Кафедральный собор Авилы — старейший готический собор Испании. Строительство началось в 1091 году. Он очень отличается от высоких, гламурных соборов близлежащих Сеговии и Саламанки, которые были построены в период поздней готики. Он также предшествует другим ранним готическим соборам, таким как собор Бургоса и собор Леона, оба возникли через два столетия.
Собор Авилы — результат сурового исторического времени и пространства, в котором он возник. Со временем он станет последним из трёх соборов Кастилии середины Реконкисты после старого собора Саламанки и уже отсутствующего романского собора Сеговии. Те времена и весьма своеобразная городская география города-крепости обусловили необходимость строительства «крепостного» собора.
Интерьер собора Авилы готичен и романтичен. Он вызывает в воображении рыцарей в доспехах на лошадях. Возможно, некоторые из них и похоронены в многочисленных саркофагах, через которые проходим после главного входа.
Стилистически он смог уловить тот же вид зарождающейся готики, который уже тогда начал свой путь через Францию. Я люблю арки, массивные каменные блоки и колонны. Я люблю витражи. Но главное, что я люблю в таких соборах — правдивую старину, не отполированную реконструкциями и реставрациями с использованием современных материалов, чем часто страдают, например, исторические объекты в Германии.
Собор Авилы не входит в десятку лучших испанских соборов. Но он будет один из моих любимых. Возможно, это первая готическая вещь, которую можно увидеть в Кастилии, да и сама Франция может подтвердить, что авильский кафедрал — один из самых ценных экспонатов «парижской» архитектуры середины 12 века. Ведь в самой Франции над (не)сохранением исторического наследия изрядно потрудились гугеноты, якобинцы, и прочая бандиты.
И если общие очертания и скелет собора вполне парижские, то аксессуары, а также некоторая умеренность и классицизм в деталях и в скульптуре кажутся по большей части позаимствованными у мастеров клунийской школы. Хотя и от этого бургундского монастыря уже давно не осталось даже приличных камней.
Это здание с долгим конструктивным путём, сделанное как бы импульсивно, в котором переделок и исправлений больше, чем в других соборах. Это живой урок старой архитектуры, со значительными проблемами, изменениями планов, противоречиями и несоответствиями, настоящий вызов общепринятым обзорам истории строительства от известных историков и архитекторов. Ладно, хватит длинных рассуждений, идём смотреть интерьер.
Тело нефов соответствует периоду, когда готика вступила в более утончённую и светлую фазу. Три нефа имеют одинаковую ширину, но центральный заметно выше и открывается наружу большими окнами.
Хор собора Авилы изначально был задуман в главной капелле на манер средневековых соборов. Однако традиция испанского Возрождения размещать хор в теле нефа привела к тому, что оригинальный хор 14 века был заменён новым 1536 года. Работы длились одиннадцать лет по эскизам голландца Корнелиуса. Результатом явилось прежде всего возведение мастерами Хуаном Родригесом и Лукасом Хиральдо блестящего траскоро, это специально отгороженное пространство для хора и амвона, с которого читают Евангелие.
Траскоро представляет собой выдающееся произведение эпохи Возрождения, разделённое на три части пилястрами, среди которых слева направо видны горельефы «Введение в храм», «Поклонение волхвов» и «Избиение невинных». Между ними видим в медальонах сцены «Объятия Сан-Хоакина и Санта-Ана», «Посещение» и «Бегство в Египет».
Рядом находится Крестильная часовня собора, где видна ценная алебастровая купель для крещения работы Васко-де ла Сарса, окружённая решёткой платереско, приписываемой Хуану Франсесу
А также часовня Святого Петра, где возвышается триптих, посвящённый Святому Петру и приписываемый художнику 15-го века из Саламанки Фернандо Гальего.
Алтарь Главного алтаря собора Авилы — это произведение, которое считается одним из шедевров живописи Авилы, оно началось руками паленсийского художника Педро Берругете в 1499 году, который лично изобразил внизу учителей Церкви и евангелистов. Слева направо: святой Григорий, святой Иероним, святой Лука, святой Иоанн, святой Матфей, святой Марк, святой Амвросий и святой Августин. Два поля в левом верхнем углу также созданы Берругете, в них начинается Цикл Страстей Христовых, это темы Молитвы в саду и Бичевания. Когда Берругете умер в 1503 году, работы продолжил мастер Санта-Крус сценами Богоявления и Преображения, следующий мастер Хуан де Боргонья завершил алтарь в стиле четырнадцатого века, включая сцены Рождества и Благовещения, в 1512 году.
В столбах главного нефа перед алтарём есть два небольших алебастровых алтаря, посвящённых Санта-Каталине и Сан-Сегундо, сделанные Хуаном Родригесом и Лукасом Хиральдо. За ними видны две кафедры, одна готическая, а другая уже демонстрирует влияние эпохи Возрождения.
Крошечная часовня Нуэстра-Сеньора-ла-Майор расположена в юго-восточном углу и была построена для размещения образа Богородицы.
Из богато украшенной часовни Сан-Хуан-Батиста, можно через испано-фламандский дверной проём, датированный 1500 годом, пройти в самую старую часть собора, где несколько ценных исторических часовен, а также бывшие комнаты церковного совета, где сейчас музей.
Часовня Сан-Ильдефонсо содержит готический алтарь 15-го века, принадлежащий кастильскому мастеру. Ниже представлены изображения святого Петра, мученичества святого Себастьяна и святого Павла. Выше Рождество, Голгофа и Санта-Ана.
В этой часовне находятся гробницы Педро Гонсалеса де Вальдеррабано, члена совета короля Хуана II, и Алонсо де Вальдеррабано, декана собора и основателя часовни.
Далее мы заходим в часовню Сан-Бернабе, построенную в середине 13 века, позднее преобразованную в первую комнату ризницы. Главное здесь — алебастровый алтарь со сценами Бичевания, а также рельефы святых Варнавы, Андрея и Петра.
Рядом можно попасть в Скинию или Казначейскую комнату, позже преобразованную во вторую комнату ризницы, посвященную Святому Петру. Всё, что видим, относится к 13 веку.
В часовне Святого Иоанна Богослова находятся гробницы доньи Беатрис Васкес и Фрая Доминго Суареса, епископа Авилы в 1321 году, посланного в Германию послом короля Альфонсо X Мудрого.
Часовня Богоматери Милости расположена в центре самого первого крыла собора и с древних времён была вторым алтарём собора после главного. Запрестольный образ, датируемый 1496 годом, приписывается художнику Гарсия дель Барко. За образом — прекрасный витраж Богородицы с младенцем, работа 15-го века Хуана де Вальдивьесо.
Часовня Сан-Рафаэль когда-то была посвящена Сан-Видалю и Санта-Ана, но в 18 веке в неё перенесли нынешний запрестольный образ, прекрасный образец резьбы по дереву в стиле барокко с обильным декором и нишей в центре для размещения фигуры Сан-Рафаэля.
Трасалтар — это место, посвящённое захоронению епископа пятнадцатого века Алонсо Тостадо-и-Рибера, более известного как Алонсо де Мадригал или Эль Тостадо, который занимал кафедру между 1449–1455 годами и выделялся своей святостью и наукой.
Саркофаг в центре состоит в общей сложности из пяти панелей, расположенных внутри Трасалтара, где по бокам представлены евангелисты, а центральная зарезервирована для великого епископа Авилы.
Весь набор является работой скульптора Васко-де ла Сарса, но именно центральная часть считается одним из величайших произведений скульптуры эпохи Возрождения в Испании. Трасалтар выполнен в виде каменного алтаря, в котором использовано самое изысканное скульптурное украшение. На панелях можно найти Вечного Отца, сцены Поклонения волхвов, Семь добродетелей.
И, конечно, самого прелата, который появляется одетым в плащ и митру, концентрируясь на своей учебной задаче с полузакрытыми глазами из-за проблем со зрением, которые у него были в конце его дней.
Музей сакрального искусства предлагает нам некоторые художественные предметы.
И, конечно экземпляры церковного культа.
Клуатр был начат в 14 веке в готическом стиле и завершён в 16 веке гранитным гребнем эпохи Возрождения. Интерьер покрыт ребристыми сводами и выходит во внутренний двор через большие окна, типичные для полной готики, но которые после 1980 года закрыты сплошными стеклянными панелями. Вероятно, из-за опасения порчи в результате погодных катаклизмов — здесь сильные грозы и ветра. Но выглядит не очень.
Из полутёмного собора — к солнцу, свету — на Стену! Наконец-то дошла очередь не только посмотреть на неё, но и пройтись по древним укреплениям. А попутно — подробнее о истории Стены.
Происхождение Стены неизвестно, хотя есть упоминания о примитивной ограде, считавшейся римской, которая была укреплена в эпоху вторжения варварских народов. В раннем Средневековье на лучше всего сохранившихся и наиболее устойчивых остатках вестготского стенового ограждения начались работы по возведению великолепной стены, окружающей Авилу.
В это время строительство было необходимо для защиты от мусульманского вторжения и постоянных столкновений между королевствами Кастилии и Леона. Хотя это тоже был способ добиться «городского» статуса поселения. Заказ на строительство укреплений поступил от короля Леона Альфонсо VI к графу Раймонду Бургундскому, мужу его дочери инфанты Урраки, с целью заселения территории и укрепления городов Авила, Сеговия и Саламанка.
Романские стены Авилы построены из крупных гранитных камней, чередующихся с более мелкими. В некоторых местах есть детали влияния мудехар, такие как шипы, углы из красного кирпича. При строительстве были даже повторно использованы такие предметы, как стелы и погребальные саркофаги римских времен.
Таким образом, в 12 веке уже существовала большая ограда, которая сегодня делает Авилу всемирно известной. Имея периметр около 2 с половиной километров, 87 башен и 9 главных ворот, она является одним из наиболее хорошо сохранившихся стеновых ограждений в мире. Внутреннее пространство неправильной прямоугольной формы и ориентированное с востока на запад, занимает площадь 33 га.
На самом деле, на протяжении нескольких столетий на Стене было 88 башен, а не 87. Что же случилось потом с той потерянной башней? Она была снесена, чтобы построить часовню Сан-Сегундо в интерьере собора в 16 веке. Она прикреплена к стене, как если бы это была башня. Фактически, апсида этой часовни, известная как «чиморро», является самым прочным местом на восточной стороне стены.
В 16 веке преображение города и его построек, внутренних и внешних, также коснулось Стены. В это время великие роды Авилы построили свои дворцы по внутреннему периметру ограды, можно сказать, что почти у каждой великой семьи был свой собственный участок стены, защита которого была их обязанностью. Это привело к созданию своего рода второго барьера внутри стен, состоящего из дворцов, некоторые из которых я показал в первом рассказе о Авиле.
Восточная стена строилась первой, так как в этом районе городу не хватало естественной защиты, именно здесь она кажется наиболее внушительной, толщиной 3 метра и высотой 12 метров, с большим количеством башен и ворот. Кроме «чиморро» собора, в этом секторе находятся двое главных ворот всей Стены: ворота Алькасар и ворота Сан-Висенте.
Лучший способ познакомиться со Стеной — это пройтись по её верху. Доступны несколько входов. Во время этой прогулки можно насладиться необыкновенным панорамным видом на Авилу, как на обнесённый Стеной исторический центр, так и на новую часть города за укреплениями и окружающие горы.
Спустившись со Стены, осталось ещё пройти через пару достопримечательностей. Дворец Энао или Бенавитес, построенный во второй половине 16 века, был резиденцией семьи Энао.
На протяжении всей своей истории он пережил множество превратностей судьбы, будучи казармой Гражданской гвардии, частной собственностью и в настоящее время Парадором де Туризмо.
Часовня Мосен Руби была построена для семьи Марии де Херрера в 1512 году, а названа так в честь уважаемого французского аристократа Мосена Руби де Бракамонте, чей дворец тоже находится в городе.
Уже вечер, самое большое желание — найти какой-нибудь ресторанчик. Двигаемся в сторону Малой Торговой площади, по пути — пара снимков центральной Авилы. О этом городе это всё.