Итак, Мышкин.
Можно долго рассуждать, что место это известно с XV века, и селом было и городом обзывали несколько раз. Что ярмарки устраивались, что в Санкт-Петербург шел отсюда хлеб, а в лучшие времена в городе была своя типография и даже драмтеатр. Но интересно не это.
Мышкин — это коммерческий проект 90-х годов 20-го столетия. Именно коммерческий. НИЧЕГО более-менее интересного в городе до 90-х годов не было. А сейчас населения в городе 5 500 чел., а турпоток 140 000 в год. Это получается 25 туристов на каждого жителя, включая младенцев и самого Мишу, о котором расскажу позже. Не впечатляет? Ок! Париж. Немного больше Мышкина. В Париже живет 2 140 000 парижан, а посмотреть Париж и не умереть, приезжает 25 000 000. Итого: на каждого неорганизованного парижанина приходится 12 организованных туристов. Минуточку! Это в 2 раза меньше, чем в Мышкине! Используя такой простой математический аппарат, Ростуризм легко доказывал, что туристическая привлекательность Рязани на два порядка выше Римской и получал соответствующее финансирование. Видимо это было настолько убедительно, что в 2022 году Ростуризм ликвидировали, функции передали Минэкономразвитию, а средства резервному фонду Минфина. Но, перейдём от коммерческих проектов правительства, к мышкинским.
Гвоздем тут выбрали и это конгениально — мышь. С мышью можно связать практически всё. Это с медведями, тиграми и былинными богатырями надо придумывать. А здесь, опа! Серенькая, маленькая… Вот побежала. И вон… и вон… барышни визжат, вскакивают на скамейки, демонстрируя обнаженные ножки. И пошел турист на это валом.
Если в больших и знатных городах туриста заманивают музеями металлолома, как то утюги, бороны, паровозы и старинные монеты, то в Мышкине просто Музей мыши. Начиналось все это в 1966 году с краеведческого музея, основанного краеведом-энтузиастом Владимиром Гречухиным. Набрать мышиную экспозицию понимаю было не сложнее, чем в аналогичном музее Ростова Великого. А вот посетители? Думаю, что в этом и состояла гениальная находка — договориться с туроператорами по Волжским круизам. Дело в том, что по большому счету Мышкин — это дыра. Причем дырее не бывает. В городе есть один маршрут, по которому ходит одна маршрутка. Старожилы, греющиеся на завалинке, рассказывают, что видели её. Молодежь пробивается в жизнь пешком. До ближайшего транспортного узла (ж.д. станции) 21 километр. Можно поиметь альтернативу: паромом на другой берег Волги, а там автобус до Ярославля. И вот этот казус стал одним из посещаемых казусов на Волге! Музей мыши теперь не музей, а музейный кластер, состоящий из восьми тематических музейчиков, есть гончарная мастер-классная, кузня,
мельница и т. п. В мельнице слушателей пугают живыми мышами. В человеческий рост! Ну, ясное дело, это актеры. Но неожиданно и ярко. Кстати. Мельница была ранее на лошадином приводе, но в 18 каком-то точно забыл году, привезли шведский дизель.
Работал он на сырой нефти. Производительность увеличилась в 100 раз, во столько же раз изменилась экология. В настоящее время эта образина не работает, но стоит и впечатляет. Экскурсовод, безусловно, отвел нас к Успенскому собору (дизайн-студия Джованни Манфрини).
Собор не плох и не мал. Когда его освящали, для массовки завозили народ из соседних деревень. Кстати строили 15 лет. Собор построен в стиле неоклассицизма и очень впечатляющ. Будь это Варфоломей Растрелли или Сергей Кузнецов, славы Мышкину добавилось бы, но Манфрини канул в лету на просторах России. Загадочный был талант.
Следующая достопримечательность — дом купца Чистова.
Три этажа с мезонином и двумя флигелями. Конечно не усадьба зам. нач. УД Мин-ва, но тоже впечатляет. Во дворе часовенька и там нам, а капелла квинтет пропел «Не жалею, не зову, не плачу." Блестяще! Если бы ещё подключить бас, который почему-то пел баритоном, было бы несравненно. Свои записи на дисках предлагают тут же.
Музей валенок. Неоригинально.
Много малых кованных форм. Освобожденная мышь. Это мышь, ломающая мышеловку. Мышка, предлагающая испробовать сыр, на фоне приволжской беседки. Изображения мышей на фасадах административных зданий. Видимо за их истребительские качества.
Очень сильное впечатление оставляет воинский мемориал с Вечным огнем. Идущий, сжав кулак, красноармеец,
Шел солдат, преград не зная..
за спиной которого стена барельефов Героев Советского Союза, родившихся в Мышкине, а впереди, полукругом стена, где слева на право письма простого рядового из этого города семье и ответы жены на его письма. Последнее — «Я похоронку никому не покажу. Мы все равно будем ждать тебя»
Немного на нашей земле таких простых, рвущих сердце, знаков памяти.
А теперь о Мише, про которого было в начале. Первое, что встречает вас в Мышкине на пристани — это большой рыбный рынок. Запах копченой рыбы интригует еще с реки, если конечно ветер в вашу сторону. На прилавках живописно располагаются стерляди, угри, судаки, лещ, синец… Копченые и вяленые. Вяленые и копченые. Тут же грибки, помидорки, огурчики, пиво… Туалет. Удивительно чистый, современный и своевременный, дорогой и с лавкой сувениров. Наш экскурсовод, как бы между делом, обмолвился «если будете брать рыбу на пристани, найдите Мишу. Он в майке с надписью МИША и скажите, что от Владимира. Будет самая лучшая и цена, и рыба». Нашли. Сказали. Рядом некому Володе, вторая группа отрекомендовалась от Саши. Третья группа… Вот говорят, что мафия это Италия. Мафия — это Мышкин! Хотя рыба вкусная. Это 100%. Но надо понимать. Стерляди и прочие осетровые в Волге ловить запрещено. Можно легко пойти по уголовной статье. И не потому, что рыбы мало, а потому, что… Мышкин, короче. А вот хозяйств, разводящих ту же стерлядь, немало. Дело это не очень хлопотное. Рыбу, доводят до «нужной кондиции» и направляют на местный рыбокомбинат (машина рефрижератор). Там морозят. По мере надобности, мороженую стерлядь выкупают, размораживают и коптят. Миша, Владимир и прочие мышкинцы «торгуют на рынке рыбу, пойманную собственными руками!» Беда одна — копченая рыба долго не хранится. Она и для продавцов и для покупателей. Стерлядка стоит примерно 800 руб. Говорят, что в магазинах она в 2 раза дешевле. Возможно. Не посетил.
Скажу кратко: Мышкин понравился. И свободой торговли. И массовостью музеев. И количеством на что бросить глаз. И даже церковно-православной архитектурой. Куда ж нам теперь без нее? И, главное, что тот, кто это придумал, попал в тренд. Это интересно большинству приезжающих.