Подъем в 3 часа ночи не радовал. Но, сегодняшнее исполнение мечты — Абу-Симбел, расположен примерно в 300 км от Асуана, так что — надо ехать (уже там мы порадовались тому, что организаторы решили ехать в 4.20.). Кофе и чай с булочками нам сервировали ночью, а с собой выдали ланч — пакеты. В автобусе народ погрузился в спячку, только посапывание со всех сторон слышалось.
6
Гид разбудил нас к восходу солнца, но решили не останавливаться, красотой из окна полюбовались. Восходы и закаты в пустынях, на море и в горах — это что-то особенное.
1 из 3
4
Вообще, что касается остановок, то я, когда езжу с немцами, французами и другими европейцами — поражаюсь — 3,5 часа без паузы, никто даже «мяу» не говорит. В моих группах 2,00 — 2,10 — максимум, дальше нам необходим ГТО — Главный Туристический Объект. Нам объявили, что ехать мы будем примерно 3,5 «Египетских часа», т. е. — очень приблизительно, но на этот раз, Египетский час совпал с Немецким часом, действительно, 3,5 часа.
1 из 3
4
Наша цель расположена в самом сердце Нубийской территории, почти на границе с Суданом, и это самая красивая и грандиозная постройка величайшего в египетской истории фараона: Абу-Симбел, два храма, посвященный триаде Богов — Амону-Ра, Хармакису (ипостась Гора) и Птаху и Богине Хатхор.
4
На деле же он был воздвигнут исключительно для прославления в веках его строителя, Рамзеса Второго Великого.
6
Абу-Симбел, это не только один из самых прекрасных египетских храмов (бесспорно, самый необычный и величественный), но и символ гигантской работы по спасению 14 нубийских храмов, которым угрожало озеро Насер. Операция по спасению памятников в Нубии в 1960-х годах, остается крупнейшей компанией по спасению культурного наследия. Этот великий инженерный проект- подвиг был достигнут благодаря солидарности международного сообщества. Памятники Нубии, в том числе, два храма Абу-Симбел, оказались под угрозой постоянного затопления после подъема воды в озере Насер в 1960 году.
1 из 2
2
Работа над операцией по спасению Абу-Симбела началась в 1964 году, когда два храма были разрезаны на 1042 массивных блока и снова собраны в 200 метрах к северо-западу на 65 метров выше их первоначального положения. Оба храма имеют свой отдельный бетонный купол, покрытый песком и камнями, чтобы создать вид естественных скал, в которых изначально были вырезаны храмы.
4
Работы были завершены в 1968 году, и перенесенные храмы Абу-Симбела были вновь официально открыты 22 сентября 1968 года. Благодаря своему историческому значению нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе были внесены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
2
(макет на входе в комплекс).
При постройке храм назывался Ибсамбул, и он был забыт людьми на долгие века, пока швейцарец Иоганн Людвиг Буркхарт 22 мая 1813 года, по счастливой случайности, увидел торчащую из песка, почти как мираж или волшебство, верхушку одного из четырех каменных гигантов.
1 из 4
8
1 августа 1817 года итальянец Джованни Баттиста Бельцони расчистил от песка верхнюю часть врат и обнаружил вход внутрь. За ним последовали сотни путешественников, исследователей, археологов, туристов, увидевших, наконец, освобожденный из-под песка шедевр Рамзеса Второго. Скальный храм Абу-Симбел — не что иное, как трансформация в скалах архитектурного канона так называемого внутреннего святилища — храма. Колонны портала фасада сконструированы в виде четырех колоссальных статуй высотой 20 метров, изображающих сидящего Рамзеса Второго (около 1279—1213 гг.) и возвышающимися над окружающим ландшафтом. Прекрасные в своей монументальности, они передают черты лица великого владыки.
1 из 4
6
Как гласит надпись внутри храма, над этими скульптурами «работало множество рабочих, взятых в плен его мечом», под руководством главного скульптора по имени Пиай.
1 из 6
3
Работа скульпторов сопровождалась работой художников: в эпоху Рамзесов цветовая гамма, применяемая при росписях храмов, была очень яркой.
1 из 5
3
Убранство внутренних стен храма прославляет военные победы Рамзеса Второго. Наиболее интересная роспись, посвященная самой знаменитой победе фараона — на северной стене, где можно увидеть различные фазы сражения с хеттами при Кадеше в пятый год его царствования.
1 из 5
3
Длинная эпическая поэма, написанная придворным поэтом Пентауром, вырезанная иероглифами на различных стенах залов храма (и не только этого, но и в Луксоре, и в Карнаке — о них в другой день).
1 из 5
3
Интерьер также содержит сцены с изображением Богов, и некоторых членов семьи Рамзеса.
1 из 8
4
Я пыталась сфотографировать все рисунки, несмотря на множество похожий, но это просто невозможно — часть из них в почти полной темноте, часть — под слепящим солнечным светом, падающим от входа.
1 из 5
3
Два дня в году, 22 февраля и 22 октября, солнечные лучи проходят через всю длину храма, освещая лики Бога Солнца Амона — Ра, Рамзеса Второго и Ра-Хорахты,сидящие вдоль задней стены святилища. Свет держится всего 20 минут.
3
Я уже писала про Изиду и про Себека, пришло время рассказать немного про здешних Богов.
Амон-Ра, или Атон, Бог Солнца. Солнце считалось у древних египтян священным символом неба, оно охватывает своей силой весь мир и без него невозможно процветание природы. Поклонение Атону было столь сильным, что иногда можно услышать мнение ученых, что это был прообраз монотеизма, так как это поклонение стало государственной религией во время правления Эхнатона, который был фанатичный противник многобожия.
1 из 6
2
Птах, или Птах-Сехмет-Нефертем, Бог Луны, созданный из нее. Он избиратель всех Творцов и первый Бог в мире. В первобытные времена он имел форму бесполого человека. Бог всех техник, творчеств и искусств.
1 из 4
2
Ра-Хорахти, или Гор. Первоначально он был Богом неба. В мифе об Озирисе он считается его и Изиды сыном. Бог покровитель фараонов, царей всего мира. Изображают в виде сокола с двойной короной над головой и жезлом в руке.
1 из 6
2
Достаточно выйти из храма Рамзеса и повернуть налево, мы видим другой высеченный в скале храм, известный как Малый Храм, посвящен Богине Хатхори великой царственной жене Рамзеса Второго, царице Нефертари.
На фасаде Малого Храма ее колоссы почти такого же размера, как и у ее мужа, что является большой редкостью для женщины, символизирующие ее статус и любовь к ней мужа.
1 из 5
2
Она не была единственной женой, но несомненно, была самой любимой. Никогда в Египте супруги фараонов не изображались на фасадах храмов, здесь же — единственное исключение.
1 из 6
3
Для нее, Великой Царской Супруги, Нефертари-мери-эн-Мут — «Любимая Богиней Мут», Рамзес выдолбил в скале этот храм «из тонкого, белого, т твердого камня», небольших (относительно) пропорций и идеальной гармонии.
Храм посвящен Богине Хатхор. Хатхор — Богиня любви, музыки и танца. Она изображается как женщина и корова (странно, для Богини танца!). В дельте Нила она соединяется с небом и обнимает солнце. А вот в Тельбене она считается Богиней Смерти.
1 из 8
1
Как жаль, что во всех странах и во все века, находятся вандалы, желающие увековечить себя, любимого. Без «Киса и Ося были тут» никуда не деться.
1 из 2
1
Вот здесь мы и оценили верное решение наших организаторов — выехать ночью и ехать без остановок. Когда мы приехали, было довольно прохладно и народу относительно не много. А вот когда мы насладились храмами, и собрались в обратный путь, стало жарковато (и это февраль) и уже яблоку упасть некуда было! Вообще, здесь, в Египте, неприменимо европейское правило: дорога к объекту и назад не должна превышать времени, проведенного на объекте (в городе, музее, крепости, на природе — не важно где). В данном случае, при 3,5-часовой дороге в одну сторону, мы находились на месте около 2 часов, и оно того стоило!
2
Грустный представитель туристической полиции явно скучает. Как мне рассказали, он всегда что-то пишет! Наверное, досье на туристов составляет (шутка).
2
На выходе расположен небольшой музейчик, где выставлены фотографии, показывающие как переносили храмы, осуществляя этот грандиозный проект.
1 из 8
1
Кстати, от входа до храмов примерно метров 500, и для тех, кому трудно идти, предлагается вот такой автомобильчик, за 10 египетских фунтов. Но, дорога совершенно ровная и удобная, мы все прошлись после и перед долгим сидением в автобусе.
1
На обратном пути дорога к автобусу перекрыта и надо обязательно пройти в обход через сувенирные лавки. Я была бы не против пройтись, но меня дико раздражает навязчивость египетских продавцов, которые буквально «прохода» не дают. Посему, увидев, что гиды отодвигают заборчик и идут в обход лавок, я сделала тоже самое, несмотря на вопли охраняющего эти «Фермопилы».
1
По дороге сделали одну остановку, но вовсе не для ГТО, а посмотреть Фату Моргану — мираж воды в пустыне. Из автобуса было лучше видно — с высоты, но окна грязные. А с земли — совсем немного — полоса на горизонте.
1 из 2
5
В отеле ждал очередной «шедевр» в виде двух лебедей. Впредь я строго следила, чтобы мои личные вещи были убраны и в инсталляции не участвовали. Просто в три ночи не очень хорошо соображается.
2
После обеда мы выдвигаемся в обратный путь, теперь уже вниз по Нилу, в сторону Эдфы.
1
В Эдфе мы не останавливались, да и с верхней палубы особо не наблюдали берега — вдруг, стало очень холодно. Если до сегодняшнего дня температура ночью была около 15, а днем около 26, то начиная с сегодняшнего дня, температура ночью опускалась до 5 градусов, а днем поднималась максимум до 21.
5
Я вышла только один раз, чтобы посмотреть на строительство моста. Рабочие, которых было очень мало, очень обрадовались возможности прерваться от работы и весело махали нам руками.
1 из 2
1
Резюмируя, могу сказать, что храмы потрясающие, и, пожалуй, из всех грандиозных египетских построек, они у меня заняли второе место после Луксора, отодвинув пирамиды на третье.
Спасибо за внимание, продолжение рассказов про наш Нильский круиз следует