Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 15:01

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Белые Колодези, Старое Бобренево, Коломна — Россия Апрель 2024
0 7

Я хочу поделится на страницах сайта «Туристер.ру» впечатлениями о том, как с 28 апреля по 2 мая 2024 года мы (я с дочерью Аней и внучкой Машей) совершили пятидневную поездку в города и сёла, расположенные вдоль берега Оки от Коломны до устья Угры, впадающей в Оку, а точнее до нижнего течения реки Угры, где состоялось знаменитое Великое стояние на Угре в 1480 году. Мы старались посетить все значимые в этих местах монастыри, которые входили в так называемый «Пояс Пресвятой Богородицы», то есть в сложившийся с конца XIV до середины XVI века рубеж обороны южных границ Великого Московского княжества, простиравшийся от Калуги до Рязани. В поездке мы охватили только часть этого рубежа.

Маршрут нашей пятидневной автомобильной поездки пролегал через города Коломна, Ступино, Кашира, Серпухов и сёла Дворцы и Льва Толстого Калужской области, то есть участок от юго-востока до юго-запада от Москвы. Его я показал на карте:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Поскольку рассказ получился довольно длинным, я разбил его на части.

Начали мы своё путешествие из Москвы и закончили также в Москве. Первым пунктом нашего посещения стала Коломна и прилегающее к ней село Старое Бобренёво, в которых мы пробыли до вечера 28 апреля 2024 года. Здесь мы посетили два монастыря, основанные в конце XIV века, а также немного походили по Коломенскому кремлю. В Коломне мы уже бывали ранее несколько раз, поэтому на сей раз особо не вдавались в изучение всех расположенных в нём ранее виденных достопримечательностей. И поскольку основной целью нашей поездки было посещение монастырей-крепостей, входивших в рубеж обороны, то им мы и уделяли большую часть времени.

В Коломне к таким монастырям относятся Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, основанный в 1385 — 1386 годах благоверным князем Дмитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским, и Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь в селе Старое Бобренёво, основанный в 1381 году по обету, данному Дмитрием Донским перед Куликовской битвой по случаю одержанной в ней победы, главным строителем которого стал воевода Дмитрий Михайлович Боброк, внесший существенный вклад в разгром войска Мамая на Куликовом поле.

Приведу несколько фотографий, сделанных в этих монастырях. Сначала чуть подробнее о Богоявленском Старо-Голутвином монастыре. Все существующие сейчас объекты в монастыре, возрождённом после периода советского безбожия, представлены на плане, взятом мною с сайта «Соборы.ру»:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Кроме самого монастыря на плане показаны также постройки, входящие в комплекс Коломенской духовной семинарии, включающий церковь Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Эти здания были возведены в 2008–2012 годах. На территорию семинарии нас не пустил охранник. Поэтому я могу показать лишь фотографию, сделанную из-за монастырской ограды:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Главным собором в Старо-Голутвином монастыре является Богоявленский собор. Современный вид он приобрёл после восстановления в 2007 году.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Собор был возведён в начале XVIII века на месте белокаменного храма конца XIV века, основание которого сохранилось частично в подклете существующего храма. Считается, что в строительстве Богоявленского собора принимал участие сам преподобный Сергий Радонежский, поэтому найденное в ходе археологических раскопок основание первоначального храма называют «камушками преподобного Сергия».

Стоящая рядом с Богоявленским собором церковь преподобного Сергия Радонежского была заложена во второй четверти XV века, после чего неоднократно перестраивалась. Последний раз она была перестроена в 1828 — 1833 годах в стиле ампир с использованием кладки предшествующего здания. В настоящее время храм преподобного Сергия с примыкающим к нему настоятельским корпусом полностью отреставрирован.

1
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

На следующей фотографии показана надвратная колокольня Старо-Голутвина монастыря, возведённая в промежутке между 1775 и 1800 годами, с примыкающим к ней восточным корпусом, построенным в начале XIX века. Колокольня построена в стиле зрелого классицизма. Верхний ярус был перестроен после 1845 года. Во втором ярусе колокольни находится надвратная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Двухэтажное основание колокольни с надвратной Введенской церковью обработано пилястровыми портиками большого ордера, а другие два яруса звона украшены группами парных тосканских колонн.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Стены и башни ограды возведены в XVIII — XIX веках. В 1778 году по повелению императрицы Екатерины Великой в Коломну прибыл придворный архитектор Матвей Фёдорович Казаков, поскольку город нуждался в обновлении. В 1780 году для Голутвина монастыря Казаков спроектировал шесть башен, в том числе и надкладезную над источником преподобного Сергия, и ограду, которую мы видим и сегодня. Башни построены в стиле русской псевдоготики. При их возведении использовались чисто русские декоративные элементы — своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента. На самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки.

Башни Старо-Голутвина монастыря — это самое высокое творение архитектора М. Ф. Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвёл самое большое своё творение не где-нибудь в центре Коломны, а на её окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В первой половине XIX века игумен Самуил решил огородить территорию фруктового сада, расположенного к югу от монастыря, дополнительной стеной. Была возведена ограда с четырьмя башнями в романском стиле. Одна из таких башен показана на следующей фотографии. На мой взгляд, по красоте она уступает тем башням, что спроектировал Матвей Фёдорович Казаков.

1
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В 2010 году на территории Старо-Голутвина монастыря был открыт памятник его основателю — преподобному Сергию Радонежскому. Автором памятника стал скульптор А. В. Соколов.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Вторым монастырём, который мы посетили в Коломне, а точнее в примыкающем к ней селе Старое Бобренёво на другом берегу Москва-реки, стал Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь. Схема расположения его построек показана на плане, взятом мною с сайта «Соборы.ру».

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Этот монастырь, основанный в 1381 году по обету, данному Дмитрием Донским перед Куликовской битвой, в настоящее время находится в стадии восстановления после разрухи в годы советского безбожия, хотя многое уже сделано в плане восстановления. Со стороны монастырского пруда монастырь сейчас выглядит вот так:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Бобренёв монастырь был основан как сторожевой пункт на подступах к Коломне. Его строительство и название предание связывает с героем Куликовской битвы Дмитрием Волынцем по прозвищу Боброк.

Первые документальные сведения о постройках монастыря относятся к 1577 году. Тогда собор и трапезная Входоиерусалимская церковь были каменными, а остальные постройки и ограда деревянными.

Монастырь был полностью обновлён в 1790-х годах, когда он был загородной резиденцией коломенских архиереев. В первой половине XIX века его административно объединили со Старо-Голутвиным монастырём. Территория в это время была расширена, появились новые здания и новый участок ограды. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы, построенный в 1790 году, с современной ему шатровой колокольней, Фёдоровская церковь 1861 года, Настоятельский корпус XVIII — XIX веков, келейные корпуса, стены и башни XVIII — XIX веков.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в настоящее время полностью восстановлен, и в нём проводятся службы.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Второй храм в Бобренёвом монастыре — церковь Фёдоровской иконы Божией Матери в настоящее время находится в стадии восстановления:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Восстановлена монастырская ограда со Святыми вратами и несколько башен в ограде, остальные башни восстанавливаются.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Восстанавливается также настоятельский корпус с ещё одной церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Видимо, после его восстановления церковь будет освящена с другим посвящением.

Благоустроена территория возле монастырского пруда около Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Ещё одним монастырём, который мы посетили в Коломне, стал расположенный на территории Коломенского кремля Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, созданный в 1799 году, куда перебралась братия из обедневшего к этому времени Старо-Голутвина монастыря.

Перед тем как посетить Ново-Голутвин монастырь, мы приехали к проездной Пятницкой башне Коломенского кремля, возле которой находится музей с пекарней под названием «Коломенский калач». Тут можно купить только что выпеченные калачи с разнообразными начинками. Отстояв в очереди из желающих отведать коломенский калач, мы тоже приобрели по калачу и довольные прошли через Пятницкие ворота на территорию кремля.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Не буду останавливаться на многочисленных достопримечательностях Коломенского кремля, поскольку мы их видели неоднократно в ходе наших предыдущих поездок в Коломну, а расскажу вкратце о том, что мы увидели в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. Он напрямую связан со Старо-Голутвиным монастырём, о котором я рассказал выше. Схему размещения объектов на территории Ново-Голутвина монастыря я тоже взял на сайте «Соборы.ру»:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Общий вид монастыря с территории Коломенского кремля выглядит следующим образом:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Образование Ново-Голутвина монастыря в Калуге было связано с тем, что в 1799 году Коломенская архиерейская кафедра была перенесена из Калуги в Тулу, и в 1800 году освободившийся архиерейский дом в Коломне со всеми принадлежавшими ему постройками митрополит Платон обратил в монастырь, дав ему наименование Троицкий Ново-Голутвин 2-го класса монастырь. Чтобы избежать разрушений бывших епархиальных построек, в новый монастырь были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря.

Ко времени образования Ново-Голутвина монастыря в нём уже существовала каменная Троицкая церковь, принадлежавшая архиерейскому дому. Она была сооружена в 1705 году архиепископом Коломенским Антонием, управлявшим епархией с 1705 года до своей кончины в 1716 году. В 1739 году после крупного пожара архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание пострадавшей церкви и смета на её восстановление. Ремонт храма был произведён в 1742 году, а затем в 1819 и 1871 годах. В советское время монастырь был закрыт и разорён. В настоящее время церковь Троицы Живоначальной восстановлена как главный собор Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.

1
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В 1823 году на месте старой Покровской церкви была построена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Её строили по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, составленному в 1770 — 1780 годах, на средства коломенского почётного гражданина Гурия Фёдоровича Ротина при игумене Самуиле. В советское время в церкви сначала размещался производственный цех, а потом — художественная мастерская. В 1989 году храм был передан епархии, после чего он был восстановлен.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В 1825 году по инициативе архимандрита Арсения (Козиорова) была возведена отдельно стоящая 55-метровая трёхъярусная колокольня, ставшая второй по высоте колокольней в Коломне. В настоящее время она восстановлена.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В самом начале XXI века, в 2001 — 2002 годах, на территории Ново-Голутвина монастыря недалеко от Троицкой церкви на средства Анастасии Петровны Оситис и Владимира Юрьевича Соколова была возведена надкладезная часовня, освященная в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. 6 февраля 2002 года её освятил епископ Видновскийм Тихон. По воскресеньям и в праздничные дни часовня открыта для посещений.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Заслуживает внимания братский корпус на территории Ново-Голутвина монастыря. Он был сооружён в XVII — XVIII веках и достаточно хорошо сохранился до нашего времени.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Покажу ещё пару фотографий общего плана, сделанных внутри территории Ново-Голутвина монастыря в Коломне:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

И ещё об одной церкви в Коломне, которую мы ранее не видели и не посещали, я хочу вкратце рассказать. Она примечательна тем, что является самой древней не только в Коломне, но, пожалуй, и во всём Подмосковье. Это храм Зачатия Иоанна Предтечи на Городище. Мы специально к нему заехали перед тем, как окончательно покинуть Коломну, но внутрь храма не попали, поскольку он уже был закрыт. Покажу только его виды с Городищенской улицы:

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.
«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

В 1308 году Коломна после долгих споров между московскими и рязанскими князьями окончательно отошла к Москве. В это время в местном селе Городище, тогда ещё не входившем в границы Коломны, был построен храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи. За прошедшие после этого семь столетий храм неоднократно перестраивался. Но до нашего времени дошла нижняя часть первоначального храма. Древний храм строился ещё в пору монгольского ига на Руси. В этот период каменные здания строились из необработанного материала, и лишь после победы на Куликовом поле мастера стали обтачивать известняковые плиты. И сегодня на стенах Иоанно-Предтеченской церкви можно различить неровную поверхность первоначальных стен в нижней части, которые продолжаются гладкими строительными блоками. Неровную поверхность имеют также апсиды с восточной стороны церкви.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Вечером 28 апреля мы отправились из Коломны в город Ступино, в котором мы на две ночи забронировали для ночёвки квартиру в центре города. По пути следования мы заехали к церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Белые Колодези Озёрского района Московской области.

«Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.

Эта Успенская церковь была построена в 1858 году стараниями Тихона и Ивана Савельевичей Мосоловых, местных фабрикантов, которые держали в Белых Колодезях ткацкое производство. Каменный храм заменил прежнюю деревянную церковь XVIII столетия. Приход же существовал в селе ещё с XVI века.

Церковь построили с тремя престолами, трапезной и колокольней. Центральный престол был посвящён Успению Пресвятой Богородицы, правый — Иоанну Крестителю, левый — Николаю Чудотворцу. Правый и левый престолы, которые находились в трапезной, являлись тёплыми. Вероятно, в это же время храм обнесли каменной оградой с железными решётками, ныне полностью утраченной. Каменная Успенская церковь строилась на новом месте, а старая деревянная продолжала существовать при сельском кладбище ещё несколько лет. Знаменательное событие в истории Белых Колодезей — построение первого за всю историю села каменного храма — произошло в годы настоятельства Афанасия Егоровича Морозова. Этот священник, выпускник Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, посвятил служению в храме 38 лет — с 1846 по 1884 год. Ни один из белоколодезских священников ХIХ века не служил в селе так же долго.

В 1938 году церковь была закрыта. Впоследствии была разобрана колокольня, обрушены своды трапезной. С 1992 года церковь возрождается, и к настоящему времени восстановлена колокольня. В трапезной части вместо сводов устроена стальная конструкция с деревянным подшивным потолком. Иконостас и убранство новейшие. Церковь Успения Пресвятой Богородицы является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 г. № 84/9).

Вот, пожалуй, и всё, что запомнилось из первого дня нашего путешествия. Продолжение рассказа я изложу в следующих частях.

Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"

  1. Разгадка таинственной «Н.Ф.И.»
  2. КАРИНСКОЕ ПОЛЕ — историческое место битвы русского войска с польско-литовскими интервентами в 1609 году
  3. ВСПОМИНАЯ ПРО СЕРПУХОВ
  4. Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в селе Дарна Истринского района Московской области
  5. ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ на могиле Анны Сергеевны Цуриковой в некрополе Новоиерусалимского монастыря
  6. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС в селе ГАГИНО Сергиево-Посадского района Московской области
  7. Поездка в вотчину Деда Мороза под Великим Устюгом
  8. ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН в ПУШКИНО Московской области
  9. ПАМЯТНИКИ ЛЬВУ ТОЛСТОМУ и ВЛАДИМИРУ МАЯКОВСКОМУ в подмосковном городе ПУШКИНО
  10. Покровский храм в станице Каневская Краснодарского края
  11. Церковь Вознесения Господня в селе Рахманово Пушкинского района Московской области
  12. Подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря в селе Талицы Пушкинского района Московской области
  13. Древнейший храм Пушкинского района Московской области в селе Комягино
  14. ДВЕ ЦЕРКВИ в сёлах ЕЛЬДИГИНО и АЛЁШИНО Пушкинского района Московской области
  15. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Каблуково Щёлковского района Московской области
  16. Красивый дом в Дмитрове на Загорской улице, построенный в стиле модерн в конце XIX - начале ХХ века
  17. Архитектурная Гармония в Дмитровском Борисоглебском Монастыре
  18. Сквер промышленников Прохоровых в Москве
  19. Несколько слов о Конях Клодта в Москве
  20. Железнодорожный мост в городе Хотьково Московской области
  21. Храм Алексия, человека Божия в городе Хотьково Московской области
  22. Отзыв про Рыбинское водохранилище
  23. Памятник Людвигу Нобелю в Рыбинске
  24. Про клумбу «Царь-Рыба» в Рыбинске
  25. Отзыв о посещении «Музея Мологского края» в Рыбинске
  26. Часовня бывшего подворья Югорской Дорофеевой пустыни в Рыбинске
  27. Отзыв о Церкви Иверской иконы Божией Матери в Рыбинске
  28. Отзыв о посещении Георгиевского кладбища в Рыбинске с Вознесенским и Георгиевским храмами на нём
  29. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покров Ярославской области
  30. Отзыв о церкви Царевича Димитрия на поле в Угличе
  31. Отзыв про «Дивную» церковь Успения Пресвятой Богородицы в Угличе
  32. Про памятник "Паровоз СУ-211-75" в Старом Осколе
  33. Про бронепоезд «Илья Муромец» в Муроме
  34. Отзыв про Водопроводную башню в городе Муроме Владимирской области
  35. Калач — символ Мурома
  36. Про церковь Козьмы и Дамиана в городе Муроме Владимирской области
  37. Отзыв про Вантовый мост через Оку в городе Муроме Владимирской области
  38. Про "Царственную лиственницу" в Серафимо-Дивеевском монастыре
  39. Памятники святым благоверным князю Петру и княгине Февронии в городе Муроме
  40. Отзыв о посещении Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме
  41. Отзыв о посещении Муромского мужского Благовещенского монастыря
  42. Отзыв о посещении Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме
  43. Отзыв о посещении Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме
  44. Про Николо-Набережную церковь в Муроме (церковь Николы Мокрого)
  45. Про памятник Илье Муромцу в Муроме
  46. Село Карачарово — родина Ильи Муромца
  47. Про "Дуб уединенный" в Музее-усадьбе "Тригорское" Псковской области
  48. Придорожные церкви в городском округе Переславль-Залесский Ярославской области
  49. Бывший особняк купцов Одинцовых в городе Павловск-на-Дону Воронежской области
  50. Про памятник Алексею Гавриловичу Венецианову в Вышнем Волочке
  51. Отзыв про Вышневолоцкую водную систему
  52. Отзыв о посещении Музея стекла завода «Красный Май» в Вышнем Волочке
  53. Отзыв о Вышневолоцком драматическом театре и связанными с ним знаменитыми людьми
  54. Про «единую фасаду» на Ванчаковой линии Вышнего Волочка
  55. Отзыв про железнодорожный вокзал в Вышнем Волочке
  56. Отзыв про Богоявленский собор в Вышнем Волочке
  57. Несколько слов о храме Святителя Николая Чудотворца в Вышнем Волочке
  58. О поездке в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь
  59. Пешеходная прогулка по Островной части Вышнего Волочка
  60. Про Петровский сквер в Павловске-на-Дону Воронежской области
  61. Про Павловский педагогический колледж в Павловске-на-Дону Воронежской области
  62. Отзыв о проспекте Революции (бывшей Красной улице) в Павловске-на-Дону Воронежской области
  63. Отзыв о Памятнике матери Марии и восьми её сыновьям в Парке Победы города Задонск Липецкой области
  64. Отзыв про памятник А.И. Покрышкину в посёлке Кача, Республика Крым
  65. Про Московскую областную психиатрическую клиническую больницу №1 на улице 8 Марта
  66. Отзыв про Валунный мост на территории архитектурно-этнографического музея «Василёво» в Тверской области
  67. Отзыв про Памятник «1000 лет Ярославлю»
  68. Прогулка в Ярославле по набережной Которосли и по парку на Стрелке
  69. По Ольгинским местам на Псковщине
  70. Архитектурный ансамбль Спасо-Гребневского прихода в дачном посёлке Клязьма Московской области
  71. Отзыв о посещении Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Москва, Литовский бульвар)
  72. Воспоминания о прогулке по территории бывшего машиностроительного завода «Рассвет» в Столярном переулке Москвы
  73. Отзыв про Ростокинский акведук в Москве
  74. Небольшой экскурс в краеведение на Малой Грузинской улице в Москве (Бывший дом Товарищества фабрики П.Т. Фирсова)
  75. Отзыв про «Фирсановский дом» в Москве на углу Электрического переулка и Грузинского вала
  76. Про здание универмага «Мосторг» на Красной Пресне, построенное в 1927 — 1928 годах в духе конструктивизма
  77. Несколько слов о героическом Козельске (к 785-летию начала обороны города от полчищ хана Батыя)
  78. О памятнике Ивану Сусанину в Костроме
  79. Ко дню основания Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме
  80. Сказ про Россошь Воронежской области
  81. Рассказ о поездке в Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь возле деревни Холки Белгородской области
  82. Немного об Успенском Соборе во Владимире
  83. «Где начало того конца, которым оканчивается начало?»
  84. Он сказал: «Поехали…»
  85. Памятник Александру Николаевичу Островскому в Костроме (к 200-летию со дня рождения драматурга)
  86. О церкови Троицы Живоначальной в дачном посёлке Удельная Раменского района Московской области
  87. Рассказ про Староволжский мост в Твери
  88. Несколько слов про автодорожный мост через Волгу в городе Кимры Тверской области
  89. Об истории села Кимры – столицы сапожного царства
  90. Дом семьи Столяровых в городе Кимры Тверской области (ул. Троицкая, 46/18)
  91. Несколько слов про здание бывшей гимназии Анны Николаевны Собцовой в городе Кимры Тверской области
  92. Андрей Николаевич Туполев и Кимры
  93. О поездке в природный заказник «Журавлиная родина» в Талдомском районе Московской области
  94. К 365-й годовщине переименования Спасской башни Московского кремля
  95. Несколько слов о Музее-усадьбе Михаила Михайловича Пришвина в селе Дунино Одинцовского района Московской области
  96. Рассказ о часовне в честь Архангела Михаила в селе Дунино Одинцовского района Московской области
  97. Отзыв о поездке в Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь в селе Дивеево
  98. Воспоминания о посещении Музея имени С.П. Королёва в городе Пересвет Московской области
  99. О памятнике Константину Николаевичу Батюшкову в Вологде (к 236-летию со дня рождения поэта)
  100. Отзыв о церкви Марии Магдалины в посёлке Лоза Сергиево-Посадского района
  101. О посещении Музея А.С. Пушкина в селе Берново Тверской области
  102. Отзыв о посещении Александро-Невского храма Софринской бригады войск Национальной Гвардии России в пгт Ашукино Пушкинского района МО
  103. Воспоминание о посещении истока Москвы-реки
  104. Село Тарутино Калужской области — свидетель побед русского оружия в двух Отечественных войнах
  105. Воспоминания о поездке на родину Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Калужской области
  106. Воспоминания о поездке в Музей-усадьбу А.А. Блока в Шахматове
  107. Памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому в Калязине
  108. Два часа в Калязине
  109. Посещение Николаевского Клобукова монастыря в городе Кашине Тверской области
  110. Отзыв о посещении краеведческого музея в городе Кашине Тверской области
  111. Рассказ об архитектурных памятниках эпохи правления Великого князя и Государя всея Руси Василия III Иоанновича
  112. Отзыв о памятнике преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому на Соборной площади в Печорах
  113. ГРЕМЯЧИЙ КЛЮЧ - воскресная поездка по местам, связанным с именем Сергия Радонежского (часть 1)
  114. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА КИРЖАЧЕ — воскресная поездка по местам, связанным с именем Сергия Радонежского (часть 2)
  115. СТРОМЫНЬ — воскресная поездка по местам, связанным с именем Сергия Радонежского (часть 3)
  116. Рассказ о посещении Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря
  117. Рассказ о посещении Николо-Пешношского монастыря в посёлке Луговой Дмитровского района Московской области
  118. Отзыв о посещении Казанской церкви в селе Заречье Киржачского района Владимирской области
  119. Отзыв о Спасо-Преображенском храме в селе Смольнево Киржачского района Владимирской области
  120. «Пояс Пресвятой Богородицы» — рассказ о путешествии вдоль Оки по местам, связанным с южным рубежом обороны Московской Руси в XIV—XVI вв.
  121. Пустомазово — родина авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии