В 2022 году фестиваль «Друзья Петербурга» проходил впервые.
На официальном сайте проекта было так:
«Фестиваль творческих и образовательных проектов под эгидой ПАО «Газпром» посвящен сохранению наследия Санкт-Петербурга и развитию города… Фестиваль «Друзья Петербурга» объединяет музеи, театры, концертные площадки и ведущие вузы Санкт-Петербурга…15000 бесплатных билетов, 20+ площадок, 80+ мероприятий».
Я анонсы пропустила, но хорошая знакомая по аналогичному Туристеру сайту своевременно прислала мне афишу. За что ей огромное спасибо выразила потом вся наша немаленькая компания.
В подобных мероприятих в Петербурге есть одна непростая задача: надо при регистрации умудриться опередить активных дам пенсионного возраста, которые откуда-то всегда всё первыми узнают:).
Но нам повезло, и на субботу 15 октября были забронированы 8 бесплатных билетов на экскурсию «Посещение парадных залов Екатерининского дворца, перформанс „Интерференция“ (ГМЗ „Царское Село“):
«Только в дни фестиваля для вас откроется весь маршрут по парадной анфиладе Екатерининского дворца от Лионского зала до Церкви Воскресения Христова, которые были воссозданы при поддержке ПАО «Газпром».
Частью маршрута станет перформанс «Интерференция» Лаборатории Новых Медиа: световая инсталляция, фокусирующая лучи света на объектах интерьеров Екатерининского дворца, сопровождающаяся музыкальным оформлением.
Благодаря деликатной игре света и теней в музейных залах возникают новые акценты, и экспонаты предстают по-новому. Таким образом, выстраивается диалог зрителя с классическим искусством, позволяющий выйти из монотонного и пассивного созерцания» (самое важное в программе я выделила жирным).
То ли информация была не полной, то ли мы так читали, но осталось непонятным, входят ли билеты в парк, поэтому взяли еще и бесплатные на прогулку по парку, решив, что приедем раньше и погуляем немного (если позволит погода) до экскурсии в 16 часов.
Приехав в Пушкин, мы предъявили билеты на главном входе в парк с Садовой улицы. Нас не пропустили и отправили про направлению вот этих зелёных стрелочек:
Там был пункт регистрации, где быстро и чётко по предъявлению билетов нам выдали розовые и синие браслеты. Браслеты не обозначали М и Ж, а являлись отдельными пропусками на прогулку и экскурсию. Тут-то мы и узнали про первую приятную неожиданность: прогулка по парку начнётся с Парадного двора! Зашли мы в него со стороны Лицея:
Участников программы делили на группы, сопровождающий волонтёр проводил краткую экскурсию. Но главное же - посмотреть это закрытое для одиночных посетителей пространство:
У парадного подъезда дали время на фотографирование. На первой фотографии в слайдшоу видна афиша фестиваля:
Погода делала красивое ещё краше:
На входе нас проинструктировали, что от группы отставать не следует. Но среди нашего коллектива нашлась парочка нарушителей (среди которых была и автор отзыва). Не смогла я не прогуляться, чтобы ближе посмотреть на Золотые ворота с этой стороны:
И от ворот запечатлеть всю ширь двора:
Присоединившись к следующей группе, мы дошли до выхода у Зубовского корпуса на Треугольную площадь:
Тут оказалось, что для прохода с площади в Екатерининский парк волонтёр получает в кассе билеты по количеству человек его группы, а нас-то +2. Но нас посчитали правильно:), а если бы не так, то просто купили бы входные билеты. И вот мы — в Екатерининском парке, который прямо от входа сообщил, что с золотой осенью тут ещё вполне хорошо:
Октябрь 2022 вообще порадовал жителей и гостей города несказанно, так как выдал три (!) подряд шикарных по погоде выходных. Мои альбомы про первый и второй есть в оглавлении в начале и конце этого рассказа. 15-го октября было чуть холоднее, но всё остальное, согласитесь, способствовало неспешной прогулке. У нас был примерно час, поэтотому мы от входа прошли чуть правее в пейзажную часть парка к Гранитной террасе, а потом дальше к Большому пруду:
Вид от пруда на Гранитную террасу:
Дальше берегом к Павильону Грот:
В одном из предыдущих альбомов про золотую осень-2022 я призналась, что являюсь «скамеечницей». Как говорится, назвался груздем…:
Наступающее предзакатное время постепенно начало добавлять в пейзажи свои краски:
Бело-голубое на фоне бело-голубого:
Вид с одного из мостов Рыбного канала в сторону Большого пруда:
А в другую сторону утки устроили заплыв наперегонки, и у финиша их приветствовали зрители:
Нам же пора было сворачивать к дворцу и выходу на Садовую улицу, так как за 10 минут до начала экскурсии надо было быть у павильона регистрации:
Золотая осень, вероятно, благодаря вечернему свету и уже частично приглушённым краскам, была как-то особенно величава:
У дворца посетителей было больше, чем в местах нашей прогулки:
Мы же поблагодарили парк за доставленное удовольствие и направились к выходу:
Оказалось, что на экскурсию по дворцу мы пойдём тоже через Парадный двор. По красной дорожке зайти прямо на Парадную лестницу не дали, вход был дальше — у атлантов:
Пока заходила предыдущая группа, досмотрели детали:
Под двойным рядом атлантов тоже притормозили, пока предыдущая группа не покинула гардероб:
Получили наушники, и начали осмотр, как обычно, с Парадной лестницы:
Огромное спасибо организаторам за чёткое соблюдения интервалов между группами, что дало, например, возможность посмотреть Большой зал вот так:
почему-то в этот раз больше обращала внимание на потолки.
Потом были первая, вторая и… третья (!) Антикамеры. Да, их именно 3, а не две, как маршруте в обычный день:
В Антикамере III немного подождали, пока предыдущая группа освободит нам два зала, из-за одного из которых я и собралась решительно на фестиваль в Царское село. Дело в том, что Лионский зал был впервые после полной реставрации открыт летом 2021 года, но пока я туда собиралась, его опять закрыли в связи с продолжением работ в Зубовском корпусе. А для «Друзей Петербурга» сделали исключение.
Но сначала мы зашли в Арабесковый зал:
А за ним и был Лионский зал (арх. Ч. Камерон, 1781–1783; И. А. Монигетти, 1856–1860-е). По жизни я к золоту в интерьерах отношусь ровно. Но тут невероятной красоты золотой лионский шёлк на стенах, в честь которого зал и получил своё название (фото точный оттенок, конечно же, не передают). Даже 2,5 тонны лазурита не помогли залу стать «Лазуритовым» :). А если серьёзно, то в интерьере какое-то запредельно правильное сочетание благородного золота и насыщенной синевы:
Зал небольшой, поэтому при посещении с группой примерно в 20 человек фотографировать было сложно.
Обращают на себя внимание и восстановленные двери, и мебель, среди которой сохранилось свыше 20 подлинных предметов:
Потолок сразу же вышел на первое место среди своих собратьев в Екатерининском дворце в моём рейтинге этого дня:
Завершает картину жемчужина Лионского зала — подлинный 18-го века паркет необычайной красоты, чудом вернувшийся из Германии в 1947 году и ожидавший реставрации свыше 70 лет:
Конечно же, ходить по такому сокровищу нельзя. В зале, в выделенной под маршрут части, сделан стеклянный мостик.
На зеркале видим монограмму супруги Александра II Марии Александровны, в распоряжении которой апартаменты были с 1841 г.:
Какое-же счастье, что эксперименты со сменой цвета стен на малиновый ещё в 19 веке признали неудачными. Вернулись к «золотому бутону», а для реставраторов сохранились образцы ткани и документальной точности акварель художника Л. О. Премацци.
Более подробную историю Лионского зала можно почитать на оф. сайте ГМЗ «Царское село» (ссылка будет в тексте в списке залов немного позже) или, например, в статье «Петербургских ведомостей».
Далее мы вернулись на стандартный маршрут по Екатерининскому дворцу от Антикамер до Парадной лестницы:
Естественно, в Янтарной комнате группа задержалась чуть дольше других залов, за исключением Лионского:
Потом прошли ещё несколько залов Парадной Анфилады, входящих в настоящее время в 1-й маршрут по Екатерининскому дворцу. Немного фото для общей картины экскурсии:
Для общей информации пусть будет тут и общий перечень залов 1-го маршрута с оф. сайта музея (по состоянию на сентябрь 2023): Парадная лестница, Большой зал, I–II Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I, Буфетная, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница. Тем более, что скопировался он удачно: ссылки на описание залов работают.
Слово «Лионский» в приведённом в начале рассказа описании программы затмило для меня всё остальное:), поэтому после Официантской последовал второй приятный сюрприз: группа не свернула на Стасовскую лестницу, а продолжила прогулку по парадной анфиладе, посетив Парадную голубую гостиную, Китайскую голубую гостиную и Предхорную, которые в настоящее время входят в отдельный маршрут с дворцовой церковью. А их интерьеры стоят того, чтобы лишний раз на них посмотреть:
Парадная Голубая гостиная
И Предхорная полностью оправдала своё название, так как после неё мы вышли на хоры, прям вот почувствовав себя приближёнными к царствующим особам:) :
Через открытое окно Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца (С. И. Чевакинский (первоначальный проект, 1746) и Ф. Растрелли (1747 — 1756)) предстала перед нами во всей красе своего не самого обычного для русских церквей вида:
До фестиваля я не успела до маршрут с церковью, видела вживую её впервые. Впечатляет!
В общем, как и обещали организаторы «Друзей Петербурга» прошли мы »весь маршрут по парадной анфиладе Екатерининского дворца от Лионского зала до Церкви Воскресения Христова». Лично прямо вот от Зубовскогокорпуса до Церковного прогулялась в первый раз. Повторить получится только после открытия Лионского зала на постоянной основе, да и то, полагаю, что это будет возможно только по частям в зависимости от того, какие будут на тот момент маршруты.
Что касается фестивальной программы, то осмотр дворца на этом не закончился, и мы проследовали в оставшиеся залы существующего в настоящее время 3-го маршрута. Полное описание маршрута на оф. сайте ГМЗ «Царское Село» выглядит так: «Маршрут включает осмотр церкви и хоров, а также апартаментов великого князя Павла Петровича. Это Предхорная, Китайская голубая гостиная, Парадная голубая гостиная, Скульптурный и Живописный кабинеты, Опочивальня Марии Федоровны, Камер-юнгферская и Малая проходная комната. Фотографии кабинетов и комнат далее в этом отзыве отсутствуют, так как помещения невелики, и снимать там при посещении с группой неудобно. Да и открыты апартаменты для осмотра уже давно. Там много интересного, и оптимальным, на мой взгляд, является посещение с аудиогидом, чтобы самостоятельно определять время на просмотр наиболее интересного лично для себя.
В завершении большой прогулки мы спустились по Стасовской лестнице и через коридор с фотографиями почётных гостей дворца пршли в гардероб:
Для наглядности маршрутов по дворцу пусть будет чуть дополненная карта с сайта spbmuseum.ru (жёлтым закрашены апартаменты Павла Петровича):
На сайте ГМЗ "Царское Село" есть интерактивная карта(при клике на зал, открывется наименование), но там, на мой взгляд не очень удобно, что перечень залов с переходом на их описание находится отдельно от карты.
Вышли мы из дворца, как обычно, в Екатерининский парк. «Янтарные» вкрапления в обычный декор придавали очарование партеру. Можно было бы продолжить прогулку по парку, но было понятно, что довольно быстро стемнеет, да и впечатлений было уже достаточно, поэтому мы пошли на выход:
После рассказа про программу во дворце, полагаю, у внимательных читателей остался вопрос: «А где же заявленный в программе перформанс „Интерференция“?» Тут что-то не срослось, или мы чего-то не поняли. В некоторых залах были какие-то неяркие бегающие лучи света, но они больше мешали фотографировать, нежели что-то выделяли. Местами очень негромко инграла музыка. это всё, что мы заметили. Я, правда, ранее не была в вечернем дворце, и не знаю, всегда ли там такое приглушённое освещение, которое нам, впрочем, понравилось, хоть и создавало проблемы для фотографирования. Но мы за неяркость перформанса на организаторов не в обиде, так как ничто почти не мешало рассматривать залы.
После дворца мы продолжили вечер в находящемся неподалёку ресторане «Giacomo» . Кратко так: интерьеры нарядные, нет громкой музыки, мешающей общению, блюда по меню понравились, а вот от пиццы не в восторге.
16 октября я продолжила быть «Другом Петербурга». Выбрана была экскурсия «Праздное и тайное. Образы петровской эпохи в работах Михаила Шемякина» в Центре Михаила Шемякина (ул. Садовая, д. 11, оф. сайт Центр Михаила Шемякина — mihfond.ru).
В центре нет постоянной экспозиции, а проходят выставочные проекты. В октябре 2023 был такой: «Выставочный проект „Праздное и тайное. Образы петровской эпохи в работах М. Шемякина“ представляет особенный ракурс на эпоху Петра I. В незамысловатых на первый взгляд сценах веселья, прогулок и небольших бытовых сцен раскрывается особая мистическая петербуржская атмосфера. Свойственный художнику гротеск пронизывает работы, выполненные в технике как оригинальной, так и тиражной графики из серий „Галантные сцены“ и „Карнавалы Санкт-Петербурга“, где люди приобретают звериные черты, а культурные явления Руси и Европы, и отношения высокого и низкого смешиваются и трансформируются. Эти же образы и мотивы нашли свое живое воплощение в незабываемом перформансе — карнавальном шествии „Посольство Петра Великого“, проводившегося в рамках Венецианского карнавала в 2007 году на площади Сан-Марко. Платья, камзолы и парики, созданные по эскизам художника для перформанса, продолжат свое шествие в зале Центра Михаила Шемякина.»
Так как квота на фото практически исчерпана, выставку покажу в виде слайдшоу с небольшими комментариями в описаниях фотографий:
Музей существует аж с 2002 года. Но, как оказалось, именно по этому кусочку Садовой прямо за углом от Невского проспекта я практически не хожу, поэтому узнала про музей только в 2021 году, когда практически споткнулась от этот щит про ''открыт''. И споткнулась очень вовремя, так как вскоре там открылся проект «Щелкунчик» Михаила Шемякина. Театр художника», на котором я с пространством и познакомилась. Было интересно и познавательно. Я открыла для себя Шемякина, как графика. С тех пор стараюсь не пропускать их выставки.
Что касается этого рассказа, то текст писался так неспешно, что пришлось менять планируемое окончание.
А причина в том, что раньше было известно только то, что фестиваль «Друзья Петербурга» не был разовым мероприятием и в 2023 году пройдёт 6 — 8 октября. А на дату публикации этого материала стала известна и программа. Смотреть её и ловить бесплатные билеты надо на оф. сайте фестиваля: Друзья Петербурга (spbfriends.ru) . На мой взгляд, удобнее всего просматривать через раздел «Площадки». Участвует в фестивале, например, и Мастерская М. К. Аникушина, отзыв о которой я недавно тут размещала: Мастерская М. К. Аникушина, филиал Государственного музея городской скульптуры, Май 2023 (tourister.ru) . Царское село тоже заявлено, но программы ещё нет. Пока организация в этом году не понятна и нравится меньше: частичную информацию о программе и даже билеты без анонса неожиданно выложили 21 сентября вечером, по оставшимся площадкам нет никакой инфо, кроме типа «ловите». В прошлом году, как припоминается, что между публикацией программы и датами раздачи билетов был промежуток, и дни объявлялись заранее, хоть и отличались на разных площадках.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия