Находясь в Бангкоке, можно приобрести на удивление много самых разнообразных однодневных экскурсий. Посещение рынков, цветочных и кокосовых ферм, тигров, слонов, исторических локаций, и даже «гламурных» и «инстаграмных» мест для любителей. Все это не покидая окрестностей столицы. Данную информацию я отмечала для себя чисто автоматически, поскольку в принципе, в ней не нуждалась — в наш организованный тур изучение окрестностей Бангкока было уже включено.
С утра, согласно программе, мы посетили одну из местных кокосовых ферм. В Таиланде это чаще всего небольшие семейные предприятия, на которых выращивают пальмы, разделывают кокосы и изготавливают из них масло и косметику.
Нам рассказали о полезных свойствах кокоса, затем показали, как вручную раскалывают кокосовый орех, как происходит его очистка от кожуры и отделение мякоти.
Из мякоти, натёртой на при помощи особого зубчатого колёсика, выжимают масло, которое продают в чистом виде, а также используют для производства мыла, бальзамов и кремов. Все это можно приобрести прямо на месте, само собой.
Кроме того, на ферме можно попробовать кокосовый сахар и понаблюдать, как в специальной печи выпекают кокосовое печенье.
Но вообще, в ход идут все части кокоса. Из каких-то делают веники, из других плетут веревки, да много всякого…
Меня немного разочаровало, что мы не посмотрели процесс сбора кокосовых орехов, да и к самим пальмам нас на подпустили. Сказали, что опасаются травм — были случаи, когда кокосы падали на голову туристам.
Забавно, что позже, когда мы были на Пхукете, прямо на территории нашего отеля росла целая рощица кокосовых пальм в качестве озеленения. И орехи таки действительно, периодически падали! Но там это никого не беспокоило.
Кажется, нам на ферме просто не повезло, что принимающая сторона не выделила работника, который должен был полезть ради нас на пальму)) Зато магазин с сувенирами у них был большущий, и девчонок-продавщиц не поскупились нанять сразу нескольких. Ассортимент, кстати, не самый заурядный, мне очень понравились сервизы с чайничками в виде слонов.
Кроме того хозяева, явно для привлечения туристов, пытаются выращивать на своей ферме ещё и орхидеи, но теплица пока хиленькая.
Об орхидеях я потом как-нибудь напишу подробнее, а пока — несколько крупных планов. Всё же любимый мой цветок.
Покинув кокосово-орхидейную ферму, мы поехали на Плавучий рынок.
Floating market
Плавучие рынки Таиланда — колоритное и яркое явление, неизменно привлекающее туристов. Однако, возникли они давным-давно, в те времена, когда о туризме речи не шло. И дорог нормальных в древнем Сиаме почти не было, а вся его территория была пронизана водными каналами, которые как раз и служили связующими артериями между различными населенными пунктами или внутри городов.
Товары доставлялись по воде, ярмарки происходили на берегах каналов. Веками крестьяне доставляли свой урожай в лодках, чтобы обменять на необходимую утварь, производившуюся городскими ремесленниками.
В общем, исторически, вся торговля в Таиланде была связана с водными рынками. Однако, в наши дни они утратили свое значение и существуют, в основном, для/и /за счет привлечения туристов. Тем не менее, свою аутентичность и живую ауру водные рынки сохраняют и поныне, и побывать там хотя бы раз, конечно, стоит.
Мы посетили один из крупнейших плавучих рынков, который называется Дамноен Садуак. Он находится в провинции Ратчабури, в 100 км от Бангкока.
В узкой длинной лодке, в которой мы устроились, уместилось 6 человек. Лодочник сидел на корме и ловко управлялся при помощи одного длинного весла.
Сначала мне показалось, что лодочник не очень нам рад. Он нервничал и даже пару раз начинал сердито кричать, если кто-нибудь из нас, его пассажиров, клал ладонь на борт — в узкой лодке это движение получалось совершенно непроизвольно и естественно…
Но вскоре, когда мы оказались на «перекрестке», образуемом из каналов, мне стала понятна его тревога. Лодок здесь сотни, разной формы, разного размера, и когда на перекрестке случился настоящий затор, все эти разнокалиберные плавсредства, скрипя корпусами, буквально терлись бортами друг о друга. Короче, по незнанию расслабленные ротозеи могут и без пальцев остаться.
В какой-то момент, уже почти просочившись в узкое горлышко бутылки, наш лодочник вдруг начал отгребать назад, вырвался из пробки и мы поплыли каким-то иным маршрутом, не тем, по которому его собратья везли остальных иностранцев.
Позднее и этот его маневр разъяснился: с утра прибыли сразу несколько туристических автобусов одновременно, и многочисленные лодки, подхватившие пассажиров, буквально заполонили каналы. Тут и там начали образовываться заторы. А у нашего лодочника на рынке торгует дочь, соответственно, ему нужно было доставить потенциальных покупателей именно к её прилавку. В толчее был риск и не подплыть. Вот лодочник и вырулил из общего потока в запасные (или окружные) каналы, по которым туристов почти не возят.
Считаю, нам повезло. Ведь некоторое время наша лодочка двигалась вольготно, никто не подпирал сзади, не маячил впереди, а по обеим сторонам можно было наблюдать реалии деревни, которая выросла вокруг рынка Дамноен Садуак.
Вскоре, однако, показались «торговые ряды». Лавки здесь устроены на берегах каналов в деревянных хижинах на сваях, а чаще просто на высоких подмостках, расположенных на воде.
Поскольку floating market рассчитан на туристов, торгуют здесь всякой дребеденью: сувениры, украшения, картины и поделки местных художников, текстиль…
Где-то в глубинке до сих пор существуют реальные плавучие рынки для местных оптовиков сельхозпродукции, но, полагаю, они не столь зрелищны и вряд ли выглядят чисто.
Цены на floating market заламывают сумасшедшие, обычно в 3–4 раза больше, чем та, за которую продавец реально готов отдать. Однако, торг уместен и приветствуется. Я не удержалась и купила себе яркую хламиду, вроде кимоно. Думала, буду красоваться в ней на Пхукете. Увы, не срослось, но об этом пока не хочу писать, так что без подробностей.
В центральной части рынка Дамноен Садуак проходит главный канал, а вдоль его берегов устроены настоящие торговые галереи. К ним покупатели уже не подплывают на лодке, а ходят по крепкому деревянному настилу пешком, заходя в магазины, как в торговом центре. В этой части есть туалеты, кафе, кое-где даже скамейки для отдыха.
По «гран-каналу» тоже плавают лодки с туристами, но не только. Вдоль берегов стоят или медленно движутся лодки, загруженные самыми разнообразными товарами. На некоторых работают передвижные кухни, где готовят тайскую еду прямо на плаву.
С других лодок торгуют цветами и фруктами. Эти самые привлекательные! Фруктовые раскладки смотрятся по-настоящему колоритно, а, кроме того, всем ведь известно, насколько вкусные и экзотичные фрукты в Таиланде. Значит, пришло и наше время не только смотреть, но и покупать!
Первое, что никак нельзя обойти вниманием, это местные мини-ананасы. Они совсем крошечные, размером чуть больше мужского кулака, и необыкновенно сочные. Тайцы часто продают их уже очищенными и мелко нарезанными, так что никакой лишней возни — бери и наслаждайся.
Манго тоже роскошные. В рекламе не нуждаются.
Ещё есть очень смешные и вкусные мини-бананчики округлой формы. Самые маленькие из всех, какие мне приходилось видеть! Этот сорт иногда называют «яйцевидные бананы». Их мякоть ярко-желтого цвета, очень сладкая, а по консистенции напоминает крем.
Личи или «китайская слива» в моём детстве была настоящей экзотикой, но теперь мы все знакомы с этим фруктом. А вот чего я не знала, что в Таиланде из личи делают сухофрукты. Кстати, в сушеном виде вкус у личи намного ярче и насыщенней.
Наконец, мой фаворит — мангустин. Вот уж о нем всю свою жизнь я знать не знала и в глаза не видела. Под плотной и сухой, как картон, кожурой, прячутся нежные дольки мякоти, внешне похожей на головку чеснока, а вкусом — на личи.
Пока мы до отвала наедались потрясающими фруктами, пришло время покидать Плавучий рынок. Нас в этот день ожидало ещё одно значимое событие — посещение древней ступы, которая является самой высокой в Таиланде.
Буддийская ступа Пхра Патом Чеди
Это сооружение находится в центре города Накхон Пханом, который расположен в 56 километрах от Бангкока. Ну, и от плавучего рынка Дамноен Садуак примерно на таком же расстоянии, может, чуть меньше. Всего за час уже доехали.
На кхмерском языке название Phra Thom Chedi означает «большая ступа», на северном тайском «королевская». В официальном современном переводе «Святая Ступа начала». О строительстве ступы ходит множество легенд, некоторые также ошибочно считают, что Пхра Патом Чеди — самая древняя, первая ступа в ЮВА, но это не так. С точки зрения современных историков ступа является одной из древних и основных ступ только в данном регионе (Накхонпханом).
Сооружение имеет простую форму колокола с коническим шпилем, очень внушительных размеров — 127 метров высотой! Это самая высокая буддийская ступа в мире. В 2011 году ступа была полностью отреставрирована, и теперь её величественный корпус аж сверкает под солнцем, видный издалека, едва въезжаешь в Накхон Патом. Наверно поэтому, впервые взглянув на Пхра Патом Чеди, я подумала, что данное сооружение — из новых, хотя его возвели, как выяснилось, в середине 19 века. Однако ступа имеет значительно более долгую историю. Просто древние камни сейчас скрываются внутри, под «колоколом» и цветной облицовкой.
Какое-то культовое сооружение существовало на этом месте ещё в I—II вв. до н. э. Позднее, в 4 веке, была построена первая ступа. Затем, в 11 веке ступа была перестроена в кхмерском стиле пранг, но спустя несколько столетий была заброшена и постепенно разрушалась. Только в 19 веке по приказу короля Таиланда Монгкута, который в период своего монашества несколько раз посетил руины древней ступы, началось возрождение. Новую, значительно бóльшую размерами и впечатляющую великолепием ступу построили с 1853-го по 1870 годы. Её предшественница осталась заключенной внутри — как это сделано, можно увидеть на одной из фресок в монастырском павильоне.
Рисунок «в разрезе» так сказать:
Кроме того, в комплексе построек возле ступы есть одна, отчасти повторяющая формой древний пранг:
На территории растут экзотические деревья плюмерии и лагерстремии. Мы застали их в самом цвету! Вот где услада для глаз.
Среди деревьев установлены каменные беседки-колокольни; по одному большому колоколу в каждой.
Подножие ступы Пхра Патом Чеди по всему периметру концентрическими кольцами опоясывают галереи.
Внутренняя галерея состоит из храмовых построек с открытым павильоном.
Во внешней галерее расположены ниши со статуями Будды. Каждая поза (мудра) имеет определенный смысл. В некоторых нишах установлены статуи индуистских богов, к которым тайский буддизм относится благосклонно.
Также на территории ступы находятся жилища для монахов.
Горшочки для подаяний стоят рядком, ждут, когда наступит время очередного сбора.
Небольшой старый некрополь — несколько ступ в честь каких-то знатных людей…
Признаться, я не сразу осознала, до какой степени огромен комплекс, в котором мы находимся. Сейчас, задним числом, понимаю, что посмотрели мы там не всё. Но, с другой стороны, была уже вторая половина дня, несусветная жара, и сил бегать от строения к строению, от лестницы к лестнице, почти не осталось.
Более подробно мы осмотрели один из павильонов-молелен — с большим лежачим Буддой.
Меня очаровала мелкая золоченая роспись на ставнях в этом павильоне. В технике «тайский лак» здесь изображено мифологическое дерево Нарипон, которое приносит плоды в виде молодых женских существ.
Девы растут головами из веток деревьев. Это дерево находится в Химафане, мифическом лесу, где плодами-девами наслаждаются гандхарвы, срезая их и забирая себе.
А ещё, именно здесь я впервые узнала о незнакомом мне обычае всенародно «золотить» статуи богов.
То есть, кроме цветов и свечей, молящиеся иногда в качестве подношения используют тонкий кусочек золотой фольги. Его, завернутый в бумажный конвертик, можно получить в храме в обмен на пожертвование.
Золотой «фантик» прикрепляют к статуе, аккуратно притирая. И такие статуи со временем приобретают довольно оригинальный вид…
Я задавалась вопросом, является ли вся эта золотая фольга на статуях настоящим золотом? И да, это настоящее сусальное золото высокого содержания от 96 до 99 процентов. Создание такой тонкой золотой фольги из оригинальных золотых слитков — трудоёмкий процесс, который занимает очень много времени. Готовую тончайшую фольгу перед отправлением в храм разрезают на мелкие кусочки особыми бамбуковыми ножницами. К любому другому инструменту золотая фольга немедленно прилипает.
Теги:
Культурно-познавательный туризм