При составлении планов и построении маршрутов по Коломне, я сразу же застолбила на карте два, достаточно удаленных от исторического центра коломенских монастыря, которые непременно хотела посетить. В первый из них, Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, как я уже писала, отправилась сразу же по прибытию на коломенский жд вокзал Голутвин.
Во второй, Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь,
отправилась ранним, еще не отягощенным вязкой дневной жарой, приятным утром следующего дня. Зачастую не сопротивляясь возникшим желаниям, я целенаправленно исполняю их, не удосужившись углубиться в детали и факты, чтобы понять: зачем, а надо ли, стоит ли? Возможно это внутреннее чутье или предвидение. Так было и с этими двумя монастырями Коломны и лишь сейчас, при написании материала, в момент поиска информации о них я была буквально поражена общей связью обителей.
Посудите сами: оба они связаны с именем князя Дмитрия Донского и Куликовской битвой. Более того, основанию монастырей предшествовал обет, данный Великим князем об их строительстве в случае победы русского войска над татаро-монгольским игом, Золотой Ордой Мамая. Но не буду спешить и в самом начале слегка перетасую маршрут, подчиняясь логике и последовательности возникновения обителей.
В середине августа 1380-го года недалеко от Коломны собрались союзные русские войска, состоялся их смотр и затем начался поход на Куликово поле. Перед битвой князь Дмитрий Донской со своим полководцем Дмитрием Михайловичем Боброк Волынским, который к тому же был и мужем его сестры Анны, дали обет: в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка.
Битва на Куликовом поле произошла на праздник Рождества Богородицы — 8 сентября 1380 года. А уже в 1381 году был основан монастырь, носивший три названия: Богородицерождественский, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца, Обетный — в знак его закладки по обету.
Оставлю до поры до времени Бобренов монастырь и вернусь к последовательности своего передвижения.
Дмитрию Донскому хотелось увековечить победу над Золотой Ордой еще одной обителью и в 1385-м году князь самолично подыскал для нее место в устье реки Москвы тоже чуть поодаль от Коломны, с другой стороны города.
Для благословения выбранного места князь пригласил преподобного Сергия Радонежского,
который также благословил и одного из своих учеников Григория быть настоятелем будущей обители — Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря.
Благодаря летописям и преданиям мы сейчас можем узнать множество подробностей, как, например, то, что преподобный Сергий сам лично участвовал и в закладке, строительстве, а также позднее и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора.
Шли годы, разрасталась обитель и её благосостояние, множилась братия. Духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были не только великие князья, но и боярство, купечество, посадские люди и простой народ.
В середине 15 века был построен каменный зимний на высоком подклете храм во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского.
При нем устроена братская трапезная с хлебодарней.
Монастырь посещают царские особы: в 1480-м году Иван III. Позднее, в 16 веке Иван Грозный. Монастырь содержит богатую и обширную библиотеку.
Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями и в середине 16 века Голутвину монастырю принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Владения обители распространялись не только в Коломенском уезде, он также имел каменные подворья в самой Коломне и даже в Москве.
В начале 17 века Старо Голутвин монастырь был самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. На земском соборе в Москве, в 1613 году, где на царство избирался первый царь из рода Романовых — Михаил Феодорович, от горожан Коломны присутствовали настоятель и игумен именно Голутвина монастыря.
С 1707 года все настоятели монастыря получали высокий сан архимандрита. Монастырь процветал, его благосостояние позволило взамен древнего и ветхого Богоявленского собора возвести новый.
Но в 1764 году произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности, хотя отнесенная ко II-му классу, обитель все же имела достаточно высокий уровень. В 1775 году Коломну и Голутвин монастырь посещает императрица Екатерина Великая. Присланный ею через три года придворный архитектор Матвей Фёдорович Казаков не только проектирует новый план Коломны, но и уделяет свое драгоценное время коломенским монастырям. Для Старо-Голутвина и Бобренова монастырей он проектирует монастырские ограды с декоративными башенками на углах.
Башни Старо-Голутвина монастыря — это самое высокое творение архитектора Матвея Фёдоровича Казакова в Коломне.
В псевдоготическом стиле башен спользованы чисто русские декоративные элементы - своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента (на самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки), и кольца, как бы опоясывающие башни в двух местах.
Позднее башни были перестроены, а возведенная по чертежам Казакова часовня переделана в башню. В 1830-40-х годах башню надстроили с сохранением до первого белокаменного карниза старой кладки.
В последний год 18 века размеренной и устоявшейся монастырской жизни пришел конец, беда пришла оттуда, откуда ее и не ждали вовсе: Коломенская епархия была упразднена, архиерей переведен в Тулу, а за ним туда же выехали Семинария и Консистория. Комплекс архиерейского дома, расположенный на соборной площади в Коломне опустел…И во избежание разрушения здания уж не знаю кем, но было решено перевести в него всю братию со Старо-Голутвина монастыря. Вновь образовавшийся монастырь был назван по своему главному храму — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
А что же так процветающий прежде и всеми покинутый Богоявленский Старо-Голутвин монастырь? Несколько лет он вообще пустовал, здания и сооружения постепенно ветшали и разрушались.
Чтобы не допустить полнейшей гибели некогда всем известного и богатейшего монастыря, митрополит Московский и Коломенский Платон принимает решение о возрождении обители. Но: он не просто возвращает в нее прежних насельников, а решает объединить Богоявленский Старо-Голутвин монастырь с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с целью обеспечить возрождение и содержание Старо-Голутвина монастыря за счет средств Бобреневских угодий. Вот так вот и была, практически по-братски, решена судьба теперь уже Бобренево-Голутвина монастыря.
Приглашенные строители перекрыли Богоявленский собор, достроили колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы.
Было начато строительство келейных корпусов и гостиницы, восстановлен монастырский сад. Вскоре при монастыре уже было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.
Но как за полосой белой непременно идет черная, так и в монастырской жизни: за периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка, чтобы затем вновь возродится. Но не все зависит от простого желания людей, случаются необратимые процессы в обществе, когда жестокость и осознание своей правоты одних приводит к масштабным катастрофам и гибели других. Так, в 1929-м году монахов Голутвинского монастыря буквально пригнали на железнодорожную ветку, посадили в вагоны и отправили в ссылку. Бог знает куда и неизвестно, сколько их выжило в этом чудовищном горниле.
Вид на монастырь с понтонного моста на реке Москва.
А монастырю было не легче: сначала в его зданиях разместили артиллерийские склады, затем их переоборудовали под общежития для рабочих Коломенского завода.
И уже практически в наше время, т. е. в 1986 году монастырь передали Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемуся работой с подростками.
В зданиях разместили столярный цех, кузницу, в Богоявленском соборе — склад,
в Сергиевской церкви — спортзал.
В 1993 году монастырь был передан Московской епархии, а уже на следующий год состоялось его официальное открытие.
С 1995 году в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 году оно было преобразованно в Коломенскую духовную семинарию.
Не могу объяснить почему, но я не заходила внутрь храмов, а лишь в полном одиночестве бродила по ухоженным тропинкам, наслаждаясь тишиной и покоем, невероятным умиротворением, любуясь цветочными клумбами, фруктовыми деревьями и кустарниками.
На выходе из храма зашла в трапезную, где мне подали капучино с выпечкой
и пока перекусывала, мысленно продолжала бродить по аллеям.
На следующее утро, как я уже писала выше, перейдя понтонный мост через реку Москву
отправилась в село Бобреново, расположенное примерно в километре или чудь дальше от окраины Коломны. Было приятно пройтись по сельской местности среди отцветающих уже лугов, ориентируясь на видневшийся вдали и постепенно проявляющийся из утренней дымки Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
Как и Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Бобренев стойко перенес невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, смуту начала 17 века. В середине 17 века описывали цветущее состояние обители так: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы».
К концу 17 века возникает необходимость нового обустройства монастыря, перестройки его строений. Бобренева обитель была хорошо обеспечена, ей принадлежало свыше тысячи ста душ крестьян, около 500 десятин земли, и свыше 35 тысяч рублей капитала.
Но на переустройства требовались существенные затраты, и монастырская братия занялась сбором средств, обратились с просьбой и к благотворителям. Завозятся материалы, большое количество извести и кирпича. Строительство нового кирпичного Рождественского собора началось лишь в 1757-м году.
Как я уже писала выше, в 1764-м году императрица Екатерина II проводит монастырскую реформу-секуляризацию, при которой монастырские земли забирались в казну, а разделенные на классы обители получали соответственное жалованье. Но каким-то непостижимым образом некоторые монастыри лишившись своих земель не попали в общий классовый список на жалованье.
Такая незавидная участь досталась Бобренову монастырю и следующие лет двадцать он буквально выживал. Нечего было и говорить о продолжении возведения собора.
Но в 1790-м году в монастырь поступает на службу новый епископ Афанасий и разводит бурную деятельность. Медленно начинается возрождение обители и прежде всего завершается строительство Рождественского собора.
Была достроена и колокольня и завершенный величавый, суровый, без пышных украшений белоснежный ансамбль словно озарил просторную коломенскую равнину.
Вы помните, что присланный императрицей придворный архитектор Матвей Казаков спроектировал монастырскую ограду с четырьмя башнями по углам в стиле русской готики и для Бобренова монастыря.
Так вот, в последнее десятилетие 18 века возводится ограда, строятся архиерейский и келейный корпуса.
Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. Как я уже писала выше: в 1799 году Коломенская епархию закрыли, кафедру перенесли в Тулу. В 1800 году братию Голутвина монастыря переводят в Архиерейский дом Коломны, а к Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю приписывают Богородицерождественский Бобренов монастырь
со всеми принадлежащими ему угодьями и образуется один, Бобренево-Голутвин монастырь. Как это решилось территориально, сложно понять, ведь между ними расстояние километров шесть, не меньше. Большому хозяйству и внимание необходимо должное, да побольше, а его видимо и не хватало. В 1850-м году Бобренов монастырь посещает Давид Иванович Хлудов, московский купец 1-й гильдии, статский советник.
Благотворитель и меценат был удручен бедственным состоянием обители и немедленно жертвует достаточные средства на восстановление Монастыря. Более того, он начинает хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители.
В 1880-м году в Коломне торжественно отмечали 500-летие победы в Куликовской битве, а в 1881 году 500-летие Бобренева монастыря.
В начале 20 века все рухнуло: в 1917–1918 годы обитель была разграблена, а в 1920-м году закрыта, но еще какое-то время монахи могли находиться в монастыре, проходили службы.
В 1930-м году Бобренов был закрыт окончательно и в некоторых корпусах разместили начальную школу, медпункт и квартиры для рабочих. Это еще нормальное приспособление под нужды новой власти, но в церквях разместили хранилище для минеральных удобрений. А в церкви иконы Божией матери Федоровской,
пробив стену в качестве ворот, устроили гараж для сельскохозяйственной техники. Столетиями собиравшаяся библиотека монастыря, все монастырские книги и рукописи были безжалостно выброшены на улицу.
В конечном итоге монастырь был превращен в чудовищную мусорную свалку, прекратившуюся лишь в 1991-м году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Бобренева монастыря.
Прежде чем начать восстановительные работы руинированных строений, специалистам было необходимо оценить возможность их восстановления. Сделать это было крайне сложно, сомнения витали не только в воздухе. А тем временем КАМАЗы один за другим уже вывозили тонны и тонны мусора и прежде чем появилась возможность начать реставрацию исторической святыни, было вывезено 1500 машин!!!
В монастыре и сейчас происходят реставрационные работы,
я не стала мешать, тем более и народ съезжался на службу-была суббота. Часть территории внутри ограды перегорожена, служащий шикнул на меня, чтобы надела хотя бы платок. Да еще и придрался к камере, поэтому я совсем мало прошлась по дорожкам внутри. С большим удовольствием гуляла вокруг монастырского пруда, радуясь прекрасно облагороженной территории, асфальтированным тропинкам, красивым фонарям
и понтонным настилам, врезающимся в пруд.
Пруды красят любые комплексы, а монастырские особенно. Как прекрасно смотрятся отражения Бобреновой обители на застывшей поверхности водоема: воздушные белоснежные облака, краснокирпичные башни монастырской ограды, белоснежные храмы.
На территории вокруг пруда, на мой взгляд, маловато зелени и насаждений-деревьев, кустарников, возможно со временем это упущение будет решено положительно.
А мне пора возвращаться и если сюда, к монастырю я спешила, то назад шла непростительно медленно. Постоянно оглядываясь на оставшуюся позади панораму Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря, я всматривалась в панораму Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, словно выраставшего из полевой травы. Удивительно, что два коломенских монастыря словно бы смотрят друг на друга, сметая пространства и расстояния.
А еще Бобренов монастырь имел стратегическое значение, он исполнял роль сторожевого пункта. В случае приближения врага из монастыря подавали городу сигнал либо огнем, либо набатным колоколом и тогда местные жители спешили развести наплавной Бобреневский мост и подготовиться к обороне
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия