Монастырский комплекс селения Гош
«Бабочки, пока они порхают в воздухе, не приносят никакого вреда, но, спустившись на землю, рождают гусениц, разорителей страны»— из басен Мхитара Гоша, армянского средневекового мыслителя
Если ехать со стороны озера Севан, то сразу за Севанским перевалом начинается бассейн реки Агстев: многочисленные ручьи с окрестных гор и холмов стекают сначала в эту реку, чтобы позже, сообща с другими притоками, влиться в полноводную Куру.
Третий раз судьба забрасывает меня в этот живописный район Армении, я снова, как и прежде, еду смотреть древние армянские монастыри.
Радиальный маршрут из Еревана этого дня цеплял одной дорогой озеро Севан, величественное «армянское море», древний Севанаванк, забравшийся на каменистую возвышенность Севанского полуострова, курортный городок Дилижан, знакомый каждому постсоветскому человеку, благодаря знаменитому диалогу из «Мимино», и спрятанный в лесистых горах монастырь Агарцин, армянское место силы.
- У нас в Дилижане на кухне воду открываешь — второе место в мире занимает!
- А первая в Ереване, да?
- Нет, в Сан-Франциско.
- А Боржом? Сначала подумай, потом говори.
"Мимино"
Я видел это дважды, делился с общественностью материалами, представляющими их, и желал видеть их вновь.
Однако, этот день готовил и новые встречи.
Сразу за Дилижаном, если ехать по трассе прямо, пропуская левый поворот на Агарцин, а чуть позже, свернув направо, двигаться по горной дороге вверх, расположилось колоритное селение Гош.
В центре этого селения много веков возвышается величественный армянский монастырь, ради которого и стоит сюда приехать.
У монастыря два имени: Нор Гетик и Гошаванк, и этому обстоятельству есть своё объяснение. Но любая вариация названия монастыря связана с именем Мхитара Гоша, общественного и политического деятеля средневековой Армении, имевшего духовный сан.
Мхитар Гош родился ориентировочно в 1120 году в Гандазаке (ныне Гянджа) в христианской общине этого города, находившегося под тюркским мусульманским владычеством.
В результате право на историческое наследие Гоша ныне весьма ожесточенно оспаривают одновременно армянская и азербайджанская общественная мысль. В Армении это наследие почитают своим, раз Гош был христианином и этническим армянином, а в Азербайджане, напротив, азербайджанским, раз он родился в городе, ныне находящимся на территории современного Азербайджана.
Я в эти диспуты вмешиваться не буду, хотя своё мнение, безусловно имею. Тут важно одно, наследие Мхитара Гоша, однозначно, достойно внимания раз уж идут такие серьезные споры.
В данном материале я упоминаю Мхитара Гоша, как основателя монастыря Нор Гетик (Гошаванк), но, чтобы прочувствовать ту далекую эпоху считаю нужным обозначить и другие его ипостаси. Во всяком случае, мне самому интересно с этим разобраться.
В первой своей ипостаси Мхитар Гош слыл законником, государственным деятелем, автором знаменитого «Судебника».
Надо знать, что во второй половине 12-го века мусульманские эмиры Гянджи позволяли армянской христианской общине пользоваться своей собственной судебной системой, однако таковой фактически не существовало. Поэтому все спорные вопросы представители этой общины в итоге решали в мусульманских судах.
Исправить ситуацию взялся Мхитар Гош и составил свод правовых норм средневековой Армении, ставший основой правовой традиции армян как в самой Армении, так и в диаспорах армян других стран, как-то, Грузии, Ирана или Индии.
Это труд называют «Судебник Мхитара Гоша» или «Армянский судебник».
Получился очень серьёзный документ, в котором Мхитар Гош выделяет два основополагающих субъекта судебного права -церковь и государство, соответственно, разделяя церковную и светскую виновность и вытекающие из этого формы наказания. При этом под наказанием Гош, прежде всего, понимал способ исправления и перевоспитания человека. А ещё он считал человека олицетворением божественного разума и поэтому призывал заменять смертную казнь иными карами, сохраняющими человеку жизнь.
Вот тебе и дремучее Средневековье.
Приведу ещё два примера, подтверждающие прогрессивность взглядов Мхитара Гоша.
Из 250 статей его «Судебника» 11 были посвящены экологическим вопросам, в частности, определялось наказание за вырубку цветущего дерева или забой беременного скота. Разумно, не правда ли?
Уделил внимание Гош и правам женщин, определив, например, что при разводе супругов совместно нажитое имущество разделяется поровну.
Второй ипостасью Мхитара Гоша была его литературная деятельность. Он написал 190 басен и притч, этакий армянский Лафонтен или Крылов, если хотите. Некоторые из них я привожу здесь в качестве эпиграфов.
Ну, и в-третьих, и прежде всего, Гош это богослов и священник. Он жил в монастырях, где учился, преподавал, занимался литературной деятельностью.
В один год он поселился в монастыре Гетик, разрушенный в последствии в результате землетрясения. И вот тогда Мхитар Гош при поддержке князя Иване Закаряна начинает возводить новый монастырь, названный Нор-Гетик, то есть Новый Гетик, который я сейчас и представляю.
Началось строительствохрама в 1188 году и продолжалось несколькими этапами почти сто лет.
В монастыре Нор-Гетик Мхитар Гош провёл всю свою оставшеюся жизнь, а умер он в глубокой старости, в 1213 году. Поэтому у монастыря есть и второе имя — Гошаванк, монастырь Гоша.
В состав комплекса Гошаванк входят две церкви, возведённые в разные годы: Сурб Аствацацин (Святой Богоматери) и церковь Святого Григория.
Есть трапезная, библиотека рукописей с колокольней, паперть, галерея и часовня. Все строения монастыря исполнены в классическом стиле в соответствии с традициями той эпохи, с характерным для армянских храмов аскетизмом, с минимальным декором и крестообразным фасадом.
Из храмовых украшений выделю, безусловно, хачкары.
В Гошаванке они уникальны, выполнены в сложной филигранной технике.
Многие годы при монастыре действовал университет, в коем помимо богословских наук, отдельно изучалось правоведение, а также армянский, латинский и греческий языки и даже музыка. Именно поэтому Гошаванк считают крупнейшим культурным, образовательным и религиозным центром средневековой Армении.
Не знаю как ранее, но сейчас Гошаванк не имеет каких-либо внешних ограждений.
Он стоит прямо среди сельских построек в окружении великолепных горных ландшафтов.
В настоящее время Гошаванк не является действующим культовым объектом Армянской Апостольской Церкви. Это памятник истории и архитектуры. А ещё этот древний монастырь наследие великого Мхитара Гоша, по праву носящий его имя.
Монастырь Кечарис в городке Цахкадзор
«Церковь возгордилась своей святостью и сказала: «Я — храм и дом божий; чтоб во мне возносить молитвы богу и совершать литургии, приходят священники и прихожане, и примиряется бог с сим миром, и дается отпущение грехов!». Тогда выступает мельница и говорит церкви: «То, что ты говоришь, правдиво и истинно, но ты не забывай и моих заслуг: я день и ночь тружусь и зарабатываю, чтобы священники и прихожане ели, а затем к тебе шли молиться и поклониться богу»— из басен Мхитара Гоша, армянского средневекового мыслителя
На обратном пути в Ереван было принято спонтанное решение заехать в Цахкадзор, горнолыжный курорт, хорошо известный за пределами Армении.
Я вот ни разу не горнолыжник, но про это место откуда-то слышал.
Впрочем, кататься на лыжах никто не собирался, а было желание увидеть что-то новое, а заодно и перекусить, ибо в Цахкадзоре различных рестораций немало, ведь не случайно же это курорт.
Однако, не запланированный визит, помимо вкусного обеда, преподнёс ещё несколько оригинальных сюрпризов.
Мы увидели средневековый монастырь именуемый Кечарис, а также попали на праздничное представление, весьма романтичное, надо сказать.
Монастырь Кечарис старинный, его строительство началось в 11-м веке, но как это обычно водится со средневековыми храмами, продолжалось долго, и окончательно завершилось только в 13-м веке.
Я не готовился к встрече с этим монастырём, более того, ничего про него не знал. А побывав там, не успел проникнуться, ни его духом, ни его стариной.
Например, сейчас мне известно, что в состав этого монастырского комплекса входит несколько церквей, но увидел я только две из них. Досадный промах, увы, но на это есть одна весьма уважительная причина. Какая? Обязательно расскажу, но чуть позже.
Итак, две церкви. Главная из них церковь Святого Григора, возведённая в 1013 году.
Дата постройки, без сомнения, впечатляет, но надо понимать, что время и природные катаклизмы делали своё губительное дело, поэтому церковь несколько раз ремонтировалась и восстанавливалась. В последний раз совсем недавно, в нулевые годы, на средства армянской диаспоры в Австрии.
Здание этой церкви конструктивно разделено на три части, при этом, центральную часть покрывает купол. Узнал, что в храмовой армянской архитектуре есть термин: «купольный зал», так вот эта церковь принадлежит именно к этому типу храмов, очень характерному для того периода.
Рядом с церковью Святого Григора расположилась церковь Святого Ншана (Крёстного Знамения).
Эта церковь значительно меньшего размера и моложе лет на сто. Архитектурный тип этой церкви иной, его именуют как «крестовокупольный».
Увидеть остальные церкви монастырского комплекса Кечарис не удалось, но не потому, что они находятся несколько в стороне от основной группы строений. Идти то недалеко, и можно было бы сходить, но меня увлекло одно очень яркое праздничное мероприятие.
Романтичный праздник Трндез
«Филин отправил послов к орлу и просил его дочь себе в невестки, говоря: „Ты витязь дня, а я витязь ночи, мы оба достойны друг друга, чтоб породниться“. После многих уговоров орел согласился выдать свою дочь. И когда играли свадьбу, то днем жених не мог видеть света, и над ним насмехались приглашенные, а как настала ночь, — невеста ничего не видела, и опять посыпались кругом насмешки. Вследствие чего сразу же расстроилась свадьба» — из басен Мхитара Гоша, армянского средневекового мыслителя
Ещё при входе на территорию монастыря приметил я вязанку хвороста, очевидно, специально приготовленнуюдля разведения костра.
Так и случилось, через некоторое время на этом месте действительно пылал костёр, костёр древнего армянского праздника.
А было это 14 февраля, но, сразу скажу, что к так называемому Дню Святого Валентина тот праздник не имел совершенно никакого отношения, хотя Днём Всех Влюблённых его назвать можно было бы не сомневаясь. Наверное, немного запутал. Ладно, сейчас всё проясню.
Речь идёт о празднике Трндез, красивой народной традиции, которая переводится как «стог сена у двери».
Стог, выставляемый перед дверью, призван был приносит удачу, но главным символом праздника всё же был костёр.
Молодожёны, обручённые или просто влюбленные пары во время праздника, взявшись за руки, перепрыгивали через костёр и пытались сделать так, чтобы, прыгая не разомкнуть скреплённые руки. Ну, смысл понятен: крепкая семья, вместе до самой смерти и всё такое.
А ещё через костёр прыгали замужние женщины отдельно, из тех, которые не могли забеременеть, но очень этого хотели. Тут примета была такова, что огонь костра сжигал все хвори и недуги. А под конец праздника начинали прыгать все подряд, а почему бы и нет, если праздник, то праздник.
Был у праздника ещё один смысл: зима подходила к своему завершению, наступало время встречать весну. Поэтому золу костра раскидывали после праздника по земле, способствуя тем самым будущему урожаю.
Тут уж Трндез во многом напоминает нашу Масленицу, и, кстати, оба праздника берут своё начало во времена язычества, а когда пришла эпоха христианства, церковь умело сохранила народные традиции, придав им несколько другую смысловую нагрузку.
В Армении Трндез, как церковный праздник называется «Тярндарач» (Сретение Господне).
В своё время армянские церковники придумали такую интерпретацию праздника. Что, мол, да, разжигание костров — это символ язычества и Армянской Апостольской церковью не приветствуется, но в данном случае можно. Ибо, костер — символ любви Христа, от которого исходит свет и тепло.
Нам повезло увидеть праздничную церемонию, когда священнослужители зажигали свечи от лампад храма и огнём освященной свечи во дворе церкви разожгли костер, распевая при этом духовные песнопения.
Народ, пришедший на праздник, в свою очередь, мог от святого огня костра или от любой горящей свечи в храме зажечь свою свечу, принести её домой, а вместе с ней тепло любви Христа.
Вот такой оригинальный праздник: в языческой интерпретации называется Трндез, как церковный праздник именуется Тярндарач и одновременно по традиции, введенной Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым, 14 февраля официально провозглашен Днём новобрачных. А ещё в этот день отмечается католический праздник День Святого Валентина, в последние десятилетия прижившийся и у нас.
Так что поводов набирается немало, грех не выпить.
На этой мажорной ноте завершаю свой очередной репортаж из Армении, страны, которую люблю, а народ, проживающий там, уважаю.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия