Я отнюдь не принадлежу к тем, кто зиму люто ненавидит (в наших широтах эдак можно больше четверти жизни провести в состоянии в лучшем случае спячки, в худшем — глубокой депрессии), но вот ездить куда-либо в темное и холодное время года не люблю. Однако, времена настали такие, что, похоже, надо привыкать… Ибо устроить побег из зимы в края, где и в январе плюс 10 и солнышко, к тому же не чисто пляжные, становится все проблематичнее…
Так что, для разминки, коротенькую, на один день, зимнюю поездку в когдатошнюю почти столицу Руси — Александровскую слободу — запланировала. В связи с чем впервые в жизни внезапное и продолжительное тепло в феврале меня совсем не обрадовало… Чуть не метровые сугробы буквально за три дня здорово осели (а казалось, такое количество снега раньше мая растаять никак не может), и даже проталины кое-где появились. Вот кто просил?! Сияющий белизной снег наверняка был бы к лицу русской старине, а что-то теперь я увижу?..
В довершение всего утро намеченного дня «осчастливило» беспросветной серостью и зарядами мокрого не пойми чего за окном… Потребовалось изрядное волевое усилие, чтобы все же вынырнуть из теплой постельки, собраться и отправиться на Ярославский вокзал.
На удивление электрички до города Александрова бегают достаточно часто. Иной раз интервал всего 20 минут. Плохо, что составы поездов на Ярославском направлении не обновлялись, видимо, со времен СССР. Я таких грязных стекол (не потому, что не моют, а потому, что уже не отмываются) не видела давненько. Но — в вагонах было тепло, спасибо и на этом. И остановки объявляли громко и четко. Никаких электронных табло тут, разумеется, нет и в помине, так же как и вай-фая, а я-то намеревалась два часа 17 минут пути посерфить по Сети за счет РЖД…
Слава тебе, господи, мокрый снег остался в Москве и ближнем Подмосковье. В Сергиевом Посаде было все еще серенько, но хотя бы с неба ничего не сыпалось. А к концу пути даже как-то и посветлело.
Туристам, прибывающим в Александров на поезде, рекомендуется обратить внимание на здание вокзала, в котором располагается музей истории железной дороги Московско-Ярославского направления. Вполне вероятно, музей интересный, но сам вокзал вид имел настолько потрепанный, что желания зайти внутрь не возникло. Да и основной моей целью был никак не музей железной дороги.
А вот Серафимовская церковь, что стоит рядом с вокзалом, хороша!
Храм стал одним из первых в России, освященных в честь преподобного Серафима Саровского, после его прославления в 1903 году. Построен был в русском стиле с темными главками с золотым декором, с крышей затейливой конфигурации, с украшенными изразцами пилястрами входных порталов.
Увы, и эту церковь постигла судьба многих и многих — в 1928 году ее закрыли; алтари, крышу, звонницу разобрали, вокруг основного объема храма разместили столовую, магазины и т. п. Православной церкви то, что осталось от здания, возвратили в 2003-м году, а уже к 2007-му, несмотря на сложность задачи, первоначальный облик храма был почти полностью восстановлен.
Самым трудным было воссоздать сложную по форме кровлю. Мне кажется, я ничего подобного прежде не видела: крыша пирамидальная, на гранях ее проделано по два окна для освещения внутренних помещений, арочные оконные переплеты обрамлены выразительными килевидными завершениями. Такие же по форме завершения находятся вверху крыши. Храм венчает округлый световой барабан с удлиненной луковичной главкой и большим позолоченным крестом. Сочетание темной кровли и главок с ярким кирпичом стен, золотом крестов и «кружевных» карнизов выглядит очень нарядно. Звонница храма оборудована прямо на крыше. Говорят, колокола звучат изумительно, жаль, услышать не довелось…
Внутри стены и своды церкви украшены росписями. Как и прежде, в нижнем ряду помещены фрески, на которых изображены события из жизни преподобного Серафима, в верхнем — из евангельской истории.
Купол храма украшает лик Христа Вседержителя. Вся работа по созданию фресок была проведена мастерами-иконописцами из Нижегородской епархии. Росписи пастельных тонов в византийском стиле на серо-голубом фоне смотрятся изысканно.
Увы и ах, все прочее на привокзальной площади более, чем обычное, и, наверное, в стремлении поскорее отсюда уехать, я и перепутала направление движения автобусов. И села в № 3, идущий вовсе не в центр, а на самую окраину города. Оплата, кстати, исключительно налом, 23 рубля с носа. Довольно быстро поняв, что еду не туда, уточнила все же у соседки, попаду ли на Советскую площадь, неосторожно брякнув, что в какую-то глушь мы, похоже, едем. Правда, оказалось, что люди в городе Александрове живут добрые и отзывчивые. За «глушь» меня на меня не обиделись, сказали лишь, что «а мы -то в этой глуши живёёём, и хорошоооо живем». (Говор — ну ТАКОЙ Владимир!!! Сразу летние каникулы у бабушки вспомнились…)
И мало того не обиделись, но объяснили, что автобус скоро дойдет до тупика, и нечего мне дергаться: доедете до конечной, и вернетесь назад. Причем, одна активная женщина велела (вот именно велела))) водителю проследить, чтобы я вышла там, где нужно.
Водитель проникся, спросил, точно ли мне нужна Советская площадь, и, узнав, что я вообще-то в музей, сказал, что тогда он мне за рекой и остановит — там, где остановки не предполагалось!- а уж оттуда до музея лишь только в горочку подняться.
Нет, хороший все же у нас народ! Даже (или тем более?..) в таких — как бы это помягче выразиться?.. — далеких от идеала городах, как Александров… Крайне неприбранно он выглядит… И очень бестолково… Такое впечатление, что отовсюду собрали самые неудачные проекты пятиэтажек и «натыкали» их вдоль центральных улиц Ленина и Советской. Теперь они еще и сплошь увешаны беспорядочной рекламой всего на свете… А более странную организацию пространства, чем на Советской же площади, сложно себе и представить. Огроменный монстр здания городского суда с Лениным перед ним кажутся попавшими сюда из какого-то куда более крупного города. Примыкающая к Советской Соборная площадь с храмом Рождества Христова (в лесах сейчас) сама по себе может и неплоха, но такое соседство ей явно не на пользу, «съедает» ее. Даже пройти в ту сторону не захотелось, так что и памятник Александру Невскому возле собора видела только издалека.
Это трактир находится аккурат напротив входа в монастырь. Вид, конечно, так себе, но кормят там, говорят, неплохо.
Назад из Алексадровской слободы к вокзалу решила пройтись пешком (35 минут), «полюбовалась» на это все уже не из окна автобуса. К сожалению, такое впечатление, что у города мало того с финансированием беда, так еще и с хозяином ему не повезло тоже… Так что к музейному кварталу я бы все же советовала ехать, дабы не тратить напрасно силы, шагая по малосимпатичным улицам. Непосредственно к Кремлю можно от вокзала доехать на автобусах № № 4 и 7, до Советской площади — на 3, 4 и 9.
К счастью, за стенами Кремля попадаешь в совершенно иное пространство: тишина, красота, умиротворение. И — ура: снега здесь еще достаточно и он чистый…
Ныне территорию Александровского кремля делят музей-заповедник «Александровская слобода» и возрожденный Свято-Успенский девичий монастырь. «Александровское» здесь всё, конечно же, неспроста: считается, что селение Александрово возникло на том месте, где однажды по пути в Переславль, к отцу, стоял станом князь Александр Невский.
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
А активное строительство тут началось при Великом Московском князе Василии III, который в начале 16-го века повелел отстроить в селении загородную великокняжескую резиденцию, состоявшую из нескольких дворцовых, четырех храмовых и ряда хозяйственных сооружений, которую затем посещал неоднократно. Слободские дворцы возводились лучшими русскими и европейскими зодчими. В 1513 г. освящена была Церковь Покрова Святой Богородицы в новом селе Александровском, «тогды ж князь великий и во двор вшёл…" В Слободе вершил Василий III и важные государевы дела: принимал послов, собирал бояр на советы.
Храмы и правда замечательные, и — думаю, и не только меня — первым делом так и влечет к себе Распятская церковь-колокольня. На минуточку это первая шатровая колокольня на Руси!
Шатровые храмы вообще очень люблю, нравится мне их устремленность в небеса. Искушению противиться не могу, обхожу красавицу со всех сторон, любуясь тремя ярусами кокошников, восьмериком звонницы, прорезанным узкими «слухами». Высота колокольни составляет 56 метров.
В теплое время года можно подняться на смотровую площадку, но сейчас дверь на лестницу на замке. Не особо расстраиваюсь, т. к. во-первых, об этом знала, во-вторых, не уверена, что мне очень уж хочется видеть город Александров сверху. Попутно выясняю, что в кельи сестры Петра I, царевны Марфы, которая за участие в стрелецком бунте была сослана в монастырь и жила здесь в 1698 — 1707 годах, пускают по билету, который покупается в кассе на входе. Я проскочила мимо, обрадовавшись белому снегу и белым храмам… По территории-то можно ходить бесплатно, а для посещения музейных экспозиций, обустроенных во всех церквях, кроме одной, нужен билет. Билет единый, стоимость 310 рублей. Есть льготы для студентов, а вот для пенсионеров … только по воскресеньям! Ну не чудно ли?! Да в воскресенье и так народу здесь достаточно, нет, чтобы в будни людей привлечь!
Вместе с билетом вручают план Кремля с рекомендуемым «порядком осмотра экспозиций музея-заповедника», который по мне так тоже несколько удивительный. Начать предлагается с Покровской церкви, которая в настоящий момент — увы! — находится на реставрации. Часть экспонатов перенесена из нее в Успенскую.
Так что ну его, этот план, пойду простым путем — по кругу направо))), попадая таким образом как раз к Успенской церкви (1571–1577), бывшей, по всей вероятности, когда-то домовым храмом князя Василия III.
К сожалению дворцы этой загородной резиденции правителей Руси были разобраны еще при обустройстве в слободе Успенского девичьего монастыря при царе Алексее Михайловиче. Но каменное здание (двухэтажный флигель из трех келий со сводами) при Успенской церкви считается частью дворца Ивана Грозного. Впоследствии церковь не раз перестраивалась, и, конечно же, сильно пострадала в советское время.
Внутреннее убранство храма не сохранилось; сейчас здесь можно организовано несколько выставок. Так, в залах второго этажа можно узнать о жизни Государева двора в Александровской слободе. А при желании и предстать на фото сидючи на троне в царском облачении))). Но «фотографический» трон очень так себе — бутафорский!
А вот тот, на который не то, что присесть, но и трогать ни боже мой — хорош!
И вместо ножек-то у него львы, и облицован сверху донизу пластинами из слоновой кости с великолепной резьбой! Правда, это копия, оригинал хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Ну и что? Браво мастерам, умеющим такое повторить!
Кстати, помимо красоты, трон еще и удобный: и на сиденье подушечка предусмотрена, и для ног удобная подставка имеется.
Посмотреть, как это было, можно на картине «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Посол, по всему судя, впечатлен! Да и неудивительно. В период, когда Александровская слобода почти на 20 лет стала по сути столицей Русского государства, здешний кремль по роскоши и Московскому не уступал. Период этот длился с 1564 по 1581 год.
3 декабря 1564 года Иван IV с семьёй выехал в Александрову слободу, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. После чего бояре стали просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговарив для себя право казнить и миловать по его усмотрению и раздел страны на опричнину (личное владение царя с наиболее экономически развитыми регионами в районе судоходных рек, центрами солеварения, форпостами и крепостями на западе) и земщину, оставленной в управлении боярами, которые должны были содержать саму опричнину.
После того, как Александровская Слобода превратилась в фактическую столицу государства, в Москве царь почти не появлялся. В слободе функционировали приказы, боярская дума, осуществлялся приём иностранных послов. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород и Псков, сопровождаемый массовыми убийствами и разграблением обоих городов.
Но не только деспотизмом и опричными погромами вошел в историю царь Иван IV. Был он человеком начитанным и просвещенным, по некоторым свидетельствам, знал наизусть Библию, с увлечением играл в шахматы, писал музыку. В слободе он создал первую школу хорового пения, приглашал сюда лучших сочинителей, музыкантов и исполнителей того времени. Обо всем этом также рассказывает экспозиция в Успенской церкви.
Богоматерь Казанская и древо Иесеево. XVIII век.
Известна Александровская слобода и тем, что именно здесь проходил знаменитый смотр невест — царь «Скучая вдовством хотя и не целомудренным, … уже давно искал себе третьей супруги» (Карамзин) Сколько точно было венчанных жен у Ивана Грозного доподлинно неизвестно, однако, после смерти первой любимой супруги, Анастасии, брак с которой продлился 13 лет, семейное счастье он так больше и не смог обрести.
Покинул же Иван IV крепость в Александровской слободе в 1581 году после смерти своего сына Ивана и больше никогда сюда не возвращался.
С первого этажа Успенской церкви можно спуститься в средневековый подвал. Я такие мрачные места не люблю, но уступив уговорам смотрительницы, дверь все же открыла и на лестницу, ведущую в подвал, глянула. Услышав, что там еще и «звуки всякие раздаются», решительно от такого аттракциона отказалась)))
Вот купеческая лавка — дело другое! Здесь светло, уютно, даже и стол чайный есть, за которым в былые времена сделки заключались. Можно позапрошлого века денежки рассмотреть, всякие разные самовары-утюги-швейные машины, яркие ситцы.
А интереснее всего для меня была витрина с коробками и обертками от конфет и шоколада.
И очень хороши представленные здесь же искусно расписанные прялки.
Прялка всегда считалась ценным подарком, а ее красота делала чуть более радостным монотонный труд пряхи.
От Успенской церкви дорожка ведет к крохотной Сретенской, являющейся частью больничного корпуса монастыря.
Здесь тоже два выставочных зала, в одном демонстрировались деревянные игрушки какой-то художницы — не произвели на меня впечатления совершенно, очень уж примитивны.
А вот за следующей дверью можно прикоснуться к «Миру провинциальной усадьбы». Думала, будет скромненько, но, однако, сумели удивить! К примеру, представленный здесь мебельный гарнитур из карельской березы, украшенный росписью, резьбой и инкрустациями из перламутра — настоящий шедевр!
Кажется, первый раз увидела и совершенно точно впервые живьем услышала настоящую фисгармонию.
Как всегда интересно было рассматривать разные дамские штучки, вроде шкатулок для рукоделия, зонтиков, кружев и т. п. Но случились здесь у меня и два настоящих открытия.
Вот это фарфоровое яйцо на ножке, рядом со шкатулкой, на самом деле ночник. Ни за что бы сама не догадалась! Работал он по принципу керосиновой лампы, как раз в «яйцо» и заливали горючую смесь, опуская внутрь фитиль. Правда, света от такого ночника было сосем мало, и играл он роль, скорее декоративную. А еще мог использоваться в качестве держателя для колец — ноги обезьянки, исполняющей кульбит у основания ночника, замечательно для этого подходят.
В соседней витрине обнаружилась и вовсе непонятная красота под названием «шатлен». Оказалось, это не что иное, как прообраз дамской сумочки!
Специальным зажимом сооружение это крепилось, например, к поясу платья, а на его цепочки вешались разные необходимые мелочи — кошелек, ключи, карандашик, ароматник. Ароматник на фото слева от шатлена. Ну, тут все понятно — сосуд для хранения ароматических масел и нюхательных солей. Изящные эти флакончики были такими же непременными атрибутами туалета, как пудреницы, тюбики с помадой и т. п.
Короче, легкомысленный я человек: в подвал времен грозного царя спускаться отказалась, а вот в «дворянской усадьбе» душу отвела)))
Если придете сюда с экскурсией — будете иметь возможность испить чая за старинным усадебным столом. Правда, подают его в одноразовых стаканчиках — !!!
Напротив дома настоятельницы монастыря
(возле которого, кстати, обнаружились рододендроны с обещающими буйное цветение бутонами) находится деревянная келья, а по сути небольшая крестьянская изба.
Тут предлагается ознакомиться с бытом русской деревни XIX века. Но — вот здесь как раз оооочень скромненько. Из интересного — желающие могут облачиться в соответствующие наряды и сфоткаться в красном углу))). Разумеется за дополнительную денежку (как и на троне в Успенской церкви).
Несмотря на то, что после Ивана Грозного Александровская слобода статус центра государства утратила, в забвении она пребывала недолго, уже первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович — начал ее восстановление. А в годы правления Алексея Михайловича Тишайшего, царским указом от 1651 года на территории бывшей резиденции первого русского самодержца был основан Успенский девичий монастырь. Алексей Михайлович, почитая Ивана Грозного идеалом мудрого политика, учредил обитель чтобы обеспечить его ежедневное поминовение.
Расположенная на перекрестке торговых и богомольных путей, Александровская слобода стала дворцовым селом правящей династии. Романовы щедро жертвовали в обитель иконы, церковную утварь, пополняли ризницу и библиотеку монастыря, дарили посуду, драгоценные ткани и шитье. Дальняя государева резиденция, возрожденная при Алексее Михайловиче в статусе духовной обители продолжала находиться под особым покровительством царской семьи на протяжении XVII — XVIII веков.
Бывал здесь и молодой Петр I, а дочь его Елизавета прожила в Слободе с 1727 года до воцарения на престоле — 14 лет! Александровская слобода стала вотчиной цесаревны. Красавица и большая выдумщица она проводила время на псовой охоте, катании на лошадях, санках и коньках, крестила слободских ребятишек, открыла первую школу для них.
Теперь же Кремль, как мне показалось, любим старшим поколением местных жителей, помимо просто прогулок, практикующих на его дорожках модную нынче скандинавскую ходьбу.
И не сказать, чтобы территория слободы огромная, но затягивает, не отпускает… Так и кружишь от одного храма к другому, рассматривая их с разных ракурсов.
Все строения здесь белые, и лишь одна только Покровская церковь вообще говоря красного цвета, но, увы, увидеть это сейчас почти невозможно — стоит в лесах… Жаль, интересный бы акцент получился. К тому же церковь эта — первый шатровый храм России. Построена была на несколько лет раньше церкви Вознесения Господня в Коломенском. Есть основания полагать, что автором проекта Покровской церкви был Алевиз Новый, работавший тогда на Руси.
Хорошо, что колокольней Покровской церкви — тоже шатровой, кстати, любоваться ничто не мешает.
Главный же храм монастыря — Троицкий собор. Освящен он был в 1513 году. Правда, на тот момент в честь Покрова Пресвятой Богородицы. (Вообще чуть ли не каждый храм слободы по нескольку раз менял свое название, можно и запутаться!) По своему историческому значению этот собор близок к Успенскому собору Московского Кремля и Троицкому собору Троице-Сергиевой Лавры. Да и выглядит величественно и торжественно.
И кажется, только белоснежным и может быть, а однако таким он был не всегда.
В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда (вот же имечко-то!) так описывал облик тогда еще Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей». Вот даже и не знаю, понравилась бы мне такая пестрота?.. А нынешним — любуюсь…
И тем более белоснежность его кажется необходимой, что внутри — взрыв цвета! Сияющий золотом и яркими красками иконостас
зеленые (Троица!) ковры, и — конечно же, куда более сдержанные по колориту — старинные фрески, восстановленные мастерами Владимирской реставрационной мастерской, т. к. и этому храму в лихолетье досталось…
Правда, верующим его вернули еще в 1946 году, и долгие годы Троицкий собор был единственным действующим в районе.
Ремонтные и реставрационные работы велись на средства прихода.
Иконы Троицкого собора:
Напротив главного входа в Троицкий собор — надвратная церковь Феодора Стратилата, очень уж ее стенам идут узоры из спящих пока ветвей деревьев…
Церковь великомученика Фёдора Стратилата (Надвратная церковь) c Преображенским корпусом
Рядом — монастырская чайная. Вообще-то туристам рекомендуют трапезную в здании Успенской церкви, хвалят тамошние булки с вишней и… американо (!), но я там не была. А вот в чайную заглянула, и до того она мне понравилась — уютная, идельно чистая, с цветами на окнах. А какая там светлая девушка-хозяюшка! Подозреваю, что послушница монастыря… Чай — 20 рублей стакан! Даром! Есть и пирожки, и другая выпечка. В общем, перекус, причем совсем некусачий по цене, можно устроить неплохой. А народ с детишками заходит в чайную за леденцами на палочке. Я же в качестве сувенира прикупила там пряники с вишневой начинкой в шоколаде.
Уходить из монастыря не хотелось… Очень уж там хорошо…
Но была еще мысль посетить Александровский художественный музей, расположенный в бывшей усадьбе купца Первушина. Спустилась к реке, глянула на панораму слободы с противоположного берега реки Серой, стараясь «не видеть» понастроенные под стенами кремля разномастные дома…
Вот без них было бы хорошо!
Набережную напротив слободы не так давно привели в божеский вид и даже установили там памятник Ивану Грозному, но в последние дни зимы, да в оттепель выглядело это все так себе…
Совсем же печально смотрелся некогда очень нарядный особняк Первушина…
Ну как так-то?! Неужто в Александрове ТЕПЕРЬ совсем перевелись такие вот «первушины», могущие денежку выделить на музей?! Горе-горькое… Внутри меня огорошили известием, что осмотр возможен только с экскурсией, а следующую надо подождать (и не факт, что нашлись бы еще желающие), так что, увы, экспозицию музея увидеть мне не удалось…
Немного утешилась, заглянув в Александровский городской парк.
Нарядные входные ворота разительно отличались от всего вокруг — на парк, слава богу, денежки у городской администрации нашлись, и летом прошлого года он был приведен в порядок. Во всяком случае дорожки в плиточке, и смотровая площадка над озером симпатичная.
И спасибо умельцам, соорудившим в парке из снега композицию на тему Александровской старины…
Вот ее фотографией, пожалуй, и закончу рассказ о первой своей зимней поездке. Все оказалось не так страшно, следующей зимой определенно стоит придумать что-нибудь еще!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия