Ипатьевская слобода — это район города, который находится за рекой Костромой. В этих местах издавна существовали две слободы: принадлежавшая Ипатьевскому монастырю Богословская слобода, появившаяся на рубеже XV–XVI веков, и принадлежавшая Богоявленскому монастырю Андреевская слобода, впервые упоминаемая в 1628 году. Слободой в те времена называли поселение, население которого было освобождено от местных повинностей. Жители там занимались обычно государственной службой. В слободе также жили монастырские работники — кузнецы, каменщики, иконописцы.
В середине XVII века царским указом было запрещено монастырям владеть городскими слободами. Ипатьевскому монастырю удалось доказать, что слобода находится не в городе, поэтому в состав Костромы Богоявленская и Андреевская слобода вошли только в 1931 году. Уже в наше время обе слободы объединили в микрорайон Ипатьевская слобода, название которому дал Ипатьевский монастырь.
От Сусанинской площади мы уехали автобусом, остановка за мостом через Кострому так и называется — «Ипатьевская слобода». Застроена слобода в основном деревянными домами в один-два этажа, кирпичных домов немного. Самые старые дома построены в середине XIX века, большинство в конце XIX — начале XX века, а часть домов уже в советское время.
Здесь тихо, узкие улочки, мало автомобилей, да и людей на улицах немного. Встретилась только оживленная группа школьников, бегущая в церковь.
На улице писателя Евгения Осетрова, куда мы свернули от остановки, находится церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Эта церковь построена на средства местного населения в 1681–1687 годах на месте деревянной церкви второй половины XVI века, уничтоженной пожаром.
У церкви пять небольших глав и шатровая колокольня. Храм трехапсидный, в XVIII веке к церкви пристроили два придела: во имя Николая Чудотворца и во имя Феодоровской иконы Божией Матери. После революции храм закрыли только в 1949 году, а в здании размещалась экспозиция Костромского историко-архитектурного музея. Вернули епархии здание только в 2005 году.
Главная достопримечательность церкви Иоанна Богослова — росписи, занимающие все пространство храма. Его расписывали жители Ипатьевской слободы. Фотографировать, как обычно, нельзя, но служительницам было не до нас, воспользовались моментом.
Как пишут на сайте «Памятники истории культуры Костромы»: Росписи стен имеют четыре сюжетных ряда и орнаментальную панель внизу. Первый ярус сверху — «Страсти Христовы»; второй — христологический, начинается с призвания апостолов; третий — «Акафист Богоматери» и в конце ряда — избранные святые; четвертый — деяния апостола Иоанна Богослова.
Церковная ограда — оригинальное произведение барокко. Она состоит из кирпичного основания, украшенного филенчатыми нишками, и стоящих на нем восьмигранных столбиков с красивыми коваными решетками.
Голубоглазая блондинка, охраняющая дом, отнеслась к нашему появлению индифферентно.
На территории Ипатьевской слободы находится Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода». Основная экспозиция находится ближе к Волге, за Ипатьевским монастырем, но на этот музей у нас времени не было.
Здесь же рядом с церковной оградой нам встретилась церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм, также входящая в состав музея.
Церковь построена около 1552 г. Это один из древнейших образцов русской архитектуры — ярусная пятиглавая церковь с подклетом. Ее привезли в 1960 году в Кострому из села Холм. К сожалению, висело объявление, что экспозиция временно закрыта. Пришлось подруге тянуть руку через забор.
Главная достопримечательность слободы, конечно, Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, ради него мы сюда и ехали. Это древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы, по преданию он был основан в 1330-х годах, а в письменных источниках впервые упоминается под 1435 годом. Существует несколько версий основания монастыря: и из легенд и преданий, и современных историков. Не хочу пересказывать, покажу, что мы увидели за монастырскими стенами.
Справа - Кузнечная башня, вдали - Пороховая башня
Главный вход в монастырь — Северные (Екатерининские) ворота в стиле барокко, построенные в северной крепостной стене в 1767 году, как парадные, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.
На высоком аттике ворот — мозаичная композиция «Гостеприимство Авраама», а над аркой размещается лепной картуш с монограммой Екатерины II.
Монастырский комплекс разделен на два «города». Увидеть можно только Старый город, территория которого относится к Церковному историко-археологическому музею. Новый город закрыт для посетителей, это братская территория.
Сразу за входом слева находится касса, где можно оплатить билеты на вход в монастырь. Если нужна экскурсия, придется сначала сходить в паломнический отдел ее заказать, а потом оплатить в этой же кассе. Мы заказали экскурсию, обошлось в 1150 рублей.
У ворот в стенах сделаны въезды в засенье — узкий внутренний коридор между монастырскими корпусами и стеной Старого города. В военное время оно могло служить дополнительным рубежом обороны, а в мирное время использовалось в хозяйственных целях.
Со стороны монастырской площади над аркой Екатерининских ворот на фронтоне в тимпане — рельефное изображение «Всевидящего Ока».
Справа от ворот находится Архимандричий (наместнический) корпус. Здесь жил игумен Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. Нижний этаж был построен во второй половине XVI века, а второй и третий этажи были надстроены уже в XVII веке.
Самое большое жилое здание монастыря — Архиерейский корпус, в его объеме — Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии. Вид здания изменялся в течение XVI–XIX веков, его перестраивали, так на территории монастыря в 1744 году разместился Архиерейский дом, и корпус приспособили под резиденцию архиерея.
Именно в Архиерейском корпусе в мае 1767 года императрица Екатерина II во время посещения Костромы пожаловала городу герб, которого у него не было. С тех пор на гербе Костромы — «на голубом поле галера под императорским штандартом».
Водяная башня построена в 1586–1590 годы на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Башня стоит недалеко от берега реки Костромы, возможно, поэтому существует предание, что из нее в сторону реки прорыт подземный ход, по которому защитники обители в случае осады могли пополнять запасы воды.
Главное здание монастыря, его архитектурный и духовный центр — Троицкий собор. Ранее здесь стоял каменный собор, построенный в 1590 году на деньги Д. И. Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова. «Годуновский» собор в 1649 году был разрушен взрывом хранившегося в подклете пороха.
Новый Троицкий собор построен в 1650–1652 годах при царе Алексее Михайловиче. Это собор — в московском стиле монастырских соборов середины XVII века: четырехстолпный, трехапсидный, увенчанный пятью главами на световом барабане. Он окружен с трех сторон двухъярусными галереями, выполняющими роль притвора.
Парадное крыльцо собора имеет форму беседки с восьмигранным шатром, опирающимся на четыре декорированных столба с двойными арками и висячими гирьками.
Лестница ведет на второй этаж западной галереи. Вот только там и удалось сфотографировать росписи. В соборе мы были с экскурсоводом, узнали много интересного, жаль, что все это быстро путается в массе информации.
Начинала Троицкий собор в 1654 году расписывать артель во главе с царским иконописцем Василием Запокровским, но из-за начавшейся страшной эпидемии чумы работы остановились на три десятилетия. Расписывать собор продолжила в 1685 году знаменитая артель костромских живописцев во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Грандиозную работу по росписи собора выполнили всего за три летних месяца.
Самое высокое сооружение монастыря — отдельно стоящая стенообразная звонница Троицкого собора. Звонница состоит из двух частей. Более старая, южная часть в стиле многопролетной аркады, построена в 1601–1604 годах на деньги Годуновых. В 1645–1646 годах с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром. Заказчиком был один из последних представителей рода Годуновых — боярин Алексей Никитич Годунов. В середине XIX века к звоннице пристроили с запада открытую галерею.
У звонницы стоит колокол с табличкой: «Вклад Дмитрия Ивановича Годунова в Ипатьевский монастырь». С Годуновыми в Ипатьевском монастыре многое связано, начиная с того, что по одной из версий, основателем монастыря является татарский мурза Чет, который после крещения принял имя Захария. От Чета-Захарии пошел род Годуновых. Все они были очень набожными, некоторые приняли монашеский постриг, в стенах монастыря были похоронены несколько поколений Годуновых.
Годуновы были щедрыми вкладчиками, вносили щедрые пожертвования, передавали монастырю земли. На их деньги построили мощные каменные монастырские стены с пятью башнями, возвели Троицкий собор, каменную звонницу и кельи. Благодаря заслугам Годуновых к концу XVI века монастырь имел значительное влияние в политической и духовной жизни средневековой Руси.
В бывшем здании Свечного завода развернута музейная экспозиция «Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь». Представленные в этой экспозиции шедевры церковного искусства XV—XVII вв. никогда не покидали монастырских стен.
Благодаря щедрым вкладам Годуновых ризница обители занимала достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. По художественной и материальной ценности вложенные шедевры не уступали царским вкладам в Кремлевские соборы и Троице-Сергиеву Лавру.
К Троицкому собору примыкает церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это воссозданный в наши дни храм, так как церковь, построенная в середине XIX века по проекту К. А. Тона на месте церкви XVI века, была разобрана после упразднения монастыря в 1930-е годы.
Квасная башня была возведена в 1586-90 годах на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых.
В центре монастырской территории в 1839 году установлена Мемориальная колонна. На табличках, установленных в нишах с четырех сторон, нанесена информация о знаменательных событиях и людях, оставивших след в истории монастыря.
Западные ворота, построенные в 1586–1590 годах на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города, с середины XVII века соединяют территорию Старого и Нового города.
Слева от ворот к стене Старого города примыкают Кельи над погребами. Это полностью сохранившиеся хозяйственные постройки. Первый этаж был возведен при Годуновых, это три изолированных полуподвальных погреба-ледника трехметровой глубины. Второй этаж — сушильни, его надстроили в 1732 году.
Самое нарядное здание в ансамбле Ипатьевского монастыря — Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). Здание построено в конце XVI века, как и многое другое, на средства Годуновых. Предполагают, что в нем располагались кельи для особо почитаемых гостей, богатых благотворителей обители. В 1613 году во время призвания на московский престол в этом здании жил молодой боярин Михаил Федорович Романов со своей матерью — инокиней Марфой.
«Царская лестница» на второй этаж была построена в середине XIX века, тогда же и стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Целью этой реставрации было превращение здания в царский дом, с этого времени его стали называть «Царскими чертогами». Интерьеры палат украшают изразцовые печи.
В палатах размещается экспозиция, посвященная царскому дому Романовых.
Здание слева от Екатерининских ворот — Братский корпус. Первый этаж был построен во второй половине XVI века на средства Годуновых, второй этаж надстроили спустя два столетия, в середине XVIII века. Братский корпус предназначался для проживания монахов Ипатьевского монастыря, к 1650 году их было уже около ста человек.
В этом здании и находится паломнический отдел, где нужно заказывать экскурсию по монастырю. Мы заказали и не пожалели, экскурсии проводят высококвалифицированные специалисты, было очень интересно: рассказали историю монастыря, о призвание на царский престол Михаила Романова, про то, что изображено на фресках в соборе, и многое другое.
Ипатьевский монастырь называют «колыбелью династии Романовых», так как 14 марта 1613 года в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, ставшего первым царем династии Романовых. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню.
Осмотрев монастырь, отправились в обратный путь. Напротив входа в монастырь располагается целый торговый городок. Здесь товары на любой вкус: лен, антиквариат, сыры, колбасы.
Можно зайти в Музей колбасы или пообедать в музее-трактире «Расстегай». Колбасу попробовали, но не оценили. Давно считаем, что лучшую колбасу делают в Нижневартовске.
Заглянули в Купеческое подворье, посмотрели на забавные сувениры. На этом прилавке не было ни одной одинаковой игрушки! Автор и хозяин сфотографировать сувениры разрешил, а вот сам от фотосессии отказался.
Рядом с монастырем можно остановиться в гостевом доме «Ипатьевская Слобода», сдаются и различные апартаменты.
Неподалеку от моста через Кострому стоит часовня «Царская Голгофа», построенная в 2013 году в память о мученической смерти последнего российского императора Николая II, его семьи и их слуг. Освящение закладного камня в фундамент часовни состоялось в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, 29 августа 2009 года. В него была вмонтирована капсула с землёй, привезённой из Ганиной Ямы под Екатеринбургом, куда отвезли тела расстрелянных в Ипатьевском доме.
Главное украшение часовни — бронзовая икона-барельеф «Царская Ипатьевская».
В обратный путь отправились по автомобильному мосту пешком. Этот мост, соединивший центральную часть города с Ипатьевской стороной, построен в 1986 году.
Цель похода — сфотографировать знаменитые виды Ипатьевского монастыря.
А это место впадения Костромы в Волгу.
С моста еще можно посмотреть на Костромскую ТЭЦ-1
и красивое здание бывшей Большой Костромской льняной мануфактуры. Это бывший «Дом труда» — общежитие на 1000 рабочих, построенное после 1895 года.
С видами монастыря не повезло, рябь на реке не давала идеальных отражений. Но это не главное! Мы увидели еще один интересный уголок Костромы и один из самых известных монастырей России.