Про Неаполь писать легко и трудно. Легко — потому что интересных объектов там немерено, и каждый может найти себе в этом городе что-то по душе и потом поделиться своими впечатлениями. Трудно — потому что написано про Неаполь много, в том числе на сайте Туристера, повторяться не хочется, а найти свой ракурс изложения не так уж просто. К тому же, как оказалось, Неаполь — из тех городов, что открываются туристу не сразу: много городских жемчужин прячется за внешне не слишком привлекательной наружностью.
Мы провели в Неаполе 8 дней, точнее — в самом Неаполе — 6 дней, а еще пару дней ушли на пригородные вылазки в Помпеи, Геркуланум и к Везувию. 6 дней — это немало, и потому впечатлений набралось много: дворцы, музеи, замки, храмы, монастыри, виллы, катакомбы, не говоря уже об эмоциях, вызванных жизнью улицы.
Серию рассказов о прогулках по Неаполю мы решили начать с площади Плебисцита (Piazza del Plebiscito) — самой большой в Неаполе — и расположенного на ней Королевского дворца (Palazzo Reale). За таким выбором не стоит искать какой-то глубокий смысл, просто «так карта легла».
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола.
Эта площадь была названа так в честь плебисцита, проведенного 21 октября 1860 года, в результате которого Неаполь и прилегающие южные земли вошли в состав объединенного итальянского государства. Так Неаполитанское королевство в одночасье потеряло свой высокий статус, став с тех пор провинцией Италии.
Площадь Плебисцита с Королевским дворцом.
Площадь эта огромна и по форме напоминает половинку ипподрома. С одной стороны ее замыкает базилика Сан-Франческо-ди-Паола с ее симметричными колоннадами с каждой стороны, а с другой — площадь ограничена Королевским дворцом. По обеим сторонам от церкви и дворца разместились два стилистически близких исторических здания, обращенных фасадами друг к другу: палаццо Салерно и палаццо делла Префеттура.
Площадь Плебисцита с основными объектами. Фото из интернета.
Авторство общей композиции площади (в самых общих чертах) приписывают неаполитанскому королю, французу Иоахиму Мюрату. Придя к власти в Неаполе в 1808 году, он задумал создать рядом с уже существовавшим тогда Королевским дворцом площадь с сооружением, прославляющим императора Наполеона (чьим шурином был Мюрат). Работы были начаты в 1809 году, но завершены не были: Мюрат был изгнан, а на неаполитанский трон вновь вернулись Бурбоны. После одержанной победы над французами планы по архитектурному прославлению Наполеона, естественно, были похерены. Вместо этого, вернувшийся на трон Фердинанд I Бурбон приказал построить прямо напротив Королевского дворца базилику и посвятил ее заступнику Калабрии (одной из областей в южной Италии) — Святому Франциску из Паолы.
Центральная часть базилики Сан-Франческо-ди-Паола.
Церковь Сан-Франческо-ди-Паола воздвигли в 1817–1846 годах по проекту Пьетро Бьянки, и ее здание — это некий гибрид, вызывающий одновременно ассоциации и с римским Пантеоном, и с полукруглой колоннадой ватиканского собора Св. Петра. Но в периметр этой площади храм вписался очень хорошо.
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола с ее характерными колоннадами, симметрично простирающимися с каждой стороны.
Внутри церковь круглая с двумя боковыми приделами. Ее интерьеры производят меньшее впечатление, а купол изнутри — опять же реплика Пантеона. Высота купола — 53 метра.
Интерьеры базилики Сан-Франческо-ди-Паола.
Сейчас площадь Плебисцита — полностью пешеходная и часто используется для проведения фестивалей, концертов, праздников и прочих общественных мероприятий. Трудно поверить, но с середины 20-го века это пространство использовали как стоянку городских автобусов и общественную парковку. Однако в 1994 году, по случаю саммита G7, проходившего в Неаполе, площадь была отремонтирована, асфальт заменили на более традиционную брусчатку, а затем и вовсе сделали площадь полностью пешеходной.
Площадь Плебисцита с базиликой Сан-Франческо-ди-Паола, вид сверху. Фото из интернета.
Площадь украшают конные памятники двум королям — отцу и сыну: Карлу III (скульптор — Антонио Канова) и Фердинанду I (авторства Антонио Кали). Фердинанд I — это тот самый король, по чьему решению построили церковь Сан-Франческо-ди-Паола на этой площади. А про Карла III, легендарного короля Неаполя и Сицилии в 1734–1759 годах, расскажем ниже.
Слева - конная статуя Карла III (скульптор — Антонио Канова), справа - конная статуя Фердинанда I (скульптор Антонио Кали) на площади Плебисцита.
Ну, а теперь о главном объекте на площади Плебисцита — Королевском дворце (Палаццо Реале — Palazzo Reale di Napoli). Тяжеловесное, несколько мрачноватое здание дворца находится прямо напротив церкви Сан-Франческо-ди-Паола. Нужно сказать, что чисто внешне этот палаццо впечатления не производит.
Слева от Королевского дворца - палаццо делла Префеттура (1775), справа - палаццо Салерно (1815, сейчас там - штаб Южного оперативного командования итальянской армии).
Более выигрышный вид на Королевский дворец открывается с противоположной стороны — со стороны набережной. Отсюда хорошо видно, насколько же дворец огромен.
С этой точки лучше видны гигантские размеры этого дворца.
Фасад, выходящий на площадь Плебисцита, украшают статуи самых главных правителей Неаполитанского королевства за более 700 лет его существования: по одному лучшему представителю от каждой из династий. Королевский «иконостас» открывает нормандский король Рожер II, а завершает объединитель Италии Витторио Эммануил Савойский.
Фасад дворца, длиной 169 м, выполнен из терракотового кирпича и вулканического камня. В нишах - 8 королевских статуй: по одному от каждой правившей в Неаполе династии.
Рожер II (1095-1154), основатель Сицилийского королевства и его первый король (с 1130 года) из нормандской династии Отвилей. При нем все нормандские владения в южной Италии были объединены в единое королевство (включающее, помимо Сицилии, и весь низ итальянского «сапога»), а полунезависимые княжества, в том числе неаполитанское, ликвидированы.
История с неаполитанскими и сицилианскими королями — для восприятия непростая (мягко говоря). Многие из них одновременно были и правителями в других странах или даже целых регионах (Германия, Арагон, Испания, Священная Римская империя…), где выступали под иными именами или с другой нумерацией.
Фридрих II (1194-1250), король Германии, король Сицилии и император Священной Римской империи. Представитель немецкой династии Гогенштауфенов, проживший на юге Италии большую часть своей жизни. Редко можно встретить среди монархов человека таких способностей и образованности. Фридрих II живо интересовался математикой, естествознанием, астрономией, медициной; владел пятью языками, писал стихи, трактаты об охоте, открыл первый королевский университет в Неаполе. Он настолько поразил воображение современников, что получил от них прозвище «Удивление мира» (Stupor mundi). Это он построил замок Кастель-дель-Монте, о котором мы уже рассказывали здесь : https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/castel_del_monte/castles/24945/responses/14191
Королевских статуй на фасаде дворца в Неаполе всего 8, и пятеро из этих правителей в этом палаццо никогда не жили. Просто потому, что Королевский дворец был построен гораздо позже (о чем — ниже).
16. Карл I Анжуйский (1227-1285), король Сицилии с 1266 года, тогда же он перенес столицу своих владений в Неаполь. То есть именно его можно считать первым королем Неаполя, основавшего Анжу-Сицилийскую династию. Он же покрыл себя вечным позором, в борьбе за власть казнив в Неаполе юного Конрадина, последнего наследника династии Гогенштауфенов. К 1282 году Карл I Анжуйский смог создать могущественное средиземноморское государство. Но в результате «Сицилийской вечерни» (1282) и последующего завоевания Сицилии Арагоном наследники Карла I Анжуйского смогли сохранить только материковую часть своего государства, включая Неаполь.
У туристов, лишь бегло знакомых с историей южной Италии (как мы), представительство некоторых персонажей на этом своеобразном «иконостасе» неаполитанской истории вызывает вопросы. Но итальянцам виднее.
Последних анжуйцев из Неаполя вытеснил Альфонсо V Арагонский (1394-1458). В 1442 г. после многолетней войны, осады и т.п. он овладел всем Неаполитанским королевством. Годы его царствования стали настоящим золотым веком для прежде раздираемого войнами Неаполя. Альфонсо, получивший прозвище «Великодушный», предпочитал Италию своим арагонским владениям и постоянно жил в Неаполе, окружив себя учеными и художниками.
Король Испании Карлос I (1500-1558), больше известный как император Священной Римской империи Карл V (под этим именем он был правителем Сицилии и Неаполя в 1516-1554 годах), был последним из европейских монархов, правившим огромной территорией, во многом превосходившей империю Карла Великого. Недаром широко известно его гордое высказывание: «В моем государстве никогда не заходит солнце». Свое предназначение Карл V видел в том, чтобы объединить все христианские королевства и княжества во Вселенскую христианскую империю. Эту идею император связывал с католицизмом, потому он стал главным врагом протестантов. В эпоху Карла V совершались выдающиеся географические открытия и были завоеваны огромные территории на недавно открытом американском континенте.
Прервем ненадолго свой рассказ про неаполитанских правителей и обратимся к истории Королевского дворца. Его начали строить в 1600 году, но вплоть до 1734 года палаццо оставался резиденцией вице-королей (наместников королей Испании). Первым архитектором дворца был Доменико Фонтана, но каждый из проживавших в нем испанских наместников что-то достраивал и изменял по своему вкусу. Поэтому затруднительно сказать, что там осталось на сегодняшний день от того, что задумал выдающийся архитектор.
Герб Филиппа III Габсбурга на фасаде Королевского дворца в Неаполе - старейший герб, сохранившийся во дворце. Мрамор, начало 17-го века. Почему здесь именно герб этого испанского короля? Дело в том, что изначально дворец строился к его приезду в Неаполь, но король не приехал (а его герб сохранился), и дворец надолго оставался резиденцией вице-королей.
Парадный внутренний двор в Королевском дворце.
Начиная с 1734 года, дворец наконец стал официальной королевской резиденцией, и начало этому положил легендарный Карл III Бурбонский.
Первым венценосным «жильцом» дворца в 1734 году стал Карл III (1716-1788). Благодаря ему и архитектору Луиджи Ванвителли, Палаццо Реале в Неаполе был расширен и оформлен в стиле позднего барокко, а рядом с дворцом был возведен ныне знаменитый театр Сан-Карло. При Карле III были построены также королевские дворцы Каподимонте и Казерта (мы и там побывали, и «одна рука» отчетливо ощущается). Карл III Бурбонский и на неаполитано-сицилийском (1734-1759), и позже на испанском (1759-1788) тронах показал себя лучшим образцом просвещенного монарха.
С 1919 года дворец — в государственной собственности. Сейчас в нем размещаются Музей королевских апартаментов; Национальная библиотека Неаполя, в которой хранится более двух миллионов текстов, в том числе папирусы, найденные во время археологических раскопок в Геркулануме; и два государственных офиса.
Для показа открыты залы 2-го этажа. Туда ведет совершенно роскошная парадная лестница. Ее без всяких преувеличений можно назвать одной из главных достопримечательностей дворца. Соорудили ее в 1858 году по проекту Гаэтано Дженовезе — после сильного пожара 1837 года, случившегося во дворце.
Парадная лестница дворца сразу задает тон и показывает уровень притязаний обитателей.
Стены отделаны местным мрамором разных видов и оттенков,...
...украшены аллегорическими барельефами и красивыми орнаментами.
Необычайно хороши и ажурные перила.
Поднявшись на второй этаж, оказываешься в галерее, проходящей по всему периметру внутреннего двора. Все залы, доступные для посещения, как раз находятся на этом этаже.
План Музея королевских апартаментов. Из интернета.
Первая комната по курсу — небольшой придворный театр. Его организовали в 1768 году в честь свадьбы Марии-Каролины Австрийской и Фердинанда Бурбонского.
Оригинальные сцена и потолки театра были разрушены в 1943 году в результате бомбёжки союзниками. Их восстановили в 1950-54 гг.
Стены театра украшены белой и золотой лепниной.
Дальше «дорожка» ведет к Тронному залу, но, как это обычно бывает во дворцах, главным помещениям предшествует аванзал, или антикамера. Поскольку этот палаццо очень большой, в нем целых три таких помещения перед Тронным залом.
В этом аванзале стены украшены шпалерами неаполитанской мануфактуры. Она была открыта в 1737 году Карлом III и просуществовала до 1799 года, когда в городе произошли кровавые события в противоборстве с франзускими войсками.
Тронный зал несколько раз менял свой внешний вид на протяжении многих лет — в соответствии со вкусами правящих монархов. Сейчас его стены украшены картинами с изображением представителей королевского дома.
Под бархатным балдахином - трон в стиле ампир 1850-х годов, выполненный из резного и позолоченного дерева.
Фрагменты потолков Тронного зала в неоклассическом стиле,..
Одними из самых значимых с художественной точки зрения считаются Зал дипломатов и Галерея дипломатов. Их стены украшены вытканными на французской королевской мануфактуре гобеленами, посвященными Людовику XIV.
Галерея дипломатов. Эти гобелены королевскому двору Неаполя в 1719 году подарил апостольский нунций (дипломатический представитель папы римского).
Фрагмент потолка в барочном стиле в Галерее дипломатов.
Во Фламандском зале размещены портреты, выполненные голландскими художниками. Сейчас в палаццо представлена лишь малая часть коллекции, хранившейся здесь в разные годы существования дворца. Основные художественные ценности были переданы в музей Каподимонте и Национальный археологический музей.
Маринус ван Реймерсвале (1490 – 1567). Сборщики податей. Этот фламандский художник остался в истории живописи благодаря своим очень выразительным портретам банкиров, ростовщиков и сборщиков податей. Такие изображения были очень популярны в 16-м веке как олицетворение жадности. Авторская копия такой картины есть в нескольких музеях мира, в том числе - в Эрмитаже.
Начиная с 1734 года, дворец по большей части занимали представители династии Бурбонов. Правда, в начале 19-го века бурбонских «жильцов» на 10 лет потеснили французы: во время французского владычества в палаццо обитали Жозеф Бонапарт, а затем — Иоахим Мюрат (брат Наполеона и один из его видных маршалов, участвовавший в походе на Россию в 1812).
Во время наполеоновских войн Неаполем в королевском чине правил Иоахим Мюрат (1767-1815) - пожалуй, самый спорный персонаж на фасаде дворца. После разгрома Наполеона Мюрат попытался воспроизвести его «100 дней»: высадился с небольшим отрядом под Неаполем дабы вернуть себе королевский престол, но был схвачен, судим и расстрелян.
Мебель в кабинете короля Иоахима Мюрата была изготовлена в Париже для Квиринальской резиденции Наполеона в Риме, но затем была передана Каролине Бонапарт, супруге Мюрата, для Неаполитанского королевского дворца. Даже после казни Мюрата неаполитанские короли продолжали пользоваться мебелью и прочими аксессуарами, завезенными из Франции во время недолгого (1808–1815) пребывания Иоахима Мюрата на неополитанском престоле.
Невозможно не обратить внимания в самых разных помещениях дворца на изысканные двери. Они были изготовлены в мастерской Антонио Доминичи между 1774 и 1776 и расписаны темперой по золотому фону.
В центре одного из залов дворца выставлена вращающаяся кафедра - технологическая диковинка конца 18-го века. Это приспособление позволяло одновременно просматривать несколько книг, размещенных на восьми подвесных полках, которые можно было придвигать к читающему с помощью поворотного механизма. Раньше это устройство находилось в библиотеке Марии-Каролины Австрийской, супруги Фердинанда IV, короля Обеих Сицилий.
После объединения Италии дворец стал резиденцией итальянских королей Савойской династии, однако они жили тут лишь изредка.
Завершает череду правителей на фасаде Королевского дворца Виктор Эммануил II (1820-1878) - король Сардинского королевства и первый король единой Италии. «Padre della Patria» («Отец Отечества») , как гласит надпись на его надгробии в римском Пантеоне, - за его роль в создании единой Италии. Здесь, правда, он больше похож на мушкетера, чем на «Отца Отечества»:)
Королевам принадлежало почти целое крыло дворца. Больше всего в этой его части нас поразили потолки — в стиле рококо с белой и золотой лепниной, сохранившиеся с 18-19-го веков. Просто кружево!
Потолки в женской части дворца - чисто кружево.
Еще одно «топовое» помещение дворца — Зал Геракла, очень элегантное, оформленное с тонким вкусом пространство. Это один из старейших залов дворца.
Зал Геракла. Изначально, в 17-м веке, в нем были развешаны портреты вице-королей и потому он назывался Залом вице-королей. В годы правления Иоахима Мюрата зал украсили гипсовыми копиями скульптур из коллекции Фарнезе, в том числе самой знаменитой из них — статуей Геракла (отсюда и нынешнее название зала). Но уже больше века главное украшение этого помещения дворца - шпалеры местного производства.
В придворной Палатинской капелле (Cappella Palatina) — дворцовой церкви — просто ошеломляет красота алтаря, выполненного из позолоченной бронзы и тщательно подобранных полудрагоценных камней.
Палатинская капелла, общий вид.
Алтарь - работа местного мастера Дионисио Лаццари. Этот шедевр неаполитанской скульптуры он создал в 1674 году. Поначалу это был главный алтарь церкви Санта-Тереза-дельи-Скальци, но в 1808 году его перенесли в Палатинскую капеллу Королевского дворца.
Агаты, яшма, лазуриты, аметисты и ониксы вставлены в позолоченные рамы и собраны так, что создают зрительную иллюзию храма с колоннами, уходящими в перспективу, со Св.Терезой на дальнем плане.
В завершение нашего рассказа упомянем, что Королевский дворец некоторым образом оказался связан и с русскими царями. В 1717 году «в нем скрывался», как обычно пишут, сын Петра I царевич Алексей. На самом деле, царевич провел в неаполитанском королевском дворце всего пару дней, ожидая, пока будут готовы покои в замке Сант-Эльмо (средневековой крепости в Неаполе, стоящей на высоком холме Вомеро). Вот там он пробыл целых 5 месяцев, но все-таки был вынужден вернуться в Россию. Перед возвращением царевич Алексей съездил в город Бари, к мощам св. Николая Мирликийского. Однако Чудотворец ему не помог: судьба царевича закончилась трагически.
Между королевским дворцом и морем, в низинке, раскинулся парк. Это так называемые Джардини Публичи, «публичные сады». Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта — «родные братья» тех, что стоят на Аничковом мосту в Петербурге.
Ворота в дворцовый сад охраняют кони Клодта
История появления там этих коней такова. В 1845 году в Неаполе гостили царь Николай I с супругой, лечившей какую-то хворь на Сицилии. В знак благодарности за хороший прием русский царь прислал неаполитанскому королю Фердинанду II подарок — авторские копии двух скульптур «Укротители коней» Клодта.
Более сильное впечатление производит королевский дворец в Казерте, что в пригородах Неаполя. Но это уже другой рассказ.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия