В Кёльне я уже был в третий раз, первые два раза были в 2011 и 2013 годах, и с тех пор нельзя сказать что в городе что то особенно изменилось, Кёльнский собор также в лесах, а по улицам ходят толпы людей. Постараюсь вкратце написать о своих впечатлениях где все уже такое знакомое и привычное. В основном конечно про Собор, ну и по мелочи, про сам Кёльн я расскажу как-нибудь потом.
История современного Кёльна начинается в 38 году до н. э. с основания оппида Убиорум (лат. Oppidum Ubiorum). Этот каструм был основан Марком Випсанием Агриппой, полководцем императора Августа после переселения на левый берег Рейна дружественного римлянам германского племени убиев. Жившие здесь ранее эбуроны были разбиты войсками Гая Юлия Цезаря.
В 15 году н. э. в этом укреплённом селении, окружённом дремучими германскими лесами, в семье полководца Германика рождается Агриппина, которая и считается матерью-основательницей города Кёльна. Став женой императора Клавдия и вместе с тем императрицей, она склоняет мужа дать её родному городу статус колонии, официально ставящий его в ранг имперских городов и вводящий римское право. В Кёльне сохранилось к сожалению немногое со времен Рима, да и впрочем у Кёльна по большей части послевоенный облик середины 50х годов XX века. Я сразу пошел не в Кёльнский собор, а в направлении Рейна, и сразу вышел на набережную.
Мост Гогенцоллернов — стальной арочный железнодорожный мост через реку Рейн, расположенный на расстоянии 688,5 км от истока в крупнейшем городе федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия — Кёльне (Германия). Вместе с расположенными у разных концов моста вокзалами Кёльн и Кёльн-Мессе/Дойц является одним из важнейших железнодорожных узлов в Европе. В сутки по мосту проходит более 1200 составов. Въезд на мост был украшен неороманскими башнями, возведёнными по проекту берлинского архитектора Франца Швехтена. Неороманский стиль башен контрастировал с готической архитектурой Кёльнского собора. По обеим сторонам моста были установлены конные статуи прусских королей и германских императоров из династии Гогенцоллернов: Фридриха Вильгельма IV (скульптор — Густав Герман Блезер, Вильгельма I (скульптор — Фридрих Драке), Фридриха III и Вильгельма II (обе работы скульптора Луи Тюайона)
Вид на променад вдоль Рейна.
Большой Святой Мартин — католическая церковь в центральном районе города Кёльн Хоймаркт (северная часть старого города. Церковь расположена в квартале, получившем название Martinspförtchen, между площадью Старого Рынка и Рейнской набережной. Церковь находится в 150 м от кёльнской ратуши и в 350 м от Кёльнского собора. В годы Второй Мировой войны во время 262 бомбардировок Кёльна британской авиацией Большой Святой Мартин был практически разрушен. После войны началась дискуссия на тему нужно ли восстанавливать самый известный, после Кёльнского собора, символ города или же сохранить его руины, как мемориал, подобно берлинской церкви кайзера Вильгельма. После долгих обсуждений, которые проводились с привлечением политиков, художников, историков, архитекторов, в конечном счёте было принято решение о восстановлении церкви.
Нырнул в тихие улочки Кёльна. Про исторические здания расскажу в другом посте про старые поездки.
Очень многолюдно на торговой улице, но я пошел чуть подальше от центре, на Глокенгассе.
Знаменитый дом — флагманский магазин «кёльнской воды» — 4711. Увы, внутри не снимал, но могу много рассказать про неё.
В 1709 году Иоганн (Джованни) Мария Фарина основывает в Кёльне мануфактуру, сегодня старейшее парфюмерное предприятие в мире. Фарина называет свои духи в честь новой родины, города Кёльна: Eau De Cologne — одеколон («кёльнская вода» — нем. Kölnisch Wasser).
В 1803 году Вильгельм Мюлленс (1762–1841) выкупил право на пользование псевдонимом «Фарина» и перепродал имя другим предпринимателям, которые на его основе также как и Мюлленс основали свои мануфактуры. В 1832 году согласно судебному решению все мануфактуры были объявлены вне закона. После этого Вильгельм Мюлленс повторно выкупил псевдоним «Фарина» и вновь перепродал права предпринимателям.
Так продолжалось до 1881 года, когда суд огласил окончательный запрет на основания фирм с использованием чужого псевдонима. Фердинанд Мюлленс был вынужден распустить своё предприятие и после этого он основал своё собственное под названием «Кёльнская вода и парфюмерная фабрика Глокенгассе» с номером 4711 (нем. Eau de Cologne & Parfümerie Fabrik Glockengasse No. 4711) напротив почтамта Фердинанда Мюлленса.
На мой взгляд 4711 куда более «кёльнская вода» чем малоизвестная «Фарина», и одновременно единственная марка туалетной воды и одеколона которым я пользуюсь вот уже 14 лет. Хорошо что сейчас 4711 свободно продается на Озоне и других маркетплейсах.
После посещения 4711 я пошел к самому знаменитому зданию города — Кёльнскому собору.
В 1164 году канцлер императора Фридриха Барбароссы Райнальд фон Дассель (1159–1167), одержав победу над городом и государством Миланом, вывез из него мощи Трёх Королей (в православном богословии — Трёх Волхвов). Это неимоверно возвысило город в христианском мире. Как следствие, город не принял лютеранства и остался оплотом католицизма в Северной Германии.
После того, как в Кёльн были перемещены мощи трёх волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам пятинефного собора. Сегодня главная святыня собора хранится в великолепном золотом ковчеге.
В соборе установлено чудотворное распятие, выполненное по заказу архиепископа Геро около 975 года, являющееся древнейшим из монументальных распятий в Европе. Оно послужило прообразом для множества изображений распятого Христа.
Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит деамбулаторий — галерея с примыкающим к ней «венцом капелл». Пилястры состоят из множества круглых стоек, а своды оформлены изящными нервюрами. Внутреннее пространство украшено «лиственными капителями» с позолоченными натуралистически трактованными листьями. Большие оконные проёмы отделаны «ажурными» каменными переплётами. Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, выполнены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.
Пять продольных нефов пересекает трёхнефный трансепт. Над полукружием капелл деамбулатория, образующих малые апсиды (апсидиолы), возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна хора с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Колонны главного нефа имеют высоту 43,5 м.
В пяти северных окнах апсидиол сохранились старинные витражи с изображениями на библейские сюжеты, так называемые библейские окна.
Только после завершения строительства хора и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XIV веке были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал её первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчёркнутой утончённостью своих архитектурных элементов. В XV веке было завершено строительство третьего этажа южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/1449 году колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI века весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов.
В 1560 году из-за отсутствия средств строительство собора окончательно остановилось. Затем наступила пора других архитектурных стилей, и лишь в эпоху романтизма (начало XIX века) снова возникла мода на готику. В 1815 году Гёте поднял вопрос о достройке собора. В 1842 году оно было возобновлено по указу прусского короля Фридриха Вильгельма IV. В 1863 году обе башни были доведены до высоты 157,37 м, а 15 октября 1880 года в присутствии кайзера Вильгельма I строительство было в торжественной обстановке завершено.
Внутреннее убранство собора, как и его вид снаружи, поражают суровым величием, от которого веет духом Средневековья. Культурные ценности, хранящиеся в нём, не поддаются оценке. Многочисленные фрески, мозаики, ниши, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества от Средневековья до XIX века.
Есть в соборе и место для нововведений — например этот пиксельный витраж который очень красиво окрашивает Собор в определенные часы.
Все желающие могут как попасть и подвал Собора, так и подняться на один из шпилей чтобы посмотреть на город, но увы я перед этим закупился в музее Шумахера и одеколоном 4711 и с большим пакетом не рискнул подниматься наверх.
После посещения Собора очень захотелось выпить Кёльша, и потому я выбрал одну из старейших пивоварен Кёльна — «Brauhaus Em Kölsche Boor». Пивоварня была основана аж в 1760 году сменив множество названий. сменилось много владельцев и названий. С 1907 г. эта пивоварня стала называться «Em Kölsche Boor» — пивная была названа в честь этой ближайшей достопримечательности — средневековых стен Eigelstaintor. После войны развалины здания выкупили, восстановили, но производства пива не возобновили.
Интерьеры пивоварни классические
У Кёльна есть свое пиво — Кёльш. Это пиво верхового брожения имеет слегка горький вкус, чувствуется хмель. Содержание алкоголя 4,8%. Какое пиво имеет право называться Кёльш, определено в «Конвенции кёльш» (Kölsch-Konvention). В 1997 Кёльш Евросоюзом был принят в число защищённых региональных сортов. Кёльш пьют из специальных стаканов вместимостью 0,2 литра. Еще одна особенность — как только стакан допиваешь то приносят новый. Чтобы не принесли новый — нужно накрыть верх стакана бирдекелем.
Кельш восхитительный, а порция Братвурста большая и сытная.
Ну и напоследок хочется рассказать о Айгельштайнских воротах — северных воротах кёльнской средневековой городской стены
Ворота расположены на пересечении улиц Eigelstein, Lübeckerstraße и Greesbergstraße в северной части старого города. Вместе с воротами Hahnentorburg, воротами Святого Северина и Улрепфортом являются наиболее хорошо сохранившимися частями средневековой оборонительной стены Кёльна и позволяют в полной мере судить о её фортификационной мощи.
Точное происхождение названия ворот неизвестно. Существует версия, что название происходит от латинского слова Aquila — орёл, но достоверность этого предположения до сих пор не подтверждена.
Сооружены ворота были между 1228 и 1248 годами и служили главным въездом в город по пути из Нойса.
Немного утомившись и охмелев после 5 стаканов Кёльша, я побрел к вокзалу, и на этом хочется завершить рассказ. Кёльн не стал моим любимым городом Германии даже не попав в десятку, но есть тут такие вещи которые притягивают меня снова и снова, это и Собор, и 4711 и теперь музей Шумахера. Раньше я катался сюда на Gamescon, и просто на экскурсию. Город несмотря на то что был полностью разрушен имеет свое лицо и характер.