Обычно в путешествиях с погодой нам везёт. Иногда просто мистически. Даже если синоптики предрекают какое-нибудь ненастье, день выдаётся погожим и солнечным. Но… уже утром стало понятно, что где-то в небесной канцелярии произошел сбой. Словно напоминая и доказывая, что удача величина переменчивая, «лучезарный» Люцерн встретил нас низкими тучами и мелким, моросящим дождём.
Монументальный портал, оставшийся от роскошного здания старого вокзала, который в 1971 г. сгорел
Конечно, никакая непогода не могла испортить нам настроение, тем более здесь, в центральной Швейцарии. Но от планов подняться на гору Пилатус, с которой в ясный день открывается отличная панорама, пришлось отказаться. В итоге мы просто побродили по центральным улицам, иногда заглядывая в кафе и сувенирные лавки.
По сравнению с такими городами, как, например, Женева или Цюрих, Люцерн невелик, но здесь тоже есть чем полюбоваться. Город славится своими средневековыми мостами, архитектурой, расписными домиками и причудливыми фонтанами.
Фонтан "Chosli". Скульптор Пол Гасснер
Фонтан «Гусиный пастушок» (Gansemannchenbrunnen)
Расположен Люцерн на западном конце Фирвальдштадского озера и на берегах реки Ройс, которая делит город на Старый и Новый.
Ворота крепостной стены Musegg, опоясывающей весь старый город. Сооружалась в XIV-XV веках. Часть стены и 9 башен сохранились почти без изменений.
Все самые интересные достопримечательности сосредоточены в кварталах Старого города. От левого берега туда ведёт пешеходный Часовенный мост Капельбрюкке (Kappelbrucke), построенный в 1333 году. Это старейший в Европе крытый деревянный мост, доживший до наших дней.
В 1611 году под кровлей моста разместили двусторонние треугольные картины, выполненные католическим художником Гансом Генрихом Вагманном и его сыновьями. На деревянных панно запечатлены сцены из жизни покровителей Люцерна Св. Леодегара (St. Leodegar) и Св. Маурициуса (St. Mauritius), а также эпизоды из истории Швейцарии с акцентом на контрреформацию. Все картины дополнены поясняющими стихотворными строчками, страхующими сюжеты от «неверных толкований». Каждому изображению присвоен индивидуальный номер. Так, например, картина № 4 демонстрирует основание монастыря св. Леодегара в VIII в. Вокруг этого монастыря со временем и вырос Люцерн. Под № 41 мы видим битву при Буттисхольце, а на картине № 15 -покровителя Швейцарии и защитника Конфедерации святого Беатуса.
К сожалению, пожар, вспыхнувший в 1993 году, уничтожил значительную часть моста (восстановленную можно узнать по более светлому дереву) и многие уникальные произведения. Из 147 оригинальных картин пока удалось отреставрировать только тридцать. До сих пор некоторые панели пустуют, а споры о том, стоит ли заменить сгоревшие панно копиями, продолжаются.
Вплотную к мосту примыкает восьмигранная башня Вассертурм (Wasserturm). Она почти на сто лет старше моста. До 18 века подвал башни использовался в качестве тюрьмы, а верхние этажи служили местом допросов и пыток. Странно, что здесь же хранилась и государственная казна.
Свое название Часовенный мост получил от находящейся неподалеку часовни Св. Петра. Первый камень в основание капеллы заложили еще в 1178 году. За свою более, чем восьмисотлетнюю историю часовня много раз перестраивалась и сегодня храм сильно отличается от первоначальной постройки. С годами изменилась до неузнаваемости и площадь Капельплац (Kappellplatz) возле часовенки. Первое, что здесь бросается в глаза, — это фонтан Fritschiвrunnen.
Фонтан посвящен некому человеку по имени Фритши. По легенде, он однажды вместе со своей супругой и воинами торжественно въехал в город, разнося радостную весть об очередной победе над австрийцами в Цюрихской войне 1446 года. Победное шествие так понравилось горожанам, что они решили ежегодно устраивать карнавал «Фастнахт». А сам Фритши давно стал традиционным персонажем этого весёлого и грандиозного празднества.
Легендарное семейство Фритчи практически в полном составе красуется на фасаде дома, в котором с 1602 года функционирует ресторан «Fritschi». Забегая вперед, доложу вам, что кормят здесь очень вкусно! Мы пообедали в ресторане уже перед отъездом и остались очень довольны.
Следующим обязательным пунктом нашей программы значился памятник, который писатель Марк Твен назвал «самым грустным и самым трогательным каменным изваянием в мире».
ʺУмирающий левʺ (Der sterbende löwe) установлен в память о швейцарских гвардейцах, погибших в 1792 году в Париже при штурме Тюильри во время Великой Французской революции. На скале высечено приблизительное число выживших — 350, а также имена 760 погибших гвардейцев. Инициатива возведения мемориала принадлежала Карлу Пфифферу фон Альтисхофену (Karl Pfyffer von Altishofen), офицеру гвардии из Люцерна, который в роковой день находился в родном городе в отпуске для военнослужащих.
Памятник был открыт в 1821 г., в 29-ю годовщину штурма Тюильри. Скульптура датского мастера Бертеля Торвальдсена почти сразу же стала популярной достопримечательностью. Высеченный в отвесной скале и окруженный водой монумент завораживает и невольно настраивает на романтический лад.
Идем дальше, разглядывая здания, замысловатые дверные ручки, ажурные вывески и прочие детали.
Главной изюминкой города являются расписные фасады домов. Пожалуй, именно эти шедевры делает Люцерн совершенно особенным.
Здание постоялого двора Goldener Adle. На стене изображен Гёте, который в 1779 г. был здесь гостем
Начиная с XVI в. художники-декораторы раскрашивали фасады жилых домов яркими красками. Красивая роспись привлекала внимание и была отличной рекламой.
Сегодня стены рассказывает нам самые разные истории. Вглядываясь в картины, мы узнаем об обычаях, быте, традициях, ремеслах.
Фасад с неоренессансными картинами Луи Вайнгартнера и Альберта Бенца. 1891.
Боковой фасад здания гильдии пекарей и булочников (Zunfthaus zu Pfistern) украшает целое генеалогическое древо, изображенное со всеми подробностями в виде виноградной лозы и обвешанное гербами членов гильдии.
Статусом главного сооружения города обладает Ратуша, построенная в 1606 году на площади Kornmark (Зерновой рынок). Уже из названия ясно, что здесь находился рынок, на котором покупали и продавали зерно. А здание будущей ратуши служило зернохранилищем.
В XVI веке под руководством итальянского архитектора Изенманна здание перестроили и превратили в городскую ратушу. Сейчас здесь открыт исторический музей.
Барочный портал с эмблемой города
Находящаяся по соседству Ратушная башня была построена раньше. Изначально она выполняла функции дозорно-сторожевого сооружения. Предполагают, что уже в 1408 году на башне были установлены часы. Их неоднократно чинили и усовершенствовали, а в 1788 году заменили на новые.
На площади Корнмаркт (Kornmark)
Неподалеку находится ещё одна рыночная площадь — Weinmarkt. Первое письменное упоминание о ней относится к 1300 году. Тут торговли рыбой, мясом, хлебом и кожей. В западной части рынка располагались винные лавки и погреба. Во все времена площадь была центром общественной жизни. Здесь узнавали новости, выносили приговоры и казнили преступников. С 1494 по 1616 год на этой площади во время пасхальных праздников разыгрывались представления и мистерии на тему Страстей Христовых.
Фреска на Наus zur Sonne, посвященная первому чуду, совершённому Христом на свадьбе в Кане Галилейской
Позднеготический фонтан, который стоит в центре площади, посвящен Св. Маврикию, одному из святых покровителей Люцерна. Фонтан был сооружен в 1494 году и представляет собой колонну, украшенную фигурами воинов и драконов.
Продолжаем движение и идём до Мельничной площади (Muhlenplatz). Это самая большая площадь в городе. Своим названием она обязана тому, что здесь издревле хранили зерно, мололи и продавали муку. А рядом строили мельницы, работающие за счет течения реки Рёйс. В 1875 году при пожаре все мельницы сгорели. Через десять лет на этом месте была введена в эксплуатацию турбинная электростанция. Чуть позже она была полностью модернизирована и оснащена новейшими технологиями.
Чтобы соединить мельницы с кварталом пекарей на левом берегу реки в 1408 году был построен мост Шпройербрюкке (Speuerbrucke) -Мякинный мост (до этого существовал «короткий мост» — от правого берега до расположенных посреди реки мельниц). Считается, что мост получил своё название потому, что с близлежащих мельниц отходы производства, в том числе и мякину, сбрасывали с этого моста в реку Ройсс.
В XVII веке мост был украшен 67 картинами швейцарского художника Каспара Меглингера, созданными в период с 1626 по 1635 г. Все картины объединяет излюбленный сюжет Средневековья «Пляска смерти». Возможно, что непосредственной причиной появления этого сюжета стала чума, или, как ее называли в народе, черная смерть, унесшая треть населения Европы.
В основе аллегории Смерти лежала идея о ничтожности человеческой жизни, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех перед неизбежным.
Деревянные панели на мосту изобилуют жутковатыми фигурами и устрашающими скелетами, подталкивающими к могиле представителей всех слоёв общества — богатых и бедных, знатных и простолюдинов, молодых и старых.
На фоне цветущего города живопись моста Шпройербрюкке служила постоянным напоминанием горожанам и гостям о бренности бытия.
От моста хорошо видна круглая башня Нёллитурм, увенчанная конической краснокирпичной крышей. Башня была построена в 1513 году и входила в систему городских оборонительных укреплений. До 1852 года в башне располагался пороховой склад и арсенал, а затем — хранилище нефтепродуктов. В 1875 году в башне обосновалась штаб-квартира гильдии Saffran. Эта старейшая в Люцерне торгово-ремесленная гильдия. Основанная еще в 1400 году она до сих пор существует и процветает.
Башня Нёллитурм (Noelliturm)
По левобережной набережной мы идём до церкви Иезуитов, высокие башни которой видны издалека.
Иезуитская Церковь Святого Франциска Ксаверия (Church of St. Francis Xavier) — первая большая церковь в стиле барокко, построенная в Швейцарии к северу от Альп. Кроме того, она является первым архитектурным символом Контрреформации в стране и часто называется самым красивым культовым сооружением Люцерна. Внутреннее убранство церкви, созданное в XVII веке, создает ощущение умиротворения и радости.
С набережной открывается прекрасный вид на старый город и знаменитые мосты. Рядом имеется причал, откуда отправляются прогулочные катера. Но мы и без того достаточно увидели и получили массу приятных впечатлений. Настало время прощаться.