3 февраля. Воздушный шар, Луксор, Карнак, фабрика папирусов.
Я очень ждала этот день, и, даже немного стыдилась этого ожидания: вокруг необыкновенные храмы, история, а я жду… полета на воздушном шаре! Ну вот ничего не могу с собой поделать, я очень люблю воздух и высоту. Уже летала на параплане, дирижабле, прыгала с парашютом (настоящим, военным), каталась на зиплайне, прыгала с тарзанкой, летала на вертолете, конечно, летаю периодически на метле, и очень хотела полетать на шаре!
Полет над Долиной царей на аэростате.
Подъем был назначен в 3.50., но, я, как Штирлиц, приказала себе проснуться в 3.30, и подскочила, как солдатик. Несмотря на то, что со всего корабля мы были единственные желающие полетать, нам сервировали легкий завтрак и еще и ланч-боксы с собой выдали. Но мне и есть не хотелось, я волновалась из-за того, что мы стоим в холле единственные, а вдруг, про нас забудут? Мне показалось, что муж обрадовался бы такой перспективе. Я металась по холлу, особенно волнительно стало, когда мимо нашего корабля повели «летунов» со следующего (корабли стоят вплотную бортами друг к другу, и дальние, чтобы сойти на берег, проходят анфиладу). В итоге, я не выдержала, и перешла в предыдущий корабль, где ожидали еще несколько человек.
1 из 4
6
Гид за нами, все же, пришел, опоздав всего минут на 15. Оказался не наш, а чужой. Я у него поинтересовалась, где наш Мозес, он сказал, что умер примерно 3000 лет назад. Видимо, не только я подтрунивала над именем нашего Моисея.
Вначале нас, на микроавтобусе привезли в центр города, где на пристани пересадили на кораблик. Пока кораблик шел, нас еще раз напоили чаем и кофе с кексами, и провели инструктаж, как вести себя в полете, и какие команды может дать наш рулевой.
6
После кораблика всех собрали, рассадили по микроавтобусам и уже целой колонной повезли к месту старта. На большущей поляне уже готовились к взлету или взлетали десятки шаров, это было необыкновенно красиво! (еще более необыкновенно красиво стало, когда мы взлетели).
Глядя на суетящийся обслуживающий персонал, у моего изнеженного немецким порядком мужа усилилась явная тревога в глазах (на втором фото).
1 из 6
6
И вот, наконец, нас рассаживают по корзинам. Нам досталась самая большая, в которую помещалось 19 человек. Я очень боялась, что могу оказаться в центре и мне не будет видно красоты, но нет: все продумано до мелочей! Наша корзина разделена на 4 части, в каждой по 4 человека, стоящие по периметру — только возле края и все отлично видно! И еще два пассажира в центральном отсеке, разделяющем наши 4 — в центре этого отсека наш рулевой, и два пассажира с краев и им тоже все видно. Мои опасения (а их было два: нас забудут на корабле и мне не будет видно) не оправдались, все было просто великолепно организовано!
Наконец, свершилось, все опасения позади, летим!
1 из 4
9
Воздушный шар существенно отличается от дирижабля, у него отсутствует двигатель, соответственно, он не может лететь горизонтально, кроме как под действием ветра. С ветром нам, и еще нескольким десятков аэростатов с воздухоплавателями абсолютно повезло!
1 из 4
8
Оболочку шара наполняют легким газом, либо, как наш, воздухом, который подогревают. Такой вариант аэростата называется монгольфьер, в честь братьев Монгольфье, впервые запустившие шар в 1783 году!
Воздух подогревают пропановой горелкой, которая периодически извергает огонь, как дракон. Мы поднялись на высоту 1000 метров, после чего наш рулевой начал управлять шаром, чтобы он не летел выше, дергая за специальный канатик, в результате чего открывался специальный клапан, выпуская теплый воздух.
У меня был просто щенячий восторг, я даже забыла про то, что надеялась увидеть Долину Царей сверху, а она была видна совсем немного, полоской вдали, за горами.
Вон она, Долина Царей, где я была в 2000 году и куда мы отправимся завтра:
1 из 5
8
Самое восхитительное началось, когда начало розоветь небо. Вот я порадовалась, что подъем в 3 часа ночи точно был не зря!
1 из 10
8
Потом на горизонте показалась оранжевая полоса и стало понятно, что сегодня нам благоволит не только ветер, но и солнце!
И через несколько минут все вокруг было залито флером оранжевого цвета!
1 из 7
5
Очень люблю наблюдать рассветы и закаты в море, у реки, видела его на Столовой Горе в ЮАР, но и этот был не хуже!
Невозможно передать ощущения, когда ты паришь над землей! Даже мой супруг, несколько напряженный сначала (как он говорит: «В семье кто-то должен быть разумным»), расслабился и проявил какие-то эмоции, что для него, флегматика, уже необычно. Все-таки, вспомнили, что мы в Египте, Колоссы под нами:
1 из 8
8
При всем моем восторге, не оставляла мысль: если аэростат не может двигаться горизонтально, то как мы приземлимся там, где надо, а не на вершины каких-нибудь пальм? Или, на поле с кричащими осликами, их «Иа» разносилось по всей округе (на последнем фото):
1 из 9
2
Оказалось «все просто»: на разной высоте воздух дует совершенно в разные стороны, и спускаясь и вновь поднимаясь, пилот маневрировал и подводил шар к месту посадки. Это было высочайшее мастерство!
1 из 9
5
Вот сама понимаю, что рассказывая про полет, использую слишком много восклицательных знаков, но ничего с собой не могу поделать — полный восторг!
И вот, мы уже почти над полем. К нему бежит принимающая нас команда, за которой движется автомобиль — тягач. Наш шар зацепили веревками и подтащили к машине.
Как только мы сели, как водится, руководитель «тягачей» прошел с ящичком, собрал бакшиш. Потом прибежала ватага детей, которым тоже нужны были деньги. Если честно, они были достаточно истощены, мы раздали все наши мелкие деньги, спросили, почему дети не в школе, оказалось — у них каникулы.
1 из 6
6
Прямо здесь, на поле, нам вручили сертификат воздухоплавателя. Мне вспомнилось, что у моего младшенького есть «Права на управление колесницей с осликом».
Это было очень романтично, не зря воздушные шары так часто используются в литературе и кино: Гудвин прилетал в страну Оз на шаре; Незнайка с друзьями перелетал на нем из Цветочного в Зеленый город; герои Жюля Верна не раз летали на воздушных шарах; у Акунина Фандорин с Варенькой летели на аэростате (правда, случайно улетели); у Дины Рубиной есть целых роман о воздухоплавателях («Бабий ветер», один из двух, которые мне у нее не понравились), а уж в фильмах полеты на них очень популярны. Очень всем рекомендую, если представится такая возможность! А мы, переполненные эмоциями, возвращаемся к культурной программе — нам пора к храмам. Кстати, и здесь с логистикой оказалось все в порядке: нас очень быстро рассадили по микроавтобусам, в зависимости от того — кому куда. Потом мы вдвоем были отправлены на кораблик, вместе со всем их штабом: инструктор, пилот, руководитель команды гидов. И, перебравшись через пролив, на личной машине гида мы были доставлены в храм Луксора, где нас ждала вся группа. Из неприятного: к машинам подбегали дети и просили еду, все туристы отдавали свои упаковки с завтраком. Хорошо, что мы его не съели.
1 из 2
4
Луксорский Храм.
Что удивило, экскурсию без нас не начинали, ждали. Вся группа нас поздравляла и показывала фото, как мы летаем — они с верхней палубы корабля смотрели.
Луксорский храм — единственный свидетель былого величия Фив. Древние египтяне называли его «южным гаремом Амона». Храм почти полностью был сооружен Аменофисом Третьим, расширен Тутмосом, и завершен Рамзесом Вторым.
Древний Луксор был резиденцией царя Богов Амона-Ра с ок. 2000 года до н. э. до 500 года н. э. Весь город по обеим сторонам Нила представлял собой обширный комплекс храмов, разделенных на четыре отдельные части. Луксорский храм, место рождения Амона-Ра и средоточие космического творения, расположен на восточном берегу, в части восходящего солнца.
1 из 4
8
Масштабы, великолепие и огромное количество памятников в Луксоре отражают важность этого города на протяжении всей истории Египта. Названный Васет древними египтянами, сейчас он известен под своим греческим названием Фивы. Чтобы не путать его с собственными Фивами, расположенными в Центральной Греции, ему дали имя Стовратные Фивы, явно в связи с большим количеством пилонов (ворот) его храмов. Точно так же после арабского завоевания этот район назывался Луксором от Аль-Уксур — «Дворцы».
9
Как и большинство египетских храмов, Луксорский рос сзади к фасаду по мере того, как к основному святилищу добавлялись более крупные и красивые дворы и входы. Огромный вход Рамзеса Второго, с его гигантскими флагштоками, двумя обелисками (правый сейчас находится на Площади Согласия в Париже) и колоссальными статуями стражей был последним крупным дополнением к структуре храма в Новом Царстве. Форма пилона была трехмерным изображением иероглифа «ахет», гор на горизонте, между которыми каждый день всходило и заходило солнце. Когда человек проходил между двумя башнями, он покидал измерение физического времени и входил во вневременное измерение Богов. Высокие флагштоки были вставлены в прорези на передней части пилонов, каждый из которых представлял собой отдельный кедр из Ливана, высотой более 30 метров, удерживаемый на месте бронзовым зажимом, вставленным в высокое окно наверху.
5
На фасадах обоих пилонов была вырезана самая большая версия повествования о битве при Кадеше Рамзеса Второго из когда-то созданных, а также атака на хеттов. Кстати, эта конфронтация между хеттской и египетской империями привела к первому зарегистрированному мирному договору между этими двумя народами. Как и большинство резных украшений в великих храмах Луксора, все эти рельефы изначально были яркими на блестящем белом фоне, а теперь стерты ветром, песком, дождем и временем.
1 из 4
4
Сидящие и стоящие колоссальные гранодиоритовые статуи Рамзеса Второго созданы из материала, добытого в Асуане, эти скульптуры считались Божественными. Из-за своей исключительной исторической и археологической важности Фивы и их некрополь были внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
1 из 4
5
Луксорский храм, Место Первого Сотворения, в значительной степени был продуктом двух царей, Рамзеса Второго (1290—1224 гг. до н. э.), и Аменхотепа Третьего (1391—1353 гг. до н. э.). Один из крупнейших и лучше всего сохранившихся храмовых памятников Египта, он отличается элегантной простотой и красотой, которые отличают его от лабиринтного дворца Амона в Карнаке т делают одним из самых популярных мест в Египте.
4
На входе в Луксорский храм со двором Нектанебо и пилоном Рамзеса Второго, установлены две колоссальные статуи фараонов:
7
Своеобразие композиции ансамбля заключалось в наличии второго гипостильного зала, располагавшегося после храмового двора, от которого сейчас остались только колоннада. Гипостильный Зал перед Святым святых (о нем позже) с его 12 колоннами из папирусов был украшен рельефами Аменхотепа Третьего, изображающими ежедневный ритуал подношения. Над большим окном в обоих концах зала были созданы важные рельефы. Солнечная Кора Утра находится на восточной стене, а высоко на западной стене можно увидеть остатки изображения Солнечной Коры Вечера.
5
Храм оставался центром средневековой общины Луксора, и внутри и вокруг храма были построены различные церкви, в том числе Святой Теклы (Фёклы) перед Восточным пилоном.
3
Боковые стены другой церкви — коптской — можно увидеть в первом дворе под недавно отреставрированной мечетью Абу Эль-Хаггаг. Примерно в 6 веке она была построена, а позже засыпана и стала площадкой для мечети.
3
Первоначальный вход в мечеть можно увидеть рядом с входом в пилон, т. к. пользовались до недавнего времени. Действующая мечеть делает Луксорский храм одним из редких мест в Египте, который был местом постоянного поклонения, начиная с 2000 г. до н. э. по сей день.
2
За воротами с пилонами мы попадаем в большой входной двор Рамзеса Второго, с колоннами из бутонов папируса, и колоссальными скульптурами. Двор был блестяще спроектирован, чтобы поддерживать пилоны и образовывать с ними единое архитектурное целое.
1 из 5
5
Между колоннами южной половины двора Рамзес Второй разместил колоссальные гранитные и гранодиоритовые шагающие статуи самого себя, рядом с такими же статуями фараона Аменхотепа Третьего, ответственного за остальные части храма. Таким образом, Рамзес Второй присоединился к своему знаменитому предшественнику и разделили славу великолепия храма.
1 из 4
4
Незадолго до празднования своего юбилея — 30-летия — Рамзес Второй стер все имена со статуй Аменхотепа Третьего и заменил их своими, впитав в себя личность прежнего царя.
1 из 2
5
Следующий двор — двор Аменхотепа Третьего. Его многочисленные статуи были обнаружены на территории Луксорского Храма в течении последних лет, а в 1989 году нашли необычайный тайник со скульптурами, захороненный на западной стороне его солнечного двора, который включал в себя еще несколько значительных экспонатов времен правления Аменхотепа Третьего: сидящие статуи Богини Хатор и Луны (из гранодиорита), небольшую сидящую диаду Аменхотепа из базальта, Бога Гора, и кварцитовую статую обожествленного Аменхотепа Второго — «Ослепительного Атона» всех земель. Сейчас все эти экспонаты размещены в Луксорском Художественном музее.
5
Обелиск со статуей был частью позднеримского этапа Луксорского Храма, когда в конце 3 века император Диоклетиан полностью заключил храм в гигантскую крепостную стену — каструм, и превратил Солнечный Двор и королевскую комнату в святилище Имперского культа. Все египетские статуи были тщательно закопаны, так как они все еще были священными объектами, и были заменены скульптурами правящих императоров в римском стиле.
2
Сохранился великий Перистиль Аменхотепа Третьего. Двор переходит в Святилище из Колоннадного Зала, построенного во вторую фазу строительства Аменхотепа Третьего. Колонны состоят из папирусных связок, и прославляют солнечного Бога Амона-Ра. На первом этапе своего строительства Аменхотеп полностью заменил более ранний храм Хатшепсут и Тутмоса Третьего новым храмом из песчаника с портиком и колоннами, похожими по форме на старые, но значительно выше их.
1 из 2
3
Именно в святая святых в задней части двора Аменхотепа проходило Вечное творение и именно сюда ежегодно приходил Амон из Карнака, чтобы возродиться во время великого праздника Опет. Поскольку царь помогал в этом процессе, он также был заново рожден и омоложен, после чего был представлен собравшемуся народу в этом дворе.
Слева от входа во двор можно увидеть отреставрированную часть стены двора, состоящую из 111 фрагментов стены, на которой изображена модель ботинка Бога Амона, покоящегося во дворе. Фрагменты этой части стены были собраны в каменоломне, которую использовали в Средние Века для строительства домов вокруг Храма. Реконструкция стены была завершена Чикагским Университетом в 2010 году.
3
Следующий зал — Римский Зал. Египет был провинцией Римской Империи с 29 года до н. э. и до арабского завоевания в 641 году, уже после падения Западной части империи. В 298 году император Диоклетиан прибыл в Египет, демонстрируя впечатляющую силу, чтобы укрепить римский контроль над страной. Луксорский храм был преобразован примерно в 300 году в римский памятник, в котором древнее поклонение египетскому Богу Амону было связано с культом римского императора, чья власть происходила от Юпитера. Это пространство было приспособлено для имперского культа: были удалены колонны, поддерживающие первоначальную крышу, заблокирован дверной проем, ведущий в святилище Амона, для создания апсиды, а первоначальное убранство Аменхотепа Третьего было отштукатурено. Крыша, вероятно, была из дерева, и были оставлены внешние колонны. Перед апсидой находилсмя трон под балдахином, от которого сохранились две гранитные колонны.
1 из 4
2
Римские росписи на стенах выполнены в технике фрески высококвалифицированными придворными художниками и не имеют аналогов в Египте. В апсиде изображены четыре императора, совместно правившие в Римской Империи времен тетрархии после реформ Диоклетиана. Их свита изображена на фланговых стенах, а на восточной стене сохранились остатки сцены, изображающей лошадей и солдат. На нижнем бордюре сохранились следы расписных декоративных мотивов, имитирующие мраморные вставки. Росписи были очищены и законсервированы в начале двухтысячных годов Американским Исследовательским Центром при сотрудничестве с Чикагским университетом. А вот дырки — уже арабское наследие, через них привязывали верблюдов.
1 из 3
2
Сразу за Римской Императорской культовой палатой находится Зал Подношений с четырьмя колоннами, куда приносили для подношения и освящали сосуды для подношений с драгоценными маслами и святой водой, изображенные в мельчайших деталях на боковых стенах. На втором регистре восточной стены изображена процессия жрецов, несущих модели лодок Амона, Мут и Хонсу, на шестах в храм, и процессия итифаллического Амона-Ра-Камутефа, которую несут жрецы в саванах.
1 из 4
3
К востоку от предыдущего, находится зал Божественного рождения Аменхотепа Третьего, где праздновались его божественное Зачатие Амоном и рождение. Мы здесь опять столкнулись с очередным вымогательством. Увидев, что я хочу сделать селфи на фоне фресок, какой-то служащий или посетитель (местный) предложил нас сфотографировать, за что ему полагалось вознаграждение! Вот почему? Почему у нас любой местный или турист фотографирует другого и никому не приходит в голову просить за это евро. Это бедность или менталитет?
1 из 3
4
За этим залом расположено Святилище Коры Александра Македонского. Это святыня внутри святыни, которая заменила 4 папирусные колонны Аменхотепа Третьего, первоначально поддерживающие крышу зала. На этом сооружении были вырезаны фигуры Александра Великого в образе фараона, а его имя написано в картушах. В этом сооружении находилась модель лодки Бога Амона-Ра из Карнака и ее многочисленные шесты во время великого праздника Опет, когда Амон-Ра возвращается в Карнак омоложенным. Задняя часть этого святилища представляла собой сплошную стену с вырезанной ложной дверью, через которую Амон-Ра из Карнака общался мистическим образом с Амоном из Луксорского храма. Во времена Александра Македонского эта стена была пробита дверным проемом, но во времена Римской империи Диоклетиана стену вновь заложили.
1 из 8
4
Самая задняя часть Луксорского храма была, по сути, отдельным храмовым комплексом, посвященным Амону из Луксорского храма в его творческом аспекте. Святая Святых отмечала точное место Сотворения Амона-Ра и вселенной и представляла собой приподнятую платформу, на которой в большом позолоченном деревянном алтаре размещалось изображение Амона из Луксорского храма в натуральную величину.
3
Более 50 тысяч каменых фрагментов, которые сейчас хранятся во дворе Луксорского храма, когда-то были частью украшеных стен Луксорского и Карнакского храмов. Они были повторно использованы в качестве строительных материалов в Средневековье. Многие фрагменты были обнаружены в 1950-х годах во время раскопок вокруг Аллеи Сфинксов. Репрезентаивные фрагменты объединеы в групппы от Среднего Царства до исламских времен в хронологическом порядке. Экспозиция позволяет зрителям увидеть художественные, стилистические и исторические изменения на протяжении тысячелетий.
1 из 6
2
Именно из Луксорского храма сфинксы, олицетворяющие Аменхотепа Третьего, были вывезены в Россию, и водружены на Университетской набережной в Петербурге.
А мы пербираемся в Карнакский храм.
Огромная монументальная зона под названием Карнак располжена примерно в 3 километрах на север от Луксорского храма. Карнакские храмы, метко названые древними египтянами Ипет Сут — «Самым избранным местом», были наиболе значительными древнеегипетскими храмами, поскольку они представляют собой подлинный всеобъемлющий отчет об истории и архитектуре Древнего Египта, за более чем 2000 лет, начиная со Среднего Царства (ок.2034—1650 гг. до н. э.) до римского периода (30 г. до н. э. — 306 г.).
Последующие поколения царей строили новые храмы и часовни, расширяли существующие, которые занимали 247 акров, где возводили храмы, святыни, статуи и обелиски, в результате чего возник один из крупнейших религиозных комплексов в мире.
Хотя Карнак был основным культовым центром Амона, он также был домом для нескольких Богов, таких, как Монту, «Фиванский Бог войны»; Мут, «жена Амона» и их сын Хонсу.
1 из 9
3
Эта территория разделна на три большие зоны особыми ограждениями.
В центре — самая большая часть, площадью почти 30 гектаров, наиболе сохранившаяся, в основном, благодаря непрерывным реставрационным работам. Здесь доминирует комплекс, посвященный Богу Амону. Эта зона имеет трапецидальную форму, она окружена стеной из необоженного кирпича, и снабжена 8 входами.
Слева, почти вплотную к зоне Амона, расположилась зона Монту, также окруженная кирпичной стеной. Она самая маленькая, около 2,5 гектаров, квадратной конфигураци. Он нее осталось лишь несколько руин, до сих пор заваленных землей, и прекрасный восточный портал.
В 30 метрах справа — зона Мут, наполовину еще не иследованная, трапецидальной формы, окруженная кирпичной стеной и занимающая площадь почти в 9,5 гектаров.
Карнак включает в себя гигантское количество памятников, в том числе Великий Храм Амона с 10-ю пилонами, Монту, Мут, Хонсу, Опет, и Петах рядом с храмами царей, такими как храм Ахмену Тутмосу Третьему (ок. 1458—1425 гг. до н. э.), Аменхатепу Второму (ок. 1427 — 1400 гг. до н. э.), Тутмосу Четвертому (ок. 1400 — 1390 гг. до н. э.), Рамзесу Второму (ок. 1279 — 1213 гг. до н. э.), и Рамзесу Третьему (ок. 1184 — 1153 гг. до н. э.).
В Карнаке есть группа часовен, таких, как часовня Сета Второго (ок.1200 — 1194 гг. до н. э.) для барков Амона, Мут и Хонсу; Красная часовня Хатшепсут (ок. 1473 — 1459 гг. до н. э.); Белая часовня Сенусерта Первого (ок. 1956 — 1911 гг. до н. э.).
Большой двор.
В Древнем Египте передние дворы Храма и территория, прилегающая к главному входу в Святилще Амона, были привилегированным местом контакта между Богом и людьми, имевшим ограниченный доступ в Храм. Со времен правления Аменхотепа Третьего царские колоссы, возведенные перед входом в пилоны, были предметом народных культов. Процессии появления статуй Богов, каждая в своем наосе, и на своем месте в священной лодке, также вызывала большую радость у всего фиванского населения.
Второй пилон, построенный Хоремхебом (1333 — 1306 гг. до н. э.) расчистил Жорж Легрен в начале 20 века. Через этот Двор, являющейся поздней пристройкой к храму, сегодня можно войти в храм. Двор был построен между концом 14 и началом 15 веко в. до н. э. Около 1200 г. до н. э. Сети Второй построил часовню с тройным хранилищем для священных барков фиванской триады: Амона, Мут и Хонсу. Для великих ежегодных шествий, таких как Прекрасный праздник долины или празднование Опет. Затем Рамзес Третий построил свой храм перед вторым пилоном.
При Бубастидах (на рубеже 1 тысячелетия) площадь перед храмом превратилась в закрытый двор. Большая колоннада в память о монархии фараонов была размещена напротив северной и южной стен. Позже Тахарка (690 — 664 гг. до н. э.) установил свой монументальный вход в портик по оси двора и разместил несколько сфинксов перед колоннадами Бубастидов.
При 30-й династии Нектанебо (ок. 350 г. до н. э.) начали строительство Первого пилона, закрывающего западную сторону Большого Двора. Это пилон остался незавершенным, что объясняется наличием остатков сырцового кирпича строительных пандусов.
1 из 8
3
Пройдя через пилон и передний двор можно попасть во всемирно известный Большой гипостильный Зал со 134 колоннами, достигающими высоты 15 — 21 метров. Гипостильный зал (103 на 53 метра) был построен Сети Первым во дворе между Вторым пилоном Хоремхеба и Третьим пилоном Аменхотепа Третьего. На северной стене изображен Аменхотеп Четвертый, побеждающий азиатов. Невозможно узнать, является ли центральный неф современным двору или предшествует постройке остальных 122 колонн. Возможно он образовывал колоннаду, подобную той, что видна в Первом Дворе Луксорского Храма. Зал был полностью украшен выпуклым рельефом Сети Первого, за исключением одного угла, котрый оставался без надписей до тех пор, пока Рамзес Второй не изваял его в виде утопленного рельефа. Рамзес Второй также выгравировал утопленный рельеф в юго-западном углу, закрыв рисунки Сети Первого на приподнятом участке колонн. Закончили все Рамзес Третий и Четвертый, а позже Херихор добавил свое имя к основанию стен.
1 из 10
2
Двор Третьего и Четвертого Пилонов.
Аменхотеп Третий полностью перестроил Праздничный Двор, добавив Третий Пилон в качестве нового монументального входа. Украшение северного мола восточной стены Двора изображает плавание священной ладьи Амона, Усерхата. Сам Пилон заполнен множеством блоков от демонтированных памятников. Все они были извлечены в 1920 году.
Четвертый Пилон, инициированный Тутмосом Первым, отмечает вход в святилище Амона. Тутмос Первый создал в этой местности свой праздничный двор для освящения подношений, прибывающих со всего Египта. Затем Тутмос построил большое золотое крыльцо и ряд колонн по всему Двору. Наконец, он поставил во Дворе три пары обелисков, один из них — Тутмоса Первого (ок.1504 — 1492 гг. до н. э.) до сих пор стоит рядом с возвышающимся обелиском Хатшепсут, высотой 30 метров. Несколько часовен — барков стоят во Дворе.
1 из 8
4
Двор Рамзеса Второго.
Ах-Меноу — самостоятельный храм на восточной стороне главного храма, построенного на 23-м году правления Тутмоса Третьего. Его единственный вход находился в восточном конце дороги для процессий, которая шла вдоль храма Амона. Это был большой зал с 32 «шатровыми» колоннами, рельеф которых сохранил большую часть первоначального полихромного колорита. В зале свободный доступ солнечного света. Сбоку — камеры, посвященные подземному миру. Пандус обеспечивал доступ на крышу, где проводились гелиопольские обряды. За святилищем Амона находился ряд комнат, известных как «ботанические сады», украшенные росписями, посвященными необычным для Египта растениям и животным. Во времена правления Тутмоса Третьего Ах-Меноу уже известен как «Замок миллионов лет», что подразумевает место монархического культа, связанного с самим Амоном, что подтверждается парадными скульптурами царей. В христианский период храм был разделен деревянными перегородками, чтобы создать церковь и баптистерий.
В центре храма находится гранитное святилще сводного брата Александра Македонского — Филиппа Арридея (323 — 317 гг. до н. э.)
1 из 8
4
Сверкающее Священое озеро, в котором жрецы очищались перед выполнением ритуалов внутри храма, находится чуть южнее. Оно представляет собой обширный прямоуголный бассейн длиной 200 метров и шириной 117 метров, расположенный на территории, ограниченной Святилищем Амона на севере и первыми двумя Дворами на западе. Озеро уже существовало во времена правления Хатшепсут и Тутмоса Третьего, но его нынешняя форма восходит к 15-ой Династии. Наполненное грунтовыми водами, озеро для древних египтян было непосредственным контактом с Нуном — первобытным Океаном, в котором зародилась вся жизнь. Доступ к озеру осуществлялся через Седьмой Пилон, где жрецы ежедневно очищались и куда во время религиозных церемоний плавала священная барка. Берега вокруг озера были заняты различными постройками.
1 из 3
3
Узкий участок между Четвертым и Пятым пилонами, известный египтянам как Ваджит, из-за колонн Вадж — папирус, которые поддерживали крышу. Расположенный в самом сердце святилища Амона, Ваджит разделен на две части, главная ось храма. Закончила Ваджит Хатшепсут, поставив статуи Осириса, в юбилейных одеяниях.
Аллея Сфинксов протянулась от Храма к Храму — от Луксора до Карнака. Самая старая часть принадлежит временам 18 династии Нового Царства, она была создана при фараоне Аменхотепе Третьем.
Два великих Храмовых комплекса были спроектированы, соединены длинной священной дорогой, со времен Нектаэмбо Первого вымощенной блоками песчаника, многие из которых были повторно использованы из более ранних памятников и окаймлены сотнями раскрашенных андросфинксов из песчаника, несущими голову царя с львиной головой, а тело символизировало его силу и царство.
1 из 5
2
Таким образом, Аллея Сфинксов — это процессный путь, соединяющий храмы Карнака с Луксорским храмом. Эта дорога длиной 2700 метров и шириной около 76 метров окружена 1060 статуями баранов, криосфинксов, андросфинксов, которые разделены промежутком примерно 4 метра.
Если Аллея строилась не разом, а постепенно, то и открывалась она современному человечеству частями. В 1949 году доктор Мохаммед Закария Гонейм обнаружил первую группу этих статуй перед Луксорским Храмом. Затем при раскопках доктора Мохаммеда Абдель Кадера и доктора Махмуда Абдель Разека было обнаружено еще 78 статуй. Следом доктор Мохаммед Сагир открыл начало пути от десятого пилона к Храму Мут, и некоторые части в середине Аллеи. И в финале, доктор Мансур Борайк в 21 веке обнаружил и восстановил остальную часть дороги, чтобы определить официальный маршрут процессии на протяжении веков.
1 из 4
3
Египтяне считали, что время каким-то образом представляет собой бесконечно повторяющийся круг. Амон-Ра из Карнака был обязан возвращаться в Луксорский храм раз в год, чтобы воспроизвести творение и переродиться во время празднования Опет, одного из величайших праздников в египетском календаре.
На стендах — щитах показаны главные строители храмов в Луксоре и Карнаке, точнее — правителей, при которых они строились.
1 из 6
2
Тутанхомон, правил 9 лет 1332-1323 гг. до н.э., Новое Царство, 18 династия. Восстановил власть в Фивах в конце Амарского периода, и заново восстановил празднование Опета. Построил 130 криосфинксов от 10-го пилона до храма Мут и завершил сцены царя Аменхотепа Третьего в зале 14 колонн Луксорского храма.
Фабрика папирусов.
И вот, зачем-то, после всего этог великолепия, просто «ударяющего» по сознанию, нас повезли на фабрику папирусов. Нет, собственно, понятно «зачем» — несите ваши денежки». Довольно интенресна была демонстрация изготвления папируса, но я даже на видео не сняла — была совершено оглушена этим днем (при том, что в Луксорских и Карнакских храмах я второй раз). В общем, папирусы прошли мимо меня. Я, когда увидела план поездки, удивилась, почему не сделаи весь Луксор за день — с Долиной Царей и храмом Хатшепсут, ведь это было бы логично. Но, сейчас, понимаю: организаторы были правы, а то стуристами может случиться «Синдром Стендаля» — перенасыщение. И потом, я сейчас не смогла нормально уложиться в 50 фото, делала описания нескольких объектов перд слайд-шоу, так как правила ограничивают количество, и я не смогла их разнести, а что было бы, если бы они все вместе показли? В общем, они вняли правилам Туристера.
1 из 5
2
А вечер был испорчен. Посмотрев план на завтра, мы поняли, что после экскурси нас не собираются везти в отель Хургады, который у нас был забронирован, а планируют оставить на корабле ещё на одну ночь. Все бы ничего, но на завтрашню ночь у меня были совершено иные планы: у нас была заказана частная поездка в Каир! Мы попытались решить этот вопрос с руководителм гидов, главным организатором трансферов, но безрезультатно — он заявил, что даже если найдут нам дневной трансфер, они отказались от нашей брони в отеле! Я потеряла дар речи: без меня, не согласовав, за меня решили и отказались от отеля, мною оплаченного! Кончилось все очень плохо, милейший товарищ, который всю неделю сюсюкал, просто заявил мне, что я «очень много говорю, и ночевать мы будем на корабле». Пришлось ему на хорошем Хохдойче услышать, что он должен «закрыть рот, предварительно извинившись, а ночевать мы, свободные люди, будем там, где посчитаем нужным». Продолжение этой детективной истории расскажу завтра.
Я ждала «встречи с каютной скульптурой» несколько с волнением: после вчерашнего крокодила, боялась, что будет гигантский гиппопотам. Но нет, все оказалось скромно: лебедь с сердцем.
2
Спасибо за внимание, продолжение о Луксоре следует.