В ходе поездки по Аляске нам было интересно узнать как можно больше о Русской Америке. Наши соотечественники активно осваивали эти места с 1742 до 1867 года, когда Аляску продали американцам. За эти 125 лет русская община обзавелась там приличным хозяйством: поселения, порты, склады, верфи, церкви. От всего этого до наших дней мало что сохранилось, за исключением православных храмов. Самое богатое русское наследие на Аляске уцелело в Ситке (быв. Новоархангельск), столице Русской Америки. Мы там побывали еще в 2000 году, но в этот раз Ситка в наш маршрут «не вписалась». Несмотря на это, и в других местах, где мы проезжали, регулярно встречались следы российского пребывания.
Во-первых, это обильно представленные на карте штата русские географические названия, не исчезнувшие даже за годы холодной войны. И это по-хорошему поразило. Во всех наших отчетах об этой поездке мы старались уделить внимание увековеченным на Аляске именам наших соотечественников и их заслугам.
Во-вторых, к нашему удивлению, на Аляске сохранилось много православных храмов, поддерживаемых верующими жителями Аляски в «рабочем» состоянии. Видимо, это — результат того, что русская Церковь продолжила свою успешную деятельность на Аляске и после её продажи США. Сейчас там порядка 90 православных приходов, а также самая высокая концентрация православных верующих во всей Америке.
Карта 1. Русская Америка: экспедиции, её открывшие, и русские поселения, в ней основанные.
Помимо этого, довольно много артефактов, связанных с историей Русской Аляски, мы увидели в музейных экспозициях Джуно (столицы штата Аляска) и Анкориджа, её крупнейшего города. Эти американские музеи нас порадовали: они описали российский период на Аляске довольно объективно и в целом непредвзято, отдавая должное заслугам наших мореплавателей и исследователей, а также и положительной роли Русской православной церкви. В этом рассказе мы покажем всё интересное, что увидели в этих музеях, делая это сквозь призму 125-летней истории российского присутствия на Аляске. Вторая часть рассказа будет посвящена миссионерской деятельности Русской православной церкви на Аляске и тем храмам, что нам удалось увидеть воочию во время путешествия.
Экспозиция про Русскую Аляску в музее Джуно.
Систематическое освоение Россией своих дальневосточных территорий началось в конце жизни (и правления) Пётра I, когда посланная им экспедиция во главе с Витусом Берингом отыскала в 1728 году пролив между Азией и Северной Америкой. Вскоре Вторая Камчатская экспедиция, также во главе с Берингом, достигла берегов Аляски в июле 1741 года. Однако почти сразу Беринг был вынужден повернуть обратно из-за своего плохого самочувствия и сложных погодных условий.
Новоархангельск (ныне Ситка) - столица Русской Америки в 1808-1867 гг. Картина из музея штата Аляска в Джуно.
Вторая половина этой экспедиции сложилась неудачно для великого командора — при возвращении на Камчатку он потерпел кораблекрушение и был вынужден зазимовать вместе с командой на одном из островов архипелага, который позже назовут Командорскими островами. Во время зимовки Беринг скончался, также как и около 30 матросов с его судна (главным образом от цинги). Однако оставшиеся в живых 46 человек сумели построить из обломков своего корабля небольшой бот, на котором и вернулись в Петропавловск в августе 1742 года.
Портрет Петра I и бюст Витуса Беринга (музей штата Аляска в Джуно). Реконструкция облика Беринга осуществлена на основе его скелетных останков, найденных советско-датской экспедицией в 1991 году в месте его захоронения.
И вот здесь начинается самое интересное. Выжившие во второй экспедиции Беринга привезли с собой много шкурок каланов и вызвали тем самым настоящую «меховую лихорадку». Оказалось, что у каланов более плотный, тёплый и мягкий мех, чем у всех других известных тогда пушных зверей, включая сибирских соболей. Кроме того, мех каланов (которых в те времена называли «морскими бобрами») оказался очень востребованным в Китае, где за одну шкурку давали столько денег, сколько в Сибири можно было заработать только за три года. Тем самым несчастным зверькам был подписан смертный приговор — толпы охотников («промышленников») ринулись на Дальний Восток, а богатые купцы стали снаряжать экспедиции для добычи каланьего меха. Не покривив душой можно утверждать, что именно из-за каланов началась колонизация Аляски русскими — иначе зачем было бы нужно забираться в такую даль и претерпевать такие лишения.
Чучела каланов в музеях Джуно и Хомера.
Вначале освоение Аляски проходило хаотично — разные группы промышленников конкурировали друг с другом, вплоть до вооружённых столкновений. Все они пытались поработить алеутов, заставив их бесплатно добывать для себя каланьи шкурки путём внедрения так называемого «ясака» — натурального налога, уплачиваемого мехом. Промышленникам было критически важно привлечь алеутов к охоте на каланов, поскольку именно они обладали навыками добычи зверей без порчи их драгоценной шкуры. Промысел шел вдоль островов Алеутской гряды, и, по мере истребления каланов в одном месте, охотники продвигались дальше на восток к следующим островам. Известны случаи, когда русские промышленники сдавали своих индейских охотников вместе с их байдарками «в аренду» американцам для промысла каланов в Калифорнии.
Бусы и медные китайские монеты с дырками, которые можно было пришивать к одежде. Эти товары русские промышленники предлагали индейцам к обмену на меха (пока те не раскусили, что меха стоят гораздо дороже). Музей в Джуно.
Помимо каланов, охотились также на морских котиков и лис. В 1786 году русский штурман Гаврила Прибылов обнаружил группу отдалённых островов в Беринговом море, на которых были огромные лежбища морских котиков (fur seals), обладавших ценным мехом. На острова, изначально бывшие необитаемыми, завезли алеутов для охоты на котиков в пользу Российско-американской компании. В 1867 году, вместе с продажей Аляски, острова Прибылова перешли от России к США, и охота на котиков там продолжалась вплоть до 1912 года. Потом охотиться на котиков и каланов разрешили только индейцам, и с тех пор популяции этих пострадавших животных в значительной степени восстановились.
Массовое убийство морских котиков на островах Прибылова, 1872 год (музей Анкориджа). Животных убивали дубинками, чтобы не повредить шкуры и не тратить лишний порох и пули.
Что касается лис, то русские охотники начали завозить пары зверей на необитаемые острова в 1750-е годы с целью дальнейшего размножения и последующей охоты на них. Питались лисы морскими птицами, обитавшими на островах, которые были совершенно перед ними беззащитны и поэтому быстро поедались. Когда кончались птицы, на острова на прокорм лисам начали завозить сусликов и мышей (кажется не очень правдоподобным, но так было изложено в музее!). Американцы, овладев Аляской, продолжали разводить лис на островах вплоть до 1930-х годов.
Лисий капкан (музей штата Аляска в Джуно).
В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала вокруг компании известного купца Григория Шелихова, основавшего первые два русских поселения на Алеутских островах. После смерти Шелихова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв — устюжского купца Михаила Булдакова и важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере «Юнона и Авось»). В 1799 г., при императоре Павле I, на основе компании Шелихова возникла полугосударственная акционерная «Российско-американская компания», получившая монопольное право на добычу и продажу дальневосточной пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске.
Слева: бронзовый опознавательный знак («Земля российского владения»). Знаки с номерами устанавливали на видных местах, и всего их было расставлено 26, этот экземпляр - единственный сохранившийся. Справа: бронзовый российский герб; их раздавали индейским вождям. И то и другое было сигналом другим колониальным державам, что «место уже занято» (музей штата Аляска в Джуно).
Вначале русские продавали практически все добытые на Аляске меха китайцам в местечке Кяхта (расположенном на сухопутной границе с Китаем недалеко от Байкала), туда их приходилось доставлять по сибирским рекам и дорогам. В Кяхте торговали только по бартеру: меха обменивались на чай, шелк, фарфор; эти товары уже везли в Европу и там продавали за «твёрдую валюту» — золото и серебро. Товары же для обмена с индейцами на меха (зеркала, текстиль, металлоизделия, табак) с какого-то момента начали покупать у англичан и американцев непосредственно на Дальнем Востоке. Когда после 1806 года проложили морской путь на Аляску, меха стали доставлять в китайский порт Кантон и уже там обменивали на чай и прочие товары.
Русские мушкет, кортик с ножнами, кинжал и пороховница, 19-й век (музей Анкориджа).
В 1808 году столицу Русской Аляски перенесли из Павловской гавани на острове Кадьяк в город Новоархангельск (ныне Ситка), расположенный на острове, ныне носящем имя Баранова Александровского архипелага. Сделано это было по инициативе Александра Андреевича Баранова, первого управляющего русскими территориями на Аляске от лица Российско-американской компании в 1799—1818 гг. В Новоархангельске уже присутствовали элементы цивилизации: большой храм, библиотека, музей, публичный сад, больница, метеостанция. Губернатор, построивший себе большой дом на холме (названный замком Баранова), давал в нем балы, на которые собиралась местная элита — государственные чиновники и служащие Российско-американской компании.
Новоархангельск - замок Баранова. Картина из музея штата Аляска в Джуно.
Чашки из дома Баранова в Новоархангельске (музей штата Аляска в Джуно).
Именем Баранова на Аляске названы остров и бухта, а также главный отель в столице штата Джуно, где мы останавливались:). Правда, когда мы произнесли название отеля на русский манер, таксист нас не понял: американцы произносят его как BaranOf, с ударением на последнем слоге. Не уверены, что они при этом понимают, о ком идёт речь.
В Ситке с 1989 года в центре города стоял небольшой памятник Баранову, но в 2020 году, на волне протестов BLM, его переместили в музей. Мол, хоть и был эффективным руководителем, но сильно угнетал индейцев и поэтому расист. Что отчасти правда, но ведь и времена тогда были совсем другие — индейцев за людей вообще никто не считал, и прежде всего, правительство США, купившее Аляску.
Вот такой памятник Баранову когда-то стоял в Ситке (интернет).
Как мы прочитали на одном стенде в музее Анкориджа, после покупки Аляски в 1867 году американские власти отказали туземному населению в гражданстве, праве на землю, праве на работу, возможности учиться в школах и владеть недвижимостью. Американскими гражданами они стали только в 1924 году; в школах, театрах и церквях расовая сегрегация продолжалась до 1940 года. На протяжении многих лет официальная государственная политика была направлена на уничтожение индейской культуры. Все это мы не сами придумали, это прямым текстом написано в музеях.
Слева: конторские счёты и книга по ветеринарии 1793 г. из первой аляскинской библиотеки.
Справа: чайное ситечко (Ситка), дверные петли и ключ из дома Баранова.
Во время первого русского кругосветного плавания в 1803–1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского был проложен морской путь к российским владениям в Америке. Шлюп «Нева» пересёк Атлантический океан, обогнул мыс Горн и вдоль западного побережья Америки, остановившись на острове Пасхи и на Гавайях, доплыл до Аляски. Там своими пушками он помог Баранову справиться с взбунтовавшимися индейцами-тлинкитами и, перезимовав на Кадьяке, на следующий год отплыл в Китай с грузом мехов, обменяв их в Кантоне на чай и прочие китайские товары. Возвращалась «Нева» домой, уже огибая Азию и Африку. В дальнейшем этот маршрут стал регулярно использоваться для снабжения Аляски всем необходимым и вывоза оттуда мехов. И хотя для этого приходилось совершать кругосветное плавание, но всё же это было легче, нежели сухопутное путешествие по сибирскому бездорожью.
В музее Джуно подробно освещается русская чайная традиция и даже объясняется устройство самовара.
Число этнических русских в Русской Америке никогда не превышало тысячи человек. В подавляющем большинстве это были мужчины — промышленники или служащие Российско-американской компании. Многие из них взяли в жёны алеутских, эскимосских или других индейских женщин (православная церковь требовала таких женщин крестить и потом заключать с ними церковный брак). В результате появления подобных семей возник особый социальный слой «креолов» — людей смешанного происхождения, занимавших промежуточный статус между русскими и туземцами. Большая часть креольского населения после продажи Аляски осталась жить в ней.
Музей Аляски в Джуно находится в одном здании с архивами и библиотекой, и названо оно в честь русского священника с креольскими корнями Андрея Петровича Кашеварова, первого куратора музея.
Очень знаменита на Аляске «креольская» династия Кашеваровых, основатель которой, Филипп Кашеваров, прибыл на Кадьяк на корабле «Три святителя» в сентябре 1794 года. Потом, состоя на службе в Российско-американской компании, он взял в жёны алеутку, крещёную под именем Александра Петровна. Сыновья Филиппа Кашеварова получили образование за счёт компании. Александр Кашеваров закончил Кронштадское штурманское училище и дослужился до руководителя гидрографического департамента Российского военно-морского флота в чине генерал-майора. Брат Александра — Пётр Кашеваров стал священником и остался на Кадьяке после продажи Аляски. Его сын Андрей Петрович (1863–1940), внук основателя династии, тоже стал священником и провёл на Аляске всю жизнь, достойно служа православной церкви в разных местах и на разных должностях. Благодаря своим обширным знаниям истории и культуры Аляски он стал первым куратором музея Джуно со дня его основания в 1919 году и внёс большой вклад в формирование его коллекции и библиотеки.
Русские хозяйственные принадлежности и инструменты из музея Джуно. На правом снимке вверху виден некий предмет, похожий на мочалку. К нашему удивлению, в объяснениях к экспонатам он назван «банным респиратором», предназначенным для предотвращения вдыхания горячего пара в бане. Первый раз про такое слышим, хотя баню посещаем регулярно).
В 1867 году, в период царствования Александра II, Россия продала Аляску Соединённым Штатам за 7.2 миллиона долларов золотом. Инициатором сделки была российская сторона в лице великого князя Константина Павловича, младшего брата царя. Почему это сделали? По всей видимости, главной причиной стала убыточность Российско-американской компании. Каланов почти всех истребили, доходы компании упали, и она начала получить дотации из казны на оплату своей текущей деятельности. Известно, что в 1850-60-хх годах компания стала продавать лёд в Калифорнию, явный признак увядания «мехового бизнеса».
Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года. Основные персонажи: сидит слева - Уильям Сьюард, государственный секретарь США, стоит у глобуса - Эдуард Стекль, российский посланник в Вашингтоне (музей в Джуно).
Кроме того, у правительства практически не было возможности защитить территорию Аляски военным путем в случае возникновения давления со стороны Англии (тогда владевшей пограничными с Аляской канадскими землями) или США. Произвела впечатление американо-мексиканская война 1846—1848 гг., когда США, не моргнув глазом, отобрали у Мексики огромные территории (земли современных штатов Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта — бывшие колониальные владения Испании). Плюс ещё свежа была в памяти атака англичан на Петропавловск с высадкой десанта во время Крымской войны в 1854 году. Так что продать решили «от греха подальше».
Чек на 7,2 млн. долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски (интернет).
С американской стороны вёл переговоры о покупке Аляски и подписывал договор купли-продажи Уильям Сьюард, государственный секретарь США. При жизни Сьюард не снискал никаких лавров за эту покупку, наоборот, его многие (включая членов Конгресса) обвиняли в приобретении бесполезной «морозилки» (icebox).
Карикатуры на Сьюарда в американской прессе (музей штата Аляска в Джуно). Президент Эндрю Джонсон (King Andy) и госсекретарь Уильям Сьюард (his man Billy) тащат огромный кусок льда с надписью «Русская Америка» в тачке с надписью «Договор», чтобы охладить большинство в Конгрессе, горячо выступающее против покупки Аляски.
Получив в своё распоряжение Аляску, американцы на первых порах пытались получить от неё доход, продолжая истреблять (до 1912 года) тех немногих каланов и морских котиков, что ещё оставались. Уже позже, обнаружив на Аляске нефть, они смогли в полной мере оценить полезность своей покупки. Приобретя у русских Аляску, американцы получили в собственность всю государственную и общественную недвижимость, кроме храмов, которые оставались в собственности проживающих на Аляске православных.
Продолжение этого рассказа будет о миссионерской деятельности Русской церкви на Аляске.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия