Прежде чем стать небольшим провинциальным городом, Равенна успела побывать столицей трёх различных государств и в качестве таковой приобрести совершенно уникальные достопримечательности, включённые в список Всемирного наследия Юнеско. В первой части мы рассказали про Равенну как последнюю столицу Западной Римской империи (Равенна римская). Здесь речь пойдет о памятниках Равенны периода готского королевства, а в заключительной части мы рассмотрим её византийское наследие.
Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте. Три объекта, описанные в данной части, выделены маркёром.
Равенна готская: Теодорих
Последний римский император, Ромул Августул, был низложен в 476 г., и власть в империи захватили военачальники из варваров, которые раньше находились на имперской службе. В 493 г. Равенну после долгой осады завоевал вождь остготов Теодорих, объявивший себя наследником римских императоров и «королём» (по готской традиции) государства со столицей в Равенне. В 497 г. византийский император Анастасий I неохотно признал Теодориха правителем Италии в качестве своего вассала. Теодорих был «просвещенным» варваром, проведшим 10 лет жизни в Константинополе и хорошо знакомым с римскими порядками и традициями. Захватив Италию, он постарался восстановить в ней прежнюю римскую жизнь и во многом ему это удалось. За своё 33-летнее правление (которое многие считают мудрым) он заслужил репутацию «цивилизованного» гота, который привёл Рим в порядок.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. 6-й век. Фото из сети.
Обосновавшиеся в Италии готы, как и многие другие германские племена на территории бывшей Западной Римской империи, были арианами, то есть последователями антитринитарного учения, отрицавшего полностью божественную сущность Христа и его тождественность Богу-отцу. Хоть арианство и было провозглашено ересью на Никейском соборе, оно было широко распространено в Западной Европе вплоть до конца 7-го века. В этот период существовало как бы два христианства — католическое и арианское — со своими собственными обрядами и храмами.
Оказавшись в Равенне и увидев роскошные храмы и дворцы, построенные Галлой Плацидией, Теодорих загорелся идеей возвести не менее внушительный арианский собор, который стал бы главным храмом его государства. Этот собор сохранился и сейчас называется Сант Аполлинаре Нуово — в честь св. Аполлинария, первого епископа Равенны. Собор, правда, не дошёл до нас в своём первоначальном арианском виде: когда Византия захватила Равенну вскоре после смерти Теодориха, она постаралась уничтожить все его арианские и готские черты. Поэтому сейчас он — смешанный ариано-католический:).
Интерьер Сант Аполлинаре Нуово. Внутри - классическая базилика с тремя нефами, разделяемыми колоннадой из доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями. Позднеантичные фрески сохранились в ней лишь по двум сторонам центрального нефа; декор алтарной абсиды, потолка и пола относится к гораздо более поздним периодам.
Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. На верхнем, самом высоком, — сцены из Нового Завета, которые относятся к периоду Теодориха. При этом отсутствует изображение Распятия, которое не приветствовалось у ариан. Считается, что образцом для верхнего «житийного» цикла мозаик стала римская базилика Санта Мария Маджоре 5-го века, где в самом верху тоже идёт ряд сцен из Ветхого Завета и жизни Христа. В среднем уровне (между окнами) изображены пророки и святые, которых тоже (правда, менее уверенно) относят ко времени правления Теодориха.
Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. Снимок - панорамный, отсюда - такая выпуклость.
Наконец, на самом нижнем и лучше всего видимом уровне изображены две процессии: мучениц, направляющихся к Богородице (с левой стороны от входа), и мучеников, идущих к Христу (справа). Эти яркие мозаики выполнены уже в период византийского правления.
Мозаики левой стороны: процессия мучениц.
Мозаики правой стороны: процессия мученников.
Начнём с мозаик самого верхнего уровня (на самом деле их легче разглядеть на фотографиях, нежели «живьём» с пола церкви). На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, причём на мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное, количество действующих лиц сведено к минимуму.
Христос отделяет овец от козлищ (притча о Страшном суде); мозаичные сюжеты разделяются одинаковыми картинками не очень понятной символики - куполами с двумя голубями сверху.
Чудесное умножение хлебов и рыб.
Призвание апостолов Петра и Андрея.
Верхние мозаики южной (правой) стены заметно отличаются от «северного» цикла: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь заметно больше. Считается, что эти мозаики (на которых изображены 13 Страстей Христовых, но без сцены Распятия) выполнил более искусный мастер.
Тайная вечеря. Трапеза происходит полулёжа, по римской традиции.
Христос перед синедрионом.
Предсказание об отречении Петра (Христос показывает на петуха:)
Суд Пилата (Пилат умывает руки).
Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 32 пророков и святых (по 16 с каждой стороны), разделённых оконными проёмами (в блоках без окон изображены группы из трёх святых, см. ниже). Все святые облачены в белые римские тоги, их головы увенчаны нимбом, в руках у каждого — книга или свиток. На лицо они все разные, как и по возрасту, но поскольку имена не подписаны, идентифицировать их невозможно. Специалисты считают этот мозаичный ряд выполненным ещё в римских традициях и относят его к эпохе Теодориха.
Нижние ряды с процессиями были радикально переделаны в византийский период, когда уничтожались все мозаики, связанные с арианством и/или готским правлением (т.наз. Damnatio memoriae — «осуждение памяти»). Это особенно хорошо заметно на мозаике с изображением дворца Теодориха (в начале нижнего уровня справа, с названием «PALATIUM»), от которого начинается процессия мучеников.
Дворец Теодориха расположен в начале процессии мучеников.
Когда-то под центральной аркой дворцового портика (там, где сейчас просто золотой фон, см. фото ниже) восседал на троне сам Теодорих, а по бокам была изображена его свита. Сейчас всё это заменено на декоративные занавесы, хотя кое-где на колоннах остались фрагменты рук от прежней мозаики.
Дворец крупным планом. На месте золотого фона в центре когда-то был изображен Теодорих. За крышами дворца виден символически обозначенный город Равенна в окружении крепостных стен.
Напротив дворца Теодориха, на левой стене, мы видим изображение города-порта Классе («CIVITAS CLASSIS»), находившегося в античные времена рядом с Равенной. Там, где сейчас видны только позолоченные стены, когда-то тоже стоял Теодорих в окружении готской знати.
Мозаики нижнего уровня являются самыми знаменитыми в базилике и изображают (с правой стороны) процессию святых мучеников, шествующих от дворца к сидящему на троне в окружении ангелов Христу. Возглавляет процессию епископ Мартин Турский, которому когда-то был посвящён храм. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, с повторением вертикальных мотивов в непрерывной последовательности.
Христос в окружении ангелов, к которому направляется процессия святых мучеников. Возможно, этот фрагмент мозаики сохранился ещё со времён Теодориха, поскольку не содержит никакой «крамолы» с византийской точки зрения.
Начало процессии святых мучеников. Впереди - св. Мартин Турский в коричневом паллии, возглавляющий процессию, за ним - 25 (подписанных) мучеников в белых тогах, указывающих на их святость. В руках они держат свои мученические венцы, а находящиеся вокруг них пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых обитают святые.
Продолжение процессии мучеников. Повторяющиеся похожие фигуры святых (правда, с разными лицами) является типично византийской чертой.
С левой стороны от входа мы видим симметричную процессию мучениц, движущуюся от порта Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённой четырьмя ангелами. Композиция в целом аналогична шествию мучеников: фигуры разделены пальмами, в руках у них мученические венцы, под ногами — цветочное поле, над головами — сокращённые имена.
Процессия святых мучениц - общий вид.
Богородица с Младенцем в окружении ангелов, к которой направляется процессия мучениц.
В начале процессии мучениц изображены с дарами бодро выглядящие волхвы: Валтасар, Мельхиор и Каспар. На них - фригийские колпаки, подчёркивающие их восточное происхождение.
Фигурами волхвов византийцы заменили изображение жены короля Теодориха, которая ранее возглавляла процессию.
Все мученицы в процессии изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников-мужчин на противоположной стене (но так и должно быть, не правда ли?:).
Византийские процессии некоторые комментаторы критикуют за монотонность и схематичность. Но с ними не согласен Павел Муратов: «Трудно представить себе более простое и величественное украшение базилики с её уходящей к алтарю колоннадой, чем эти бесконечные ряды святых дев и мучеников, уходящие к изображениям Христа и Богоматери».
На внешнем фасаде храма висит фрагмент мозаики с изображением фигуры в мантии с диадемой и нимбом. Надпись на мозике утверждает, что это Юстиниан (византийский император середины 6-го века), но она была добавлена в ходе реставрации относительно недавно. Сейчас, однако, считают, что на мозаике может быть изображён Теодорих.
Не верь глазам своим: написано Юстиниан, на самом деле - Теодорих.
Помимо арианской базилики, Теодорих построил в Равенне и арианский баптистерий, взяв за образец баптистерий Неона. В арианском баптистерии (туда мы не успели, к сожалению) хорошо сохранилась лишь подкупольная мозаика со сценой Крещения, все остальные стены сейчас голые. Арианское крещение очень напоминает аналогичную сцену из баптистерия Неона, но с рядом заметных отличий (см. фото ниже).
Католическое Крещение из баптистерия Неона.
Арианское Крещение (фото из сети). В арианском варианте Иисус ещё совсем юный и безбородый, а бог реки Иордан более явно присутствует на мозаике в виде бородатого старика. Из его седой шевелюры торчат две рачьих клешни, а в руках - зелёная камышовая ветка.
Кроме того, в арианском Крещении трон («Престол уготованный») для Христа, предназначенный для восседания во время Страшного суда, установлен прямо среди апостолов, между Петром и Павлом.
Ко времени правления Теодориха относится ещё одна жемчужина Равенны — архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile) — домовая церковь равенских епископов, построенная в период 494–519 гг. Капелла посвящена апостолу Андрею Первозванному и поэтому часто называется Капеллой Св. Андрея. Она находится в музее, расположенном в бывшем архиепископском дворце, совсем рядом с баптистерием Неона. Вход туда покрывается комплексным билетом в главные равеннские достопримечательности.
Капелла построена в форме греческого креста и интересна своими раннехристианскими мозаиками, в частности, очень необычным изображением Христа в виде римского воина. По мнению специалистов, в таком виде Спаситель восходит к позднеантичным изображениям римских императоров-победителей, радикально отличаясь от канонического бородатого Христа византийской церкви, который утвердился и стал каноническим уже позже.
Архиепископская капелла, общий вид.
В четырёх арках, обрамляющих центральный свод капеллы - изображения апостолов и святых.
В конхе абсиды - золотой крест на фоне уже знакомого по мавзолею Галлы Плацидии звёздного неба.
Молодой безбородый Христос в окружении апостолов Петра и Павла.
В своде капеллы изображены четыре символа евангелистов, разделённых ангелами. По центру - медальон с греческими буквами I (йот) и X(кси) - инициалами греческого имени Христа (Ἰησοῦς Χριστός).
Над входом в капеллу изображён молодой безбородый Христос в облике воина. Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх них плащом. В правой руке он держит крест (как воин мог бы держать копьё), а в левой - книгу с латинской фразой «Ego sum via, veritas et vita» («Я есть Путь, Истина и Жизнь»). Его ноги попирают льва и змею, что, вероятно, основано на строках 90 псалма: «Да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».
Помимо капеллы Св. Андрея, в архиепископском музее есть ещё один заслуживающий внимания экспонат. Это знаменитый трон из слоновой кости, принадлежавший когда-то епископу Равенны Максимиану, соратнику императора Юстиниана, изображённого вместе с ним на знаменитой мозаике в равеннской базилике Сан Витале (о которой чуть позже). Этот трон считается одним из самых замечательных изделий из слоновой кости, когда-либо созданных.
Трон Максимиана, Александрия, середина 6-го века.
Спереди трона - композиция из четырёх евангелистов и Иоанна Крестителя между ними.
На спинке - сцены из Евангелия (на фото показаны Крещение и Вход Господень в Иерусалим).
Теодорих умер в 526 г. после длинного 33-летнего правления и был похоронен в Мавзолее, который сам начал для себя строить в 520 г. Двухэтажный мавзолей сооружён из истрийского камня (разновидность известняка) в виде двух десятигранных ярусов, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня и имеющий 11 метров в диаметре. До сих пор непонятно, как эту махину готам удалось затащить наверх. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны готское кладбище. Он и сейчас стоит там в гордом одиночестве среди чистого поля.
Мавзолей является музеем и внутрь него, купив билет, можно попасть. Увы, когда мы добрались к нему из центра Равенны (расстояние — порядка 1 км), он почему-то оказался закрытым. Пришлось ограничиться только «наружным наблюдением», а фото интерьера позаимствовать в сети.
Интерьер мавзолея (фото из сети). Находящаяся на 2-м этаже порфировая римская ванна когда-то служила саркофагом Теодориха.
Мавзолей Теодориха очень взволновал Павла Муратова, которой описал его достаточно пафосно: «Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлечённое понятие, как „история“, чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля». Трудно сказать, есть ли там подобная связь, но какая-то позитивная аура действительно ощущается: место кажется очень приятным и притягивающим. И были мы там совершенно одни — видимо, весь массовый туризм ограничивается более знаменитым мавзолеем императрицы Галлы.
Вскоре после смерти Теодориха Юстиниан, император Восточной Римской империи (ныне известной как Византия), начал кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии и Северной Африки. В 540 году его армия осадила и завоевала Равенну, ставшей после этого столицей экзарха, или наместника, правившего Италией от имени византийского императора. От византийского правления в Равенне сохранился великолепный памятник, возможно самый лучший в городе — базилика Сан Витале. Но об этом — уже в следующей, заключительной части рассказа о Равенне, который уже доступен: Равенна византийская.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия