Началось всё просто. В ФБ свалилась реклама фестиваля, я заинтересовалась, прочитала программу, в которой значились выступления реконструкторов, средневековые танцы, мастер-классы, исторические лекции, массовые игры, ярмарки, вечерний концерт, файер шоу. И все это — на замечательной территории архитектурно-этнографического музея под открытым небом Василёво.
3
Мне всё это понравилось, тем более, ехать нам недалеко, и я «побежала» бронировать отель.
Музей «Василёво» — один из многих на территории нашей страны музеев деревянного зодчества, куда привозят дома, часовенки, храмы и другие постройки, характерные для данной местности и где можно ознакомится с бытом и жизнью людей на данной территории в незапамятные времена.
6
Часовня Успения Божьей Матери
Обычно такие музеи охватывают период 19- нач. 20 вв. Я еще чуть позже вернусь к интересным объектам музея. Ну, а музей «Василёво» уникален тем, что на его территории находится стометровый пятиарочный валунный мост через Васильевский ручей(его еще называют Чертовым мостом). Это удивительное сооружение построено в конце 18 века знаменитым архитектором Николаем Александровичем Львовым.
Пара слов об этом человеке из Википедии: «родился 4 мая 1753 г. в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка, ныне Тверской области, скончался 22 декабря 1803 в Москве. Является одним из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант.
Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге и окрестностях; как автор соборов — Борисоглебского в Торжке (1785−1796) и святого Иосифа в Могилёве (сооруженного в память встречи Екатерины II с императором Иосифом II, собор был взорван в 1938 году), усадебных комплексов в Тверской, Новгородской и Московской губерниях.»
Внешняя кладка моста построена без какого-либо крепежа или сцепляющего материала: бетона или какого другого раствора, и держится только за счет законов физики. Все камни уложены таким хитрым образом, что сооружение не падает, мало того, были времена, когда по мосту ездили даже грузовики. Говорят, есть здесь краеугольный камень, без которого всё разрушится в одночасье.
6
кладка моста:
4
А на этой фотографии очень хорошо видно, что внутри моста еще есть ниши, довольно-таки просторные. Раньше там были хозяйственные помещения — жили утки в зимнее время, еще их использовали, возможно, как склад.
5
Мост «засветился» в нескольких фильмах. Например, в «Ночном дозоре», в сцене битвы двух сил — Тьмы и Света.
Что говорить, мост впечатляет. После знакомства и прогулки по нему, меня очень заинтересовало творчество Н. А. Львова, поэтому в мой список «must see» добавилась экскурсия «Каменное кольцо усадеб Львова».
Итак, мы прибыли в «Василёво», и заплатив 100 (!) рублей с человека, заходим на территорию, где нас встречают участники фестиваля.
1
Проходим по рядам коробейников-ярмарочников. Продают подходящие случаю товары: от платков и горшков до медовухи и кинжалов.
5
Чем ближе к гуще событий, тем градус настроения становится выше, заряжаешься от обстановки и людей вокруг положительной энергией, начинаешь предвкушать интересное времяпрепровождение. Причем есть еще один положительный момент — вокруг нет толп людей, которые часто сводят настроение на нет. Не знаю кого за это благодарить — Бога, пандемийные времена, прохладную погоду или устроителей фестиваля, которые смогли «развести» потоки. С другой стороны, мы так и не смогли поучаствовать ни в одном мастер классе, потому что всё было забито под завязку и на данный момент, и на следующие сеансы. А вариантов было много: печать по ткани — старинный промысел Тверской губернии, роспись по дереву, лепка из глины, изготовление текстильной куклы и кожаных браслетов, свечное дело. Стоимость варьировалась от 150 до 300 рублей.
4
3
Ну и плюнули, пошли дальше интересности искать.
Немного поднялись по склону и вышли к главной фестивальной площади-поляне. Посреди площади мы увидели огороженное поле. Ну, и мы как-то интуитивно пошли к этому полю, пристроились на загородочку, сложили под ноги рюкзачки.
По кругу расположились различные едальни. Тут тебе и первое, и второе, и компот. Про эту сторону праздника стоит написать отдельную «поэму». Надо сказать, что за спиной, в рюкзаках, у нас всегда есть перекус, но глаза наши разбежались. Тут продавали и гурьевскую кашу, и различные пасхальные куличи, фермерские сыры с травами и без трав, творог, молоко и кефир, остро пахло шашлыком. Ароматы смешивались, дразня обоняние. Всю эту различную снедь можно было запить квасом, сбитнем, киселем, чаем, медовухой, глинтвейном или пивом. Но самым нескромно выделяющимся и претендующим на звание королевского блюда был вот такой кабанчик (но мы к нему вернемся позже, тем более, что готовили его до вечера).
4
А на данном конкретном этапе решили попробовать пожарские котлеты. То блюдо, которым славится именно Торжокская земля.
4
Сели, поели, …и тут стал к заборчику подтягиваться народ, а на лужайку стройными рядами стали выходить добры мОлодцы.
3
Ведущий оповестил о начале выступления реконструкторов. Назывались и называются эти бои бугурт, т. е. «рыцарский турнир, в ходе которого две группы рыцарей, вооружённых затупленным оружием (копьями, либо другим турнирным арсеналом, как например: палица, меч, двуручный меч, топор, алебарда, или комбинацией, состоящей из одинаковых типов оружия) сражались друг против друга.
Отличие от средневекового бугурта заключается в том, что он может быть не только турнирной номинацией, но и моделированием реального сражения." (цитата из Википедии)
Участники боя встали по разные стороны поля и после команды стеной пошли друг на друга. Сначала молча и как бы нехотя стали наносить первые удары, потом распаляясь, били наотмашь, остервенело, яростно. В порыве схватки слышны были крики: «Мочи того толстого!», «Убью!»
4
6
Но очень быстро эта дикость угасла. Под тяжестью одежды, доспехов и физической нагрузки, воины стали задыхаться, уставать, заваливаться на травку — кто «убитым», а кто и просто от «нетбольшесилмоих».
4
5
Но есть и те, кто до последнего лупасит друг друга, дерется не на жизнь, а на смерть.
4
И вдруг настает тот момент, когда лежачих гораздо больше тех, кто на ногах, да и они качаются. Звучит финальное оповещение: «Бой окончен!»
6
Лично на меня эта реконструкция произвела большое впечатление, люди играют прям «взаправду».
Следующим номером программы объявили мастер-класс от фольклорно-этнографического коллектива «Гельвеция», и, конечно, мы побежали танцевать. Участники коллектива расположили желающих по кругу парами друг напротив друга, научили незамысловатым движениям. Внутренний круг перемещался в одну сторону, внешний — в другую. Средневековые танцы достаточно спокойны и размеренны, поэтому большинство быстро освоили нехитрую науку.
7
5
4
Если закончить тему как устроена главная поляна праздника, нельзя не упомянуть еще один очень интересный объект. За сценой «скрывается» пожарное депо 1912 года из Бежецкого района. В анфас депо сфотографировать было невозможно, так как сцена закрывает строение, поэтому только сбоку.
3
Зашли полюбопытничать. Оказывается, артисты используют здание как гримерную и костюмерную. Упс!
2
На противоположной стене находится стенд. Удивительно, как сохранилась эта фотография?! В такие моменты я всегда думаю о судьбах этих людей, в нелегкое время им выпало жить.
3
Но вернемся в день сегодняшний. Все активности и выступления проходят на и возле сцены, для зрителей перед сценой расположены лавочки, ну или в солнечную погоду можно приземлиться прямо на травку. Мы послушали музыкантов и посмотрели несколько выступлений артистов циркового жанра. Как когда-то в средневековье их бродячие коллеги, они показали свои умения.
2
3
2
3
Спасибо им большое за то, что занимаются очень полезным делом — пробуждают интерес к истории, передают опыт предыдущих поколений, несут в массы положительные эмоции и хорошее настроение, учат на фестивалях и площадках музеев вжиться в определенную историческую эпоху. Самые благодарные и искренние зрители — это, конечно, дети.
Кстати, среди артистов был совершенно замечательный шут. Он играл с малышами в догонялки. Им это очень нравилось. Пытались кормить травой.
5
2
Вообще на празднике можно встретить очень много колоритных персонажей и наблюдать за ними — отдельное удовольствие. Вот, пожалуйста, несколько портретов на эту тему:
1
4
4
4
4
1
1
4
3
3
На какой-то из заунывных песен решили прогуляться и полюбоваться красотами. На прилегающей территории ведется реконструкция, не везде ходить разрешено, но кого же это останавливает?
2
Не буду обманывать. Бродить по стройке и грязи — то еще удовольствие, поэтому прошлись «для галочки». Фото сделать тоже не особо получилось все по тем же причинам, поэтому решено было просто посидеть на солнышке на ступеньках старого амбара из Осташкова.
Под занавес нас ждал еще один бугур и огненное шоу. Пока ждали очередной тур, разговорились с молодыми людьми, которые следили за тем, чтобы зрители не подходили близко к месту боев, подравнивали загородку, держали ее кольями, отгоняли подальше особо любопытных, чтобы им нос не оторвали. Мальчишки оказались местными, учатся в училище, приходят на фестиваль немного подзаработать. Собирают и разбирают реквизит, сцену, палатки и т. д.
В сумерках бойня казалась еще более зловещей.
2
5
Народу полегло — тьма тьмущая, валялись бесхозные топоры и руки-ноги, ой, латы.
4
Впрочем, завершилось всё чинно, мирно, благородно. Участники боев побратались и устроили фотосессии: совместные и отдельно по клубам.
Ну, а мы решили занять места поближе к площадке, где готовилась заключительная часть фестивального дня — огненное шоу от клуба «S.A.G.A.». Многие скажут: «Что мы там не видали? В этих огненных шоу?», тем не менее, согласитесь, огонь всегда завораживает, и каким бы доморощенным и простеньким не было выступление, атмосфера таинственности и загадочности всегда присутствует.
5
Поскольку постепенно холодало (одевайтесь по погоде и берите теплые вещи), мы купили чай, и нам вообще стало хорошо — тепло и уютно. Пути Господни неисповедимы, и так получилось, что чай мы покупали там, где жарился кабанчик, и тот ли на волне фестивального всеобщего человеколюбия, то ли за красивые глаза, но нас угостили мясом. Кабанчик оказался вполне сносным, чуть жестковатым, что не удивительно, но аппетитным.
Смеркалось всё быстрее, поэтому решили выдвигаться ближе к парковке. Мимо оживающего лагеря участников (некоторые ночуют на территории музея в палатках) и, наоборот, замирающей торговли, мы спешили к выходу.
Но не помню уже, как почему мы остановились возле одной из палаток. Наверное, решили выпить по стаканчику глинтвейна и что называется зацепились языками с продавцами. Спросили друг у друга откуда приехали, как прошел день, потом разговор быстро перешел в формат «за жизнь». Оказывается, люди так и живут: ездят по фестивалям, выставкам, ярмаркам и продают лимонады-глинтвейны. Пребывают, так сказать, в вечном празднике. Ну это мы на тот момент так видели. На самом деле сложностей и трудностей хватает с лихвой, как в любом бизнесе. Я это всё к чему рассказываю? К тому, что и тут нас в результате стали угощать глинтвейном и каким-то другими настойками, ну и мы в долгу не остались, сбегали до машины, угостили своей настойкой. Могли бы еще долго прощаться, но водители наши стали нервничать. Наверное, тоже хотели настойки.
На этой чудесной ноте завершился фестиваль «Новоторжский рубеж». Но путешествие еще не закончилось. Впереди нас ждал вечер в кругу друзей с шашлыком, а на следующий день — славный город Торжок: экскурсия, прогулка, знакомство с местными рукодельницами. Надеюсь, вторую часть напишу. Засим откланиваюсь.
P. S.
1/ Закопали топор войны до следующего года.
2/ Хотелось бы еще там хоть раз побывать. Я, например, так и не поприсутствовала на лекциях.
3/ Что нужно бы исправить организаторам: безобразия с парковкой