В первой половине 17-го века Московская Русь возрождалась после катастроф, тягот и невзгод Смутного времени. В стране возникла и окрепла новая царская династия Романовых, положившая конец политической чехарде и попыткам поляков завладеть московским престолом. Войны с Польшей, после неудачной попытки отвоевать у неё Смоленск, закончились в 1634 году заключением Поляновского мира. Русь стала восстанавливаться, отстраиваться, торговать и богатеть. Именно в этот период и возник новый архитектурный стиль как в гражданской, так и в церковной архитектуре под названием «русское (или московское) узорочье». Для него характерны прихотливые композиции и обилие декоративных элементов («узоров»), а также использование ярких, нарядных красок с богатой отделкой фасадов. Основные декоративные элементы стиля «Узорочье» выглядят следующим образом:
Многоярусные килевидные кокошники.
Больше всего сохранилось (особенно в Москве) «узорчатых» церквей, а из гражданских построек можно упомянуть Теремной дворец в Московском Кремле (попасть в который, к сожалению, практически невозможно) и восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (попасть в который достаточно просто). Этот рассказ посвящён узорчатым московским храмам, из которых первым образцом этого стиля считается церковь Троицы в Никитниках.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках
Храм расположен в районе Старой площади среди безликих советских административных зданий, в которых сейчас размещается Администрация Президента (а ещё раньше работал аппарат ЦК КПСС). В средние века этот район Москвы назывался Китай-городом и был огорожен стеной, от которой сохранились лишь отдельные фрагменты. Именно здесь знаменитый ярославский купец, «государев гость» Григорий Никитников построил на своём частном подворье, по соседству со своими каменными палатами, прекрасную церковь во имя Святой Троицы. Строительство было завершено ориентировочно в 1634 году, а к 1653 году храм был расписан. Хотя церковь Троицы была построена на частном дворе купца, она, тем не менее, считалась приходской. Каменные купеческие палаты не сохранились, но высокий первый этаж церкви (подклет), возможно использовался для хранения товаров, а боковой (южный) придел служил семейной усыпальницей Никитниковых.
Церковь Троицы в Никитниках. Вид со стороны Никитникова переулка.
Купец Никитников был одним из богатейших людей 1-й половины 17-го века. Он торговал сибирской пушниной, варил соль в Соликамске, а на Красной площади у него было 4 лавки: в суконном, сурожском, шапочном и серебряном рядах. В сурожском ряду торговали заморскими товарами, которые завозили через крымский Сурож (сейчас — г. Судак) итальянцы и греки. Никитников сумел развернуть торговлю по всей Волге, строил суда, которые ходили до Астрахани, перевозя пушнину, хлеб, соль и прочие товары. Склады, или, как их тогда называли, гостиные дворы Никитникова стояли по всей Волге, а также в Вологде, Коломне, Москве. По свидетельству современников, дом купца Никитникова по богатству не уступал палатам первейших московских бояр.
Западный фасад церкви. Видно высокий подклет, гульбище и шатровую колокольню.
Церковь Троицы в Никитниках получилась необыкновенно яркой, похожей на расписной печатный пряник. Её строили и украшали ярославские и московские мастера, в том числе работники Оружейной палаты. Декор церкви сильно перекликается с кремлёвским Теремным дворцом, позволяя предположить, что именно царские мастера приложили руку к отделке храма. Самым известным среди них был живописец Симон Ушаков, который жил по соседству с Никитниковым. Вот такие связи (плюс финансовые возможности) были у этого купца.
Декор («узоры») церкви крупным планом.
Храм украшен белокаменным декором столь богато, что за ним порой не видно красно-кирпичных стен. Здесь великолепная резьба по камню, многоярусные кокошники, яркие изразцы, вообще так много разных перетекающих друг в друга декоративных элементов, что церковь Троицы иногда называют энциклопедией русского узорочья. Именно её брали за образец в 19-м веке, когда возрождали русский стиль в архитектуре.
Каменная резьба на оконных наличниках.
Церкви Троицы в Никитниках повезло. Она пережила не один московский пожар, разграбление в 1812 года и столетием позже — большевистскую кампанию храмоборчества. В 1920 году её закрыли для верующих, но не снесли и не изуродовали. С 1923 по 1941 год храм именовался музеем Симона Ушакова, в 1934 году стал филиалом Государственного исторического музея, а в 1963 — музеем древнерусской живописи. Именно её музейный статус, полученный благодаря грамотным искусствоведам, и позволил церкви выжить. В настоящее время храм возвращен верующим и в нем проводятся службы. Однако попасть в него теперь стало сложнее, чем раньше.
Слева: к входу в храм ведёт крыльцо под шатром с гирьками с двумя рядами кокошников.
Справа: южный придел Никиты Мученика, семейная усыпальница Никитниковых.
Церковь Троицы в Никитниках не просто очень красивая, но и уникальная. Весь её интерьер относится в 17-му веку, включая два паникадила с гербами — подарок царя Алексея Михайловича, лично знавшего Никитникова. В советское время храм стал филиалом Исторического музея, и реставраторы открыли там подлинные фрески 1652–53 гг. В колокольне находится придел Иоанна Богослова с уникальными фресками на темы Апокалипсиса.
Иконостас и фресковая роспись 17-го века в главном Троицком приделе. Видно паникадило - царский подарок.
В 1903 году, к 250-летию избавления столицы от морового поветрия 1653 года, в подклете храма был создан придел иконы Грузинской Божьей Матери. Эта икона, попавшая на Русь в 1622 году из Персии (куда она, в свою очередь, попала из Грузии, отсюда и название), считалась чудотворной и избавляющей от эпидемий. В 1653 году её привезли в Москву, в которой тогда бушевала чума, и пронесли крёстным ходом по городу. После окончания эпидемии с чудотворной иконы сделали список и поместили в Троицкой церкви. Поэтому сам храм некоторое время именовали церковью Грузинской Божией Матери, а Никитников переулок, где он находится, до 1926 г. называли Грузинским.
Придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете.
Два списка иконы Божья Матерь Грузинская в подклете церкви.
Специально для Троицкой церкви Симон Ушаков написал икону «Древо государей Российских»: вариант Богоматери Владимирской с изображением генеалогического древа русских царей и великих князей — от Рюриковичей до Романовых. У основания древа на фоне Успенского собора — митрополит Пётр и московский князь Иван Калита (подробнее о них — в рассказе про Высоко-Петровский монастырь). Сейчас в храме находится список иконы, а оригинал — в Третьяковской галерее.
Икона «Древо государей Российских» Симона Ушакова (оригинал из Третьяковки, Википедия).
Как пройти к храму: От метро Китай-город по Варварке до Ипатьевского переулка, затем направо в Никитников переулок (адрес: Никитников переулок, д.3).
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
В 1649 году, сразу за Тверскими воротами Белого города, была заложена и через 3 года закончена церковь Рождества Богородицы. Место, где построили храм, называлось «Путинки», предположительно от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы, старинных путей на Тверь и Дмитров. По другой версии, название связано с находившимся неподалёку путевым Посольским двором, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило, по Тверской дороге через Новгород). Строительство было профинансировано царской казной, из которой выделили большую по тем временам сумму в 800 рублей. Помогло то, что за строительство новой каменной церкви взамен сгоревшей деревянной хлопотал перед царём иерусалимский патриарх Паисий, находившийся в то время в Москве.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в начале улицы Малая Дмитровка рядом с театром Ленком.
Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках является одним из самых красивых православных храмов Москвы. В отличие от Троицкой церкви, храм в Путинках — белый, но столь же богато украшенный всевозможным декором. Тут есть и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса — сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов. Все это однозначно позволяет отнести данную церковь к классу «узорчатых».
Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего здание получилась очень необычным и живописным. Особенно украшают его изящные декоративные шатры, расположенные как на основном четверике, так и на приделе, посвящённом иконе «Неопалимая купина», и на узорчатой колокольне.
Что видно слева направо: крыльцо, придел Неопалимой купины, колокольню, основной объём с тремя шатрами.
Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви. Никон считал шатровое зодчество слишком затратным, технологически сложным и неэффективным с точки зрения вместимости храмов. Кроме того, шатровые завершения не удовлетворяли Никона по каким-то личным (вероятно, эстетическим) причинам. Поэтому церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних шатровых церквей в Москве, если не самой последней.
Замечательные шатровые главы церкви.
Церковь Рождества Богородицы является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до наших дней. Здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах. Она не пострадала даже в 1812 году во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие её усадьбы были разграблены и сожжены. Существует легенда, что храм планировали взорвать 22 июня 1941 года, начавшаяся война помешала этому случиться.
Шатровое крыльцо, стилизованное под 17-й век, было добавлено в ходе реставрации в 1957 году.
После Октябрьской революции церковь некоторое время не трогали, и в конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Окончательно храм закрыли в 1939 году, разместив в его здании разные конторы. Позднее его отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене», и вплоть до 1990 года здесь дрессировали собак и обезьян. Слава богу, что животные не могли причинить храму такого ущерба, который можно было бы ожидать от людей.
Вид на храм со стороны улицы и сзади, откуда лучше всего видно необычность продолговатого главного объёма церкви, украшенного тремя декоративными шатрами.
В 1990 году здание храма вернули РПЦ, и с 1991 года в нём возобновились богослужения. Сейчас храм имеет статус патриаршего подворья. Большую роль в восстановлении церкви сыграл известный актёр Ленкома Александр Абдулов. По его инициативе во дворах Ленкома проводился фестиваль «Задворки», а собранные на нём средства направлялись на реставрацию храма. В нём же Абдулова и отпевали в 2008 году.
Интерьер храма (современный).
Интерьер храма (современный).
Как пройти к храму: несколько минут пешком от метро Горьковская/Пушкинская/Чеховская, рядом с кинотеатром Россия и театром Ленком (адрес: Малая Дмитровка, д.2, стр. 2).
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Ещё одна «узорчатая» церковь была построена на средства богатого купца рядом с его каменными палатами, которые также сохранились. Называется она Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, и находится на Берсеневской набережной во дворе знаменитого «Дома на набережной», в котором когда-то жила советская номенклатура. Почему это место названо Берсеневкой? В начале 16-го века эта земля принадлежала Ивану Берсень-Беклемишеву, который был «сыном боярским», а-де-факто — правой рукой и доверенным советником Великого князя Ивана III. Однако он не сошелся характером с сыном Ивана III, Великим князем Василием III, которому говорил «дерзкие речи» и осуждал его развод с Соломонией Сабуровой. Кончилось всё тем, что Берсень-Беклемишеву в 1525 году отрубили голову, но его имя сохранилось в названии набережной и одной из кремлёвских башен («Беклемишевская»).
Церковь Николая Чудотворца и купеческие палаты находятся во дворе «Дома на набережной».
Земли опального царедворца стали государевым владением и были дарованы Василием III некоему Кириллу, служившему царским садовником. Внук садовника, Аверкий Степанович Кириллов, со временем унаследовал этот участок и построил на нём свой дом, а рядом с ним — церковь. Средства для этого у него были — Кириллов был богатым купцом, ему принадлежали многочисленные лавки в Москве и других русских городах, соляные варницы в Соли Камской, а также земли с сёлами и деревнями. В 1677 году, в начале царствования Фёдора Алексеевича (единокровного брата Петра I), Аверкий Кириллов поступил на государственную службу: был назначен думным дьяком и управлял приказами Большой казны и Большого прихода, то есть фактически был начальником налоговой службы в государстве. За это и пострадал: во время стрелецкого бунта 1682 года был обвинён стрельцами во взяточничестве («великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил») и убит. Впоследствии документальных свидетельств мздоимства Кириллова не обнаружили. Похоже, что стрельцам (многие из которых имели свои «бизнесы», по современной терминологии:) просто не нравилось платить налоги.
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, вид со стороны алтаря.
Каменный храм на подворье Аверкия Кириллова был возведён в 1656—1657 гг. в стиле узорочья, несомненно, под воздействием уже построенной к тому времени церкви Троицы в Никитниках. Изначально это был четверик с колокольней и массивным крыльцом со столпами-кубышками и «гирьками». Главный элемент декора — килевидные кокошники наверху главного четверика и на барабанах пяти глав храма. Богато декорированы и фасады здания: наличники окон, колонки, и широкий фриз придают храму праздничный, нарядный вид. В 1775 году с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизма (видно на фото выше), которая заметно контрастирует с первоначальным «узорчатым» обликом здания.
Вход в церковь с узорчатым крыльцом с гирьками.
Во время войны 1812 года храм горел и после пожара был обновлен и освящен заново. В 1854 году ему выстроили новую колокольню, которая, к сожалению, не сохранилась.
Элементы красочного декора церкви («узоры»).
В советское время храм действовал до 1930 года, после чего его закрыли и в 1932 году снесли колокольню, которая якобы закрывала свет реставраторам, разместившимся в стоящих рядом палатах Аверкия Кириллова. Во время сторительства Дома на набережной снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовали проектировщики и строители Дома. Но церковь чудом выжила, и в 1958 году в её стенах разместился НИИ музееведения. Сейчас храм возвращён РПЦ, с 1992 года в нём возобновлены богослужения.
Современный интерьер церкви. Старый не сохранился.
Каменные палаты Аверкия Кириллова были возведены в 1656–57 гг. одновременно с церковью, с которой они раньше были соединены переходом. За почти 400 лет своего существования палаты «вросли в землю» и их первый этаж стал подвалом: настолько вырос культурный слой. Считается, что какое-то каменное здание существовало на этом месте уже во 2-й половине 16-го века, так что Аверкий Кириллов начал строрительство не с нуля, перестроив и увеличив уже имевшийся особняк. Восточный фасад здания (тот, что выходит на Москва-реку) украсило нарядное «красное» крыльцо, в отделке были применены нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону. Палаты, как и церковь, были декорированы в стиле узорочья: на каждом этаже устроен сложный карниз с поребриком, окна декорированы изящными наличниками, стены украшены пилястрами и полуколоннами.
Палаты Аверкия Кириллова: вид со стороны набережной.
В начале 18-го века палаты перешли к князю А. Ф. Курбатову, который в 1705—1709 гг. провёл их кардинальную реконструкцию, и они обрели вид, близкий к современному. При этом был полностью переделан парадный фасад. Для придания палатам входившей в моду при Петре I симметрии, по центру фасада был достроен узкий выступ — ризалит (от итал. risalita — «выступ») с декором в стиле «петровского барокко» (резные фруктовый гирлянды, стилизованные завитки, козырёк с резными консолями).
Центральный ризалит (выступ) в стиле петровского барокко.
При этом другие части здания сохранили черты узорочья, в котором изначально были построены палаты, и, на удивление, выглядит это сочетание достаточно гармонично.
Южный фасад палат сохранил отделку в стиле "узорочье".
С 1746 г. палаты перешли в казну и в них располагались различные госучреждения. Дольше всех продержалась Сенатская курьерская команда, обслуживавшая находившиеся в Кремле московские департаменты Сената. Для этого учреждения в 1806 г. палаты были реконструированы, и с того времени они какое-то время назывались Курьерским домом. К 60-м годам 19-го века палаты пришли в аварийное состояние, однако Дворцовое ведомство не пожелало отпускать средства на ремонт «рухляди».
К обреченному на слом зданию неожиданно проявило интерес Императорское московское археологическое общество. Оно обосновалось в палатах Аверкия Кириллова в 1860-х годах, предварительно проведя там капитальный ремонт. В 1923 году Археологическое общество благополучно разогнали, а в палатах устроили общежитие для обслуживающего персонала Дома на набережной. С 1941 года по настоящее время в палатах обитает Институт культурологии, сейчас его полное название читается как «Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева». Вот из-за этой «культурной» организации (которую давно надо было переселить в другое место) в палаты сейчас невозможно попасть, а в них сохранилось много чего интересного…
В палатах удачно сочетаются барочные элементы (слева) и декор в стиле узорочья (справа).
Как попасть к храму и палатам: От метро Кропоткинская пройти мимо храма Христа-Спасителя на Патриарший мост (с которого открываются великолепные виды на Кремль — фото ниже) и потом спуститься на Берсеневскую набережную. (адрес: Берсеневская наб., д.18–20).
Вид на Кремль с Патриаршего моста.
Храм Святителя Николая в Пыжах
Если первые узорчатые храмы строились богатыми купцами или за царские деньги, то храм Николы в Пыжах — стрелецкий. Он был построен в их замоскворецкой слободе, названной по имени стрелецкого полковника — Богдана Пыжова. Пыжов вступил в командование полком в 1668 году, а уже в 1672 году на средства стрельцов был возведён каменный храм на месте стоявшей здесь прежде деревянной Благовещенской церкви. Трапезную и шатровую колокольню пристроили к храму одну за другой в 1692 году, после чего он приобрёл традиционную для русских церквей конца 17-го века форму «корабля». Главный престол нового храма был по-прежнему посвящен Благовещенью, однако в трапезной был организован престол во имя святителя Николая чудотворца, который и дал название всей церкви — «Никола в Пыжах».
Храм Святителя Николая в Пыжах.
В традиционном для узорочья стиле храм увенчан трёхуровневыми килевидными кокошниками поверх главного четверика, над которыми возвышается луковичное пятиглавие. «Узоры» храма имеют сложный и изящный рисунок, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Например, резные наличники второго яруса ни разу не повторяются дважды (см. фото ниже).
Узорочье крупным планом: декор на наличниках не повторяется.
Вид со стороны алтаря с богатым декором на абсидах.
Очень хорош декор на центральной апсиде (на фото выше слева), который можно рассмотреть, обойдя храм. Крыльцо храма с традиционными гирьками оформлено как нижний ярус шатровой колокольни (фото ниже), которая считается одной из самых живописных в Москве благодаря своему стройному и ажурному восьмерику.
Виды на храм со стороны Б.Ордынки.
Николо-Пыжевский храм служил духовным центром стрелецкой слободы у Серпуховских ворот Земляного города менее трех десятилетий. После очередного бунта в 1698 году царь Петр I разогнал стрелецкое войско, ликвидировав, в том числе, и стрелецкую слободу на Большой Ордынке. Все стрелецкие храмы (а в Москве их было несколько) стали приходскими. Среди прихожан Николо-Пыжевского храма был Алексей Федорович Грибоедов (1769–1833) — родной дядя драматурга А. С. Грибоедова, автора комедии «Горе от ума». В начале 19-го века Алексей Федорович владел обширной городской усадьбой в Пыжевском переулке и считается, что именно он стал прототипом Фамусова в комедии племянника. Алексадр Сергеевич Грибоедов часто гостил у дяди в Замоскворечье, поэтому не исключено, что в Никольском храме он тоже побывал.
Храм зимой (фото из интернета).
После Октябрьской революции для храма наступили трудные времена. В 1922 году из него изъяли все церковные ценности из драгоценных металлов, а в 1934 году вообще закрыли, сняли колокола и вынесли все сохранившиеся до той поры иконы, большая часть которых относилась ещё к 17-му веку. Некоторые из них оказались в Третьяковке, но большинство бесследно исчезло. После закрытия в храме обитало много разных организаций и контор, пока он в 1991 году не был возвращён РПЦ. В том же году в нем возобновились богослужения. Справедливости ради надо отметить, что в советские времена была проведена масштабная наружная реставрация храма, в результате которой он обрел свой первоначальный «узорчатый» облик.
Иконостасы Благовещенского и Никольского приделов храма (современные, фото из интернета).
Как попасть к храму: От метро Третьяковская пешком по Б.Ордынке от центра (адрес: Б.Ордынка, д.27А/8).
Во второй части:
Знаменская церковь на Петровке;
Храм Григория Неокесарийского на Полянке;
Церковь Симеона Столпника на Поварской;
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия