Продолжение путешествия по Южной Корее. Предыдущая часть: На поезде в Пусан
Как минимум за тысячу лет до того как Ли Сонге провозгласил в Корее династию Чосон, на полуострове уже существовали различные государственные образования. Одно из них, которое называлось Силла, в период своего наивысшего расцвета занимало более половины территории всего Корейского полуострова. Официально его история восходит к IV в. н. э., однако древнейшая корейская летопись Самгук Саги называет датой основания 57 г. до н. э. На протяжении более пяти веков ваны (короли) Силла правили из своей столицы Кёнджу, которая тогда называлась Сораболь. В наши дни Кёнджу — это один из самых туристических городов Южной Кореи в 100 км от Пусана. Из последнего добраться сюда можно на автобусе либо поезде.
1
Второй вариант интересен тем что можно заодно посмотреть на ж/д станцию Кёнджу, открывшуюся 1 ноября 2010 года. Она была построена после конкурса проектов, целью которого было воплотить атмосферу Кёнджу, старой столицы тысячи лет. Интерьер и фасад станции украшены рельефной резьбой и гранитными изображениями двенадцати животных Китайского гороскопа.
1 из 4
3
Эта станция заменила старую ж/д станцию, которая до сих пор находится в историческом центре города, но поезда туда больше не ходят. Теперь, чтобы добраться в центр Кёнджу, нужно ехать на автобусе. С другой стороны новая станция оказалась на скоростной ветке Сеул-Пусан, что упрощает транспортную доступность города. Вся историческая часть Кёнджу изобилует достопримечательностями, расположенными в шаговой доступности друг от друга. Мы начали знакомство c комплекса древних гробниц. Предполагается что они были построены для королей или других представителей правящего класса в V–VI веках. Самый большой курган имеет впечатляющие 80 метров в диаметре. Две гробницы комплекса представляют собой каменные камерные гробницы с коридорами, а остальные — деревянные камерные гробницы с каменными насыпями. Забираться на них запрещено — штраф 20 миллионов вон (более 1 миллиона рублей) либо тюремный срок 2 года.
1 из 2
3
Интересно, что в археологических раскопках принимал участие на тот момент Наследный принц Швеции, впоследствии король Густав VI Адольф (годы правления 1950–1973), который помимо принца являлся ещё и археологом.
1
Процесс строительства гробниц был хорош изучен. Сначала выкапывали прямоугольную яму глубиной 40 см и заполняли её камнями, формируя таким образом фундамент будущей гробницы. Затем сверху возводили деревянный каркас, который тоже заполняли камнями, оставляя незаполненной только погребальную камеру. После проведения погребального обряда сверху каркас засыпали камнями и грунтом.
1 из 2
1
Археологические находки показывают, что правящий класс Силла носил разнообразные орнаментальные головные уборы, круглые ленты, конические шапки и крылатые украшения из золота, серебра и позолоченной бронзы, символизирующие особое положение владельца в обществе. Из них короны из чистого золота были обнаружены на стоянках в Кёнджу, а короны из позолоченной бронзы были найдены в Кёнджу и многих его окрестностях. Короны из чистого золота были найдены только в каменных курганах и гробницах из деревянных ящиков, расположенных в центре города Кёнджу, что позволяет предположить, что их носили только те, кто обладал высшей религиозной и политической властью. Впервые такая корона была обнаружена в гробнице Geumgwanchong в 1921 году. Ниже — её реплика.
1
Помимо неё были обнаружены различные золотые украшения и другие предметы, например, стеклянные чаши. Несколько мечей с круглым навершием, найденные в этой гробнице, имеют надпись «King Isaji» и считаются самыми ранними среди сохранившиеся погребальных принадлежности Силла на которых выбито имя короля. Сейчас здесь реконструирована деревянно-камерная гробница Силла с каменным насыпным строением, деревянная камера, в которой покоилось тело умершего, и помещение для хранения погребального инвентаря.
1 из 3
1
В небольшом музее рядом с гробницей можно собрать свою собственную корону.
1 из 4
1
Сейчас места бывших захоронений Силла превращены в живописный зелёный парк, в котором высажено множество цветов.
1 из 4
2
Также здесь есть целые поля маков.
1 из 3
4
Предполагается, что во время правления королевы Seondeok (годы правления 632–647), 27-й правительницы королевства Силла (57 г. до н. э. — 935 г. н. э.), здесь была построена Обсерватория Cheomseongdae. Ее название означает «Платформа наблюдения за звездами» и она признана старейшей сохранившейся астрономической обсерваторией в Азии. В древних обществах отслеживание движения небесных тел имело большое политическое значение, поскольку астрономические наблюдения служили ориентиром для ведения сельского хозяйства, а также средством предвидения судьбы страны. Конструкция состоит из квадратного основания, основной секции и верха. Основная часть состоит из камней квадратной огранки, уложенных в 27 ярусов, образующих изогнутую цилиндрическую колонну. Другие теории предполагают, что это сооружение могло использоваться как алтарь, религиозный символ или памятник.
4
Миновав парк мы дошли до того места, где когда-то располагался дворец королевства Силла, Дворец Вольсон. Также его называли Джесон, что означало королевский замок. Позже, во времена Чосон, название сменили на Банвольсон. Считается, что Король Паша на 22-м году своего правления построил замок в 101 году н. э. и перенес столицу в это место. Именно тогда он стал резиденцией династии королей Силла. К югу от бывшего замка протекает река Namcheon, ставшая тогда естественным оборонительным объектом, а на востоке, севере и западе были вырыты широкие рвы, чтобы предотвратить вторжение противника. Здесь было много вспомогательных построек, в том числе павильонов, правительственных учреждений и дворцов.
1 из 2
1
Дворец Donggung (Дворец наследного принца) был одним из главных дворцов Королевства Силла. Многие здания были расположены на территории дворца, включая зал Imhaejeon. Здесь проводили встречи, отмечали праздничные события королевства и приветствовали посетителей. Пруд Wolji был обнаружен во время раскопок и дноуглубительных работ, проводившихся в 1975 году. Даты, нанесенные на черепицу и черепицу, украшенную рисунком посанхва (стилизованный веточный медальон), раскопанных на строительных площадках дворца, подтвердили, что записи дат их строительства были точными. Дворец стал заброшенным в период Чосон и назывался Anapji, потому что раньше здесь ставали дикие гуси и утки (Anapji означает пруд с дикими гусями и утками). В 1980 году на основе проведённых раскопок некоторые из зданий дворца были реконструированы.
1 из 4
1
Модель дворца в масштабе 1:50.
1
На территории частично воссозданного дворца есть совершенно типичные для Южной Кореи растения, например бамбук.
1 из 3
1
С историческим наследием Силла можно познакомиться в Национальном Музее Кёнджу.
1
Помимо непосредственно экспозиции на территории музея есть ряд примечательных объектов. Трехэтажная каменная пагода Силла отличается меньшими размерами по сравнению с другими каменными пагодами, построенными в тот же период. Камень крыши и корпус, изготовленные путем вырезания одного каменного блока для каждого этажа, показывают, что он был построен в IX веке, когда Силла находилась на последнем этапе своего развития.
1
Эта голова Будды была обнаружена в долине Cheolwagol на горе Намсан в Кёнджу, в 1959 году. Сохранилась только голова и непонятно как выглядела остальная часть статуи. Однако задняя часть шеи, судя по всему, была обработана вручную, чтобы сбалансировать голову и позволить ей стоять. Поэтому возможно, что она никогда не была прикреплена к телу. Хотя форма спины лишь приблизительна, передняя часть лица изображена очень подробно, с урной, выдавленной во лбу, и большой Ушнишей, выступающей из макушки. На довольно длинном лице изящно изогнутые брови, плотно сомкнутые губы, пухлые нижняя губа и челюсть, однако ни одна из машин не была включена в детали. Считается, что голова относится к периоду Объединенного Силла, где-то между концом VIII и началом IX века.
2
Колокола традиционно использовались для определения времени или для подачи сигнала о сборе людей. В буддийских храмах колокола используются для сбора общины буддистов для совершения обрядов и служб в храме. Звук храмового колокола часто сравнивают со звуком учения Будды, считается что он спасает даже живые существа от страданий в аду. Корейские колокольчики также имеют звуковую трубку и две ленты, охватывающие верхнюю и нижнюю части корпуса и искусно украшенные мотивами цветка мандалы, пиона и виноградной лозы.
1
Cтатуя Авалокитешвары, Будды сострадания, была захоронена недалеко от западных склонов горы Нангсан. Статуя наклонена влево, придавая талии дополнительный изгиб в стойке контрапосто. Лицо и руки длиннее относительно других частей тела, а нижняя часть тела довольно короткая. Высокая корона, украшенная драгоценными камнями, покоится на голове над продолговатым лицом с полными щеками. Большое отверстие посередине лба отмечает урну. Судя по оптимальным пропорциям частей тела и тщательно продуманным деталям, статую датируют предположительно эпохой Объединённого Силла (VIII век).
3
Копия Dabotap, пагоды расположенной во дворе главного зала храма Пульгукса в Кёнджу. Эта пагода является символом Будды прошлого, который вышел из-под земли, чтобы творчески засвидетельствовать учение Будды Шакьямуни на Пике Стервятника. Ступа семи сокровищ представляет собой Прабхутаратну, Будду прошлого.
2
Копия Seokgatap, другой пагоды, также расположенная во дворе главного зала Пульгукса. Официальное название Seokgatap — «Seokga Yeorae Sangju Tap». Как и на Dabotap, на неё повлиял буддийский текст, глава «Появление Башни Сокровищ» Лотосовой Сутры. Как известно, именно Seokgatap олицетворял проповедь Будды Шакьямуни на Пике Стервятника. Помимо такого происхождения, Seokgatap имеет очень важное значение с точки зрения развития корейской пагоды. Это послужило стереотипом каменных пагод, распространённым тогда по всему королевству.
2
Заглянем в сам музей. В эпоху корейского неолита в зависимости от периода времени и региона изготавливались различные виды керамики с разными видами украшений. К V тысячелетию керамика с гребенчатым узором появилась в центрально-западной Корее и быстро распространилась по всем частям Корейского полуострова. Первоначально гребенчатый орнамент размещался по всему сосуду, но со временем украшение стало ограничиваться более мелкими частями наверху сосудов, а в конце неолита — начале бронзового века декор полностью исчез.
1 из 2
1
Золото издавна рассматривалось в Корее, как и во многих других частях мира, как символ вечности и благородства из-за его свойства сохранять свой блеск в течение длительного периода времени. Для Силла золото олицетворяло политический и культурный рост королевства на протяжении примерно 150 лет, с начала V до середины VI века, когда оно находилось под властью короля с титулом Maripgan. В этот период золото использовалось для производства широкого спектра декоративных и практических предметов, включая, помимо короны, пояс, серьги, браслеты, перстни, мечи, конскую сбрую и чаши. У жителей Силла в этот период также была традиция закапывать драгоценные золотые предметы, веря, что это действие даст мертвым вечный мир и благородство в загробной жизни.
1 из 5
1
Самая маленькая из золотых корон Силла, предположительно относится к V веку. В отличие от горообразных ветвей типичных золотых корон Силла, в этом украшении изображены относительно реалистичные ветви деревьев. Кроме того, в отличие от других золотых корон, края короны не имеют гравировки в виде точек или волн.
1
В 1973 году проводились раскопки одной из гробниц Силла, которая получила название Hwangnam-dong. Курган был велик — 47 метров в диаметре, 13 метров в высоту. На глубине 7 метров была обнаружена деревянная камера, в которой находился деревянный гроб и ящик с погребальным инвентарем. Там была золотая корона, золотые серьги, нефритовые нагрудные украшения, золотой пояс и меч.
1
Музей расположен на берегу реки Muncheon, которая берет своё начало в северо-западной долине горы Tohamsan и течет к горе Namsan. Первоначально река называлась «Moraenae», что означало «ручей с большим количеством мелкого песка». Местные жители произносили Moraenae на диалекте как «Mogaenane», постепенно название было изменено на «Moginae», что означает «комариный поток». Во времена Корё (918–1392 гг.) реку стали называть Namcheon. Это произошло примерно в конце X века, тогда на территории современного Кёнджу были созданы учреждения местного самоуправления. Реки, протекающие вокруг этого района, были переименованы в соответствии с четырьмя направлениями. Таким образом, ручей Muncheon, протекающий к югу от Кёнджу, получил название «Namcheon», что означает «южный поток».
1
Согласно Самгук саги, в 760 году (19-й год правления короля Gyeongdeok) на реке Muncheon были построены мосты Woljeonghyo и Chunyanggyo. Долгое время от них оставались только опоры в форме лодок. Раскопки показали, что длина моста Woljeonghyo изначально составляла 60,57 м. Найденное сгоревшее дерево и плитки возле опор позволяет предположить, что это был мост с башнями и крышей. Этот мост является важным источником информации при исследовании культурных достижений Королевства Силла и его столицы.
4
Недалеко от этого моста расположена плотина, по которой, наверное, тоже можно перейти реку. Хотя вряд ли это хорошая идея.
1 из 2
1
Вот так мост выглядит внутри.
1 из 2
2
Недалеко от реки находится исторический дом «богатого человека» Choe. Семья Choe вызывала всеобщее восхищение не только за их вдумчивое управление своим огромным состоянием на протяжении двенадцати поколений, но также за их этический подход к жизни. Известно, что дом был построен около 1779 года. Первоначально это был большой дом площадью 99 кан (один кан — пространство между двумя колоннами, примерно 3,3 метра), состоявший из munganchae (сторожки), sarangchae (мужских помещений), anchae (женские помещения), семейного святилища и склада. Дом имеет ряд уникальных особенностей, в том числе расположение святилища на западе, а не на востоке от дома, а также сравнительно низкие колонны и фундаменты, которые, как полагают, были запланированы для выражения почитания местного жителя Gyeongjuhyanggyo. Надеюсь у вас получится прочитать это имя с первой попытки.
1 из 3
2
Силла просуществовали почти шесть веков (или почти десять, если верить Самгук Саги). Впоследствие их завоевали Корё, которые и дали название современной стране. Тем не менее Сила оставили после себя немало артефактов, которые позволяют составить представление о том, с чего начинались первые государства на Корейском полуострове.