Начну издалека. Часто какая-нибудь маленькая выставка служит поводом для интересной поездки, вылазки, приключения, открытия где-то совсем рядом. За те более чем 25 лет в Германии, мы всё ещё делаем для себя открытия в Дрездене и его окрестностях.
Так случилось с выставкой «Потолочная и настенная роспись в Саксонии» (Decken-und Wandmalerei in Sachsen) проодившей в фойе здания Земельного управления по охране памятников (Landesamt für Denkmalpflege Sachsen).
К сожалению внутри здания фотографировать было нельзя, но посмотреть было на что: и интерьеры, и выставка.
(Совет 1: даже если в здании Земельного управления по охране памятников не проводится выставка зайти в фойе можно и там есть на что взглянуть.)
К выставке был подготовлен подробный альбом с фотографиями и пояснениями к каждому объекту, т.ч. цели для посещения умножились и первым объектом, куда мы отправились, стал бельведер «Красивая Высота» («Schöne Höhe») у Дюрррёрсдорф-Диттерсбаха (Dürrröhrsdorf-Dittersbach).
Строго говоря, община Дюрррёрсдорф-Диттерсбах — это помимо слившихся воедино населенных пунктов Дюрррсдорф и Диттерсбах, ещё и Добра, Эльберсдорф, Поршендорф, Штюрца, Вильшдорф и Вюншдорф. Мы приехали в Диттерсбах. Там у дороги (на примыкании улицы Elbersdorfer Str. к Wünschendorfer Str.) большая бесплатная парковка.
(Совет 2: смело оставляйте машину на этой парковке, от неё близко до церкви, замка и парка Диттерсбах и тропы Либлингсталь — Любимой долины.)
Главной целью, конечно, был Бельведер с его фресками.
От парковки в Диттерсбахе можно было прогуляться по лесу до Бельведера, это около 2 км в гору и мы сфилонили — доехали туда через Эльберсдорф (Elbersdorf) на машине. Там есть небольшая парковка прямо у Бельведера, но риск велик, что она будет занята. Нам повезло: нашли где приткнуться.
Мы чуть-чуть опоздали, экскурсия только началась, нам и ещё несколькии опаздавшим милостиво разрешили присоедениться и рассказали о Квандте, его преклонении перед Гёте, о башне «Красивая высота», о фресках написанных молодым Карлом Пешелем (Carl Gottlieb Peschel), впоследствии ставшим профессором живописи в Художественной аккадемии Дрездена, о поместье Диттерсбах и «Любимой долине». Полчаса на экскурсию (лекция была содержательная и интересная), полчаса на выставку живописи и смотровую площадку (смотрителем оказался председатель общества Quandt-Verein, который, услышав наш акцент, поинтересовался откуда мы и с ностальгией поведал нам о своих путешествиях в Ленинград х 2 и Санкт-Петербург х 1).
Наверху у Бельведера присоседился гостиный дом Gasthaus «Schöne Höhe».
С названием не заморачивались: и у горки, и у бельведера — «Schöne Höhe». Там можно было подкрепиться, но мы заходить не стали. Знающие люди в сети говорят, что время здесь приостановилось. Это относится не только к мебели внутри и террасе на открытом воздухе, но, к счастью, и к ценам. Простые, практичные блюда подаются за небольшие деньги. Всё очень вкусно и обслуживание супер дружелюбно.
Времени осталось вагон и маленькая тележка. Решили спуститься на парковку и взглянуть на оставшиеся местные достопримечательности Дюрррёрсдорф-Диттерсбаха (Dürrröhrsdorf-Dittersbach).
Название Waldhufendorf Dittersbach восходит к арендатору Дитриху, упомянутому в 1350 году как Дитеришпах (Diterispach). Дюрррсдорф впервые упоминается в 1247 году как Рудгердорф (Rudgerdorf) в хартии короля Богемии Венцеля. Так что на двоих этому местечку в этом году полторы тысячи лет.
От стоянки в зоне видимости находилась капелла св. Хубертуса (Hubertuskapelle),
но мы решили сначала осмотреть Дюрррёрсдорф-Диттерсбах: деревенскую церковь Диттерсбаха (Dorfkirche Dittersbach) и дом священника на низкой террасе в устье ручья Кальтен-Бах, а потом и замок с парком у реки Везениц.
Протестантская деревенская церковь Диттерсбах — это церковь в стиле барокко известная своим хорошо сохранившимся органом Готфрида Зильбермана.
Сюда мы тоже удачно зашли. У ворот была табличка, что церковь в тёплое время года доступна для посещения по субботам и воскресеньям с 10 до 16 часов.
Правда, когда открыли дверь, увидели, что там органный концерт, поэтому дверь снова осторожно прикрыли и ретировались.
Но народ в Дюрррёрсдорф-Диттерсбахе оказался на редкость приветливым, за нами вышла женщина и предложила зайти и послушать орган Зильбермана. Мы, было, стали отказываться, мол времени у нас мало, но она сказала, что мы сможем выйти как пожелаем и концерт к тому-же бесплатный. Ну от такого предложения отказываться было грех. Зашли ненадолго и остались до конца. Выступали студенты Высшей школы духовной музыки (Hochschule für Kirchenmusik Dresden).
Церковь Диттерсбаха — оштукатуренное здание из бутового камня с арочными окнами, была (пере)построена в 1662 году после того, как старая церковь и дом священника сгорели в пожаре 1660 года. Башня была завершена в 1722 году, а неф был расширен и продлён до башни.
Хор, окруженный контрфорсами, заканчивается на три восьмых. Интерьер с плоской крышей включает двухэтажные галереи с северной и южной сторон и одноэтажную галерею с западной стороны.
В 1726 году в церкви был установлен орган с одним ручным управлением Готфрида Зильбермана.
В 1849 году интерьер церкви был изменён. Дальнейшие обновления происходили в 1953 и 1974, 1978, 1980 и 1986 годах. Капитальный ремонт интерьера был проведен в 1992 году, а внешний — в 2006 году.
Обстановка включает в себя простой неоклассический алтарь 1843 года, кафедру с раскрашенными изображениями Петра, Христа и Павла на корзине середины 17 века и купель для крещения 1859 года, всё из дерева.
Будете в церкви, посмотрите различные надгробия и два резных герба семьи фон Кизеветтеров (von Kiesewetter) XVII и XVIII века. Кроме того, башне находятся три простые картины с изображением Сюзанны Марии фон Кизеветтер († 1647 г.), портрет пастора середины 17 века и изображение «Noli me tangere» (Не прикасайся ко Мне) 18 века. Обычно, в «Noli me tangere» Мария Магдалина изображена протягивающей руки к Христу, а также обязательно — стены Небесного Иерусалима. Надгробия и картины мы не увидели, зато послушали замечательный концерт.
На церковном дворе расположен военный мемориал «Дозор» («Die Wacht») Августа Шрайтмюллера.
Скульптор Август Шрайтмюллер (August Schreitmüller, 1871–1958), по-видимому, создал серию таких фигур из песчаника. Такие же есть в Бремене (на кладбище Риенсберг) и Дифпхольце (Diepholz). Идентичные военные мемориалы из бронзы есть в Берлине-Шпандау за ратушей и в Крепости Фольмарштайн (Burg Volmarstein).
За церковью находится помещичья усадьба,
и замковый парк Диттерсбах.
Поместье с замком в Дюрррсдорф-Диттерсбахе имеет долгую и насыщенную историю. Известно, что усадьба на этом месте уже была около 1350 года. Она упоминалась в 1446 году как надворная постройка, принадлежавшая Волчу фон Тургову (Volczsch von Turgow), в 1460 году она перешла к Генриху фон Старшеделю (Heinrich von Starschedel), в 1472 году — Никелю фон Кокритцу (Nickel von Köckritz), после, до 1543, усадьба принадлежала владельцам Шёнбурга (Herren von Schönburg), которые в том же году обменяли Диттерсбах на Вексельбург с курфюрстом Морицем. Через десять лет курфюрст Мориц совершил еще один обмен недвижимостью с Иеронимом Кизеветтером (Hieronymus Kiesewetter)
Замок был построен при Иерониме Кизеветтере в 1555 году. В то время он был больше средневековой крепостью, окруженой рвом. Однако позже его перестроили в жилой замок. Усадьба с замком принадлежала семье Кизеветтер до 1751 года. В 1751 году он был передан придворному маршалу фон Эйнзиделю (Hofmarschall von Einsiedel), а в 1755 году — Генриху фон Бюнау (Heinrich von Bünau).
Вплоть до 1829 года сменилось множество других владельцев. В 1829 году замок приобрел Иоганн Готтлоб фон Квандт,
а в следующем году отреставрировал не только замок, но и новую сторожку и обширный ландшафтный парк и оказал неизгладимое влияние на его окрестности. Как поклонник Гёте, он построил на Шененхёэ (318 м над уровнем моря) первый мемориал Гёте в Германии, названный Бельведер. В 1883 году собственность перешла к семье Лойшнер (Leuschner). В 1885/1886 годах они внесли изменения, включая добавление крыльев. В 1925 году замок Диттерсбах с его парком и скульптурами был продан городу Дрездену, который устроил там лечебницу.
В 1949 году поместье перешло к Сельскохозяйственному производственному кооперативу (LPG) и использовалось им до 1990 года. Бывший замок, окруженный рвом, был взят под охрану в 1972 году как археологический памятник. До 1989 года замок служил общежитием для учеников при LPG.
После воссоединения Германии, в 1993 году его вернули городу Дрездену, замок пустовал. Он был продан Heinrich & Müller GmbH в 2004 году.
На данный момент это частная собственность. Замок постепенно реставрируется. Планы дальнейшего использования неизвестны.
Замок со рвом на Хауптштрассе 113 охраняется как отдельный памятник и как часть усадлллебно-паркового комплекса Диттерсбах. Замковый парк является охраняемым произведением ландшафтного и садового дизайна.
Парк расположен прямо на берегу реки Везениц (Wesenitz). Романтичная и тихая долина Везеница с хорошо обозначенными пешеходными тропами очарует вас своей красотой.
Основные черты английских садов разбитых Йозефом Тюрмером (Joseph Thürmer), датированных 1830–1832 годами, все еще узнаваемы. Из убранства сохранились лишь бронзовая фигура Дианы Версальской (в парке, похоже, гипсовая копия)
и небольшой греческий храм.
Среди прочего, здесь можно найти еще одно произведение искусства земперовского периода: у входа в каменный грот к зрителю обращена нимфа, набирающая воду, созданная Эрнстом Ритшелем (Ernst Rietschel, 1804 — 1861).
Статуя Аполлино (Apollino) в дворцовом парке — копия известной древней статуи юного Аполлона конца IV–III века до нашей эры, школы знаменитого скульптора Праксителя.
Аполлон-юноша стоит в томной позе, опираясь на ствол дерева. Его правая рука, касающаяся вершины головы и его волос, уложенных в шнурках на макушке, в стрижке, типичной для детства.
Ещё одна статуя лишь мелькнула за забором и деревьями на приватной недоступной территории.
Мы зашли в парк от автобусной остановки на Hauptstraße
и вышли через калитку на Elbersdorfer Str., прямо к стоянке.
Всё-таки хорошо, когда световой день долгий, у нас ещё осталось время прогуляться по Любимой долине (Lieblingstal).
Нижняя часть долины ручья Шульвиц (Schullwitzbachtal) в Диттерсбахе известна как Любимая долина — Либлинсталь. Иоганн Готтлоб фон Квандт так назвал своё любимое место для прогулок, обустроив его примерно в 1840 году. В 1908 году пешеходная тропа Либлинсталь была отмечена в туристическом путеводителе. Общество Quandt-Verein восстановило её в 2006 году вместе с памятниками.
В начале пути установлена колонна и памятный камень.
Старая часовня Хубертуса, принадлежавшая усадьбе, датируемая 1840 годом, пришла в упадок от неё остались две стены. Часовня была полностью отреставрирована в 2006 г.
Памятник королю Антону был так же полностью реконструирован.
От старого памятника остались лишь камни фундамента, а бюст был переплавлен. Современный бюст является копией памятника королю Антону в Дрездене работы Эрнста Ритшеля (1835 г.). Надпись гласит: «Король Саксонии Антон — основатель первой саксонской конституции 1831 года».
Саксонская конституционная колонна (Konstitutionssäule), которая также была восстановлена заново, имеет надпись спереди: «В ознаменование основания первой саксонской конституции в 1831 году королем Антоном с трибунами» («Zum Gedenken an die Stiftung der ersten Saechsischen Verfassung 1831 durch Koenig Anton mit den Staenden»).
Тропа действительно очень живописна.
Мы дошли до Чёртова моста.
Чёртов мост (Teufelsbrücke) представляет собой арочный мост из песчаника через ручей Шульвитц (Schullwitzbach). Это очень старый мост, который был полностью отремонтирован.
Отсюда, дальше по тропе можно подняться к Бельведеру на «Schönehöhe» и где-то там каменная скамья «Королевский стул» (Kaiserstuhl) и Пещера гномов (Zwergenhöhle). До последних двух достопримечательностей мы не дошли, так что у вас есть шанс дополнить мой рассказ.
Теги:
Культурно-познавательный туризм