Славные дела великого князя Владимира Мономаха на Северо-Западе Руси продолжил один из его сыновей — Юрий Долгорукий, который в начале 12в. сделал Суздаль своей столицей. Рядом с суздальским детинцем выстроили укрепленный посад — острог. Долгорукий не ограничился расширением только Суздали.
Юрий с размахом подошел к обустройству своих краев: в разные годы основал Переславль-Залесский, Городец. Кострому, Перемышль, Дубну, Стародуб, Звенигород. Юрьев Польский и Дмитров. А в 1147 г. им была основана будущая столица России — наша Москва. Знал бы Князь, что закладывает фундамент не просто крепости, а будущей столицы великого государства российского!
Жаль только, что после 1157 г. сын Юрия Долгорукого — Андрей Боголюбский перенес столицу княжества во Владимир, и это стало началом заката столичного блеска Суздаля. Однако, город не совсем пришел в упадок, чуть позже там началось церковное строительство. В 16 веке в городе насчитывалось всего 414 дворов и аж 50 храмов! Кто в эти храмы ходил и содержал их своими пожертвованиями — большая загадка.
После революции множество церквей уничтожили, но, к счастью, значительная часть сохранилась. Две очень симпатичные церквушки стоят на узенькой улочке: летняя Лазаревская пятиглавая церковь (1667), старейшая в городе, и зимняя церковь Антипия, епископа Пергамского (1775). При них возвышается шатровая колокольня с вогнутой крышей и очень необычной веселенькой раскраской. Кстати, эта улочка не только стара по возрасту, но и Старая по названию.
Напротив веселенькой колокольни домик Бальзаминова (Старая, 15), именно в нем снимали знаменитый фильм о женитьбе бедного и недалекого служащего. Раньше на доме была памятная табличка, сейчас ее сняли, видать, туристы допекли. Зато рядом с домом вылепили не просто снеговика, а большого кота-сфинкса.
С этой точки уже видны врата Ризоположенского монастыря. По легенде, именно за его стенами спаслась небольшая часть жителей при набеге хана Батыя. Сам монастырь простенький, а вот его колокольня — очень интересна. Возможно, это самое высокое строение города, виды с него открываются замечательные. Но, если раньше наверх пускали туристов, то теперь нет — сколько лет прошло с моего последнего визита, а как в ней шел ремонт, так и не закончился.
К высоченной колокольне выходит улочка со странным названием Нетека. В былые времена хотели соединить рвом реку Гремячку и Каменку. Однако, вода по рву не пошла, позор старых инженеров остался в веках и в названии улицы.
С одного из путешествий у меня осталось пара давних фоток с верхотуры колокольни.
Кроме церквей и монастырей в городе еще две фишки: медовуха и…огурцы! Бренд медовухи раскручен на полные обороты — везде ее рекламируют и предлагают, всюду ее продают. Увы, эта медовуха совсем не тот напиток, который пили на царских пирах и который валил с ног. Сейчас это чуть газированная водичка на меду с крошечным градусом — да, вкусно, но совсем не хмельно. Как пояснили жители, найти настоящую крепкую медовуху уже не получится.
Огурцы тоже местный бренд, думаю, что они имеют даже более старую традицию, чем знаменитые Луховицкие. Как рассказал гид, в былые времена на огурчиках можно было сколотить состояние. Зимой огурцы продают соленые с различными специями — вкусно, но не дешево. А еще есть огуречное варенье, тоже прикольно, хотя и на любителя.
Самое время закусить — кафе и ресторанов в городке множество: И-нет настоятельно рекомендует ресторан УЛЕЙ. Он вдали от центра, надо ехать на такси, а Убер и Яндекс в этих местах не работают(((Сам бы туда не поехал никогда — лень, но дочь уговорила. Ресторан действует при гостинице, антураж аля-рус, только живого медведя не хватает. Дочка брала щи — ей понравилось.
Я же заказал щучьи котлетки, очень их люблю. Принесли два крошечных шматка без гарнира, но с горсткой свеклы. В целом, не так уж и плохо, но, жира много, вкуса мало, едал я и получше. Цены в ресторане ломовые, на уровне дорогих московских ресторанов. Ценник на алкоголь вообще аховый, при этом, размер «шота» сократили до 30гр!(((Соотношение цена-качество далеко не лучшее, рекомендовать этот самый Улей никак не могу.
Очень приятно пройтись по главной улице города, которую так и не стали переименовывать, сохранив имя Ленина. Милейшие купеческие домики — каменный низ, деревянный верх, и резные наличники, любоваться которыми можно долго, одинаковых не найдешь! Поодаль от центра на той же ул. Ленина, главный монастырь города — Спасо-Ефимиев.
Считается, что за всю историю города в нем существовало 15 монастырей. В былые века монастырская система была государством в государстве со множеством землевладений, не облагаемых налогом. Целые села и городские слободы (одна из них сохранилась и в Суздали) были приписаны к монастырям, а их жители, не покладая рук, работали на благо церковников.
Свой устав, свое крепкое хозяйство, огромные доходы, собственная казна, едва ли не превышающая царскую кубышку. Как результат — собственная монастырская политика и давление на царскую власть. Терпеть такую вольницу не было сил, потому в 1764 г. Екатерина II издала указ о секуляризации церковных земель, по сути, конфисковала их, и кардинально ограничила права церковно-монастырского лобби.
Сегодня в городе сохранилось пять монастырей. Самый приметный — архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря. На внешний вид — настоящая крепость с высокими кремлевскими стенами, коей она и была задумана при строительстве.
Монастырь стоит на высоком берегу все той же Каменки — извилистой, как змейка, но очень мелководной. Ефимиевский монастырь музейный, в лоно церкви его не вернули, внутри сохранилось множество построек:
Спасо-Преображенский собор (1594 г.) — главный центр притяжения туристов в монастыре. Снаружи — классический русский собор, а внутри потрясающая роспись стен от пола до самого потолка. Периодически выступает трио с церковными песнопениями.
- Монастырская звонница (XVI—XVII вв.) — можно услышать колокольные звоны
- Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII вв.)
- Успенская трапезная церковь (XVI в.)
- Дом архимандрита (XVII в.)
- Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 г.)
- Братский келейный корпус (XVII—XIX вв.)
- Тюремный замок (XVIII в.) — сидельцами в нем были многие знаменитые личности.
Тюремный замок появился вовсе не при коммунистах, в нем сидели вольнодумцы еще при Екатерине II, после Революции там также размещали арестантов. А еще в этих стенах сидел сам фельдмаршал Паулюс.
Стены монастыря изначально были деревянные, у тех стен Василий Темный проиграл битву Улу Мухамеду и был пленен. Во времена Смуты польский наемник Лисовский квартировал тут, наводя террор и жуть на окрестных жителей. По летописям он был настоящим бандитом и мародером. Во время Смуты деревянные стены сгорели и их заменили мощные каменные стены, которыми мы любуемся по сей день.
От монастырских стен открываются замечательные виды на русло Каменки и на Покровский женский монастырь (1364), что на низком берегу через реку. Монастырь женский, сегодня действующий, а раньше был еще и привилегированный. В старину сюда ссылали неугодных царских жен и женщин из знатных семей.
Русский царь Василий III в. далеком 16 веке счастливо жил с супружницей Саломонией Сабуровой, только родить ребеночка никак не получалось. Осерчал царь, жену обвинил в бесплодии, а взамен присмотрел себе в Польше девицу Елену Глинскую. Одна незадача — развод было получить крайне сложно. Тряхнул Василий III казной, осыпал церковных иерархов дарами, чтобы развод благословили, а заодно и обустроил Покровский монастырь, чтобы будущую разведенку там поселить.
Соломония приняла постриг, но жила вольно, не соблюдая монастырский устав и мужчин не чураясь. Есть легенда о том, что она даже родила в Покровском монастыре ребенка, и чтобы сын избежал опасности, инсценировала его смерть. Царь офигел от таких вестей и комиссию прислал, которая ничего выяснить не смогла. В наши времена в этих стенах нашли захоронение ребенка, но там не оказалось костей, была только рубашечка. После смерти Соломонию канонизировали под именем Преподобная София Суздальская.
Куковала здесь в монашестве и жена Ивана Грозного — Анна Васильчикова. Сын Грозного по примеру батьки свою надоевшую жинку тоже сюда сослал. Опять же и Петр I свою супружницу Евдокию Лопухину пристроил за эти стены. Еще относительно недавно в монастырь туристы ходили с экскурсиями — рассказы гидов были очень интересные. Опять же и посмотреть в монастыре можно многое:
- Покровский собор (1510—1518 гг.)
- Шатровая колокольня (XVI—XVII вв.)
- Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь (1518 г.)
- Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 г.)
- Поварня (XVII в.)
- Приказная изба (начало XVIII в.) как дела сейчас — не знаю, ибо не успел до этого места домчаться
Как сейчас дела со входом в монастырь — не знаю, дойти до него не успел. В этот приезд я не посещал экскурсии. При таком раскладе за день вполне можно пробежать по всем достопримечательностям города. А если бы заходил в каждую локацию с гидом, одного дня не хватило бы точно.
Ночь я провел в гостинице Княжий двор — особо плохого о ней сказать нечего. Одно огорчает, что далеко от центра города.
На следующий день мороз спал, а мы отправились во Владимир, сначала заглянув в Боголюбово, чтобы вновь полюбоваться архитектурным чудом домонгольского периода — Церковью Покрова на Нерли
Теги:
Культурно-познавательный туризм