Содержание:
Часть 1-я: приезд в Исландию; прогулка по Рейкьявику
Часть 2-я: аренда кемпера; Вестюрланд; карта всех кемпингов
Часть 3-я: полуостров Снайфедльснес; паром к Западным фьордам
Часть 4-я: Западные фьорды; дорога по северу Исландии
Часть 5-я: Нордюрланд-Вестра
Часть 6-я: Северо-восток; киты, каньоны, водопад Деттифосс, купальня Миватн
Часть 7-я: термальное поле Hverir; вокруг озера Миватн
Часть 8-я: восточная Исландия; водопад Hengifoss
Часть 9-я: Ледяная лагуна и Hofn
Часть 10-я: Юг; ледник Hoffell; нац. парк Skaftafell
Часть 11-я: водопад Свартифосс; кемпинг Þakgil
Часть 12-я: черный пляж Reynisfjara; южное побережье; Голубая лагуна
Часть 13-я: Гренландия, залив Диско
Часть 14-я. Маршрут: Гренландия, круиз к леднику Eqip Sermia — тропа к Илулисcат-Исфьорду — собачье лежбище.
Тяжело вставать в 6 утра, особенно когда накануне легли спать лишь за полночь. Но ничего не поделать, в Гренландии у нас было всего 2 дня, и хотелось их использовать по максимуму.
Сбор группы на очередной круиз опять назначили перед офисом «World of Greenland», как и вчера. Сегодняшний заплыв назывался «Delux Eqip Sermia calving glacier tour», и предполагал 6-часовую морскую прогулку к леднику Эки, расположенному примерно в 80 км к северу от Илулисcата. Слово «delux» в данном случае обещало, что на борту будет не больше 15 человек, а также предполагался обед с морепродуктами, деликатесами и шампанским.
В порту уже поджидал высокоскоростной катер Targa, построенный на финской верфи Botnia Marin, известной тем, что она проектирует суда, исходя из особенностей именно северных морей.
До ледника предстояло доплыть за 2 часа, провести перед ним два часа, и столько же обратно. И это тоже была одна из особенностей тура. Больше никакая другая компания не возила к леднику Эки за пару часов, все они укладывались в общей сложности в 10–12, что категорически не устраивало.
Салон лодки оказался очень комфортным, с одинарными и сдвоенными сидениями. Вместе с нами тремя, пассажиров набралось 12 человек, плюс два гида датчанина, и один капитан из местных гренландских эскимосов.
В салоне высокоскоростного катера Targa
На небольшой кухне в заднем отсеке гиды сервировали завтрак, и пока мы трапезничали и знакомились, капитан вдавил полный газ, и катер помчался к леднику, задрав нос.
Карта маршрута из Илулисcата к леднику Эки, Гренландия
Довольно скоро, оказались в проливе Ataa Strait (Ataa Sund по-здешнему), который отделял большой необитаемый остров Alluttoq Island от гренландского побережья. По его скалистым берегам стекали водопады, прямо мимо гнезд больших атлантических бакланов, пустых в это время.
По левому борту из воды вынырнула кожистая голова с усами щеточкой. Это был любопытный морской котик, который приплыл узнать, кого это занесло на его территорию. Приближался грамотно, сужая круги, потом поднырнул под лодку, и показался уже с другой стороны. Гиды пошутили, что это их третий «сотрудник», который работает только за еду:)
Дальше наша скорость существенно замедлилась, т. к. приходилось продираться через… «кашу». Ледяное крошево покрывало всю поверхность воды, насколько хватало взгляда.
Зимой температура здесь опускается до -20 °C, море замерзает, поэтому такое путешествие доступно только с июня по сентябрь.
Среди мелкой крошки плавали и довольно внушительные куски битого льда. Один прямо на наших глазах перевернулся, показал темное исподнее, и… распался на мелкие кусочки, пополнив собой содержимое кастрюли с кашей.
Гиды объяснили, что здешние айсберги имеют соотношение видимой верхушки к скрытой под водой части как 1:7, тогда как обычная пропорция 1:10. Переворачиваются довольно часто, это отнюдь не единичное явление.
Все более-менее большие куски льда, которые попадались на пути, пришлые. Они не откалывались от «mother glacier» Эки, а приплыли из других фьордов.
Некоторые из них облюбовали чайки. Они толкались и переругивались на узком пятачке, не желая сдавать насиженных позиций. Хотя в округе было полным-полно других, свободных айсбергов.
По чайкам, кстати, было удобно ориентироваться. Мы уже стояли в одном километре от ледяной стены Эки, и периодически видели, как с неё в воду соскальзывают ледяные лавины. Но чайки чуяли их гораздо раньше: ни с того ни сего, вдруг взмывали вверх, а через минуту уже раздавался раскат грома — мама Эки рождала очередной айсберг, с фанфарами.
Ледник Eqip — один из самых быстродвижущихся ледников Гренландии (до 3 метров в сутки). Его ширина составляет примерно 5 км, а высотой он с современный 30-этажный дом.
Огромный сине-белый барьер перед глазами выглядит сурово, и не вызывает желания приближаться. Но не у всех. Некоторые лодки всё-таки подходят к стене чуть ли не вплотную, гораздо ближе, чем положенные по технике безопасности 500 метров.
Сначала мы увидели красивую яхту «Polski Hak» с командой польских кинематографистов на борту. Они передвигались практически по самой кромке Эки, и, если бы в этот момент с ледника откололся кусок, яхте бы не поздоровилось. Но всё обошлось, и киношники, явно довольные снятым материалом (веселились и кричали на палубе), отплыли на безопасное расстояние.
На их месте показалась задорная красная лодка под гренландским флагом, которая, ныряя носом в ледяную крошку, тоже подкатила к самой границе Эки.
Явно по просьбе туристов, которые собрались на палубе в передней части. Вот их ледник решил уже припугнуть.
Сначала мы увидели, как со стены в воду скользит ледяная лавина, потом догнал звук — громовой раскат при абсолютно чистом небе.
Поднялось мини-цунами, так раскачавшее красную лодку, что капитан еле-еле сумел развернуться, и отплыть подальше от греха.
Опасная волна от ледника:
Eqip — вполне подходящее имя для ледника, на местном диалекте оно означает «край». Кажется, что приплыли на край земли, и там за стеной заканчивается мир. А если приглядеться, то увидишь слоновьи хвостики, или даже краешек панциря черепахи:)
Это дело надо было отметить. Большим сачком гиды выловили куски льда для коктейлей.
Назначили и заведующую по распределению льда среди пассажиров:
В передней части салона сервировали фуршет: нарезки буженины, ягнятины, оленины, креветки, свежайшее филе палтуса, паштеты, овощи, сыры — самый настоящий «delux», как и было заявлено в описании. Забавно, конечно, ходить по палубе, чокаясь периодически шампанским с ледником (на расстоянии) и с другими пассажирами. На воздухе было максимум минус 5 Цельсиев, так что все два часа перед Эки мы провели с полным комфортом.
Напоследок, капитан заложил эффектную дугу прямо под стеной ледника, и взял обратный курс на Илулиссат.
Разморенные в тепле салона, все два часа мы проспали, что пришлось как нельзя кстати из-за недобора ночного сна.
Вернувшись в офис «WoG», взяли у них карту местности вокруг Илулисcата, с тремя обозначенными тропами.
Большая карта с описаниями >>
Три маршрута вокруг Илулиссата, Гренландия
Как всегда, на высоком уровне показало себя и приложение maps.me, даже в таких дебрях, как Гренландия. Кто не знает — это отличный инструмент для автономной навигации. Загрузите приложение и карту Гренландии, пока у вас еще есть доступ в Интернет (интернет не распространен и очень дорог в Гренландии). Приложение показывает улицы, достопримечательности, рестораны, жилье и даже некоторые пешеходные маршруты.
По большому счету, я думаю, что мы бы не заплутали даже без карт и навигатора, так как Илулиссат довольно маленький и просто устроен. Попасть хотели на берег Илулиссат-Исфьорда — единственного фьорда Северной Америки, включённого в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году (на карте белые холмики в нижнем левом углу).
Порадовало местное футбольное поле. Голое, без травы, с трибунами на валунах. Гренландия не является членом ФИФА и поэтому не может участвовать в Чемпионате мира по футболу. Это обусловлено тем, что Гренландия не способна проводить игры на травяном покрытии, потому что территория всей страны покрыта вечной мерзлотой, ее футбольные поля не соответствуют правилам.
Тем не менее, своя футбольная ассоциации в Гренландии имеется, и занимается организацией мужского и женского национальных чемпионатов.
Будущий Роналду:
Те, кто пока еще не дорос до футбола, ходят в местный детский садик с забором веселенькой раскраски, и разминаются на детской площадке, сооруженной из подручных материалов.
На самой окраине города, где разноцветные дома кучковались особенно плотно (почему они такие яркие — см. предыдущую часть), располагалось собачье лежбище. Оно было вытянуто прямо вдоль дороги к фьорду, и на картах помечено восклицательным знаком, что означало «передвигаться с осторожностью».
— Не гладьте их, и вообще, не подходите близко. Это не домашние болонки, вся жизнь которых проходит на розовом пуфике, а настоящие рабочие «лошади».
— И упаси вас Всевышний предлагать им какую-нибудь еду. Потому как «едой» окажется ваша рука.
Так наставлял нас вчера на круизе гид, узнав, что мы собираемся пройти через лежбище гренландских хаски. Ну, а как еще было подобраться к кончику фьорда Илулиссат, где скапливаются айсберги? Только так, преодолев своеобразное препятствие.
Хаски (англ. Husky) — общее название для нескольких пород ездовых собак, выведенных в северных регионах, которые отличаются быстрой манерой тянуть упряжку.
Слово «husky» — это сокращение от «хаскимос». Так произносили слово «эскимос» английские моряки торговых судов. Использование слова «хаски» применительно к собакам впервые отмечено в 1852 году для тех собак, которых содержали инуиты.
Остановиться и всё-таки поближе познакомиться с хаски мы решили на обратном пути от фьорда. Все три тропы к нему (красная, синяя, и желтая) начинались от старого вертодрома — заброшенной вертолетной площадки, распложенной сразу за лежбищем хаски.
Вокруг ледяного фьорда проложено три основных пешеходных маршрута разной сложности. Желтый маршрут, длиной 2,7 км, занимает примерно 2 часа. Он ok, но если есть силы и время, то лучше выбрать синий. Красный маршрут по расстоянию всего 1 км, ничего особенного в нем нет, а использовать его лучше, как кратчайший путь между петлями синего (см. карту выше).
Самый интересный — это синий маршрут, в длину 7 км, со временем прохождения около четырех часов для человека с более-менее средним уровнем физической подготовки.
Лучший он потому, что разнообразный: с маршрута открываются виды на долину Sermermiut, на фьорд, забитый айсбергами, на суровые серые скалы.
Первая половина синей тропы проходит по деревянным мосткам над арктической тундрой. Такие пешеходные мосты в Гренландии называются «gangbro».
Арктическая тундра находится в замерзшем состоянии большую часть года. Почва промерзает на глубину от 25 см до метра, что делает невозможным рост деревьев. Вместо этого голая и иногда каменистая земля может поддерживать только определенные виды низкорослой арктической растительности.
Каждый встреченный по пути кустик или цветок привлекали внимание. Вот склонили яркие фиолетовые головки колокольчики круглолистные (Harebell), рядом на камнях еле-еле держится ясколка альпийская (Cerastium alpinum L.) — самый северный обитатель суши среди цветковых растений. Замечена на широте 83°24' с. ш. Дальше только некоторые мхи, лишайники и водоросли.
Но самыми симпатичными на наш взгляд были пушистики — стебельки Гренландского хлопка или пушицы (лат. Eriophorum scheuchzeri), которая даже изображена на местной почтовой марке.
Пока шли к берегу, вдоволь наелись шикши, что уже вошло в традицию после Исландии.
Но здесь у нас были конкуренты — пуночки (Plectrophenax nivalis), они же — арктические воробьи, которые трескали ягоды за обе щеки с бешеной скоростью. Пуночка является популярным фольклорным персонажем у северных народов (чукчей, эскимосов). В тундре играет роль вестника весны, как в средних широтах скворец или ласточка.
Самка пуночки (лат. Plectrophenax nivalis)
Долина Sermermiut, через которую ведут деревянные мостки, стала объектом археологического интереса в начале 20-го века. При раскопках обнаружили, что в Сермермиуте жили палеоэскимосские культуры Саккак, ранний Дорсет и Туле (начало 1-го тысячелетия до н. э.).
А анализ ДНК мужчины (3885 лет) со стоянки Кекертарсуак, которому исследователи дали имя Инук, показал, что люди культуры Саккак не были генетически родственны ни с какой ныне проживающей на острове этнической группой, а являются дальними родственниками чукчей и коряков из северо-восточной Сибири.
С каждым шагом айсберги всё выше и выше поднимались из моря. С той стороны долины они казались небольшими ледяными холмиками, а у берега уже походили на настоящие небоскребы. Появился предупреждающий знак о возможном цунами в результате разломов ледяных гор. Пренебрегать не стоит, это действительно опасно, т. к. происходит чрезвычайно быстро.
Там ледник показывает на что способен. Якобсха́вн (гренл. Sermeq Kujalleq) — крупный выводной ледник в Западной Гренландии, который заканчивается в Илулиссат-Исфьорде. Айсберги, откалывающиеся от ледника, часто настолько велики (до километра), что не могут плавать по фьорду, а просто лежат на его дне.
Около 35 млрд тонн льда ежегодно сбрасывается в фьорд. В старых айсбергах образуются ледяные пещеры.
У многих льдин можно разглядеть подводную часть.
Наверху отнюдь не тихо. Ледяной фьорд словно живой и полон активности. Поначалу дергались, когда слышали пальбу как будто из ружья. Бабах! Бабах! Выстрелы слышны настолько отчетливо, что кажется стрелок притаился за углом. На самом деле, откалывание кусков айсберга, сопровождаемое этим звуком, происходит за километр или даже больше, а эхо отзывается во всех тех, кому посчастливилось оказаться в бухте в этот момент.
Ледник Якобсхавн до сих пор самый активный ледник Северного полушария планеты; он производит около 10% всех айсбергов Гренландии.
Чтобы проделать путь в 40 км от конца фьорда до выхода в залив Диско, по которому мы плавали вчера, отколовшемуся от ледника куску льда требуется 12–15 месяцев. Дальше эти айсберги плывут на юг, достигая 45-й и даже 40-й параллели северной широты. А это, на минуточку, граница между американскими штатами Небраска и Канзас, или даже греческий остров Лемнос.
Солнце делало очередную попытку уйти «в закат». Пора было возвращаться. За всё время, что мы провели на скалах над бухтой, сюда поднялось всего три человека, один из которых был с мольбертом. И это в самый пик сезона! Поэтому, кому хочется тишины и уединения, этот участок синего маршрута подойдет как нельзя кстати.
Мы не стали полностью проходить маршрут, а срезали его по красной ветке, так как хотели еще заглянуть к собакам.
На подходе к лежбищу был слышен громкий вой. Оказалось, в это время собак кормят, так что они все пребывали в радостном возбуждении.
Летом у хаски отпуск. Они проводят свои дни на цепи (длинные, и выглядит так, что не сильно их беспокоят), тявкают, дремлют, играют с потомством (щенки гуляют где хотят), и ждут, когда их покормят сушеной рыбой (треской) и кусочками тюленьего мяса.
Кстати, летом важно поддерживать стройность хаски, не перекармливать, увеличивая рацион только по мере приближения зимы, чтобы собаки были готовы к холоду.
Хаски — энергичны и спортивны. Они обычно имеют толстую двойную шерсть, которая может быть серой, чёрной, медно-красной, или белой. Такая шерсть защищает в морозную погоду от переохлаждения.
Их глаза обычно светло-голубые, хотя они могут также быть коричневыми, зелёными, синими, жёлтыми, или даже гетерохромными.
Возле Илулиссата живет около 2300 хаски, которые по-настоящему работают, но не забывают развлекать и туристов в летнее время. Другие породы запрещены в этой части мира.
Местные рыбаки используют собак для перевозки гренландского палтуса от ледяного фьорда до Илулиссата; для охоты на северных оленей и овцебыков.
Даже сегодня современный снегоход не может конкурировать с 2000-летним гренландским способом передвижения — собачьими упряжками. Да и история говорит сама за себя: оба полюса Земли были покорены на собаках. Северный полюс — экспедиция Роберта Пири (1909 год), Южный — экспедиция Руаля Амундсена (1911 год). В день собачья упряжка способна преодолеть расстояние в 40–60 км при скорости 10–12 км/ч.
Владельцы начинают дрессировать собак в очень молодом возрасте. После того, как хаски привыкнет к шлейке, к ремешку прикрепляют небольшое полено, чтобы пёс тренировался тянуть вес.
Тогда же начинается обучение устным командам. Когда молодые собаки готовы работать вместе с упряжкой (в возрасте около 8 месяцев), они тянут легкие грузы на короткие расстояния. Со временем, сила и выносливость растет, и к году-двум хаски способны идти дальше и тянуть больше.
Ездовые собаки должны съедать около 10 000 ккалорий в день, чтобы обладать достаточной энергией для гонок на санях.
Лежбище хаски находится по обеим сторонам дороги Semermiut Aqq. на окраине Илулиссата. Помня предостережение, мы с некоторой опаской отправились в путь, оставаясь всё время начеку.
Взрослые хаски, действительно, не выглядели особо дружелюбными, пристально сверлили глазами, и очень походили на волков. Подчиняются они только голосу и командам своего хозяина. Смотрели исподлобья, будто оценивали — загрызу-не загрызу.
На детей удивлялись — мол, что это еще за двуногие «щенки».
А со своими собственными отпрысками хаски баловались на всю катушку. Стоило только ватаге щенков подкатить к папе или маме, как у тех тут же пропадала «звериность» в обличии, уступая место желанию подурачиться.
И тут случилась атака. Где-то на середине дороги на нас напало… четыре щенка.
С радостным «тяв-тяв… ррр» они преодолели сухую канаву, и всей кучей полезли обнюхивать штаны и ботинки. Очень заинтересовались шнурками, с неподдельным интересом пробуя их на зуб.
Стоило нам присесть, как щенки тут же забрались на руки, ласкались, делали попытки лизнуть в лицо, постоянно крутились, и только что не мурлыкали.
Их маман — стройная белая хаски, поначалу очень нервничала, замирая в напряженной стойке, но буквально через минуту успокоилась, вытянула передние лапы, и казалось, была рада небольшой передышке в своей суровой родительской жизни.
По всему чувствовалось, что живется собакам здесь неплохо. И не стоит подходить к их образу жизни с сочувственным «ах, бедненькие, их же эксплуатируют». Похоже, что ничего другого гренландским хаски и не нужно, они вполне себе счастливы.
Заскочив по пути в кафе и взяв что-то на вынос, поужинали у себя в гостинице. Опять перетасовка рюкзака, стирка, мытье, всякие насущные дела. Одним глазом поглядывали в телевизор. Там был всего один канал, Arctic TV, где показывали местные спортивные соревнования по гонкам на каяках. Ни цифр, ни имен на экране не было, а дикторы тараторили с таким энтузиазмом на локальном диалекте, что казалось будто смотрим Олимпиаду, как минимум.
Завтрашний обратный рейс в Исландию был назначен на 8 утра, но его перенесли на час позже, что дало возможность поспать чуть подольше.
Даже такой маленький кусочек Гренландии, который удалось увидеть, вызвал желание вернуться (с островом Пасхи этого, увы, не произошло), и посмотреть страну поглубже, может быть даже в другое время года.
А исландско-гренландское путешествие, тем временем, вышло на свою финишную прямую.