Вот мы и добрались до Алтая. Края таинственного и красивого, который давно нас ждал и манил. Мы путешествовали организованно, где на большом автобусе, где на более проходимых буханках. Сначала немного расскажу о том, что такое Чуйский тракт.
Вот мы и добрались до Алтая. Края таинственного и красивого, который давно нас ждал и манил. Мы путешествовали организованно, где на большом автобусе, где на более проходимых буханках. Сначала немного расскажу о том, что такое Чуйский тракт.
Сам Чуйский тракт — это дорога от Новосибирска до границы с Монголией. Ну это сейчас дорога, а раньше…
На месте тракта существовала тропа ещё тысячи лет назад. Пользовались ей торговцы и воины. Освоение этого пути началось в 18 веке, когда южные алтайцы присоединились к России. Вьючная тропа местами была настолько узкой, что двум караванам было просто не разойтись. Чтобы избежать проблем, караван останавливался перед таким местом, возница шёл вперёд и клал на дорогу шапку. Такой вот «красный сигнал светофора» означал, что идёт встречка и надо переждать.
Серьёзное обустройство тракта началось с экспедиции под руководством писателя и инженера В. Шишкова в 1914 году. В 1922 году тракт получил статус государственной дороги, но во время гражданской войны были разрушены почти все мосты. Автомобильное движение по трассе началось в 1925 году. В 1930 паромные переправы заменили на мосты.
Основными строителями были местные жители и заключённые/репрессированные. Из инструментов только кирка, лом, тачка и лопата. В 1935 году Чуйский тракт был полностью достроен. И вовремя.
Во время Великой Отечественной Войны, когда немцы захватили рудники на Украине, отсюда в оборонную промышленность шли поставки ртути. По тракту пришла и гуманитарная помощь из Монголии.
Назван тракт по реке Чуя, вдоль которой он проложен от Монголии до середины республики Алтай. Здесь Чуя впадает в Катунь, и дальше тракт следует вдоль её берегов. Мы въехали на Алтай с севера, то есть сначала двигались вдоль реки Катунь.
По пути не раз останавливались полюбоваться Катунью, впадающими в неё чистейшими ручьями и красивейшими долинами. В сентябре вода в реке была насыщенного бирюзового цвета. Русло шло то ровно, то петляло, делая повороты на 180 градусов. Доехав до слияния Чуи и Катуни, мы следовали дальше по тракту вдоль Чуи.
Было несколько остановок у известных среди байдарочников порогов. Река в таких местах просто рвёт всё в клочья. Как тут можно пройти на байдарке — знают только опытные мастера. На порогах вода белого цвета. Из-за обилия порогов реки Алтая выглядят белыми и этот край получил называние Белоречье.
Остановились у древнего святилища Адыр-Кан, где расположен Чуйский Оленный камень возрастом 2–3 тысячи лет. На камне схематично изображен лица воин с мечом. Не установлено, чем является камень — памятником знаменитому воину, или божественным идолом. Рядом на скалах, можно увидеть более сотни петроглифов.
Есть на тракте и современные памятники. Например, Колька Снегирёв. Это памятник шоферам, работавшим на Чуйском тракте. Колька -вымышленный собирательный образ. Но почему-то верится, что стихи основаны на реальных событиях.
Стихотворение Михаила Михеева.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Был один там отчаянный шОфер,
Звали Колька его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО
Как сестренку родную, любил,
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.
А на «форде» работала Рая,
И частенько над Чуей-рекой
«Форд» зеленый и Колькина АМО
Над обрывом неслися стрелой.
Полюбил Колька Раечку крепко,
И, бывало, куда не езжал,
По ухабам и пыльной дороге
«Форд» зеленый глазами искал.
И признался однажды ей Колька,
Но суровая Рая была,
Посмотрела на Кольку с усмешкой
И по «Форду» рукой провела.
«Слушай, Коля, скажу тебе что я,
Ты, наверное, любишь меня,
Когда АМО „Форда“ перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».
Из далекой поездки с Алтая
Коля ехал однажды домой —
Быстрый «Форд» и веселая Рая
Мимо АМО промчались стрелой.
Тут и екнуло Колькино сердце —
Вспомнил Раечкин он уговор,
И сейчас же рванулись машины,
И запел свою песню мотор.
Ни обрывов уж тут, ни ухабов,
Колька тут ничего не видал,
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузовой АМО «Форд» догонял.
Миг еще, — и машины сравнялись,
Колька Раечку вновь увидал,
Обернулся и крикнул: «Эх, Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.
И, как птица, тут грузная АМО
Вбок рванулась, пошла под откос,
И в волнах серебристого Чуя
Он погиб, не увидивши грез.
И с тех пор неприступная Рая
Не летит над обрывом стрелой —
Едет тихо, как будто устала,
И штурвал держит крепко рукой.
Уважение вызвал памятник местным жителям, принимавшим активное участие в строительстве Чуйского тракта.
А вот и первый водопад Ширлак (в переводе Девичьи Слёзы). Их много на Алтае, но не ко всем можно подойти близко. Есть и более мощные, и более высокие. Но этот был первым.
Наша следующая остановка у необычного Гейзерного озёра. Это одно из чудес Алтая, которое надо обязательно увидеть. Спрятанное за болотами маленькое озерцо имеет очень необычный бирюзовый цвет. Поднимающаяся из подводных ключей вода заставляет двигаться тонкий слой голубой глины на дне. Происходит это медленно, но если немного подождать, то рисунок на дне изменится.
По мере движения по тракту мы то отдаляемся от Чуи, то приближаемся к ней. Следующая остановка на смотровой площадке с видом на Курайскую степь с Гигантской рябью (очень редкое природное явление, оставшееся от ледников), меандровое русло Чуи и Северо-Чуйский хребет.
Посёлок Курай тоже можно назвать чудом Алтая. Здесь, правда, чудо — не сам посёлок, а виды на Северо-Чуйский хребет. Мы вдоволь насладились и закатами, и рассветами.
После прекрасных видов отправляемся знакомится с видами необычными. Доезжаем до посёлка Чаган-Узун и пересаживаемся в ракеты во внедорожные фургоны ГАЗ-66. Через 8 км тряски мы на Марсе.
Местные жители окрестили эти земли «Марсом» из-за красно-оранжевого цвета гор и почти полного отсутствия растительности. Дорога доходит до Марс 1, где есть парковка, туалет и магазин. Сразу идём на Марс 2. Туда надо идти пешком по узкой тропинке примерно 3 км. Зато какие необычные горы! Прямо хочется танцевать от переполняющих чувств.
Вернувшись к парковке забираемся на Марс 1 по самому крутому склону. Всё, очередное чудо Алтая под нашими ногами.
Это самая южная точка маршрута по Чуйскому тракту до которой мы добрались. Теперь немного возвращаемся назад до посёлка Акташ, пересаживаемся во внедорожные автобусы и едем к новым чудесам. Но это уже другой тракт.