Двухдневные карельские приключения. Из Санкт-Петербурга в Сортавалу и обратно.
Ехали на своей машине. На ней же, к счастью, и вернулись. А могли бы и пешочком, но нам повезло:)
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Прибыли в Сортавалу и первым делом на вокзал.
Двухдневные карельские приключения. Из Санкт-Петербурга в Сортавалу и обратно.
Ехали на своей машине. На ней же, к счастью, и вернулись. А могли бы и пешочком, но нам повезло:)
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Прибыли в Сортавалу и первым делом на вокзал.
Паровозы, стоящие на станции Сортавала
Паровоз Л-5245 на станции Сортавала
Тут несколько раз в день ходит знаменитая «Ладожская Нерпочка». Это такой ретросостав, состоящий из двух вагончиков. Возит он, в основном, туристов от вокзала до нового (Валаамского) причала. Туда-обратно. Работают на нем кондукторы в стилизованных костюмах, звонят в колокол перед отправлением. Перед планированием поездки лучше уточнить, будет ли в нужный день на линии работать паровоз с открытым вагоном или рельсовый автобус РА-1. Изначально паровоз работал только по выходным дням, летом 2024 года работал каждый день кроме вторника.
Открытый вагон «Ладожской нерпочки»
Нам почти не повезло. Поезд должен был отправляться в 12:30, но паровоз сломался. Целая ватага мастеров-ремонтников восседала на небольшом паровозике, поочередно спуская пар. И никто не знал, отправимся ли мы в путь. В итоге мы прождали целый час, успели понаблюдать за ремонтом и расцепкой/сцепкой локомотива. В итоге паровозик поменяли на тепловоз и мы отправились в путь.
По пути было несколько остановок на платформах. В итоге прибыли на конечную «Валаамский причал». И тут же отправились в обратный путь всё на этом же поезде.
«Ладожская нерпочка»
Билет, кстати, стоит 100 рублей, но с нас не взяли ни копейки, объяснив это задержкой в отправлении. А вдобавок подарили детям журналы «Веселое путешествие», посвящённые 5-летию Рускеальского экспресса.
Далее мы заселились в квартире. Очень чистая, аккуратная. На кухне есть вся необходимая посуда, причем в ольшом количестве. А этого очень не хватало во многих последних бронированиях в Москве, Великом новгороде и Вологде. Понравилось.
После пообедали в кафе-столовой «Ай да еда!» на Промышленной улице, дом 30. Довольно неплохо, хоть и не на пятёрочку. Обычная столовая.
А далее немного погуляли по Сортавале. Очень много тут сохранилось зданий финских времен. Один сплошной северный модерн. И даже деревянные домики, их тоже много.
«Дом со шприцем»
Улица Советских Космонавтов, дом 18
Улица Осипенко, дом 4
Улица Маяковского, дом 5
Здание лесничества
Ладожская улица, дом 4
Дом купцов Сийтонен
Дом купцов Сийтонен
Бывшее пожарное депо с каланчёй
Здание Сортавальской женской школы
Здание издательства религиозной литературы («Дом Библии»)
Памятный знак «Книга» в сквере у церкви Николая Чудотворца
Карельская улица, дом 44
Автобус Otava на площади Кирова
После наш путь лежал на железнодорожную платформу Морозная у села Хелюля. Там стоит поезд Деда Мороза. Сам дед живёт в Великом Устюге, а его поезд большую часть года проводит тут.
Билет стоит 250 рублей. За эти деньги можно обойти три тематических вагона: «Сказочная деревня», передвижная приёмная Деда Мороза и вагон-буфет, на осмотр каждого не более 5 минут, смотреть особо нечего. А вот письма детей дедушке Морозу, которыми обклеены все стены вагонов, очень впечатлили. Читали, удивляясь тому, что просят дети у сказочного деда.
В вагоне-буфете нам предложили чай и пряники, которые входят в стоимость билета. Но сделали они это так мастерски, что вначале сообщается, что «вам будет намного вкуснее в вагоне-ресторане». И ты такой переходишь в ресторан, где тебе уже озвучивается все меню, и ты вынужен выбирать между дорогущими калитками и блинчиками, забыв, что изначально хотел обойтись обычным прилагающимся к билету пряничком. В вагоне-ресторане и в вагоне-лавке билет не требуется.
Лично мне поезд с его навязчивым сервисом, когда пустые тарелки выхватывают из-под твоего носа, как только ты взял с неё последнюю крошку, не понравился.
Кстати, нам посчастливилось увидеть «Рускеальский экспресс», который возвращался через платформу Морозная из Рускеалы. Паровоз обдал нас паром, остановился на пару минут и двинулся дальше в сторону Сортавалы.
«Рускеальский экспресс» у платформы Морозная
«Рускеальский экспресс» у станции Сортавала
«Рускеальский экспресс» у станции Сортавала-центр
Ну, а мы отправились к следующей точке — горе Паасонвуори и городищу Паасо. От платформы «Морозная» к подножию горы проложена тропа.
Мы были в этом месте лет 8 назад, когда путешествовали по северу Ладоги. В те времена городище было свободно для туристов и подъёмы к нему не были обустроены. Сейчас установлены красивые деревянные лесенки до самой верхушки, установлены пеньки с фонариками внутри. Красивые лампы, спрятанные в светильники из коры, также развешены по всему маршруту. Поэтому подниматься вечером должно быть тоже комфортно и приятно. Но мы поднимались вечером. к тому же и в белые ночи. Поэтому всей красоты не оценили.
Сверху горы осмотрели окрестности, представили, как тут раньше жили древние карелы. Сделали несколько кадров у скалистых обрывов. Одним из открыточных видов является фотография «Рускеальского экспресса», проходящего по дамбе через озеро Кармаланъярви. Рядом с кассами указано ориентировочное расписание, уточнять можно на сайте РЖД по запросам «Сортавала — Горный Парк Рускеала» и «Горный Парк Рускеала — Сортавала» по времени прохождения платформы Морозная (на некоторых сторонних сайтах платформа почему-то называется Морозная-2).
Озеро Кармаланъярви
Вечером вернулись домой. И поужинали фруктовым салатиком.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
На 13 часов у нас были куплены билеты на остров Валаам. Поэтому было парочка часиков на то, чтобы продолжить прогулку по Сортавале.
Посмотрели на водонапорную башню и, увидев указатель на хлебозавод, отправились туда.
Водонапорная башня станции Сортавала
Здесь купили обалденные чебуреки и несколько вариантов калиток с разными начинками: брусника, вишня, рис, творог.
Сортавальский хлебокомбинат
Посмотрели на многочисленные деревянные домики. Спустились к набережной. А далее хотели отправиться к причалу для посадки на метеор в сторону Валаама, но… наша машина не завелась.
Поэтому до порта пошли пешком. Успели.
О поездке на Валаам можно прочитать вот здесь.
А я продолжу наш рассказ и завершу его в тот момент, как мы вернулись на материк после плавания к Валаамскому монастырю.
Корабль вернулся на пристань в 19:50. Мы вернулись к машине с надеждой, что машина заведётся. После несложных махинаций под капотом нам удалось завести наш транспорт. И мы двинулись в обратный путь, собирая по пути чудесные карельские названия городов на дорожных знаках.
Таким получилось наше путешествие. А вы бывали в этих местах?