Понятие народ, которое мы применяем к некой группе людей, имеет отличие от понятия племя.
Понятие народ, которое мы применяем к некой группе людей, имеет отличие от понятия племя.
Народ это общность людей, сумевших создать государственный строй. Племя (и народность) это люди, имеющие единый язык и культуру, своего государства создать не сумевшие.
Добавим к этому, страны тоже могут существовать на разных скоростях, однако понятие цивилизованная страна и нецивилизованная некорректно. Мы все вместе составляем цивилизацию.
Во время путешествия по Южной Эфиопии удалось пообщаться с Мурси и с Хаммерами. Остальные племена и народности промелькнули мимоходом.
Хотелось познакомиться с их культурой поглубже.
Но нельзя обнять необъятное.
Мы просто ехали по дороге, иногда останавливались и фотографировали.
В моём архиве сохранились интересные кадры, которыми я хочу поделиться с читателями.
Если Север Эфиопии интересен архитектурой, то Юг людьми.
Здесь живут представители разных племён.
В государство Эфиопия они попали относительно недавно.
Каждое племя придерживается своих традиций. Чаще всего межплеменные границы проходят по горам или по рекам.
Ни те ни другие на чужую территорию без нужды стараются не заходить.
В районе компактного проживания Консо люди заняты сельским хозяйством. Выращивают капусту «шифароу», хлопок и кукурузу.
Почти все земледельцы ходят с копьями.
В том числе женщины.
Дабы не напекло голову, мужчины носят панаму.
Дамы предпочитают двойные юбки светлого цвета.
Консо целый день работают в поле. В качестве еды берут с собой залитое в калебасу пиво.
Я сам не пробовал, но, как мне говорили, их густое пиво не пьянит и не расслабляет, а наоборот, придаёт силы.
Консо сумели покорить пространство и простор. Мы видели в горах что-то похожее на террасные огороды.
Запомнилась деревня Эрборе. Это совсем маленький народ с численностью не более 10 тыс. человек.
Обратите внимание на особый головной убор мужчины и на патриархальную винтовку. Соседи Эрборе давным-давно вооружены автоматами.
Название народа обозначает — земля быков. Эрборе занимаются скотоводством, принадлежат к группе омотик и имеют родственные связи с Консо. Ту деревню, где мы останавливались, могу смело назвать потёмкинской…
И тем не менее забавны дети, разукрашивающие лицо и грудь пятнами.
Обаятельны их сисястые дамы, не комплексующие топлес.
По легенде, один из жрецов Эрборе поднялся на небо, где дрался со злыми духами и победил. Соседи стараются с Эрборе не конфликтовать. Их жрецов многие боятся.
Проезжая через земли Цамай, мы встретили на дороге возвращавшихся домой женщин.
У Цамай слабый пол занимается земледелием, сильный скотоводством.
На фоне соседей их женщины выделяются большим количеством украшений из бисера. Я даже не пожалел два быра и одну красотку сфотографировал.
В городке Джимека интересно наблюдать как три народа Цамай, Бенна и Хаммер приходят на базар и торгуют между собой.
Если попадёте сюда, знайте — самый ходовой товар маленькое зеркальце. Девушки обожают себя рассматривать.
Что касается сувениров, по эфиопским меркам они вполне обычны. Впрочем, тут всё условно…
Бенна - народ родственный Хаммерам.
Их даже часто называют Хаммер-Бенна.
В отличие от Хаммеров Бенна практикуют земледелие.
Если про ужасные зубы, которые в этих краях вылечить сложно, я уже писал, то про «зеркала души» нет.
В воздухе стоит постоянная пыль, проникающая в глаза. Конъюктевит и прочие глазные болезни обычное дело.
У Бенна, как и у соседей, люди старше 45 лет встречаются не часто.
Ещё один народ, с которым я мимоходом познакомился, называется Цамай (Цемай).
По рассказам Андома, у Цамай жениха для дочери выбирают родители.
Её мнения никто не спрашивает.
Если другая сторона согласна, родители договариваются о калыме.
Племенное сообщество построено вокруг возрастной системы, где фигурируют четыре группы, в каждую из которых юноши и мужчины при помощи обрядов переходят раз в десять лет.
В последние годы многие Цамай приняли ислам.
И тем не менее традиции в их среде по прежнему сильны.
Украшая себя бисером, мужчины и женщины предпочитают синий и красный цвет.
Из головы полностью выпало, к какому племени принадлежали мальчишки на ходулях. По словам гида, ребята много лет именно таким образом клянчат деньги у туристов.
Зато надолго запомнилась одна неприметная деревенька Бенна.
Спускаемся в низину. Чувствуется влажность. Начинают мелькать размазанные в белый цвет голые дети и мужики. Точнее, если человек намазан, значит — одет. Краской служит сок дерева фиворти.
Это светло-зеленое дерево всегда имеет один чёрный сухой сучок. Растёт в местах, где бывает лихорадка. Аборигены, используя краску, защищают себя, и особенно детей, от болезни.
Их женщины агрессивны. Я сфотографировал горы и быстро побежал к машине, мы очень спешили. Вдруг слышу дикий крик, дорогу перегораживают бабы с камнями в руках и требуют два быра.
Злые и нервные они посчитали, что я снимал их хижину. Дабы не навлекать неприятностей, пришлось заплатить. Деньги это пустяк. Самое главное в таких путешествиях — вернуться домой живым и здоровым!
P. S. В качестве сувениров я привёз домой эфиопскую табуретку, два железных хаммеровских полукольца и ошейник. Плюс, ддабы не отсчитывать сдачу, мне всучили кусок затвердевшей смолы, перемешанной с чем-то.
Когда я спрашивал о его предназначении, продавец объяснил, если дома сдохнет крыса и начнёт вонять, нужно поджечь смолу и обойти помещение. Это отобьёт запах.
Эфиопская табуретка в своё время пригодилась, а смола так и лежит на полке невостребованной. Поджигать не пробовал, а выбросить жалко.