Non vogliamo vivere in eterno, bensì vivere intensamente! Не в наших планах жить вечно, в наших планах жить ярко! Так говорят в Италии, и эта фраза максимально точно определяет всю философию итальянского образа жизни. Умение наслаждаться каждым мгновением и искренне радоваться мелочам является основной идеей той самой dolce vita, за которой едут туристы со всего мира. Но чтобы в полной мере почувствовать пленительную и чарующую атмосферу несравненной Италии не нужно гнаться за количеством впечатлений, увиденных мест, посещенных экскурсий. Впитывать удовольствие надо спокойно, не спеша.
Для начала отправимся смаковать минуты на виллу Боргезе — это одно из тех идеальных мест, где можно отключиться от суеты Вечного города и вдоволь насладиться и природой, и искусством.
Великолепная вилла появилась по воле и желанию представителя древнего тосканского (сиенского) рода Боргезе кардинала Scipione (Сципионе). Стремительному карьерному взлёту и высокому сану он был обязан протекции своего дяди, Камилло Боргезе, ставшего в 1605 году папой римским Павлом V. «Кардинал-племянник» обладал практически неограниченной властью, был баснословно богат и помимо церковных и государственных дел занимался коллекционированием предметов искусства. В стремлении добиться желаемого Боргезе не останавливался ни перед чем. Под прикрытием служебного положения в ход шли любые методы: прямые заказы, подкуп и шантаж.
Так, Боргезе заполучил картины Караваджо «Больной Вакх» и «Юноша с корзиной фруктов», которые были конфискованы у художника Джузеппе Чезари за неуплату налогов. Караваджо проработал помощником в мастерской Чезари около восьми месяцев и, по всей вероятности, именно в этот период он создал свои первые шедевры.
Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов». ок1593 г.
Путем угроз Боргезе вынудил кардинала Паоло Эмилио Сфондрати за бесценок продать ему 70 картин, в числе которых были шедевры Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» и аллегорическая «Любовь земная и любовь небесная».
Случались и кражи: полотно Рафаэля «Снятие с креста», сто с лишним лет находившееся в церкви Сан-Франческо в Перудже, при содействии монахов похитили и тайно переправили в Рим. Возмущенных этим беззаконием перуджианцев утешили копией художника Джованни Ланфранко.
Картина «Снятие с креста» (Deposizione di Cristo) известна также под названием «Положение во гроб». Рафаэль Санти. 1507.
При этом кардинал не просто любил искусство, а относился к делу профессионально и отличался по-настоящему тонким вкусом. Одним из первых Сципионе оценил талант Микеланджело Меризи да Караваджо. Когда работа художника «Мадонна Палафреньери» из-за слишком фривольного декольте богоматери была возвращена церковью, кардинал незамедлительно её выкупил.
Мадонна Палафреньери (Мадонна со змеей). Микеланджело Меризи да Караваджо. 1605-1606.
Когда коллекция разрослась до необъятных размеров для её хранения потребовалось новое помещение. Было принято решение о строительстве виллы. После покупки земельных участков на холме Пинчо в 1606 году приступили к возведению главного здания — Casino Nobile. Работами руководили архитекторы Фламинио Понцио и Джованни Вазанцио. Виллу окружил шикарный парк, над скульптурным оформлением которого трудились Пьетро Бернини и его сын Джованни Лоренцо. Помогая отцу, будущий известный скульптор проявил весьма незаурядные способности. Заметив юное дарование, кардинал стал поклонником и покровителем Лоренцо. Лучшие ранние произведения Джованни Бернини созданы именно для Сципионе Боргезе, а постоянная экспозиция галереи и сейчас славится этими скульптурами — «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна», «Эней и Анхиз и Асаний».
Скульптурная группа «Эней и Анхиз и Асканий» изображает сцену из поэмы Вергилия «Энеида», в которой Эней выводит свою семью из горящей Трои. Дата создания: 1619.
В 1615 г. был построен дворец-casino. Окончательно строительство виллы, получившей название Villa Borghese Pinciana, было прекращено в 1633 году, в год смерти кардинала. Всё свое движимое и недвижимое имущество Сципионе отписал двоюродному брату, князю Маркантонио (Marcantonio II Borghese). Впоследствии, другой потомок и полный тезка — Маркантонио IV-й, обновил виллу. Был расширен парк и свой вид, близкий к современному принял Casino Nobile. Под руководством Антонио Аспруччи во дворце изменили планировку, обустроили залы, а стены и потолок украсили лепниной, росписью и позолотой.
К сожалению, интерес наследников Боргезе к искусству постепенно стал носить меркантильный характер. Бесценные сокровища начали медленно утекать, оседая в руках английских и французских коллекционеров. Существенную потерю коллекция понесла при Камилло Филиппо Людовико Боргезе. Молодой аристократ с восторгом воспринял идеи Великой Французской Революции и как раз тогда, когда Бонапарт покорял Италию, вступил в ряды французской армии. В 1803 году Камилло женился на сестре Бонапарта, экстравагантной Полине. Это её полуобнажённой фигурой, увековеченной в мраморе Антонио Кановой мы имеем возможность любоваться в галерее.
По всей видимости, когда в поле зрения Наполеона попала коллекция Боргезе, то устоять перед соблазном обладать такой роскошью император не смог. В 1807 году по неотступной и настоятельной просьбе Бонапарта Камилло Боргезе продал венценосному родственнику часть фамильного собрания. Из виллы в Париж вывезли: 154 статуи, 160 бюстов, 170 барельефов, 30 колонн и несколько ваз. Наиболее ценные экземпляры сегодня выставлены в Лувре. Среди них — «Ваза Боргезе» из пентелийского мрамора; «Боргезский боец», вырезанный около 100 г. до н. э.; «Кентавр с Амуром»; «Три Грации»; «Спящий гермафродит», найденный в 1608 г.
«Спящий гермафродит». Найден в 1608 г. Матрас добавлен Лоренцо Бернини в 1620 г. Фото сделано в Лувре.
В 1901 году вилла была куплена итальянским государством и передана в дар городу. В 1902 году парк стал общественным, а особняк Casino Nobile преобразовали в музей, ставший известным как «Галерея Боргезе».
Сегодня на двух этажах музея оборудовано 25 выставочных залов, в которых экспонируются барельефы, мозаики, бюсты римских императоров, произведения живописи и скульптуры.
Себастьяно Конка. "Мадонна с Младенцем и святой Ян Непомук"
"Три спящих путти". Неизвестный.
Джованни Баттиста (делла) Порта (итал. Giovanni Battista della Porta). "Женщина с собакой и ребенком" (конец XVI века)
Танцующий сатир. Пентелийский мрамор. Римская копия ок. 220 г. н. э. с греческого оригинала
Роскошные интерьеры образуют единый и гармоничный ансамбль с размещенными в них шедеврами.
В музее можно увидеть картины Рубенса, Рафаэля, Веронезе, Тициана, Боттичелли, Перуджино, Гверчино и др.
Тициано Вечеллио. Венера, завязывающая глаза Амуру Галерея Боргезе. 1565.
Феде Галициа. "Юдифь с головой Олоферна". ок1600.
Особого внимания заслуживают шесть полотен кисти Караваджо. Таким количеством его картин не может гордиться ни один музей мира.
"Пишущий Святой Иероним". Караваджо. 1605.
Отдельный зал отведен под работы Бернини. Его творения поражают своим изяществом и тонкостью работы. Скульптуры кажутся мягкими, гибкими и живыми.
«Истина, раскрытая Временем». Джованни Лоренцо Бернини. 1646 – 1652 гг.
Скульптурная группа «Похищение Прозерпины» считается эталоном эстетики барокко. Она создавалась в 1621–1622 годах, когда скульптору было всего 23 года. «Я победил мрамор и сделал его пластичным как воск», — писал Бернини и был абсолютно прав. Скульптуру следует обойти по кругу, чтобы рассмотреть все изгибы и детали. Настоящее волшебство из камня!
«Похищение Прозерпины». Мрамор. Высота 295 см. Джованни Лоренцо Бернини.
Неотъемлемой частью виллы стал разбитый на месте бывших виноградников изумительный ландшафтный парк. В целом он разбит в английском стиле, но повсюду здесь присутствуют типично итальянские элементы — террасы, пруды и фонтаны.
Fontana Rotonda. Когда-то этот фонтан с большим круглым бассейном был окружен двенадцатью статуями.
Среди высоких пиний, дубов, цветущих олеандров, цитрусовых и оливковых деревьев вьются дорожки и тропики. Пейзаж дополняют садовые беседки и павильоны.
Один из самых очаровательных уголков находится у живописного озера. В его водах отражается храм бога медицины Эскулапа. Здание сооружено в стиле неоклассицизма, а рядом друг против друга установлены фигуры двух нимф.
По всей территории разбросаны памятники художникам, ученым и поэтам. Большинство из них — подарки от правительств разных стран. На зеленых аллеях высятся монументы лорду Байрону, Виктору Гюго, Вольфгангу Гете, Ахмеду Шауки, Шоте Руставели, Симону Боливару, Гоголю и многим другим. Но приятнее всего было встретить здесь Пушкина. Памятник Александру Сергеевичу был создан российским скульптором Юрием Ореховым. 6 июня 2000 года Владимир Путин и Юрий Лужков провели церемонию открытия, приуроченную к 201-й годовщине со дня рождения поэта.
Обреченный никогда не увидеть Италии «невыездной» поэт всегда мечтал об этой стране и писал о ней с восторгом:
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
В глубине парка тихо как в лесу. Хорошо поваляться на траве, послушать пение птиц и помечтать! Можно часами сидеть на одном месте, дышать свежим воздухом и радоваться травинкам, цветам и погожему солнечному дню.
После передыха продолжим прогулку и выйдем к обзорной площадке Terrazza del Pincio. Она славится шикарной панорамой на исторической центр Рима. Взору открывается купол собора Святого Петра, замок Святого Ангела, памятник Витториано, Церковь Святых Амвросия и Карла.
Внизу лежит овальная Piazza del Popolo с египетским обелиском Рамсеса II в центре.
Издавна Пьяцца дель Пополо (Народная площадь) встречала гостей города, въезжавших в него по Фламиниевой дороге через одноимённые ворота Аврелиановой стены. Нынешний вид Porta del Popolo, сильно отличающийся от первоначального, является результатом неоднократных реконструкций. В 1655 году, по случаю прибытия в Рим взбалмошной шведской королевы Кристины, скульптор Джан Лоренцо Бернини переделал южный фасад. Тогда же над воротами появилась надпись «Felici faustoque ingressui MDCLV» — Счастливого и благоприятного входа.
В античную эпоху к крепостным Аврелиановым стенам примыкало небольшое кладбище. Среди могил и погребений стоял склеп рода Домициев Агенобарбов. В 68 году там был похоронен Нерон, сын Гнея Домиция Агенобарба и Агриппины Младшей. Нетрудно догадаться, что это место тут же окружили легендами. Поползли слухи о знамениях, началось паломничество к могиле. Поговаривали, что Нерон воскреснет и станет Антихристом. А некоторые утверждали, что своими глазами видели ужасающий призрак императора. Наконец, в 1099 г. папа Пасхалий II распорядился, от греха подале, разрушить склеп. Место освятили и возвели часовню, посвященную Богоматери. Позже она была преобразована в церковь Santa Maria del Popolo. Между 1472 и 1478 годами храм перестроили по указанию папы Сикста IV. Главным архитектором выступил Джованнино де Дольчи, а фасад проектировал Баччо Понтелли. К работам над церковью в разное время были привлечены Рафаэль, Караваджо, Бернини, Аннибале Карраччи, Браманте. Очень жалею, что внутрь мы не попали, так как храм был закрыт.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо дала имя и воротам, и площади. Оформление Пьяцца дель Пополо было поручено архитектору Джузеппе Валадье. В 1816 — 1834 годах он придал площади форму эллипса и с помощью лестниц и пологих террас соединил её с холмом Пинчо. По двум сторонам пьяццы Валадье установил фонтаны работы Джованни Чеккарини: восточный богини Ромы и Нептуна на западе.
Fontana della Dea di Roma. Богиня Рома в окружении рек Тибра и Аньене.
Самые симпатичные здесь постройки, на мой взгляд, — барочные церкви Santa Maria dei Miracoli (Санта Мария деи Мираколи) и Santa Maria in Montesanto (Санта Мария ин Монтесанто). Они очень похожи друг на друга, но не абсолютно одинаковые. Обе церкви построены на остатках пирамидальных гробниц, относящихся к эпохе Августа.
От площади лучами расходятся на юг три улицы, образующие так называемый трезубец (il Tridente). Между близняшками проходит via Corso, справа идёт Via di Ripetta, а слева — Via del Babuino.
Небольшая по протяженности улица Бабуина существовала уже в 14 веке. Поначалу она была разделена на два отрезка — via dell’Orto di Napoli и via del Cavalletto. В 1525 году папа Климент VII затеял здесь ремонт, улицу привели в подобающий вид и переименовали в честь понтифика в Via Clementina. По тому же принципу магистраль стала носить имя папы Павла III и превратилась в 1540 году via Paolina. В 1571 году на средства купа из Феррары Патрицио Гранди примерно в середине улицы установили фонтан со статуей сатира Силена. Этого получеловека-полукозла часто изображали пьяным лысым стариком. Но Силен у фонтана показался римлянам слишком уродливым и похожим на обезьяну. Остроумные горожане тотчас же прозвали его Бабуином. Неизвестно, что было бы дальше, но статую полюбил живший неподалёку кардинал Dezza и каждый раз, проходя мимо, он кланялся Силену и приподнимал шляпу. Наверно, подслеповатый кардинал принял его за какого-то святого. Зато «Бабуин», став по этому поводу объектом насмешек, необычайно прославился и даже дал название всей улице.
Fontana del Babuino. Сатирические стихи и эпиграммы этой статуи упоминались как бабуинаты (babuinate).
Кроме того, «Бабуин» пополнил ряды так называемых «говорящих статуй», возле которых жители вывешивали начертанные на бумаге короткие послания и объявления. Надписи, имевшие ярко выраженный сатирический характер, появлялись по ночам, а утром их мог увидеть любой проходящий мимо человек. Таким образом горожане могли высказать свою позицию анонимно. Чаще всего злободневные памфлеты были обращены к посланникам бога — римским папам. Первой статуй «с даром речи» стал Паскуино (Pasquino). Его обнаружили в ходе строительных работ в 1501-м г. и установили у западного угла Palazzo Braschi (палаццо Браски). «Листовки» Паскуино прозвали пасквинадами (pasquinades), а слово «пасквиль» прочно вошло в лексикон многих языков мира.
Виа-дель-Бабуино заканчивается на Площади Испании. Вряд ли найдется турист, который приехав в Рим не придет сюда посмотреть на знаменитую Испанскую лестницу. Только вот рассмотреть всё толком, а тем более сделать фото на память без посторонних не получится — здесь всегда многолюдно. И присесть на одну из 136 знаменитых ступеней тоже не удастся. Согласно новым правилам, получившим название «антисидение», нельзя сидеть, лежать, загорать и спать на ступеньках исторических памятников Вечного города.
Построенная между 1723 и 1726 гг. по проекту римского архитектора Франческо де Санктис лестница имеет официальное название Scalinata di Santa Trinita dei Monti т. е. «ведущая к храму Тринита-деи-Монти». Венчающая холм Пинчо церковь была построена в 16 в. по приказу французского короля Людовика XII и объединяла под своими сводами многочисленные семьи французов, проживающих вдали от родины. До сих пор службы в этом храме ведутся на французском языке.
Не меньшее значение для представителей другой нации в Риме имело расположившееся с 1620 года во дворце баронов Мональдески посольство Испании, давшее название площади перед ним. Отношения межу двумя державами были отнюдь не миролюбивые, несмотря на то, что испанские и французские монархи состояли в родстве: «Король-Солнце» Людовик XIV был женат на испанской инфанте Марии-Терезии Австрийской. Понизить напряжённость попытался дипломат из Франции Этьен Геффье, предложил в знак союза Парижа и Мадрида построить «лестницу дружбы». Он даже выделил на строительство 20 000 итальянских скудо. Грандиозный замысел реализовал в 1725 году архитектор Франческо де Санктис.
Дворец Испании или Дворец Мональдески (Palazzo di Spagna)
У подножия лестницы находится фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia). Он предстаёт перед нами в виде полузатопленной лодочки и напоминает о наводнении 1598 года. По легенде, когда река Тибр затопила Рим, то принесла небольшую барку в центр площади. Фонтан был создан Пьетро Бернини между 1627 и 1629 годами. На корме выделяются папская тиара и три пчелы — символика Барберини. К этому семейству принадлежал папа Урбан VIII, заказавший устройство фонтана.
На стыке площадей Испании и Миньянелли(Piazza Mignanelli) 8 декабря 1857 года торжественно открыли колонну непорочного зачатия — La Colonna della Immacolata. Этот памятник возник в честь провозглашения тремя годами ранее догмата о Непорочности зачатия Девы Марии. Согласно католическому вероучению, Дева Мария единственная из всех людей с самого момента Ее зачатия была освобождена Богом от первородного греха и тем самым была защищена от самой возможности грешить. Для создания монумента скульптор Луиджи Полетти использовал античную коринфскую колонну. Её водрузили на постамент, на который «усадили» библейских пророков Моисея, Исайи и Иезекииля и царя Давида работы, соответственно, скульпторов Игнатия Джакометти, Сальваторе Ревелли, Карло Челли и Адама Тадолини. Вершину тридцатиметровой колонны украсила бронзовая статуя Девы Марии. Задача поднять колонну была возложена на корпус пожарных. С тех пор 8 декабря вся Италия отмечает День Непорочного зачатия и по традиции пожарные взбираться вверх по лестнице и возлагают у ног Пречистой Девы венок из белых цветов, присланный из Ватикана. Обычно на празднике присутствует и сам папа Римский, выступая с торжественной молитвой. В этот же день на площади Навона торжественно открывают главный рождественский базар в стране.
Вообще праздников в Италии множество. Сами итальянцы шутят, что у них каждый день — праздник. Если не по всей стране, то в каком-нибудь городке обязательно отмечается день своего местного святого. Эмоциональный и темпераментный народ, любящий петь и танцевать знает толк в праздниках и отмечает их всегда весело, с размахом. И конечно, все искренне желают друг другу удачи, счастья и здоровья — Fortuna, felicita`, salute, affettuosamente!
Спасибо всем за внимание!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия