В воскресенье решила посетить Замок-Де Хаар. Чтобы добраться до замка нужно сначала доехать до Утрехта, там пересесть на поезд до Влейтен (Vleuten), от Влейтена на автобусе #127 до деревни Хаарцюленс (Haarzuilens) и ещё пешком минут 15. С вечера посмотрела расписание поездов. Получалось, что времени на пересадку в Утрехте у меня будет только 3 минуты или ждать ещё полчаса. Однако в этом случае, времени добежать от поезда до автобуса во Влейтене будет те же 3 минуты, а следующий автобус только через час. Утром застряла у билетного автомата. Вроде набираю первые буквы Vl, он никак не хочет показывать Vleuten. Мучилась, мучилась, пока не поняла, что буквы-то только заглавные, вот я и набираю И вместо Л.
В Утрехте ждал ещё один сюрприз. Поезд прибывает на 1-ую платформу, а уходит с 20-ой. Как же я бежала! Выбегаю из туннеля, вижу мой рейс на табло, а пути пустые. Хорошо догадалась оглянуться. Состав стоял у меня за спиной. Влетела в вагон и поехали. Во Влейтене вышла не спеша, спустилась по лестнице, прокомпостировала билет на столбике (это важно, иначе на обратный путь работать не будет). На больших станциях невозможно выйти не отсканировав билет, а здесь ворот не было, только две пары столбиков со сканерами. Минут через 20 подошёл автобус, скорее похожий на маршрутку. Билет купила у водителя. Принимались только безконтактные карточки.
В принципе до замка можно дойти пешком за 43 минуты. С автобусом получается 26 минут, разница не такая значительная. Вышла на остановке «Haarzuilens, Eikslaan/Kasteel», хотя водитель сам знает где высаживать туристов. Тут же на столбе была схема пути к замку. Нужно пройти вперёд по движению и на перекрёстке свернуть налево. Но мы не ищем лёгких путей. Увидела над дорогой знак к замку для автомобилей и свернула направо. Поплутала дворами минут десять, а потом всё же вернулась и встала на верный путь.
Дорожка идёт среди белоствольных осинок, всё прямо и прямо. Минут через 15 показался замок. Напрямую не пройти, у подножья холма прорыт канал.
Главные ворота замка украшены гербами владельцев. Белые ромбы на красном поле — Ван де Хаар, красные колонны на белом — Ван Зуйлен. У семейства Зуйлен так называемый «говорящий герб», в котором зашифровано имя владельца. Зуил по-голландски означает колонна.
Внутрь замка попасть не получилось. Сказали, что экскурсия состоится в половину третьего. Ждать так долго я не могла, поэтому купила только парковый билет за €7.
Самый большой замок Нидерландов, Де Хаар один из немногих замков в Европе, которые соответствуют идеальному образу средневековой крепости с башнями, крепостным валом, каналами и разводными мостами.
Первое документальное упоминание о замке относится к 14 веку. В 1391 году семья-Де Хаар получила замок и окружающие земли в аренду от принца-епископа Утрехта. Замок оставался во владении семьи-Де Хаар до того, как умер последний наследник мужского пола. В 1449 году в результате брака Джосины ван де Хаар и Дирка ван Зуйлена владения перешли в собственность семьи Ван Зуйлен.
После 1641 года, когда Йохан ван Зуйлен ван дер Хаар умер бездетным, замок начал приходить в упадок и постепенно превратился в руины.
В 1801 году последний католик ван Зуйлен в Нидерландах, холостяк Антон-Мартинус ван Зуйлен ван Ниевельт, завещал имущество своему двоюродному брату Жан-Жаку ван Зуйлену ван Ниевельту. Последний, в свою очередь, передал замок внуку Этьену Гюставу Фредерику барону ван Зуйлен ван Нивельт ван де Хаар.
И тут замку повезло. За три года до получения наследства в 1887 году Этьен женился на баронессе Элен де Ротшильд. Молодой человек был очарован историей своей семьи и мечтал о масштабной реконструкции замка-Де Хаар. Приданное жены пришлось как нельзя кстати.
Для восстановления разрушенного замка молодая пара наняла известного архитектора Питера Кейперса. Хотя первые результаты были продемонстрированы уже через год, весь проект занял 20 лет — с 1892 по 1912 годы.
Кейперс следовал первоначальному плану поместья и максимально включил руины оригинального замка 15 века в новый дизайн. На дополнительной территории он воплотил свои собственные идеи идеального средневекового замка.
В-Де Хааре есть все: три большие угловые башни, винтовые лестницы в башенках поменьше, наполненные водой рвы, подвесные мосты. Остроконечные крыши с рыцарями, наличники в цветах семейства Ван Зуйлен — красный и белый.
В замке 200 комнат и 30 ванных оснащенных самыми современными приспособлениями того времени, такими как электрическое освещение с собственным генератором и центральное паровое отопление.
Кроме основного здания восстановили своеобразный флигель — шатле. Французское изобретение, шатле означает небольшая крепость, предназначенная для защиты прохода в замок. В крепости располагался шателен, который и отвечал за оборону.
Парк поместья просто огромный. Считается, что автор дизайна Хендрик Копейн был вдохновлён садами Версаля.
Поскольку барон Этьен хотел сразу получить полностью готовый парк, в замок-Де Хаар со всей провинции Утрехт было собрано и доставлено 7000 40-летних деревьев.
Чтобы освободить территорию была снесена деревня Хаарцюленс. Жителей переселили на участок в километре выше по долине застроенный в псевдосредневековом стиле.
Однако деревенская часовня была перестроена и включена в новый парк.
Питер Кейперс принимал непосредственное участие в проектировании садов и парка. Он считал, что сады должны были быть не менее впечатляющими, чем сам замок. С задачей он справился блестяще.
Ближе всего к входу в поместье розовый сад. Несмотря на начало осени большая часть розовых кустов цвела пышным цветом.
Розарий разбили в память о старшем сыне четы ван Зюйлен, который в 1912 году погиб в автомобильной аварии. В розарии высажены около 1200 кустов 79 различных видов.
Каждый год садовники замка высаживают клумбы из более чем 8500 красных и белых цветов. Полностью в стиле оригинального дизайна с фамильным гербом Ван Зуйленов в центре.
Ходила по парку без особого плана, просто держалась поближе к замку. Обошла замок по кругу и попала в Римский сад. Посреди газона бело-красная клумба. Однако самое интересное по сторонам.
Два ряда пышных георгинов. Белые, алые, багровые, фиолетовые, солнечно-жёлтые.
В саду их более 220 видов, причём две дорожки высажены симметрично. На этой приятной ноте отправилась в обратный путь.
Автобус опаздал на 10 минут. И хотя немного нагнал, похоже водитель знал расписание поездов, пришлось опять бежать на платформу сломя голову.
В Утрехте вышла из здания вокзала и уперлась в огромный торговый центр. Пыталась обойти, не получилось. Зашла внутрь и вдоль бутиков вышла к эскалатору, на котором и спустилась к выходу в город.
Старый город, как впрочем и любой другой в Голландии, окружен каналом. Каналы очень помогают ориентироваться, стоит только запомнить или лучше сфотографировать точку с которой вошли в город. Тогда любой турист даже и без карты сможет найти выход.
Ратушный мост Stadhuisbrug построили в 1547 году соединив два старых моста Huidenbrug и Broodbrug. Во времена охоты на ведьм обвиняемым в колдовстве приходилось проходить испытание водой. Их опускали в воду связав по рукам и ногам как раз с Ратушного моста.
Набережная застроена старинными домами, в нижних этажах которых устроены различные магазинчики и кафе. Любопытные глазеют на витрины, туристы сидят за столиками под разноцветными зонтиками наслаждаясь погожим осенним днём.
Только настроилсь запечатлеть такую идиллию как заметила, что слева над домами нагло лезет в кадр что-то большое, ощетинившееся лесами. С ужасом осознала, что это и есть знаменитая Домская башня. Предчувствуя недоброе двинулась в центр к Домской площади.
Лихте Гаард и Донкере Гаард (Светлый Сад и Темный Сад) две улицы в центре Утрехта общей длиной всего около 80 метров возникли ещё в средневековье и были названы в честь сада утрехтского епископа, располагавшегося на их территории.
Предчувствия меня не обманули. Башня была закрыта полностью, сверху донизу.
Вдобавок на дверях Собора висела бумажка сообщающая, что церковь закрыта на частное мероприятие.
Замечу на дворе воскресенье. Вообще в Нидерландах церкви используют под светские нужды: выставки, рынки.
Пройти можно было только в монастырский дворик Пандхоф. Ворота в неоготическом стиле со стороны Домплейн были спроектированы в 1894 году Джозефом Кейперсом и украшены изображением Святого Мартина, отдающего свой плащ нищему.
Клумбы сада показались неухоженными. В центре фонтан с бронзовой статуей каноника четырнадцатого века Хьюго Встинка датируется 1913 годом и был спроектирован Яном Хендриком Бромом.
На треугольных фронтонах галереи — вимпергах изображены сцены из жизни святого Мартина.
Святой Мартин срубает сосну почитаемую язычниками.
Ещё одно интересное здание Домской площади — Академический холл Утрехтского университета. Новое здание было подарено университету в честь 250-летнего юбилея в 1886 году. На этапе утверждения проекта разгорелись споры о стиле нового здания. Сторонники неоготического стиля считали, что он лучше соответствует архитектуре соседнего Домского собора. Аргументы же тех, что предлагал стиль неоренессанса говорили, что университет лучше строить в стиле гуманизма, который восходит к древнегреческой цивилизации. В конце концов неоренессанс победил.
Раз в собор не пускают немного прошлась по окрестностям. В доме с башенкой по адресу Voetiusstraat 2 находился старый публичный читальный зал, который построили в 1912 году также в стиле неоренессанса. Улица получила свое название от Гисбертуса Воэтиуса, профессора богословия 17-го века, чей дом когда-то стоял на этом месте.
Сразу за собором находится дом каноника Хуис Гроте, построенный в 1400 г. В средние века в Утрехте проживало 140 каноников, несколько бывших домов которых сохранилось до наших дней. Во времена Королевства Голландии здесь была резиденция префекта короля Луи Наполеона. Сейчас здание принадлежит Университету.
На странцию вернулась уже знакомым путём через торговый центр.
На перроне было не протолкнуться. Не стала ждать своего поезда и уехала первым попавшимся в Амстердам.
Теги:
Самостоятельные путешествия