В Париж я собирался очень давно и постоянно откладывал поездку, но наконец решился и понял, что надо ехать пока есть виза, границы открыты и ценник на билет не устремляется в стратосферу.
2
Маршрут перелета был выбран с пересадкой в Алжире, но учитывая опыт прошлого перелета через Турцию решил взять люфт между рейсами в 5 часов туда и 7 часов обратно, как оказалось что не зря. Рейсы увы были с ночным вылетом/прилетом из Москвы.
В целом Алжирские авиалинии неплохие. Самолеты хоть и не свежие с иголочки, но все работает, кресла удобные, расстояние между креслами нормальное. Летал на 737-м Москва-Алжир, и в почти пустом А330-200 Алжир-Париж. Аэропорт Алжира с виду неплохой, но в целом колхоз вылезает наружу почти сразу. Посадочные на стыковочные зачем-то выдают отдельно по прилету, а не сразу в аэропорту вылета. Затем нужно пройти паспортный контроль, в котором даже не делают отметки в паспорте, а просто штампуют билет, но при этом нужно заполнить карточку с персональными данными и информацию куда летишь. Все эти операции происходят мучительно долго и потому просто получение посадочного билета на рейс до Парижа у меня заняло около полутора часов. И еще полчаса — заполнение карточки и прохождение контроля. Учитывая, что сам рейс опоздал на час получилось, что ждать до посадки мне осталось около полутора часов и это при том, что запас был 5 часов! Магазины дьюти фри почти ни один не работал в понедельник с утра, туалеты — кабинки с раздолбанными унитазами, без запоров, и таких мелочей много.
1
Еще отдельный момент — мой отель отменил бронь на букинге, потому что не смог мою карту проверить. При том что оплата на месте, и я заранее списывался с ними что смогу приехать к ним и оплатить на месте всю сумму. Я позвонил им и смог снова забронировать номер, но в итоге вышло на 100 евро дороже. Как я понял это такой хитрый развод на бабки.
В итоге благополучно долетев в пустом самолете в Шарль де Голль, в исторический терминал 1, я быстро прошел контроль (не было даже ни одного вопроса) получил багаж и направился в Париж. Перемещение между терминалами осуществляется при помощи шаттлов, примерно таких же, как и в других аэропортах, за исключением того, что они катаются не под землей, но по поверхности. Доехав до станции RER B, я с удивлением осознал, что не автомат не принимает наличку, а мелочи у меня не было 11,5 евро на билет до Парижа, так что пришлось стоять огромную очередь в кассу SNCF, где заодно купил одноразовый билет на метро ticket + (2,1 евро поездка) и билет Paris Pass на все виды общественного транспорта в зонах 1–3 на 5 дней за 43,5 евро.
Добрался до Gare du Nord без приключений, а там сев на метро начал поражаться насколько оно старое и насколько загруженное. Почти все дни кроме субботы и воскресения я ездил до станции École Vétérinaire de Maisons-Alfort в забитом людьми вагоне на фиолетовой ветке. Видимо все фиолетовые ветки такие.
Отель Aparthotel Adagio Access Paris Maisons-Alfort оказался неплохим. Номера подуставшие, но в целом удобная кровать, работающая сантехника, кухонька, холодильник, который потом пригодился для хранения сыра, и даже окно выходящее на зимний садик. Правда завтраки брать не стоило, своих 10 евро/день они не стоят.
1
После посещения Сент-Шаппель и Консьержери (можете почитать о них в предыдущих постах) я пошел по направлению к Нотр Дам де Пари.
1
Собор Парижской Богоматери, он же Нотр-Да́м или Нотр-Да́м-де-Пари́ католический храм в центре Парижа, один из главных символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163–1345 годов. С 1235 года были обустроены часовни между контрфорсами нефа, увеличен размер трансепта, в XIV веке добавлены часовни хора и большие аркбутаны деамбулатория. В XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка отреставрирована повреждённая в Революцию скульптурная часть, восстановлены витражные розы нефа и возведён новый шпиль вместо утраченного. Старинные витражи сохранились только в двух розах трансепта и розе главного входа.
Обретению славы и спасению собора от разрушения во многом способствовал одноимённый исторический (повествующий о XV веке) роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году.
1
«Ночь слез и молитв», — так французы говорят о трагических событиях вечера 15 апреля 2019 года и следующих двенадцати часов. Кадры, на которых открытым пламенем полыхает один из главных символов французской столицы, облетели тогда весь мир. Пожар уничтожил крышу и легендарный шпиль собора Парижской Богоматери, но само здание удалось отстоять.
1
Пожарные спасли и как минимум треть всех произведений искусства и христианских реликвий, в том числе терновый венец Иисуса Христа и тунику короля Людовика IX Святого.
1
Сейчас действует подземный музей-выставка посвященная восстановлению Нотр-Дама в котором выставлены пострадавшие от пожара элементы декора и конструкции. Там даже есть VR зал. В целом интересная экспозиция показывающая, что французам очень важно качественное восстановление собора.
1
1
1
1
Рядом, под площадью у Собора расположена Археологическая Крипта острова Сите.
1
1
История создания очень напоминает наш Археологический музей на Манежной площади, только музей в Париже возник на два десятилетия раньше.
В первую очередь экспозиция посвящена истории Парижа как римского города Лютеция. Сохранились остатки древней набережной и построенной в 308 году городской стены. Она сложена из массивных блоков, доставленных с левого берега Сены.
Центральную часть крипты занимают бассейны античных терм.
Также сохранились подвалы Агнуса Деи и св. Виктора, Сен-Аньес при больнице Отель-Дье. Кроме них со времен Средневековья в музее сохранились фундаменты разрушенных в 1748 году церквей Сен-Кристоф и Сен-Женевьев-де-Ардента.
В крипте также показана история Нотр-Дама и влияние на него знаменитого произведения Виктора Гюго.
Сам же Нотр Дам планируется открыть для туристов к Олимпиаде 2024 в Париже. Конечно полностью реставрация завершится не раньше 2025 года, но сейчас активно ведутся работы по возведению шпиля, который рухнул при пожаре.
Буду с нетерпением ждать открытия — это хорошая причина вернуться в Париж снова.