Эффект заниженных ожиданий всегда работает. А мои ожидания от Ульяновска занизил никто иной, как сам Варандей, написавший в 2009 г.:
Ульяновск — самый, пожалуй, странный из областных центров Поволжья. Никому из путешествующих особо не нужный сейчас — и главная достопримечательность Поволжья лет 30 назад. Город, где погибли все храмы — но прекрасно сохранилось деревянное зодчество. «Красная Мекка» с огромным Ленинским мемориалом. Город на двух берегах Волги, где спокойно можно простоять 2 часа в пробке на мосту.
Но за прошедшие годы Ульяновск изменился сильно и к лучшему. Город, в который я слетал на выходные в июне, а потом заехал в рамках автопутешествия по Поволжью в августе, оставил самые положительные впечатления. Не в последнюю очередь потому, что обе поездки состоялись летом, а летом в Центральной России всегда лучше, чем зимой (банально, но правда).
Многое из того, что написано у Варандея, уже просто неактуально, но главное — то, в чем заключается его историческая ценность и оригинальность — осталось в силе. Вряд ли город станет главной достопримечательностью Поволжья, как лет 30 (теперь уже 40) назад, но, безусловно, он будет заново открыт туристами, как были открыты Плес и Нижний Новгород. А пока он не открыт, можно наслаждаться преимуществами «алмаза неограненного», живя, например, за сущие копейки в главной гостинице города с фантастическим видом на Волгу.
Виды из гостиницы «Азимут»
(Правда, в первое мое пребывание не было горячей воды, а пульт от кондиционера был один на два номера, но во второй раз вода была, а кондиционер включался руками. Как бы то ни было, AZIMUT Отель Ульяновск я рекомендую от души).
Волга, собственно говоря, — одна из ключевых достопримечательностей города. Стоит отметить, что волжские города в принципе расположены живописно, но Ульяновск выделяется и на фоне соседей. Во-первых, он стоит на крутом холме, а во-вторых, именно здесь река исключительно широка: до 30 км. Ширина эта есть следствие создания в 1950-е годы Куйбышевского водохранилища: на карте с сайта retromap.ru можно видеть, как изменился рельеф окрестностей города.
Заволжская часть, частично ушедшая под воду, отдалилась от основной настолько, что даже удивительно, что она не стала отдельным городом. Несколько десятилетий связь между двумя частями шла по одному-единственному мосту с двухполосной автодорогой, пока в 2009 г. не был открыт второй.
Популярный миф об Ульяновске — «там ничего не осталось». И именно поэтому вдвойне радуешься, когда видишь, чтó все-таки осталось. Разглядывая таблички на самых красивых домах города, быстро выучиваешь две фамилии: Шодэ и Ливчак. Два архитектора, творчество которых связано именно с Симбирском, у каждого неординарная биография. Август Шодэ — французский подданный, родившийся в Одессе, строил дома в эклектических формах, а лютеранскую церковь — как полагается, в неоготическом стиле. В отличие от православных храмов, ей повезло в советские годы, и она является единственной сохранившейся церковью в исторической части города.
Федор Ливчак — сын галичанина-русофила Осипа Ливчака, перебравшегося из-за преследований австрийских властей в Россию, строил в стиле модерн. Оба архитектора бежали с Белой армией на восток и умерли от тифа в 1919 г. в Омске.
Дом-памятник И. А. Гончарову (ныне краеведческий музей). Арх. Август Шодэ.
Доходный дом Забориных («дом с орлами»). Арх. Леонид Анненков.
Здание городской электростанции. Арх. Феофан Вольсов.
Доходный дом Токарева (арх. Феофан Вольсов) и здание общества взаимного кредита (арх. Федор Ливчак)
Дом Прушакевича (архитектор неизвестен)
Здание симбирского отделения Государственного банка (ныне театр кукол). Арх. Август Шодэ.
Дом-теремок купца Бокоунина. Арх. Федор Ливчак.
Особняк купца Шатрова. Архитектор неизвестен, подозревают Шодэ.
Бывший дом князя М. Н. Ухтомского. Арх. Август Шодэ.
Дом-ателье Федора Ливчака
Но, разумеется, в советские времена Ульяновск развивали как туристический центр не за его скромный, но стильный модерн, а за то, что в нем родился Ленин. Когда Варандей писал о том, что за тридцать лет Ульяновск стал «никому не нужен», он имел виду именно то, что туризм по ленинским местам перестал быть обязательной частью культурной программы наших соотечественников. И это очень хорошо: можно представить себе сколько тоски навевали казенные экскурсии. Но все это позади. Наверное.
Важно то, что культовые ленинские места дошли до нашего времени в прекрасном состоянии. Сакральный статус всего, к чему прикасался вождь, позволил сохранить множество как действительно примечательных зданий, так и сооружений, не имевших бы в ином случае особой ценности. Не повезло лишь тому месту, где младенец Владимир был крещен — Никольской церкви. Но в его официальной биографии места такому событию не было (так же, как и венчанию, которое состоялось в Петропавловском храме села Шушенское).
Квартал, в котором находится дом, в котором жила семья Ульяновых, музеифицирован, благодаря чему, попав сюда, мы видим типовую деревянную застройку Симбирска последней четверти XIX века в прекрасном состоянии (я бы сказал «беспрецедентно», если бы не бывал в Городце). Вот сам дом и двор (с полем для крокета), а также окрестные строения:
Второй, более масштабный, ленинский кластер — это ленинский мемориал (посетить не удалось, так как он на реконструкции). Его неофициальный бренд — «Ленин-центр», и это классное дополнение к «Ельцин-центру». Отлично, что у нас в стране есть место для обоих.
Совершенно очевидно, что ленинский мемориал замышлялся как объект квазирелигиозного культа. И, хочу сказать, этот культ — далеко не самый худший, он оставил после себя богатое культурное наследие, которое нужно ценить. Приверженцам традиционных религий нелегко примириться с этим (тем более, что данный культ видел своей задачей искоренение этих самых традиционных религий), но дело в том, что он им проиграл и ушел в прошлое. И кажется теплым и ламповым по сравнению с теми культами, которые конкурируют с традиционными религиями сегодня.
С точки зрения формы, многие черты ленинского культа заимствованы у христианства, что может показаться святотатством, а может — улыбнуть. Вот, например, памятник маленькому Ильичу с матерью — чем не мадонна с младенцем?
Дома, где Ленин родился и провел первые годы жизни, — единственное, что осталось от улицы Стрелецкой, они встроены в модернистскую громаду Ленинского мемориала. Вполне себе параллель с часовней Рождества в Вифлееме:
Если вы убежденный антикоммунист, то безусловно хорошая архитектура мемориала и богатая (но недоступная в данный момент) экспозиция, будут крайне смущать. Вот так он выглядит с площади:
Гармонирует с ним и здание пединститута:
А вот так выглядела улица Стрелецкая и центр Симбирска при Ленине.
Можно горевать о том, что теперь не так (я горюю), но прошлого не вернуть. Вернуть нельзя, но помнить — можно.
Ко второму ленинскому кластеру можно отнести и здания гимназии, в которой учился Володя Ульянов:
Не буду скрывать: почувствовал дуновение чего-то теплого из детства, в котором стандартом детской литературы были рассказы про Володю-гимназиста: «Так вот, значит, куда он ходил». На здании взрослой гимназии было обнаружено упоминание о его земляке Саше Керенском, что тоже хорошо и правильно.
В продолжение советской темы следует упомянуть еще один памятник эпохе — к сожалению, полуживой. Это парк Дружбы народов, находящийся прямо под мемориалом, на холме. Это место исключительно живописно и представляет собой скорее лес, нежели парк. То, что искусственно создавали в московском Зарядье, здесь существует от природы.
Концептуально же интересно то, что в зеленой зоне были созданы площадки 15 союзных республик, построенные силами самих республик. Почти все они ныне пребывают в запустении. Пытался найти их все, но не получилось: заросли слишком суровы. Покажу то, что нашел:
В самом лучшем состоянии находится Армения: к изначальному советскому монументу в наше время добавили хачкар:
Достойно представлен Азербайджан:
Пишут, что благодаря азербайджанской же диаспоре была восстановлена скульптура на площадке Казахстана:
В ужасном состоянии площадки среднеазиатских республик
Из прибалтийских я нашел только Литву:
Литовцы — молодцы: их деревянные языческие истуканы стоят хорошо, ничего их не берет. А вот на площадке РСФСР — только хворост какой-то:
А замысел и исполнение, судя по старым фото, впечатляют. Найдется ли у кого-то в наше время желание вложиться в дружбу народов? Как минимум, белорусы и центральноазиатские братья могли бы, полагаю.
В Ульяновске, помимо прочего, есть отличный музей гражданской авиации:
Здесь можно посмотреть как на типовые образцы советской авиаиндустрии, так и на уникальные экспонаты. Например, Ту-116, переоборудованный из Ту-95 в условно пассажирский самолет на тот случай, если бы не успели довести до ума Ту-114. Условно пассажирский — потому что он должен был перевозить не простых пассажиров, а высокопоставленных: Хрущев как раз собирался в Штаты. Но Ту-114 все же сделали, Никита Сергеич на нем слетал, а один из двух построенных Ту-116 стал экспонатом ульяновского музея.
Или вот АНТ-4 в полярном исполнении. Единственный сохранившийся в мире экземпляр.
Ту-144 — не такая уж редкость, но все равно разглядеть и пощупать его приятно (лично я сделал это в первый раз).
На его фоне прикольно смотрится несостоявшееся аэротакси «Гжель» ОКБ Мясищева.
Если дети будут спрашивать, почему СССР все боялись, просто покажите им это. Сельскохозяйственный (!) реактивный (!) биплан (!) М-15, предназначенный для орошения врагов бациллами сибирской язвы полей химикатами:
Но вообще это детище польского технического гения. В Польше и в межвоенный период была относительно развитая авиапромышленность, а после войны ей придали мощный стимул для развития, строя там, в частности, самолеты советской конструкции для СССР.
В некоторые самолеты можно зайти. Например, в Ан-14 с совершенно сумасшедшим легрумом (но своими неудобствами):
Состояние салона, конечно, вызывает грусть, но это неизбежно, если музей организован в формате отстойника. Вот, для сравнения, как размещены экспонаты в Udvar-Hazy Center в Вашингтоне (филиале Smithsonian):
Udvar-Hazy, как и все музеи в Вашингтоне, вдобавок бесплатен. Ну ничего, у нас не сильно дороже: всего 150 р.
(Утешаемся не только этим, конечно. В России умеют делать отличные технические музеи с образцовым содержанием экспонатов, примером чему является Музей железных дорог России в Петербурге. Глядишь, и до авиамузея аналогичного по качеству доживем).
Площадка музея большая, мне понадобилось два часа, чтобы все обойти и не то, чтобы совсем уж пристально рассмотреть. На фото примерно пятая часть территории. Было бы странно, если бы в музее гражданской авиации не было военной техники, и она представлена МиГ-25 и Ил-28, которые увидишь далеко не только лишь везде:
Хочу закончить свое похвальное слово Ульяновску размышлениями о проявляющейся здесь преемственности. Да, город был лишен в советское время почти всех храмов, но частично сохранил деревянную гражданскую застройку. Благодаря сакральности, который были наделены ленинские места, она находится в образцовом состоянии (речь идет о кварталах между улицами Энгельса и Льва Толстого, но прежде всего улице Ленина, которая носит свое название абсолютно оправданно).
И вот ульяновский парадокс: одно из мест, где мы можем посмотреть на Россию, которую потеряли, — малая родина человека, запустившего процесс этой потери. И эта малая родина выглядит совершенно очаровательно, так что волей-неволей задумываешься: а нужно ли было все это? Но с другой стороны — это же ведь заповедник, здесь все специально делают так, чтобы было красиво. Скорее всего, во времена Володи Ульянова все здесь было куда менее гламурно. Но, с третьей стороны — а если бы Россия без большевизма была богаче, чем с ним (что не факт), может быть, и улиц таких было бы больше, и для этого был бы необязателен статус заповедника?
Короче, вопросов больше, чем ответов.
Но Ульяновску удается примирять, казалось бы, непримиримое. Ленинский заповедник стал музейным кварталом (почти как в Вене), а в июне на улице Ленина был городской фестиваль с дискотекой и барбекю. Ленинский мемориал обзавелся модным логотипом «Ленин-центр», а улица Федерации превратилась в модный ресторанный променад:
Историческое название города здесь любят и всячески эксплуатируют, но, признаться, мне и нынешнее нравится.
В общем, процветания Ульяновску! И поезжайте туда скорее, если еще не были.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия