Как бы не были насыщенны и заполнены различными мероприятиями наши праздничные дни, но я с грустью осознавала, что прошла уже ровно половина выходных и день вылета домой стремительно приближается. Но не буду о грустном, а продолжу рассказывать о нашей культурной программе и мероприятиях, которые удалось посетить. Итак, наступило 6 января, а это значит сегодня у Кирюси танцы и у нас нет уважительной причины чтобы пропустить занятие, как накануне. Поэтому шагаем по Каменноостровскому проспекту, оставляю малышку в студии и отправляюсь в свободное плавание по окрестностям — в моем распоряжении 1,5 часа.
Остановившись на Австрийской площади,
о которой я уже немного рассказывала, любуюсь еще одним великолепным угловым домом, который обошла вниманием в том своем рассказе. В 1898 году художник, академик живописи Эрнест Карлович фон Липгарт стал владельцем участка и сразу же заказал архитектору Василию Шаубу проект доходного дома с мастерской. Строительство дома в стиле модерн с барочными декоративными деталями было закончено в 1906-м году. Украшает дом башенка, а рядом с которой и находилась мастерская художника.
На пересечении улиц Мира и Малая Монетная внимание привлек еще один красивый угловой дом — Доходный дом Е. В. Васильева, построенный в стиле модерн в 1913-м году по проекту техника - архитектора Смирнова Дмитрия Давыдовича. В описании дома зафиксировано, что это самый обыкновенный доходный дом с недорогими, всего лишь в 85–110 рублей в месяц квартирами состоящими из 4–5 комнат. На первом этаже дома устроены магазины, в квартирах имелась холодная и горячая вода, готово печное отопление, была в наличии услуга дворников и швейцаров. Вот так могли себе позволить жить в начале прошлого века.
Я еще блуждала какое-то время по улицам, когда повалил снег, да, погода совершенно не прогулочная, тем более не для фотографирования, но что делать, выбирать не приходится. Дойдя до Большой Невки, я прошлась по Петроградской набережной, подставляя лицо нежным снежинкам,
а потом, стараясь идти по другим улицам, мною еще не виденным, отправилась в студию за Кирюсей.
В этот день мы решили изучить ассортимент нового кафе — пекарни «Цех 85». Кроме огромного перечня выпечки в этом кафе есть и различные салатики, каши, супы- пюре, пироги.
Пока мы обедали, подъехала моя дочь, и мы все вместе отправились в Ботанический сад на выставку орхидей «Осколки радуги».
Совершенно невероятно в хмурый, пасмурный зимний день оказаться в цветущем оазисе, в котором столько зелени и ярких, цветущих экзотических цветов! Мгновенно забылась и метель, под которую я попала буквально час назад и сугробы за стенами оранжереи, все мысли переключились на нежную, изящную и такую хрупкую красоту.
Мои девочки, видя какое я испытываю наслаждение от посещения выставки, обойдя ее всю испарились по-английски, сообщив об уходе чуть позже, по СМС.
А это значит в моем распоряжении есть еще пара световых часов на прогулку. Для начала я немного прошлась по аллеям притихшего Ботанического сада, в снежном убранстве я его еще не видела. Но как же красивы и загадочны практически монохромные пейзажи, и я вполне могла обойтись без яркой летней зелени.
Выйдя из Ботанического сада, я едва успела повернуть на улицу профессора Попова и направиться в сторону Большой Невки, как опять повалил снег, но я все равно пошла на набережную — очень уж мне нравится простор, открывающийся с берега. По пути домой, повернула на улицу Инструментальную и подошла к Храму Спаса Преображения Господня, вернее к тому, что от него осталось. Давно хотела увидеть это сооружение, но все было не по пути.
В 1840-м году на Аптекарском острове по распоряжению императора Николая I был заложен однопрестольный православный храм. Проект выполнил русский архитектор, разработавший русско-византийский стиль в храмовой архитектуре - Константин Андреевич Тон. Для внутренней отделки были приглашены известные и маститые художники и скульпторы. Изображения Евангелистов на главном своде и две иконы для иконостаса в древнегреческом стиле: «Божия Матерь» и «Спаситель» написал известный художник, профессор живописи Карл Брюллов.
Открытый для верующих в 1845-м году храм получился очень красивый: византийско — эллинический стиль, колонны по углам здания, пять золотых куполов и три входа — портала.
В декабре 1873-го года согласно указа императора Александра II Храм Спаса Преображения Господня перешел к лейб-гвардии Гренадерскому полку и стал называться Храм Спаса Преображения Господня Гренадерского полка «Преображение». На стенах храма были вывешены траурные доски и полковые знамена, а в витрины поместили мундиры императоров и шефов полка.
В 1923 году в период жесточайшей борьбы с верой храм был закрыт, а в 1930-м году был перестроен под радиолабораторию физической акустики Ленинградского электротехнического института, корпуса которого находятся рядом: купола были снесены, иконостас уничтожен, росписи Брюллова закрашены краской.
В настоящее время еще в 2006 году храм был передан Санкт-Петербургской епархии, планируются масштабные работы по реставрации и восстановлению, но если купола можно вернуть, то уникальные работы Брюллова утрачены навсегда.
Подходя к дому, я вспомнила, что сегодня Рождество и решила на минуточку зайти в — Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1902 году Иоанном Кронштадтским. Но была открыта лишь та часть монастыря, где располагалась церковная лавка. Редкие прихожане сидели на скамейках и тихо переговаривались, я обратила внимание на картину, изображающую монастырь вековой давности.
В мои январские прогулки я конечно же видела еще много красивых зданий, но более подробные обзоры по ним буду писать как-нибудь в другой раз.
На следующий день, 7 января, у нас опять было запланировано совместное с дочерью мероприятие, но после полудня. В этот день мороз активировался, было примерно — 12 градусов, но мне надо было ехать и продлять больничный. В общем-то день был тихий и даже солнечный, поэтому я естественно где смогла, то фотографировала понравившиеся объекты.
Первый из них, который я заранее отмечала на картах и планировала увидеть, сам попался мне на пути. Невероятно трогательная скульптура «Печального ангела», в вязаных шапочке и шарфике, с цветами,
слегка припорошенная снегом, находится на берегу реки Карповки у входа в Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова. Грустна не только сама бронзовая фигурка, но и история ее автора — знаменитого петербургского художника Романа Шустрова. Скульптура в память погибшим от коронавируса медикам была открыта 4 марта 2021 года,
а сам автор скончался от этой же заразы почти за год до этого события - 14 мая 2020 года. «Печальный ангел» — это третья и последняя скульптура Романа Шустрова установленная в Петербурге. Две другие находятся: одна в Измайловском саду, другая в Любашинском.
А далее весьма уважительная причина опять занесла меня в полюбившийся район вокруг метро Чернышевская и я с удовольствием погуляла по улочкам, на которых что ни дом, то доходный дом и конечно же памятник архитектуры. Покажу один из них.
Вот этот красивый Доходный дом на улице Кирочной, 27, возведен в 1898 году в стиле эклектики по проекту архитектора Александра Сергеевича Хренова. Количество деталей, лепнина, ажурный балкончик — все привлекает взгляд.
Далее я прогулялась по улице Фурштатской, вернее целенаправленно шла в направлении Литейного проспекта и наконец-то увидела такую знаменитую в последнее время немецкую лютеранскую церковь святой Анны — Анненкирхе.
На входе стояла очередь из желающих посетить этот необычных храм, но попасть внутрь в этот раз я не стремилась.
В 1711-м году по распоряжению Петра I на берегу Невы был организован двор, где на производстве пушек служило много немцев — лютеран. В 1720-м году царь подарил им участок земли, где они построили деревянную кирху, но и она и следующее строение не дошли до наших дней. На том же месте во время правления Екатерины II в 1775–79 годах по проекту архитектора Фельтена Юрия Матвеевича в стиле классицизма была построена каменная кирха.
В начале 20 века возникла потребность в постройке доходного дома для евангелическо-лютеранской Анненкирхе. Был даже объявлен конкурс проектов, куда поступило 20 работ. Основным условием конкурса было соблюдение в фасадах здания стиля Людовика 16, в котором построена сама кирха. Глядя на красивый фасад, одно из условий конкурса удивило меня: отделка должна быть простая, излишество лепных украшений не желательно.
А вот и Литейный проспект, архитектура зданий которого достойна отдельного внимания, но сегодня я только успевала буквально на минутку заглянуть в Сквер Дружбы. Сквер находится по адресу Литейный проспект, 17 и разбит он был к 300 — ю Санкт-Петербурга как подарок от Шанхая, поэтому его еще называют Китайским сквером.
Время приближалось к 15 часам, и я спешу по адресу: Литейный 42, где я еще в середине декабря купила билеты на экскурсию в особняк княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. Я уже давно заглядывалась на великолепный, но в то же время мрачноватый фасад особняка, резко выделяющийся цветом и изысканными деталями на фоне рядом стоящих домов.
Зинаида Ивановна Юсупова, в девичестве Нарышкина, жена общественного деятеля, действительного статского советника, предводителя дворянства Санкт-Петербурга, князя Бориса Николаевича Юсупова, была младше своего мужа на 15 лет, светская львица, фрейлина двора, к тому же она была невероятно красива.
После смерти мужа в 1842-м году, дом на Мойке, известный своей роскошью и изысканностью особняк Юсуповых стал собственностью их единственного сына Николая Борисовича Юсупова.
В 1852-м году Зинаида Ивановна решила построить дом для себя и заказала проект архитектору и художнику Гаральду Боссе, но представленные эскизы ею не были одобрены. Заказ был передан молодому, но уже довольно известному архитектору Людвигу Бонштедту. В 1858-м году двухэтажное здание, выполненное в формах архитектуры итальянского Возрождения было построено. Парадный вход украшают кариатиды, а богато украшенный лепными украшениями фасад — колонны и пилястры. Интерьеры не менее роскошны, везде лепнина, шикарные потолки.
Полуторачасовая экскурсия невероятно интересна, история богатейшего рода Юсуповых захватывает, многочисленные детали, переплетения судеб, событий настолько многочисленны, что порой даже я терялась в их последовательности.
Для Киры посещение дворца в таком формате было впервые, и я переживала, как она выдержит, заинтересует ли ее история рода и самого особняка. Но я зря волновалась, из всей возрастной группы единственная такая маленькая, 8-летняя слушательница, была невероятно заинтересована происходящим не меньше взрослых, она следовала за гидом по пятам, не отставая, стояла перед ней вплотную и с интересом внимала каждому ее слову.
В неотапливаемом особняке было прохладно, этому способствовал и усилившийся мороз, поэтому всем предложили не раздеваться, но малышке одежда только мешала.
На следующий день — 8 января мороз усилился, но у нас же программа, а сегодня танцы и никуда от этого не деться. Чтобы не мерзнуть, доехали до студии на такси, но немного не расчитали время, поэтому в свободный час решили погулять в Александровском парке,
а заодно и проведать зайчишку
Бедненький, припорошенный снежком, он наверное замерз на таком морозе!
Над замерзшими Кронверским проливом и Невой повисла легкая морозно-туманная дымка, солнце светило ярко, но свои согревательные функции исполняло без особой охоты.
Отведя Кирюсю на занятия, я решила вновь сходить к Неве, уж очень необычное зрелище она представляла собой в этот морозный день, было где-то около -16 градусов.
Несмотря на морозную погоду, реку окутал густой туман. Причиной стала теплая вода в устье Невы, из-за большой разницы температур воды и воздуха происходит процесс парения. Парит открытая часть реки там, где отсутствует лед, а образовавшийся туман выносит на город.
Дворцовая набережная и Зимний дворец спрятаны за шлейфом тумана, а люди совершенно не боялись прогуливаться по замерзшему льду.
Выйдя из студии мы с Кирюсей устроили маленькое совещание — где будем восполнять потраченную энергию и единогласно решили — конечно в кондитерской «Булочные Вольчека».
А далее мы отправляемся в удивительную сказочную страну, в музей LEGO ® POLEKON! За контакты и наводку спасибо Маше marsada
Находится музей по адресу: Загородный проспект, д. 42, во внутреннем дворе, ближайшее метро станция Звенигородская.
Это уникальное и совершенно неповторимое пространство открыто совсем недавно: 10.12.2015 года.
Сначала я не хотела идти внутрь, хотелось просто тихо и спокойно посидеть в уголочке, дав отдых уставшей больной руке. Но внутрь музея самостоятельно допускаются дети только с 12 лет. Но попав внутрь и прислушиваясь к веселой, но к тому же и познавательной экскурсии, проводимой молодыми сотрудниками музея, я так увлекалась, как впрочем и другие взрослые, что порой заглядывала внутрь очередного замка быстрее детей!))
В музее чего только нет: это 15 дворцов, город будущего, летательные аппараты и огромное множество разной техники, человечков и сказочных персонажей. Есть даже работающая железная дорога. И все это дело рук одного единственного человека. Впрочем, подробнее расскажу в отдельном материале, он того стоит.
После экскурсии в отдельной комнате всем ребятишкам предоставляется возможность самим сотворить нечто удивительное и необычное.
После такой насыщенной 1,5 часовой программы мы просто не могли сразу же отправиться в ограниченное пространство метро и ехать домой — а подкрепиться, поговорить и поделиться увиденным? И мы отправились по Звенигородскому проспекту в сторону метро Владимирская и совершенно неожиданно для меня увидели площадь Пяти углов. А ведь и ее я отмечала в картах.
Угловой и самый известный дом, похожий на утюг — доходный дом Ш. З. Иоффе, возведенный в 1913–1914 годах видным архитектором того времени Александром Львовичем Лишневским.
А как раз напротив очередная «Булочная Вольчека», где мы и засели за трапезой, пока не позвонила дочь: " Ну вы где запропали, я жду вас на ужин!» Мы похихикали — какой такой ужин, мыже уже сытые и довольные!
Нет, это все мы съели не за один раз, а во время и других наших прогулок, иногда просто не успевали фотографировать или забывали.
Так закончился еще один замечательный день, а назавтра был последний — воскресенье, 9 января и так получилось, что Кирюся ушла в гости, а гулять я отправилась одна.
И вновь почти весь день меня преследовала метель, что навевало романтическое настроение и воспроизводило в мыслях красивые песни о снеге, о зиме.
Я держала путь на Манежную площадь, где с 18 декабря была открыта Рождественская ярмарка, тема которой — сказка Гофмана «Щелкунчик». Еще дома я любовалась многочисленными яркими фотографиями с этой ярмарки, выложенными в инстаграмм. Изначально планировалось посетить ее вместе с Кирюсей, но не получилось.
Шум, суета, праздничное настроение царило на этой яркой ярмарке, множество пищевых точек с самой разнообразной продукцией,
каток, фигурки механизированных мышек, паровозик, фотозона на месте фонтана в виде гигантского стола с тортом, пирожными и чашками,
домики с сувенирами и даже карусель. А вот и я, единственное фото с доказательством - на память!))
Огромная территория занята под ярмарку, под этот Волшебный город — Малая Садовая улица, Манежная площадь, Кленовая аллея и каждый отдыхающий может найти для себя занятие по интересам.
Нагулявшись, я по Невскому проспекту отправилась на Дворцовую площадь. На подходе к ней опять началась метель
и на мой взгляд, получились очень атмосферные и динамичные фотографии.
Я уже показывала вам снежный Петербург в вечерней подстветке, рассказывала, как охотилась за моментом включения вечерней иллюминации, но мне так нравятся эти фотографии, что позволю себе выложить еще несколько.
Вот и закончилось мое очередное посещение Санкт-Петербурга, города уникального, великолепного, исторического, поражающего своей архитектурой, скрытыми тайнами и сюрпризами, но оказавшись дома, я сразу же стала мечтать о новой скорой встрече.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия