Выборг-русский островок Европы (часть 1 -я)
Выборг-русский островок Европы (часть 2-я)
Этим рассказом я завершаю нашу почти двухдневную прогулку по Выборгу, городу, создающему впечатление нахождения в одном из исторических городов где-то в Европе. Что удивительно, то название города — Выборг за всю его историю ни разу не переименовывалось. Только в 20-м веке, когда город принадлежал Финляндии, его название носило финскую форму — Viipuri.
В этот рассказ вошли прогулки двух дней. И если в первый день мы с Кирюсей гуляли вдвоем по более-менее приемлемой погоде, то во второй день я была просто вынуждена оставить малышку одну в номере отеля дорисовывать замок, с ее согласия, конечно, а сама отправилась ненадолго по дождю досматривать исторический Выборг.
Помните, в предыдущем своем путеводителе по Выборгу я показывала интересное здание с необычным названием «Чертова Церковь»? Рядом с ним на улице Краснофлотская, 4 построены современные апартаменты LINNA с старинном стиле.
Здесь и башенки и яркие, правда не черепичные, а всего лишь металлические крыши и вид с верхних этажей на исторический Выборг. Кстати на Booking его рейтинг близок к 10 баллам.
От отеля до Рыночной площади можно прогуляться по небольшому, но очень уютному Прогонному скверу, недавно отреставрированному по программе «Формирование комфортной городской среды».
Находясь на Рыночной площади, не могу не уточнить, что она является элементом редко встречающегося в градостроительстве каскада из трех близлежащих площадей: Соборной, Театральной и собственно Рыночной.
Прогуляемся по их окрестностям и изучим интересные сооружения.
Рядом с Рынком на улице Прогонный вал, 19, высится темное и немного даже мрачноватое здание, построенное для одной из семей, история которой неразрывно связана с Выборгом с 1595 года, когда Теслеффы перебрались сюда из Любека. Дом, фасад которого облицован горшечным камнем серого цвета, был возведен по заказу архитектора Фредерика Теслеффа по проекту архитекторов Класа Гульдена и Вальтера Тома в 1909–1910 — м годах.
На пересечении Рыночной площади и проспекта Ленина, 2 привлекает внимание красивое трехэтажное здание Банка Финляндии.
Оно построено из красного кирпича в 1910-м году по проекту известного архитектора, академика Густава Нюстрема в стиле неоготики и северного модерна и прекрасно вписалось в общую застройку площади. На первом этаже был размещен операционный зал, а второй этаж отводился под жилые помещения управляющему отделением банка. В начале 21 века в здании разместилась Администрация Выборгского района.
Проспект Ленина примыкает к парку Эспланада, где создана специальная зона для фотографий со Средневековыми рыцарями.
А мы через парк отправляемся к Театральной площади, к единственному сохранившемуся в городе лютеранскому храму Святых Петра и Павла.
Разрешение на строительство собора для немецко-шведского прихода было выдано императрицей Екатериной II в. период ее визита в Выборг. В создании проекта участвовали два архитектора: Иоганн Брокман и известный петербургский архитектор Фридрих Фельтен.
Средства на возведение собора были собраны в лютеранских общинах Нарвы, Риги, Петербурга и Ревеля. Возведение собора в стиле неоклассицизма началось в 1793 году, а закончилось в 1799 году при императоре Павле I.
С 1940-го года службы в соборе были прекращены, а здание использовалось клубом, затем в нем был склад, в дальнейшем клуб военных моряков. В 1989 году в городе вновь была создана лютеранская община и через два года собор был передан ей. После проведенного капитального ремонта внешний вид собора остался прежнем, чего не скажешь об внутреннем убранстве, полностью утраченном.
Рядом с храмом в 2009 году был установлен памятник основателю финской письменности Микаэлю Агриголе, утраченный в годы войны.
Перед входом в храм установлен фонтан, на гранитных камнях которого стоит фигура такого же гранитного медведя.
Недалеко от собора на пересечении улиц Крепостной и Пионерской в августе 2018 года установлен памятник Выборгскому трамваю. Трамвайная история Выборга началась в 1912-м году и яркие желтые вагончики курсировали по историческому городу вплоть до 1957 года.
Вагончик — это копия настоящего вагона шведской фирмы «Asea», бегавшего по городу в начале 20 века. Рельсы же под вагоном самые настоящие, старинные и взяты они в бывшем трамвайном депо. Внутри вагончика устроено небольшое кафе, рядом стоит фигура кондуктора, а сзади вагончика примостился «зайчик» — безбилетный пассажир.
Напротив вагончика по улице Пионерской 2 находится старинное двухэтажное здание бывшего Объединенного Финляндского банка, построенное в 1898–1904 годах по проекту архитектора Густава Нюстрёма. Банк стал первым коммерческим банком, утвержденным в финляндском княжестве в 1862 — м году.
Здание, возведенное в стиле северного модерна и неоренессанса, является памятником архитектуры регионального значения.
Рядом находится еще одно здание, принадлежащее банковской системе: Объединенный банк Северных стран, построенное в 1900-м году по проекту архитектора Аспелина.
Время между тем приближалось к 15 часам, нам пора было заселиться в отель, перекусить и немного отдохнуть, поэтому мы и пошагали по проспекту Ленина, одновременно рассматривая красивые здания и их детали.
Дом с магазинами, постройки 2 половины 19 века по проекту архитектора Санделя. Памятник архитектуры.
На проспекте Ленина 6 обращает на себя внимание красивый жилой дом, фасады которого покрыты шероховатой штукатуркой приятного зелено — мятного цвета.
Построен этот типичный образец национального романтизма в 1903 году по проекту архитектора Аллана Шульмана по заказу выборгского купца Демьяна Маркеловича Маркелова. Каждая квартира в этом доме занимала целый этаж, Цокольный этаж дома облицован гранитом, а на двух эркерах установлены фигурки медведей. Дом является памятником архитектуры регионального значения.
Следующее опять же не в меру мрачноватое здание по проспекту Ленина 8-А было построено в стиле национального романтизма 1901 году для Национального акционерного банка Финляндии по проекту архитекторов Густава Нюстрема и Вилхо Пенттиля. После русско-финляндской войны здание было частично восстановлено с утратой первоначального облика. Множественные декоративные детали сохранились, на углу красивый герб — это дань шведско-финскому прошлому города. Сейчас дом приспособлен под жилой, на первом же этаже расположились некоторые службы, даже частный детский сад.
На пересечении проспектов Ленина и Ленинградского сквозь ветки деревьев парка Эспланада просматривалось красивое историческое сооружение.
Первый деревянный ресторан «Эспланад — павильон» на этом месте был возведен в 1890-м году по проекту архитектора Йохана Бломквиста и финны сразу же прозвали его сокращенно и более нежно, по домашнему — «Эспиля».
В последующие годы здание достраивали, перестраивали, но после русско-финской войны оно было утрачено. Хозяин же заведения, вынужденный покинуть эти территории, открыл аналогичный ресторан в Хельсинки, который просуществовал в столице Финляндии до 1990- х годов. В современное время возникла идея построить на прежнем месте воссозданный ресторан с увеличением посадочных мест. Проектом занималась архитектор Логашева и в 2016-м году ресторан «Эспиля» открыл двери для своего первого посетителя. А ею была 92-летняя Эльзе Сеппя, вдова последнего финского владельца ресторана.
Около 17 часов вечера мы вновь продолжили прогулку по проспекту Ленина и под номером 16 привлек внимание высокий, даже изящный дом, построенный в стиле модерн 1910-м году для купца Конконена по проекту архитектора Уотила.
Затем мы собрались перейти проспект Ленина и отправиться в парк Эспланада, как внимание привлекла музыка. Мы прошли немного вперед и оказались на…. Красной площади, а на ней шла репетиция празднования Дня Победы.
Поднялся нешуточный ветер, разгоняя мрачные облака, но надежды на улучшение погоды все же не было.
В прошлые века на площади находился старинный колодец и в 1599 году по приказу короля Карла 9 у его основания была произведена казнь свергнутого им короля Сигизмунда. С тех пор площадь стали называть «Площадь красного колодца»
До середины 20 века на площади велась торговля, в советские времена на ней проходили различные парады, а в настоящее время разные массовые праздничные мероприятия.
Теперь нам ничего не мешало отправиться дальше на прогулку и первое, что мы увидели в городском парке — это изящная 3,5 метровая бронзовая скульптура Лося, созданная скульптором Юсси Мянтюненом и установленная здесь в 1928 году. Это был период, когда Финляндия изображалась в виде лося, который стал символом Выборга и в настоящее время его изображение встречается на сувенирах и открытках.
Далее идем исследовать сквер. Это значимое и историческое место для жителей города.
В 1891 году на этом месте по проекту архитектора Эдуарда Диппеля началось строительство Кафедрального собора для финской общины. Величественный собор в неоготическом стиле вмещавший 1800 прихожан был освящен в 1893 году. Но во время бомбежек в период русско-финской войны собор получил значительные разрушения. Не смотря на внесение его в список ценных архитектурных объектов, в 50-е годы благородные руины некогда красивейшего собора были взорваны и разобраны, а на их мете установлена статуя Сталина.
Под верхним слоем сквера так и находятся фундамент и подвал собора. Возможно настанут времена и красивый собор вновь устремит свой длинный шпиль в мирное голубое небо.
Окнами в парк (кстати бывший парк им. Ленина) смотрит недавно отреставрированное трехэтажное здание, бывшая начальная школа, построенная в 1884–1886 годах в стиле итальянского Возрождения по проекту финского архитектора Франса Шёстрема. После русско-финской войны в здании разместился Дом офицеров, но Вторая мировая здание не пощадила — сначала оно было разрушено, а затем в нем случился пожар. Лишь к 1967 году здание было восстановлено и в нем открыли крупнейшее заведение аналогичных структур- Дворец культуры имени 50-летия октября. В настоящее время в здании располагается множество различных кружков и клубов по интересам для людей разного возраста.
Рядом с Дворцом Культуры находится еще одно историческое здание, которому в годы войны повезло больше — оно практически не было разрушено — Выборгский почтамт.
Построенное в 1914-м году по проекту архитектора Жака Аренберга здание Главпочтамта и поныне сохранилось в своем первозданном виде и используется по своему прямому назначению.
Напротив сквера, по улице Крепостной, в хорошем состоянии находятся еще два исторических здания.
Главный фасад дома, построенного в 1890-м году для предпринимателя, промышленника и владельца кирпичного завода Андерса Виклунда как раз и выходил на городской парк и на вскоре построенный новый Кафедральный собор.
Многоэтажный дом был построен в стиле неоренессанса по проекту зятя Виклунда — архитектора Леандера Иконена, судьба которого закончилась трагически — в 1918 году он был расстрелян.
Рядом находится особняк, построенный в 1891 году по проекту архитектора Йохана Аренберга в стиле итальянского ренессанса для губернатора Выборгской губернии. Несмотря ни на что, здание сохранило свой первоначальный облик и в настоящее время в нем располагается Совет депутатов.
Далее мы прошли квартал по Крепостной улице и повернув налево, зашагали по Ленинградскому проспекту- словно что-то вело меня именно в эту сторону. Так и есть — на пересечении с улицей Выборгской я увидела совершенно потрясающий дом и все, зависла надолго рассматривая и фотографируя детали.
Видно, что Доходный дом, построенный в 1907 году для акционерного общества «Пеликан» совсем недавно отреставрирован. Архитектор Бруно Герхард Сольберг постарался разнообразить фасады множеством всевозможных деталей, разных оконных проемов, лепнины. Дом включен в список памятников архитектуры города.
Напротив дома с привеликой радости Кирюси находилась детская площадка, куда мы быстренько и отправились.
Пока ребенок резвился, я и для себя нашла занятие.
На невысоком валу когда-то находилась выборгская крепость, прикрывавшая город со стороны Финского залива, названная «Рогатой». В настоящее время от нее остался лишь единственный сохранившийся бастион «Панцерлакс.
На самом же валу в 1930-м году по проекту архитектора Ульберга был было построено здание в стиле конструктивизма для размещения в нем художественной школы и музея изящных искусств Выборга. После реконструкции и реставрации здания в 2010-м году в нем был открыт выставочный центр Эрмитаж — Выборг и Детская школа искусств.
Времени на посещения центра у нас уже не было, но зато я с удовольствием осмотрела организованную рядом в августе 2020 — го года экспозицию «Гранитные колонны из Выборгского залива».
В 18 веке в каменоломнях на полуострове Сторжок началась добыча розового гранита, используемого для строительства многих дворцов и храмов Петербурга. В Северную столицу огромные гранитные заготовки, отколотые от скал мастерами — умельцами вручную, доставлялись на баркасах. В начале 19 века баркас, с погруженной на него партией из двух 10-метровых колонн, предположительно для колонн Казанского собора попал в непогоду и был выброшен на мель. Затонувшие всего лишь в 50-ти метрах от берега колонны весом 45 тонн каждая давно заинтересовали подводных археологов, но лишь сейчас появилась возможность достать их.
В музее так же находятся и деревянные фрагменты затонувшего судна.
И вдруг закапал дождь, мелкий, редкий, но тем не менее противный и нам пришлось спешно покинуть и качели, и интересный музей. Надеясь на его прекращение, мы отправились в отель по улице Ладанова, чтобы успеть посмотреть расположенные на ней достопримечательности.
Огромный комплекс из двух училищ разместился на Соборной площади на целый квартал между улицами Выборгская и Крепостная.
Здание русской мужской гимназии, выборгское начальное училище памяти графини Гейден, супруги финляндского генерал-губернатора известной своей благотворительностью было построено в 1894-м году на беспроцентную ссуду, выделенную по велению императора Александра III. Проект здания в русском стиле выполнил архитектор Иконен. Реставрированное в послевоенные годы, училище сохранило свой первоначальный внешний облик и по сей день используется в образовательных целях- в настоящее время в нем находится школа № 1.
Рядом с бывшей гимназией находится бывшее Реальное училище, открытое в 1882 году среднее общеобразовательное заведение, действовавшее по 1918 годы в котором в те годы учились только мальчики.
Центральное место на Соборной площади занимает Спасо-Преображенский собор, заложенный по указу императрицы Екатерины II, ехавшей на переговоры со шведским королем Густавом III и посетившей Выборг.
В ее свите находился Николай Александрович Львов, уже известный к тому времени петербургский архитектор, всесторонне одаренный человек, поэт, музыкант, гравер. Ему и было поручено выполнить эскизный проект новой русской церкви в Выборге.
Через три года после этого, в 1787 году архитектор Брокман, используя все рекомендации Львова и лишь уменьшив размер создал проект храма. Храм строился долго, в нем постоянно что-то видоизменяли и перестраивали и лишь в 1817-м году он был освящен. В 1892-м году после учреждения Выборгской епархии Спасо-Преображенский собор стал Кафедральным.
Напротив храма находится красивое голубое здание Высшего суда, (или Дворец Наместника) построенное в 1784–1799 годах в стиле классицизма по проекту архитектора Шпекле. После Революции в этом самом старом здании площади размещалась школа, а с 2014-м года в нем располагается Епархиальное управление.
Вообще застройка Соборной площади — это яркий пример влияния петербургской школы зодчества на архитектуру Выборга конца 18 начала 19 веков.
Вот и все, закончились мои рассказы о нашей поездке в такой замечательный и не сравнимый ни с каким городом России Выборг. Надеюсь мои материалы помогут кому-нибудь построить маршрут по городу. Напоследок слайд из еще нескольких фото.