Замоскворечье, именно в этом уголке столицы я решила остановиться весной нынешнего года. Район так запал мне в душу с прошлой поездки, что мне захотелось узнать его поближе, пожить в нем.
Здесь жизнь кажется не такой спешной как в центре столицы, красивые старинные дома, уютные улочки, и петляющие переулочки.
Всего в нескольких шагах от Красной площади, за Москвой-рекой, начинается территория, удивительным образом сохранившая очарование ушедшей эпохи.
На улицах Замоскворечья можно увидеть старинные особняки, добротные купеческие дома, изящные дворянские усадьбы и нарядные церкви, на которые он очень богат. Этот район насыщен культурными учреждениями, здесь расположены популярные театры, музеи, выставочные комплексы.
Замоскворечье — один из самых старых районов Москвы, история его начинается с XIII века. Долгое время Замоскворечье было московским предместьем, и называлось попросту Заречьем, в этой местности располагались княжеские, а затем и царские сады. Район за рекой располагался в низине, и часто страдал от набегов, пожаров и затоплений.
Названия улиц отражают непростую историю района.
Болотная площадь и набережная затапливались во время наводнений.
По Большой и Малой Ордынке возили дань в Золотую Орду.
Улица Большая Ордынка.
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Улица Большая Ордынка.
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость." Конкурс хоров .
В XVI веке в Заречье одна за другой стали появляться ремесленные слободы. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц: Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Новокузнецкая улица и др. На окраине Заречья казанские и ногайские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок.
Время идет, Москва разрастается, к XVIII веку район превращается из простонародного, ремесленного в обитель купцов и мещан,c богатыми усадьбами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами.
Храм Священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье
Около одной из таких красавиц, в Климентовском переулке, мы встретились с Марианной (Marsik) в день моего приезда. С видом на церковь Климента Папы Римского, построенной в стиле Елизаветинского барокко, есть милый итальянский ресторанчик, куда меня пригласила Марианна и мы замечательно провели время.
Климентовский переулок. Храм Священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье.
Фото Марианны.
Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А. Н. Островским. Пьесы Островского я с удовольствием смотрела в Малом Театре на Ордынке, что почти рядом с моим отелем. Ощущение, что герои его пьес живут в соседних от меня домах.
Филиал Малого театра на Большой Ордынке.
XIX век приносит новые изменения в жизнь и облик Замоскворечья. С развитием промышленности улучшилось благосостояние населения, кардинально изменился и образ жизни русского купечества. Появляются первые меценаты, покровительствующие культуре и искусству. Именно с Замоскворечьем связаны имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Третьяковых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских. Здесь жили и творили: великий русский композитор П. И. Чайковский, классики отечественной литературы Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, А. А. Ахматова и другие.
Начнем с того, что здесь находится крупнейший художественный музей столицы, основанный купцом Павлом Третьяковым в 1856 году.
Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея.
Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея.
Пожалуй, это главное культурное место Замоскворечья. Музей представляет собой национальную сокровищницу произведений русского искусства. В настоящее время экспозиция включает более 180 тысяч произведений русского искусства, и пополнение коллекции продолжается. Постоянную экспозицию я в нынешний приезд пропустила, но побывала на новых временных выставках в Инженерном корпусе, и наконец то дошла до Новой Третьяковки, что на Крымском Валу, где собраны произведения искусства XX века.
Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея. Инженерный корпус.
Лаврушинский переулок с Третьяковкой, сам по себе достояние, и находится в окружении не менее значимых строений.
На пересечении Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков старинное здание, где в настоящее время располагается Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского. В прошлом это усадьба Демидовых, памятник архитектуры XVIII–XIX столетий. Постройка в стиле раннего классицизма, к сожалению имя архитектора доподлинно неизвестно. Чугунная ограда и ворота с кружевным узором — яркий образец русского литейного искусства.
Здание приобрел Аммос Демидов в 1770 году. В те годы территория усадьбы, с садами и розарием простиралась до Большой Ордынки. В дальнейшем владельцами усадьбы были купцы Загряжские и Козлины, позднее — графиня Мария Сологуб. В доме проводились литературные вечера с участием Тургенева, братьев Аксаковых и Третьяковых, Самарина и других известных москвичей.
В 1882 году графиня продает свою усадьбу городу, и здесь размещается гимназия, в которой еще сохраняется дух литературных вечеров. В специальном месте хранились вещи связанные с посещением усадьбы Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым, П. М. Третьяковым.
В разные годы здание усадьбы неоднократно перестраивалось, подстраиваясь под нужды нового учреждения. После гимназии, в 1915 году использовалось под госпиталь для душевнобольных воинов, а после революции снова под школу, детский дом и спецшколу ВВС.
Флигель дворянской усадьбы Демидовых.
Если в прошлом году я смогла зайти на территорию бывшей усадьбы, то теперь ограждения, за зданием идет строительство современного жилого комплекса «Лаврушинский».
Старинные дома соседствуют с современными. Между Третьяковкой и Ордынкой расположился знаменитый писательский дом, довоенное здание в стиле сталинского ампира. Здесь получал квартиры весь цвет Советской литературы, тут проживало такое количество писателей, что перечислить их всех невозможно.
Фонтан искусств и Дом писателей в Ордынском тупике.
Идея объединить писателей на бытом уровне пришла в голову Сталину в 1930-х годах. Для них был построен дом, а летнее время они могли проводить опять же все вместе в писательском поселке Переделкино . Любопытно, в каждой квартире должны были быть телефон, ванная комната, газовая плита, холодильник и отдельная комната для домработницы. Не понимаю, как при таких шикарных бытовых условиях они могли знать нужды народа.
Во дворе писательского дома можно посмотреть на «Стрелецкие палаты», в которых расположился музей.
Фонтан искусств и Дом писателей в Ордынском тупике.
Вернемся к П.Третьякову, недалеко от Лаврушинского есть дом, который также связан с его именем.
Это «вдовий дом», официальное же название звучит так — «Приют для вдов и сирот русских художников им. П. М. Третьякова».
"Вдовий дом" построенный на деньги П.Третьякова.
Служебное здание с прачечным корпусом и жилым помещением построено на деньги, завещанные основателем Третьяковской галереи П. М. Третьяковым.
Стоит только свернуть с Лаврушинского, сразу попадаешь в старую Москву времен А. Н. Островского. Сохранившиеся городские усадьбы и дома XVIII–XIX веков радуют глаз.
Старинная городская усадьба в Кадашевском переулке.
Однако их совсем немного, большинство старинных домов утеряны безвозвратно.
1-й Кадашевский переулок. Семиэтажный дом современной постройки подавляет старую усадьбу XVIII—XIX веков
Для строительства новодела, который «давит» старинную городскую усадьбуXVIII–XIX веков, были снесены палаты XVIII века.
«Кадашевские палаты» напоминают, что я нахожусь на территории бывшей Кадашевской слободы.
Кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари, а есть версия, что кадаши — «товарищи, члены свободного сообщества, жители слободы» . Оставим исследования историкам и лингвистам, лучше посмотрим на то, что осталось от слободы.
По каменным домам, сохранившимся в многочисленных Кадашевких переулках, становится понятно, что здесь проживали состоятельные люди.
Жилой дом XVII-XIX вв. в усадьбе предпринимателя Николая Григорьева, который считается местночтимым святым – новомучеником-исповедником в Ярославской области.
Комплекс домов, расположенный около храма Вознесения в Кадашах, принадлежал «колбасному королю», предпринимателю Н. Г. Григорьеву. Он был последним владельцем перед революционными событиями 1917 года. Человек из народа, сделавший себя сам, купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин Москвы прославился своей колбасной продукцией даже в Европе.
«Торговый дом Н. Г. Григорьев с сыновьями» имел престижные награды с Парижской выставки, был поставщиком Высочайшего двора.
Купец обитал в купленном доме Кадашах со своей многочисленной семьей, здесь же располагалась контора фирмы Григорьева. Сама усадьба же появилась здесь еще в XVIII веке, предполагается, что несколько участков с палатами были объединены еще прежними владельцами, владевшими суконной фабрикой в Кадашах. Последующие владельцы еще прикупали, так Григорьеву достался целый квартал.
А что же стало с колбасным производством. После революции оно было национализировано, Григорьев с семьей лишен всей московской недвижимости и сослан в Ярославскую губернию, где и скончался от голода. Однако новая власть пригласила сына Григорьева возродить и продолжить дело, но потом «одумалась» и прогнала. А колбасное дело без хозяйского глаза загнулось, и стал выпускать завод сухие концентраты.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Через дорогу от Кадашевских палат храм Вознесения.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Главным храмом Кадашевской слободы стала Вознесенская церковь, которая упоминается в XV веке как деревянная. В начале XVII век, появилось название «в Кадашах», когда храм стал духовным центром Кадашевской слободы — крупнейшей в Замоскворечье. Расцвет слободы пришелся на середину XVII века, в эпоху царя Алексея Михайловича.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Её место в иерархии замоскворецких церквей было закреплено порядком московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем — церковь Воскресения в Кадашах — и только после неё прочие приходские храмы.
Но и это еще не все, здание церкви, выстроенное заново в 1680-е годы, лежит строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого(в Кремле) с храмом Вознесения в Коломенском. Именно Воскресенская улица (современный 1-й Кадашёвский переулок), проходившая рядом с Воскресенским храмом, и стала главной улицей Кадашей.
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Пора заглянуть в главный храм Кадашей. Вход прячется в маленьком переулке, поэтому сразу найти не просто.
Про этот красивейший храм мне рассказала Марианна , моя подруга по Туристеру, за что я ей очень благодарна. Сначала я зашла в храм, а потом уже стала исследовать его территорию.
После революции он был закрыт и превращён в клуб соседней фабрики. Росписи и лепнина XIX века в интерьере храма сохранились, но, к сожалению, оказался утрачен древний иконостас. Процесс передачи храма общине верующих затянулся на долгие годы: некоторое время богослужения проводились в бывшем каретном сарае на территории церкви.
Лишь в 2004 году верующим был отдан верхний храм, а ещё через два года — нижний.
При церкви создан музей «Кадашевская слобода», об этом я узнала уже находясь в храме. Но так как у меня была запланирована встреча, побывать в музее мне не получилось. Прилагаю номер телефона, может кому и пригодится.
На территории храма небольшой археологический музей.
Храм Вознесения в Кадашах виден издалека.
А мое знакомство с Замоскворечьем продолжается, обязательно покажу и расскажу еще.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия