Предваряя повествование, прошу прощения за бессистемное изложение летних петербургских впечатлений
Предваряя повествование, прошу прощения за бессистемное изложение летних петербургских впечатлений
После самостоятельной экскурсии по Михайловскому замку мы идем в сторону Манежной площади, купаясь в лучах июньского солнца — творца дивной атмосферы, разлитой над Ново-Манежным сквером
Полюбовались ренессансным фасадом Дома кино
понаблюдали за людским водоворотом на Малой Садовой улице
там же зашли в столовую (не «столовку») со старинной мебелью, приятным интерьером и вкусной выпечкой
Желудок доволен, мы тоже, а глаза распахнуты для красоты. Была уверена, что тюльпаны в июне уже отцветают?
Сколько раз я мерила шагами прямой, как стрела, проспект, протянувшийся от Адмиралтейства до площади Восстания? По образному выражению классика — «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга», от себя добавлю — неизменно собирающая пеструю толпу, дефилирующую среди великолепных зданий, несущих отпечаток имперского шика
Прекрасные фасады притягивают взгляд всех прогуливающихся, а любопытные экскурсанты задаются вопросом: «что там внутри?» На Аничковом мосту — толчея «селфистов» рядом со скульптурами Клодта
А вот прекрасный вид на Фонтанку не так сильно примагничивает туристов, гуляющих по Невскому, как Диоскуры. Такое ощущение, что народ, высыпавший на улицы Петербурга в начале лета, призрел пандемические запреты, и словно с цепи сорвался, пустившись во все тяжкие
Нежно-розовый дворец. Белосельских-Белозерских, пышный как свадебный торт, невозможно не заметить, остановившись на Аничковом мосту
В отделке его фасадов задействован весь арсенал необарокко — полукруглые фронтоны, наличники, овальные окна, фигуры атлантов. И современники были им очарованы, называя «совершенством» дворец, построенный в 1848 году по проекту популярного в то время архитектора А. И. Штакеншнейдера, ставший последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке
Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе. В конце XIX века дворец перешел во владение сына императора Александра II — великого князя Сергея Александровича по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (соучастнику убийства Григория Распутина). После убийства Распутина заговорщики были подвергнуты домашнему аресту, и дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова. Если фасад столь хорош, то и внутри должна быть соответствующая атмосфера аристократического шика? Надо бы проверить! Мужу все эти интерьеры после только что состоявшейся экскурсии по Инженерному замку показались перебором — его манили каналы и невские просторы
А так как компромисс — наше все в семейных отношениях, то каждый волен идти туда, куда хочет. При этом договариваемся, что встретимся через полтора часа у входа во дворец, где я намеревалась рассмотреть убранство залов. На том и разошлись. Купив билет на экскурсию, которая должна была начаться через час, звоню своей половинке, чтобы перенести время встречи. Но куда там — по всей видимости, его телефон разрядился. Для чего я все это пишу? Вопрос, конечно, интересный! Просто захотелось пропеть оду восхищения петербургскому полицейскому (в последнее время претензий к ним стало слишком много), которого я заприметила стоящим на дежурстве возле пересечения Невского и набережной Фонтанки, вблизи от массивной старинной двери — входа в прекрасное здание дворца. Невозможность соблюсти договоренность создает внутреннее напряжение. Но не отменять же из-за этого экскурсию? Чтобы заполнить возникшую паузу, прогуляюсь-ка я по набережной Фонтанки, выискивая интересные здания. Например, это — с чудесным воротами, ажурной решеткой, внутренним двориком
Айфон на заданный вопрос отвечает, что это особняк графини Н. Ф. Карловой — сейчас там располагается библиотека. Это старинное здание со свой историей, культурными традициями, и по нему можно совершить бесплатную экскурсию или же записаться на специальную — с рассказом. Собственно меня в этой ситуации больше заинтересовал дворик с уютной скамейкой под роскошной кроной
Вот оно, мое спасение! Попрошу, пожалуй, того самого полицейского, стоящего рядом с дворцом, чтобы направил моего муженька на скамеечку под густой тенью (женская изворотливость в действии). Полицейский, на удивление, оказался сговорчивым и откликнулся на просьбу передать мужу, чтобы ждал меня во дворе дома № 46. Страж порядка отнесся к заданию не формально и спросил про особые приметы человека, который займет позу ожидания возле входа во дворец (в чем одет, сколько лет, как звать). Представляете — все сработало — встреча по спонтанной схеме во дворе дома графини Карловой состоялась. Случай с полицейским произвел на меня не меньшее впечатление, чем сама экскурсия, оставившая двоякое ощущение. Несмотря на обстоятельный рассказ экскурсовода, многие фрагменты были размыты, так как в тот день собрали чрезмерно большую, плохо организованную группу, и возникало много помех. Представляете современную тенденцию фотографироваться в аристократическом антураже парадных залов? Пришлось сдерживать себя, чтобы не разгневаться. Мой совет: если хотите посмотреть интерьеры дворца — покупайте билет на концерт. Концертный зал на 400 мест — истинное украшение дворца — уютен, изыскан, акустику хвалят, и убранство попутно можно будет рассмотреть. Стоит отметить, что подлинные интерьеры аристократического «гнездышка» находятся в прекрасной сохранности. Во время экскурсии нам показали парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый (бывшая библиотека), использовавшийся и как малый концертный зал; Картинную галерею; Парадную столовую; Бежевую гостиную, Зеркальный (бальный) зал; Золотую Малиновую гостиную. Очень огорчил тот факт, что в двух залах существует запрет на фотографирование. Бежевая (Белая) и Малиновая гостиная, выходящие окнами на Фонтанку, сейчас принадлежат петербургскому филиалу ЗАО «Первый канал», наделенному исключительным правом на любые съемки. Самое лакомое прихватили, слов нет. Малиновая гостиная очень хороша — стены в ней обиты малиново-серебристым штофом, люстра шикарная, золоченое зеркало, и вся сохраненная обстановка соответствует представлению о роскоши
Широкая парадная лестница, украшенная ажурными коваными перилами с вензелями владельцев дома и канделябрами, ведет на второй этаж
Балюстрада парадной лестницы сама просится в объектив, но издержки организованных экскурсий — неуправляемая скученность экскурсантов — обратили кадры в брак, к сожалению
Кариатиды и скульптуры из гипса, поддерживающие позолоченные канделябры. В ажурной решётке перил — изящные вензеля из инициалов владельца. Зеркало поразительной красоты
Стоя на втором этаже возле дверей, ведущих в гостиную, хозяйка дома могла рассмотреть гостей, поднимающихся по лестнице. Парадная столовая и парадная гостиная открывают галерею залов второго этажа, украшенных разнообразными видами лепнины — стенной и потолочной. Князь Эспер Белосельский-Белозерский был ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Ему совместно с архитектором принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV. Роскошные мраморные камины с рельефными узорами, позолоченные рамы зеркал, стеновые живописные панно, лепнина и мебель — все было выполнено по высшему разряду, соответствовавшему той эпохе. Что-то дошло и до наших дней
Также здесь можно рассмотреть живописные украшения интерьеров — французские полотна XVIII века
Они все подобраны таким образом, чтобы возбуждать, в том числе и аппетит, как никак это Парадная столовая
Амуры с фруктами, мифологические сюжеты удачно вписались в нежно-голубые стены, а белоснежная лепнина превращает зал в воздушное облако
Камин в прекрасной сохранности
Из Парадной столовой переходим в бывшую Картинную галерею, сейчас исполняющую функцию фойе. В прежние времена собрание живописи было велико, картины украшали стены цвета «увядшей розы»
Нам достались лишь настенные вмонтированные полотна над дверными проемами — картина «Похищение Елены Троянской» из собрания А. М. Белозерского
Светильник, поражающий воображение
Из окна можно сфотографировать Невский проспект
Встроенные скульптуры-кариатиды — «поддерживающие» потолок. Скульптор Йенсен, работавший над дворцовыми атлантами и кариатидами, весьма своеобразно представлял себе «тяжесть» их «ноши». Фигуры статуй — «мужчин» выражают удивительное напряжение, в то же время женские статуи (кариатиды) казалось бы, тяжести вовсе не чувствуют — их лица светлы и спокойны
Во время приемов хозяева в этом помещении расставляли карточные столы, чтобы те, кто не танцует, могли насладиться игрой
А кто хотел танцевать, отправлялся в Зеркальный (бальный) зал — сердце дворца. Стоит сказать, что князь Эспер Белосельский-Белозерский, сделавший архитектурный заказ убранства дворца, до его воплощения не дожил. Его вдова, повторно выйдя замуж за князя Василия Кочубея и переехав на Литейный, стала использовать дворец на Невском для светских вечеринок и балов. Из-за соседства с императорским Аничковым дворцом на балы, в нем устраиваемые, часто наведывались царские особы. Супруга Александра III — Мария Федоровна обожала танцевать во дворце. Пока императрица танцевала (а танцевала она до ухода последнего музыканта), император отлично проводил время, играя в вист. Пожелав завершить бал, император вызывал к себе по одному под благовидным предлогом музыкантов из оркестра. Вскоре оказывалось, что играть уже некому — только тогда император мог убедить супругу покинуть дворец
Известен зал и музыкальными вечерами. В его стенах выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн, пела Александра Панаева, а в качестве слушателя присутствовал П. И. Чайковский. Названием зал мятно-зеленого цвета (таким он был всегда) обязан трем зеркалам, расположенным на левой (со стороны входа) стене. Зеркала изготовлены из цельных пластин серебра и имели название «лицеприятные», так как придавали лицу смотрящегося симпатичный персиковый оттенок. Три окна по правой стороне выходят на Невский и формой повторяют зеркала. Потолок украшен массивными люстрами, частично бронзовыми, частично из папье-маше, дабы избежать воздействия на потолок непомерной тяжестью
Никогда бы не подумала, что центральная люстра в зале в отличии от четырёх малых бронзовых люстр выполнена из папье-маше. Пока экскурсовод нам рассказывала, Зеркальный зал готовили к вечернему концерту
Я посокрушалась, что не смогу послушать здесь классическую музыку, так как на вечер были другие планы. Дубовый зал (библиотека) — библиотека князя Сергея Александровича
В 1884 году дворцу суждено было стать подарком на бракосочетание великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Гессен-Дармштадской (Елизаветы Федоровны). С тех пор у дворца появляется новое название — Сергиевский, а новые владельцы начали осуществлять переделку некоторых дворцовых помещений. Прежде, чем стать библиотекой зал служил домашним театром Белозерских, где в свое время проходила премьера «Горя от ума»
Главное украшение этой комнаты — панели из массива дерева со встроенными книжными шкафами. Зал имеет второй ярус с резными перилами и маленьким балконом
Зал Библиотеки примечателен и потолочной отделкой — гипсовым «кружевом» в виде сетки и шикарная люстра, которую венчает двуглавый орел
«Изюминка» помещения — резной мраморный камин
Витражи — это особая гордость дворца, дошедшая до наших дней
Во дворце Белосельских-Белозерских, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само «лунное» стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду, отсылая к традиции принятых на Руси слюдяных окон. Жаль не все сохранились после ВОВ, но нам показали, на что стоит обратить внимание
Эта вставочка-украшение уцелела после всех случившихся исторических перипетий. Из окна фотографируем Невский проспект
В период Первой Мировой войны Дмитрий Павлович отдал дворец в распоряжение Англо-Русского военного госпиталя относящегося к Британскому Красному кресту