседству — с высокого крыльца кондитерской, где можно попробовать креативного вида пироженки. У меня на них, к сожалению, не было времени.
Хорошо еще, что дождь не лил стеной, но дальнейшую прогулку подпортил. Однако до Крома, псковского Кремля, я все же дошла: очень уж хотелось увидеть недавно «распелёнутую» после реставрации колокольню. Немалое количество лет жаждавшим запечатлеть вид на Кром приходилось ой как изворачиваться, дабы «леса» в кадр не попали.
На обратном пути из Пушкиногорья свидание мое со Псковом было совсем коротким, зато погода не подвела: вон какое небо яркое над еще одним симпатичным особнячком на Октябрьском проспекте!
Архивные документы уверяют, что построен он в 1913-м году по заказу и на средства будущего владельца Герасима Ивановича Смирнова, бывшего по происхождению крестьянином, по роду занятий — купцом. Интересных деталей здесь предостаточно (сочетание псевдорусского стиля с элементами модерна), но особенно мне понравились женские маски над ажурными балкончиками.
Прокатившись от вокзала до площади Ленина, перешла по Троицкому мосту Пскову, радуясь возможности полюбоваться панорамой Крома с него: два года назад мост был на ремонте. (Сейчас, кстати, сооружают пешеходный мостик от Золотой набережной к Кремлю).
А в начале улицы Леона Поземского остановилась, завидев этот дом:
Всезнающая Сеть на сей раз ничем не порадовала, кроме указания года постройки — 1899, и «застройщика» — крестьянин (тоже наверняка ставший купцом) И. Степанов. А угловой балкончик на доме будто не Степанов заказывал, а какой-нибудь Степанян — совсем южный!
Закончена реставрация и церкви Косьмы и Дамиана с Примостья (1463 год!).
Звонница ее, как мне кажется, одна из самых высоких во Пскове. Правда, колоколов на ней пока нет. И верится с трудом, что несколько столетий такой вот, чисто псковской, звонницы здесь не было — восстановили первоначальную, возрождая храм.
Территория вокруг уже обихожена, даже и в нишах у входа — горшки с цветами.
А во дворике — прямо-таки цветочное буйство!
От Космодамианской церкви спускаюсь к берегу Великой, и направляюсь к двум башням «Варлаамовского угла», которые прошлый раз проигнорировала, решив, что башен и стен Крома мне более, чем достаточно. Да и цена посещения Варлаамовской и Высокой башен показалась тогда совершенно негуманной. Но когда потом увидела и прочитала в рассказах неленивых туристов, ЧТО пропустила, ой, как пожалела…
Ведь даже то, что при реконструкции Варлаамовской башни часть каменной стены не стали достраивать, а закрыли пространство стеклом, и то смотрится здорово. А купола башен?! Когда смотришь на них снаружи, в жизни не подумаешь, что сделаны они на манер гигантских «корзин» из бревен!
Обе башни являлись некогда частью оборонительных сооружений так называемого Окольного города. Построенная в 1627–1628 годах Варлаамовская была одной из самых мощных в Пскове, имела пять ярусов и 32 бойницы.
Внизу можно увидеть всяческие военные артефакты и послушать гидов, вещающих «групповым» туристам о безуспешной осаде Пскова войсками шведского короля Густава II Адольфа.
Мне же интереснее было подняться на смотровые площадки, чтобы лучше ощутить размеры башни и рассмотреть «корзину»))).
Кстати, тетушки-служительницы с каждым индивидуальным посетителем проводят небольшой инструктаж, рассказывают, где и что можно посмотреть и настоятельно рекомендуют соблюдать осторожность на лестницах. Они и правда здесь крутые!
На одном из верхних ярусов можно прогуляться по короткой галерее «от реки» и обратно, но куда больше впечатляет двухсотметровый боевой ход от Варлаамовской башни к Высокой.
Кстати, мне кажется, начинать знакомство надо именно с Варлаамовской, а не наоборот, т. к. из верхнего яруса бойниц Высокой башни открываются аховые виды на стену, под крышей которой вы только что прошли, и на Кром.
Люблю, когда впечатления идут по нарастающей.
Уже спускаясь, жалела некоторых граждан, которые отказывались подниматься наверх. Но не будешь же всем и каждому объяснять, чего они себя лишают?..
«Корзинка» внутри купола и в Высокой башне тоже, кстати, замечательная!
Выйдя из Высокой, невозможно миновать смотровую площадку рядом с ней. Дух захватывает от русской северной старины… До мурашек…
Как же быстро время летит там, где интересности на каждом шагу! Но еще немного его в запасе у меня есть. Возвращаюсь к Троицкому мосту и любуюсь пасторальной панорамой реки Псковы.
Однако тишина эта несколько обманчива.
Дело в том, что как раз в тот день в парке на левом берегу реки пел, плясал и благоухал вкусностями юбилейный — 10-й! — Международный фольклорный фестиваль «Соловьиная ночь». Правда, дата проведения меня несколько удивила — в наших, к примеру, краях соловьи во второй половине июля уже не поют (и совершенно точно не пели они в Пушкиногорье). Но название красивое, конечно. Ну, а вместо соловьев на фестивальной сцене можно было послушать выступления ансамблей народной песни из Беларуси, Карелии, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Псковской области.
Соловьиная ночь во Пскове
Участники которых выглядели чрезвычайно колоритно.
Знакомили фестивальные площадки и с военной историей былых времен. Желающие могли сфотаться в старинных доспехах или попробовать свои силы в поединке на «мечах». Уж не знаю, из чего они были сделаны, но защиту «бойцам» выдавали серьезную. Умилила воительница в розовом платьишке в черный горошек — подрастают в русских селеньях ТЕ САМЫЕ женщины!)))
Народ развлекали активно, и сама бы с удовольствием в танце-ручейке поучаствовала,
но, увы, время не позволяло.
Конечно же, было здесь множество различных мастер-классов, ряды с сувенирами, а от жаровен тянуло такими ароматами, что слюнки текли!
Завершиться действо должно было аж в 22–00 шествием с факелами из парка реки Псковы через мост в парк Строителей. Эх, сколько раз я по этому мосту два года назад хаживала… На холме над ним стоит красавица Богоявленская церковь…
Но, я в это время буду уже в поезде… Вспоминая две короткие встречи с городом, очарование которого не меркнет…
А чтобы было не так грустно расставаться, перед тем, как ехать на вокзал, заглянула в кондитерскую «Французская булочка» на центральной площади. Булочку с лимоном уничтожила на месте, а сырная и панакотта отправились в сумку. Кондитерская — очень! Там вкусно и красиво.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия