В Каган мы приехали из Бухары за 2 000 сум (15 рублей) на маршрутке. В городе расположены 2 археологических и 32 архитектурных памятника культурного наследия Узбекистана.
Самыми известными из них считаются:
Дворец Эмира Бухарского, архитектурные памятники старой части города: здание Российского императорского политического агенства, храм Николая Чудотворца, синагога.
Российская империя стремилась быстрее связать новые земли с центром империи современными торговыми путями. Самым совершенным решением этой задачи являлось строительство железных дорог.
Но консервативное духовенство Бухары воспротивилось строительству ж/д вокзала в городе. Не нужны эмиру были шайтан — машины от гяуров.
И тогда Каган был основан как русский поселок Новая Бухара для железнодорожников.
1
В начале XX века между Бухарой и Новой Бухарой (Каганом) была построена узкоколейная железная дорога на средства, выделенные Бухарским эмиром. Построенный в 1888 году в 12 километрах от Бухары для обслуживания станций и путей на Закаспийской железной дороге, посёлок со временем стал также своеобразным городом-посольством.
В те времена земельные участки для строительства жилых домов продавались от бухарского правительства по цене около 50 копеек (3 бухарских тенги) за квадратную сажень. Помимо жилых домов сотрудников железной дороги, в нём расположилось специальное учреждение, управляющее дипломатическими отношениями между Российской Империей и вассальным от неё Бухарским Эмиратом.
В 1890 году было уже несколько транспортных контор, несколько магазинов и лавок, почтово-телеграфная контора. В 1892 году возникла православная церковь, было открыто приходское училище и учрежден мировой суд. В 1894 году открылось отделение государственного банка, а затем и таможня.
2
14 августа 1895 года по приказу эмира Сеид Абдулахад-хана началось строительство нового дворца в связи с ожидавшимся прибытием в Туркестан российского императора.
4
Спроектировал дворец Алексей Леонтьевич Бенуа.
1
Строительство было завершено в 1898 году бухарскими и русскими мастерами под руководством инженера Дубровина.
2
К сожалению сейчас попасть во дворец нельзя, он в разрухе.
2
Дворец c множеством башен, куполов и колонн эклектичен, построен в неомавританском стиле в сочетании с барокко и ампиром.
Помимо типично европейского стиля, в оформлении использованы и арабские мотивы.
1
Существуют разные версии цели постройки дворца.
По одной из них, эмир приказал построить дворец лично для себя, но осмотрев здание по завершении строительства, счёл его недостаточно великолепным и роскошным. По другой версии, строительство дворца изначально планировалось для визита в Бухарский эмират императора Николая Второго.
3
После смерти Сеида Абдулахад-хана его преемник эмир Сейид Алим-хан стал использовать дворец, расположенный неподалёку от железнодорожного вокзала, в качестве резиденции для высокопоставленных лиц, приезжавших в Бухару. В наши дни это здание, в котором размещается Дворец культуры железнодорожников, имеет статус памятника архитектуры.
2
1
3
В 1910 году начал свою деятельность Каганский маслозавод.
В годы установления советской власти в Средней Азии и Туркестане Каган оказался в центре бурных революционных событий. Командующий Туркестанским фронтом М. Фрунзе придавал большое значение частям Каганского гарнизона в операции по ликвидации Бухарского эмирата. Им был поручен захват Бухары, где сосредотачивались основные силы противника. Каганская группа перешла в наступление 29 августа 1920 года и выполнила поставленную задачу.
Посёлок, разместившийся в местности Каган, находящейся на высоте 235 м над уровнем моря, вскоре становится городком европейского типа. С 1935 года Новая Бухара стала называться Каганом.
Когон или каган с тюрского переводится как правитель.
Между станциями Бухара I и Бухара II до 1960-х годов курсировал пригородный поезд, имевший народное название «Бухарка».
В 1990 году началось строительство междугородной троллейбусной линии Бухара — Каган, однако позже строительство было законсервировано.
2
Мальчики, по виду цыганята, меня назвали «ака» (отец). «Ака» используется при обращении к человеку не намного старше Вас (но не пожилому). Впервые так меня называли! Вообще в Новой Бухаре прогуливалось много местных цыган.
И да, они отличаются от узбеков. В советское время в Кагане базировался отдельный вертолётный полк (ОВП). История каганского авиагарнизона началась в 1958 году, когда в Каган из Забайкалья был передислоцирован авиаполк транспортных самолётов Ли-2. В этом же году личный состав полка переучивается на вертолёты Ми-4 и начинает именоваться 280-й ОВП. В 1973 году в Каганском вертолётном полку начинается переподготовка летно-технического состава для пилотирования вертолётов Ми-8Т.
В начале 70-х годов Центром подготовки космонавтов в песках пустыни Кызылкум проводились эксперименты по выживанию в пустыне. Разрабатывалась методика и практика выживания в экстремальных условиях. В середине июля 1978 года Центр подготовки космонавтов провёл первые тренировки в пустыне под Бухарой. С аэродрома Ханабад вертолётом Ми-6 Каганского вертолётного полка космонавты были доставлены в город Каган.
В 40 км от Кагана в песках есть место под названием «Колодец Сайдак». Здесь и располагалась бригада, проводившая эксперименты. В 1978 году группой молодых космонавтов, находившихся на тренировках в Кагане, руководил космонавт Василий Лазарев. Во время ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан вертолёты Каганского 280 ОВП обеспечивали переброску десантного полка. С августа 1979 года (ещё до ввода советских войск в ДРА) на авиабазе Баграм находилась 4-я вертолётная эскадрилья 280-го ОВП, которая должна была обеспечивать работу советских военных советников, которые находились в Афганистане.
Непосредственное командование эскадрильей принял подполковник А. Белов. К весне 1980 года ситуация в ДРА не стабилизировалась и было принято решение о дополнительном насыщении 40-й армии вертолётными частями.
11 апреля 1980 года 280-й ОВП в полном составе был передислоцирован на аэродром Кандагар. Вместе с полком был введён и 475-й ОБАТО.
В 1981 году личный состав 280-го ОВП по замене вернулся на аэродром Каган, где был начат процесс формирования 162-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка.
162-й ОТБВП должен был решать очень важную задачу по подготовке экипажей, готовящихся к отправке на войну в Афганистан. Для этого была разработана специальная программа «Эстафета».
Один из этапов «Эстафеты» проходил уже на аэродромах Средней Азии (в Чирчике и Кагане). Здесь экипажи летали в географических и климатических условиях, максимально приближенных к условиям Афганистана.
На базе 2-х полков (Каганского и Чирчикского) был организован Центр по подготовке лётного состава. В полк прибывали лётчики из разных регионов и военных округов для прохождения горно-пустынной подготовки.
Такая подготовка была крайне необходима. С 1988 года начинается вывод техники с территории Республики Афганистан на авиабазу Каган.
Необходимость в Центре подготовки лётного состава отпала, и, по официальным данным, 29 декабря 1988 года 162-й ОТБВП перестал существовать.
До июля 1990 года на аэродром Каган из Афганистана выводились для расформирования вертолётные подразделения.
В начале июля 1990 года в Кагане на постоянной основе дислоцируется выведенный из Венгрии (г. Колоча) 396-й отдельный Волгоградский ордена Красной Звезды гвардейский вертолётный полк.
В 1991 году на аэродроме снимали некоторые эпизоды фильма «Чтобы выжить» с участием В. Меньшова и А. Розенбаума.
После распада СССР полк был передан ВС Узбекистана.
Нагулявшись по городу отобедали в забегаловке неподалеку от вокзала.
1
Это наша дыня и лепешка, которые мы везем с собой в Самарканд.
Сегодня бесконечный день 31 декабря 2021 года.
Посмотрели сегодня Бухару, Каган и впереди еще и Самарканд!
1
Ж-д вокзал Новой Бухары.
1
Ехали мы вечером 31.12.21 из Бухары в Самарканд не на скоростном поезде «Афросиаб», а не среднем по стоимости и скорости «Шарп».
2
Кстати, вот стоит и знаменитый поезд «Афросиаб».
Следующая станция — Самарканд.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.