Во Франции двадцать четыре королевских дворца. Основная концентрация приходится на долину Луары и Париж с окрестностями. Все эти дворцы можно разбить на две большие группы. К первой отнесем дворцы в городах — например Лувр или дворец в Блуа.
Во Франции двадцать четыре королевских дворца. Основная концентрация приходится на долину Луары и Париж с окрестностями. Все эти дворцы можно разбить на две большие группы. К первой отнесем дворцы в городах — например Лувр или дворец в Блуа.
Вторая группа, о которой пойдет сегодня разговор, сформирована загородными дворцами. Где-то до шестнадцатого века загородные дворцы строились для королевских охот, ключевым фактором являлась безопасность величества и наличие охотничьих угодий. На тот момент дворцы больше напоминали крепостные сооружения.
Постепенно вкусы менялись и загородные резиденции стали обустраиваться роскошными парками и фонтанами. Охоты полностью не отменялись, но приобрели декоративный характер и уступили свою главенствующую роль балам. Соответствующим образом изменилась архитектура типичного загородного дворца.
Летом 2023 года мы посмотрели два очень характерных для Франции королевских дворца, хочу с вам их представить. Давайте начнем с Венсенского дворца или здесь лучше королевского замка. Он совсем старый. Первый замок, не сохранившийся до наших дней, был заложен здесь в двенадцатом веке.
В четырнадцатом веке был построен пятидесятиметровый донжон, который и сейчас грозно доминирует во всем комплексе. Судя по спальням и библиотеке, в этом донжоне действительно жили короли. Зачем? У меня нет уверенного ответа не этот вопрос. По всей видимости, потому что боялись. Боялись даже своего ближайшего окружения и старались минимизировать количество охранников.
Сооружение типа Венсенского донжона можно оборонять очень маленьким отрядом. По сути, следует обеспечить неприкосновенность входных дверей. Сделать это не сложно. Подойти к дверям можно только по подъему мосту, который в критической ситуации является ловушкой для противника, его ничего не стоит просто уничтожить. Дальше уже только серьезный штурм с использованием артиллерии, а это безусловно привлечет внимание общественности.
В комплекс Венсенского замка входит совершенно очаровательная часовня. Похожа на большую шкатулку для драгоценностей. Все очень изящно, пропорционально и как-то знаете мило. Шапелька не пытается подавить посетителя, она чрезвычайно доброжелательна.
В ней, как и везде во Франции, уникальные витражи, которые долго восстанавливали.
Все остальное тоже уникально, но подробности за ненадобностью забыл, а копаться восстанавливать не хочется. Вам они тоже, скорее всего не нужны, просто запомним Сент-Шапель Венсен очень хорошенькая.
Прямо рядом с донжоном обнаружил интересное сооружение.
Если подняться по лестнице и заглянуть через щель в помещение под колоколом, то видно, что привод у колокола механический. А теперь вопрос на миллион — можно ли считать колокол с механическим приводом часами? Часы должны показывать время? Нет не обязательно. «Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения временных интервалов в единицах меньших чем одни сутки». Не важно через какие рецепторы «прибор» информирует нас о текущем времени, теоретически он может вонять каждый полный час, если информирует значит часы. Отсюда вывод — да это часовая башня. Скорее всего, достаточно длительное время люди не видели время на часах, а слышали его. Как-то я об этом никогда не задумывался.
Венсенский замок безусловно интересен с исторической и архитектурной точки зрения, но это не все его достоинтва. Радует и то, что он расположен прямо в городе, а станция метро, чтобы люди чего не перепутали, называется Венсенский замок. Здесь совсем немного народа, а в будний день и вовсе никого нет, рядом находится хороший парк с громким названием Венсенский лес. Отличное место для разгрузочного дня в Париже.
Где-то в часе езды на электричке от Парижа находится другое интересное место, которое нам этим летом удалось посмотреть — дворец Фонтенбло. Вот это уж точно дворец, а не какой-нибудь там замок. Когда мы с ним познакомились, у меня возникло ощущение, что это папа Версаля.
В Фонтенбло есть все то, что есть в Версале: роскошные залы и галереи, комплексы садов и фонтанов, беседки и скульптуры, но все это немножко попроще, Фонтенбло старенький.
В более поздних дворцах есть свои преимущества, проектируя их архитекторы убирают ошибки сделанные в старых. Преимущество старых дворцов в том, что там сквозь стены видна история.
Сейчас выедут мушкетеры… и запоют)
Фонтенбло строили чуть не все французские короли по очереди, но хорошо видно, кто внес основной вклад. Даже если забыть про золотых саламандр, выглядывающих из каждого угла, чувствуется рука великого французского дворцестроителя Франциска I.
Кроме вклада в архитектуру Франциск сделал существенный вклад в живопись. Галерея Франциска пережила все революции и до сих пор радует посетители дворца изысканными картинами. Из-за большого количества экспонатов во дворце люди смотрят галерею невнимательно, а там действительно хорошие картины.
Удивительно, но количество букв N на стенах может поспорить с количеством саламандр. Фонтенбло был любимым дворцом Наполеона. Его основной вклад в дворцовый комплекс — библиотека.
Во дворце очень хороший музей, посвященный Наполеону и его семьям. Представлены вещи, принадлежавшие императору, Жозефине, Марии-Луизе и наследнику. Удивляет подчеркнутая простота личных вещей Наполеона. Думаю позерство, но позерство гениальное. Попробуй придумать такое, прошло двести лет, а большинство людей сразу догадаются, чьи это вещи.
Чьи вещи на фотографии ниже я не знаю, но мне всегда и безусловно интересен быт людей. Ведь совсем недавно жизнь была устроена совершенно иначе, при том, что физически люди были точно такие же как мы, т. е. допустимо предположить одинаковые требования.
Фонтенбло видел пик славы Наполеона и его позор. Здесь он любил Жозефину и был счастливым отцом наследника. Здесь находится его тронный зал, где он был богоподобен.
Есть и обратная сторона — лестница, с которой он прощался со своей гвардией.
В целом Фонтенбло можно оценить как место сверхсодержательное, красивое и спокойное. Народу совсем немного, китайцев туда не возят, очереди ни где не было, ну может в женский туалет, но без этого похоже ни как нельзя. Езды от центра Парижа где-то час. Я бы советовал ехать на целый день. Возьмите с собой бутылку и багет. После музея посидите в роскошном парке, зачем вам торопиться назад в Париж к неграм.
В качестве вывода к заметке, хочу сказать, что замки в окрестностях Парижа явление уникальное и фантастически красивое. Даже если мы окончательно разлюбим Париж, туда имеет смысл ездить только для того, чтобы путешествовать по маленьким городам, которые его окружают.