Воздвиженка — одна из исторических улиц Москвы, на которую попала, чтобы посмотреть выставку в Музее архитектуры имени Щусева А.В. «Щусев.150». Юбилейные выставки, как правило, масштабные и очень интересные. К просмотру выставки решила приурочить изучение Воздвиженки, которая начинается почти у стен Кремля и заканчивается у станции метро «Арбатская».
С погодой не повезло. В столице началась метель и фотографии получились с метелью. Так что не судите строго.
Начинаю свое мини-путешествие от станции метро «Библиотека имени Ленина» (радует, что эту станцию не коснулись переименования, напоминает о времени, проведенных в библиотеке). В советское время бывала в библиотеке довольно часто, для записи в нее нужно было направление с места работы. Потом времена изменились и записаться мог каждый желающий: фотографировали непосредственно в библиотеке и выдавали электронный пропуск.
Сейчас, думаю, что тоже ограничений нет, приходи любой желающий и выбирай, что хочешь или что нужно (для работы, например). Здесь есть все.
1
1
Памятник Федору Михайловичу Достоевскому установили сравнительно недавно (для меня) в 1997 году. Писатель родился в Москве на Новой Божедомке (была такая улица, сейчас носит имя писателя). Признанный талант, известный во всем мире и памятник у библиотеки — все логично.
Авторы памятника скульптор А. И. Рукавишников, архитекторы — М. М. Посохин, А. Г. Кочетковский. Имена знакомые. А. И. Рукавишников — скульптор в третьем поколении, М. М. Посохин — во втором. Кстати, похожий этому памятник писателю есть в Дрездене (автор А. И. Рукавишников).
1
1
На фасаде библиотеки бронзовые горельефы известных ученых: Коперник, Галилей, Ломоносов М.В. и других.
1
1
Рядом с библиотекой соседствует городская усадьба Талызиных-Устиновых (17 век, 1780-е годы, 19 век — усадьба перестаривалась). Это один из значительных ансамблей московского классицизма, который пережил пожары 1812 года.
Здесь был один из культурных салонов Москвы, где бывал А.Пушкин, братья Вяземские, Д.Давыдов.
На фасаде информация о происходящей выставке и фотографии творений Алексея Щусева — Мавзолей (их было три) и Покровский храм в Марфо—Мариинской обители (недавно побывала и полюбовалась храмом в стиле модерн).
1
1
1
1
В здании бывал В. И. Ленин, о чем свидетельствует мемориальная доска.
1
Название Воздвиженка возникло из-за того, что здесь находился Монастырь Воздвижения Честного Креста Господня, возникшего на рубеже 15–16 веков. В 1812 году был раззорен наполеоновской армией и упразднен в 1814 году.
Улица сильно пострадала во время наполеоновских пожаров.
А сейчас она выглядит так. Очень оживленная при хорошей погоде и по ней постоянно едут кортежи в Кремль с мигалками и сиренами. В метель все попрятались.
1
2
Идем по нечетной стороне улицы, смотрим на четную: Воздвиженка, 10. Когда-то в здании на этом месте в стиле модерн начала 20 века был Военторг, который в 2003 году снесли и появилось современное здание (его — по проведенным опросам — признали самым уродливым зданием столицы).
1
2
Самый привлекающий внимание на Воздвиженке дом — это особняк Арсения Морозова, который его мать оценила так: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь знает вся Москва».
2
Это здание видно, когда выходишь из станции метро «Арбатская» и оно сразу привлекает внимание своей необычностью: причудливой формой и декоративной лепниной.
1
2
Арсений Абрамович Морозов в семье считался непутевым в отличие от своих братьев Михаила и Ивана и Саввы Морозова, который приходился ему дядей. А еще он любил путешествовать и в путешествии познакомился с архитектором Виктором Мазыриным, которому он и поручил построить что-то необычное.
Дом начали строить в 1897 году в каком-то необычном стиле, о чем Лев Толстой увековечил в романе «Воскресение» в диалоге князя Нехлюдова с извозчиком.
Образцом послужил замок в Португалии в мавританском городке Синтра. Однако москвичи не приняли этотморозовский особняк и сочли его образцом безвкусия.
После нелепой смерти Арсения Морозова (он на спор прострелил себе ногу и умер от заражения крови) особняк перешел к его возлюбленной Нине Александровне Коншиной (жена пыталась оспорить завещание, но безрезультатно).
Коншина продала особняк нефтепромышленнику Леону Мантаашеву. А потом случилась революция и особняк занимали разные люди и организации: анархисты и артисты, на чердаке несколько месяцев жил Есенин, находился здесь и наркомат иностанных дел и множество других организаций.
Мимо этого необычного дома с длинной историей нельзя пройти мимо.
Еще один дом с историей на четной стороне — это дом Разумовского А.К.-Шереметева Н.П. с красивой угловой ротондой и колоннами. Построено в конце 19 века, до революции в доме был Русский охотничий клуб. Ему надо уделить особое внимание, но это будет в другой раз. В этот раз небо не красит фотографию и да и темнеет в ноябре рано.
2
На нечетной стороне есть еще парочка домов с историей — это дом № 7 прокурора Синодальной конторы (на ней мемориальная доска) и дом № 9 — дом Волконского и Рюминых, но поленилась перейти на другую сторону, чтобы сфотографировать (да и переходов на Воздвиженке всего два: в начале и в конце улицы). В хорошую погоду можно было бы пройти сначала по четной, а потом по нечетной стороне улицы, но в этот раз погода не была на моей стороне.
Жилой дом для прокурора был построен в 1817 году по проекту Ивана Лизогубова (совсем не знаю его проекты, надо будет почитать).
История с домом Волконского, в который Лев Толстой поселил своих персонажей из романа «Война и мир» — не выдуманная, этот дом в 1816 году приобрел дед писателя по матери князь Н. С. Волконский, который стал прообразом князя Болконского в упомянутом романе.
На этой улице, что ни дом, то усадьба знаменитых и не очень знаменитых людей. Но оставлю Воздвиженку до хорошей погоды с голубым небом. Пора на выставку в Музей архитектуры, что находится в усадьбе Талызиных.
Но сначала немного о Талызиных.
Адмирал Талызин И.Л. и его племянник участвовали в дворцовом перевороте, в результате которого Екататерина, впоследствии Великая, воцарилась на престол. Талызины сделали успешную карьеру и после выхода в отставку реконструировали главный дом по проекту Матвея Казакова, а потом построили еще один дом и два флигеля. Чтобы попасть во вторую часть выставки Щусева А.В., нужно пройти усадебный двор.
На двух этажах одного из флигелей можно увидеть старинную кирпичную кладку (что будет в этом флигеле — пока неизвестно).
Уже вход в бывшую усадьбу впечатляет: парочку сфинксов украшают старинные канделябры.
1
Скульптура Осириса в мраморе (начало 19 века) содержит текст для слабовидящих. Кстати, на выставке видела человека с собакой-повыдырем.
1
Экспозиция начинается на втором этаже и проходит в анфиладе залов, посвященных великому архитектору (так его называли и называют).
1
1
Архитектор — это не просто профессия, это еще и человек, который придумывает здания и города. Об этом и рассказывается посредством многочисленных экспонатов.
В первом зале — о наградах Алексея Викторовича Щусева, которые он получил в течение своей творческой жизни. Их было немало: орден Ленина, Сталинские премии двух степеней, два ордена Трудового Красного знамени и другие.
Сталинскую премию второй степени архитектор получил за проект станции «Комсомольская» (кольцевая). Наземный павильон и перроный зал — это творения Щусева (вспоминаю, когда бываю на этой станции).
1
Родился Алексей Щусев 8 октября 1873 года в Кишиневе Бессарабской губернии и род его идет из казаков. Прожил насыщенную творческую жизнь, создал свыше 200 проектов, из которых более 80 были реализованы.
Благодаря многочисленным фотографиям и портрету Б.Кустодиева мы знаем как он выглядел.
1
1
1
В первых залах выставки много семейных фотографий, которые любопытно рассматривать: герой выставки с женой Марией Викентоевной и сыном Петром (начало 1900-х годов).
2
Его талант позволил ему поступить на архитектурное отделение Академии художеств с первого раза (не у всех — впоследствии знаменитых — так получалось).
Выставка так подробна, что можно увидеть даже его экзаменационные работы в Академии, и узнать много нового об Алексее Щусеве.
На фотографиях экзаменационные работы: 1. Башня ветров в Афинах.2. Голова юноши.3. Стоящая обнаженная.
1
1
1
Из многочисленных представленных работ впечатлил «Арабский всадник» (в смешанной технике: акварель, тушь и графитный карандаш), поразил четкостью линий и прописанными тенями на одежде. Жаль, что небольшой блик немного подпортил фотографию.
1
В музее занятно рассматривать не только экспонаты, но и расписные потолки.
1
Один из залов посвящен железнодорожным проектам Щусева.
1
Главный проект, конечно, шикарный Казанский вокзал, макет которого представлен в зале, а также проектная модель ресторана Казанского вокзала для пассажиров 1 и 2 класса (вариант оформления свода). Надо будет заглянуть: интересно — сохранилась предлагаемая архиектором роспись.
1
1
1
В нарядном облике вокзала отразился многоликий образ Российской империи.
1
В 1911 году началось сотрудничество Щусева с частным обществом Московско-Казанской железной дорогой: по их заказу им было представлено архитектурное решение типовых построек на линии Арзамас — Шихраны, Нижний Новгород — Котельнич, Казань -Екатеринбург.
2
Так выглядел типовой проект вокзала для станций 3 класса Сарапул и Красноуфимск линии Казань-Екатеринобург. Проект в стиле уральского барокко.
Каждый зал выставки имеет свое название.
«Новая Москва» — это о проектах в первые годы Советской власти.
В 1922 году был объявлен конкурс на проект Дворца труда в Охотном ряду и в этом зале можно увидеть все представленные проекты, разные и непохожие друг на друга, с любопытными задумками. Занимательно было рассмотреть все шесть проектов архитекторов, участвующих в конкурсе. К сожалению, проект Дворца труда не был реализован.
В январе 1924 года Щусев А.В. получил задание от правительственной комиссии спроектировать временное сооружение для прощания с вождем.
1
Макет первого временного Мавзолея Ленина В.И.
Первое деревянное строение было построено уже 27 января. На разработку проекта ушла одна ночь, на строительство меньше трех.
1
Макет второго временного Мавзолея Ленина В.И.
Второй Мавзолей сохранил первоначальную конструкцию, но был обшит лакированным дубом, просуществовал около шести лет до 1929 года.
2
Макет третьего Мавзолея Ленина В.И.
Каменный мавзолей был построен к октябрю 1930 года. Он стал выше на 3 метра и был увеличен внутренний объем. Новое здание облицевали красным гранитом и черным и белым лабрадором.
«От авангарда к «Советской империи» — еще один зал об интересных архитектурных проектах и как они были реализованы. Это многочисленные проекты в разных уголках нашей страны: санаторий «Новая Мацеста», Гостиница «Интурист» в Батуми, здание Наркомзема, здание НКВД на Лубянке и многое другое.
А еще Щусев А.В. занимался мостами и спроектировал их небольшое количество. Например, через Днепр в Смоленске.
Один зал посвящен гостинице «Москва», той самой, которую снесли (сейчас на ее месте парк «Зарядье»).
Вот что осталось от гостиницы: капитель пилястры, а еще красивая розетка кессона из интерьера и угловая деталь коринфской капители (лимит фотографий не позволил их показать).
1
Еще можно посмотреть кино и фотохронику советского периода об известном архитекторе, но впереди еще выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» — эти ценные экспонаты надо видеть воочию. Опять же лимит фотографий ограничивает их показ.
Покажу парочку, об остальном напишу в блоге (о том, как сохраняли и реставрировали, о том, что сохранилось). После этой выставки захотелось в Калязин (пока не была), видела только затопленную колокольню посреди Волги, когда плыли в Углич.
1
1
Фрески 17 века сохранены и их можно увидеть.
Вторая часть выставки «Щусев.150» находится в другой части усадьбы в здании, которое называется «Аптекарский приказ».
Здесь все о храмовом искусстве Щусева Алексея Викторовича.
Макеты храмов 1:100 и история осуществления проектов. Много фотографий. Мне было интересно.
1
Напишу о храме Святого Василия в Овруче. В 1904 году было решено восстановить этот храм, от которого осталось две стены, поросшие травой.
В результате восстановления Щусевым А.В. храм обрел первоначальную красоту. В этом случае Алексей Викторович выступил в качестве реставратора. Подход реставратора позволил не только восстановить стены и своды, но и узнать новое об истории храма.
Думаю, что о храмовом исскустве придется также написать в блоге (это того стоит, на альбом фотографий маловато).
Церковь Святого Николая Мирликийского в Бари (Италия) — это тоже проект Щусева А.В.
В конце 19 века Бари стал популярным центром паломничества. Именно поэтому в 1910 году Щусеву А.В. было поручено спроектировать комплекс паломнической обители. В этом сооружении на итальянской земле он воплотил все особенности нашей русской национальной архитектуры. Полностью проект не был воплощен из-за Первой мировой войны и революции, но одноглавый храм Святителя Николая был построен.
Популярно это место и в последующих веках.
Надо будет поискать в личном фотоархиве фотографии декора храма и его окрестностей, которые в момент посещения особо не впечатлили. Интересно бы посмотреть как он вяглядит сейчас. Может кто побывал в недавнем времени.
А хождение по усадьбе Талызиных продолжается.
Во дворе можно увидеть фрагменты Триумфальной арки, что была на Тверской площади.
1
Можно зайти во флигель, где восстанавливают витражи, подняться по старинной лестнице и помечтать в тишине. Кроме еще одного посетителя (молодой любознательной девушки, с которой перекинулись парой фраз) в старинном здании никого не было (еще охранник и смотритель).
1
А так выглядит усадьба не с парадного крыльца, а со двора.
1
Десертом этого дня будет спектакль «Королева» (по пьесе А.Дюма «Нельская башня») в Театре Луны, о котором уже поделилась в блоге.
С Воздвиженой не прощаюсь, обязательно приду сюда еще для более подробного знакомства.