Кхаджурахо — очень маленький городок, расположенный в провинции Чхатарпур штата Мадхья-Прадеш. Но столетия назад это была столица главного раджпутского королевства региона, которым правила династия Чандела. А правили они в 10–12 веке.
Кхаджурахо — очень маленький городок, расположенный в провинции Чхатарпур штата Мадхья-Прадеш. Но столетия назад это была столица главного раджпутского королевства региона, которым правила династия Чандела. А правили они в 10–12 веке.
Именно тогда они построили всемирно известные храмы Кхаджурахо, которые сейчас являются всемирным наследием ЮНЕСКО и популярны во всем мире как «Эротический храмовый комплекс». Хотя, на мой взгляд, такая оценка комплекса слишком упрощена, несмотря на то, что хорошо запоминается.
Если и есть в Индии место, которое вызывает интерес как у местных, так и у иностранных туристов, то это Кхаджурахо. Храмы Кхаджурахо, известные своими жизненными, в меньшей степени эротическими скульптурами и резьбой по камню, вызывают любопытство. Но Кхаджурахо — это гораздо больше, чем скульптуры. Храмы Кхаджурахо являются одним из лучших образцов средневековой храмовой архитектуры Индии, самым необычным археологическим памятником в стране.
Место очень спокойное и окружено деревьями, вы чувствуете свежесть воздуха и дыхание близких джунглей. И, что удивительно, это место входит в пятёрку по количеству иностранных туристов в Индии. Так прочитал перед поездкой. Не показалось так. Где народ? Его нет, в этом убедитесь сами, посмотрев фотографии. По всему комплексу ходили не более десятка посетителей.
Можно сослаться на дождь. Но разве он преграда для путешественников? Тем более, что был не ливень, а ночной моросящий, который к 12 дня прекратился.
У туристов весь маршрут расписан по дням, никто из них не может себе позволить проваляться день в отеле, на следущий день уже должен быть за сотни километров. Поэтому констатация — туристов здесь просто нет, что крайне удивительно. Тем более — три капли бояться… небольшая коррекция одежды — и вперёд.
Если говорить о Кхаджурахо в общем смысле, город, безусловно, известен своим богатым историческим очарованием, в нём находятся одни из лучших, а заодно, самых древних храмов в мире. Наряду с группой индуистских, джайнских и буддийских храмов, группа памятников Кхаджурахо также славится потрясающей архитектурой в стиле нагара. Поскольку некоторые из этих храмов датируются 9-м и 10-м веками, стоит упомянуть, что они, несомненно, были свидетелями взлёта и падения нескольких королевств, включая очень известную династию Чандела. А заодно — великолепно сохранились.
Величественные храмы являются отражением их религиозных верований, их образа жизни и достатка того времени. Памятники свидетельствуют о высоком уровне дизайнерского и архитектурного мастерства, которые можно только представить.
Эти храмы были построены правителями династии Чандела между 900 и 1130 годами нашей эры. На самом деле считается, что каждый правитель династии Чандела за свою жизнь построил хотя бы один храм Кхаджурахо. Следовательно, строительство этих храмов было скорее традицией правителей. Эти храмы находят свое первое упоминание в отчётах персидского учёного и историка Абу Рихана аль Бируни в 1022 году и популярного арабского путешественника Ибн Баттуты в 1335 году.
Считается, что в этом районе было около 85 храмов. Однако только 22 из них смогли достойно выдержать испытание временем.
В каждом храме, построенном Чанделами, были все элементы архитектуры стиля Нагара из Северной Индии. Во всех храмах есть центральная башня, самая высокая точка которой находится прямо над идолом божества. Называется Шихара. Вокруг этой башни обычно много меньших башен, называемых Урушринга. Они постепенно поднимаются к пику центральной башни. Храм стоит на возвышении, называемом Адхистхана.
Вход в храм осуществляется через украшенное входное крыльцо (ардха мандапа), ведущее в главный зал (мандапа). Откуда вход в главное святилище (гарбхагриха). Во всех храмах одинаково, только идолы меняются.
Скульптуры храмов Кхаджурахо гармонично вписаны в архитектуру. На всех поверхностях храмов вырезаны как человеческие, так и нечеловеческие мотивы, изображающие священные и светские темы.
Есть скульптуры, изображающие божеств и богов, нимф, акты молитвы и другие священные обряды. Есть скульптуры, изображающие королей и королев, войну и социальную жизнь того времени, как и во многих других храмах Индии. Сцены домашней жизни, свадьбы, учители и ученики, музыканты и танцоры и многое другое можно найти на этих стенах.
Тысячи ремесленников работали над камнями и создавали на храмах красивейшие фигуры. Каменные статуи Кхаджурахо говорят, поют, танцуют, кажутся живыми и выходящими из стен храма. Топлесс красивые танцовщицы спускаются со стен. Я не ожидал, что они произведут такое впечатление. Это было потрясающе.
Жизнь в любой форме и настроении запечатлена в камне, что свидетельствует не только о мастерстве мастеров, но и о необычайной широте взглядов королей Чандела.
Храмы делятся на три отдельные группы — западную, восточную и южную. Западная группа храмов является самой крупной и наиболее хорошо сохранившейся. В эту группу также входят самые известные и важные строения — храм Кандария Махадев, храм Лакшмана, храм Вишванатх и другие. Есть храмы, посвящённые Шиве и Вишну, Ганеше.
Западная группа храмов с впечатляющей архитектурой и изысканными скульптурами и резьбой является самой интересной. Именно здесь находятся знаменитые эротические скульптуры.
Есть скульптуры влюблённых пар. Есть эротические скульптуры, включающие мужчин и женщин, секс втроём и оргии, зоофилию… Это точно не для ханжей. Однако эротические скульптуры Кхаджурахо составляют меньшую часть. Эротическая резьба также не встречается в интерьере храмов.
Здесь — знаменитые фигуры в эротических объятиях, некоторые из которых соответствовали эстетическим стандартам индийской культуры — изящные и приятно-эротические, а другие были настолько откровенно сексуальными, что, в зависимости от взгляда смотрящего, могли вызвать чувство вожделения или отвращения.
Итак, в чём причина такого оформления храмов? Об этом отчасти пытается рассказать легенда о некой Хемвати, которая была красивой женщиной. Однажды, когда она купалась в бассейне Бенараса, Бог Луны потерял сознание от её красоты. Они зачали ребенка и назвали его Чандраварманом. Однако Хемвати опасалась, что её ребенку, возможно, придётся столкнуться с трудностями, поскольку он родился вне брака. Она была так расстроена, что прокляла бога Луны, который, однако, не обиделся, но предсказал, что ребёнок вырастет и станет великим королём.
Как и в пророчестве, ребёнок действительно стал великим королём, основавшим династию Чандела. Однажды, после того как Хемвати скончалась, её сын увидел её во сне, где она попросила его построить храмы, изображающие человеческие страсти. Впрочем, если её желание было выполнено, то лишь отчасти. Лишь 10% всех рисунков, найденных в комплексе храмов Кхаджурахо, изображают сексуальные темы.
Если взять внешний фасад любого крупного храма, то на нём можно увидеть практически весь спектр жизни, верований, желаний людей от обычных, насущих, до скрытых, порой извращённых. Здесь фигуры слонов, лошадей, марширующих на битву армий, крестьян, занимающихся своими делами, дам, наносящих макияж, королевских особ в сопровождении слуг, женщин, сушащих волосы, матерей, кормящих своих детей, и любовника, соблазняющего свою возлюбленную.
Мотивы нижнего слоя изображают весь спектр наших мирских переживаний — удовольствие и боль, успех и неудачу, потерю и приобретение, рождение и смерть. Здесь лошади и слоны служат вьючными и ездовыми животными и военными машинами. Здесь люди работают плотниками, носильщиками паланкинов, охотниками, жнецами, молотильщиками, солдатами, торговцами и королевскими особами. Женщины готовят, ткут ткань, подметают, кормят младенцев грудью, играют с детьми, купаются и наносят хну. Все здесь заняты тем, что ищут свой путь в этой жизни.
Нашлось даже место для юмора — так древний скульптор показал, вероятно, первое задокументированное в истории цепное ДТП слонов.
Второй слой заставляет трепетать ум и замирать время. Здесь собрались стайки нимф и девиц, пришедших на свадьбу Шивы и Парвати. Здесь Кама Дэва (местный Амур, бог желаний, обращённый в пепел пламенем, вспыхнувшим из третьего глаза Шивы) стоит возрождённый к жизни, со стрелой из цветов, прикреплённой к его тетиве. Поселившись в сознании всех живых существ, Кама Дева взбудоражил психику всех гостей этого этажа: молодых и старых, высших и низших богов, смертных мужчин и женщин, святых, мудрецов и йогов — всех в праздничном настроении. Здесь мы видим множество служителей Шивы — призраков, гоблинов, полубогов и богинь, а также демонов различных форм и размеров — которые дают полную волю своим вкусам и интересам.
Шива, больше не аскет со спутанными волосами и телом, вымазанным пеплом, здесь он превращается в самого красивого жениха трёх вселенных. Действительно, несмотря на то, что об эротическом искусстве Кхаджурахо пишут постоянно, я был удивлён, увидев, что относительно немногие из изображений откровенно сексуальны, хотя многие из них имеют романтический оттенок. Но в каждой скульптуре можно увидеть совершенство эстетического выражения — это искусство во всей его красе.
Некоторые из наиболее сенсационных эротических изображений показывают поведение, неприемлемое в большинстве общества, однако правда в том, что даже в самых развитых обществах есть группы тех, кто вовлекается во всевозможные распущенные оргии. Так что здесь, в Кхаджурахо, мы по большому счёту видим графическое выражение всему спектру человеческой жизни.
Считается, что эти храмы — торжество женственности, здесь сотни скульптур богато украшенных широкобедрых и грудастых, но стройных женщин (апсар). Хорошо очерченные тела нимф привлекают внимание, даже когда они занимаются повседневными делами. Такими, как нанесение макияжа, мытьё волос, игры, беседы.
Женщины Кхаджурахо прекрасны. Порой они невинны, часто кокетливы, улыбающиеся, в экстазе от своей красоты и уникальности и бесконечной соблазнительности. Они изображены во всём богатстве деталей, созданы с огромным мастерством и любовью.
Вот так мы, почти в одиночестве, гуляли между впечатляющими храмами и пытались их понять. Нет никакого сомнения, что храмовый комплекс в Кхаджурахо — великолепный образец монументального искусства Индии, в котором пытались воплотить принцип единства Вселенной.
Строители изобразили жизнь во всех её аспектах и многообразии. Трудились здесь сотни отлично обученных архитекторов и скульпторов. Всё это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени. Мне кажется, которая к настоящему времени много растеряла.
Хорошо, что День независимости, главный официальный праздник, мы застали на выезде из Кхаджурахо. Городок маленький, пробок не было. Сначала встретилась машина, играющая гимны и речь президента. Как же это по-деревенски!
Пара имеющихся в городе школ в полном составе подтягивались на демонстрацию-митинг. В Индии встретишь много прекрасного, много отталкивающего. Но одна местная особенность — открытые, счастливые лица молодого поколения. Они искренне рады, с готовностью позируют фотографу из медленно проежающего рядом автомобиля. А мальчики даже успевают сгруппироваться в композицию.
По полям, по лугам… и в тумане — едем дельше на восток.