«Кто-то считал дни до конца пути. Кто-то знал, что жизнь в дороге — лучшая из возможных жизней»
«Кто-то считал дни до конца пути. Кто-то знал, что жизнь в дороге — лучшая из возможных жизней»
Предыдущие 4 дня мы посвятили Лахору, Исламабаду и крепости Рохтас. Наступил пятый день, который ушёл на переезд в маленький городок Бешам.
Отъехав от столицы километров 35–40 км мы сделали первую, достопримечательную остановку в Таксиле. Здесь нам предстояло знакомство с местом паломничества и силы для буддистов.
Таксила является архитектурным наследием ЮНЕСКО, где в результате многочисленных раскопок на территории 25-ти кв. км были найдены следы цивилизации от 600 года до н.э. до 500 года нашей эры.
Под открытым небом и в музее можно увидеть около 4000 объектов, рассказывающих о культуре персов, греков, скифов, парфянов и кушанов.
Строительство музея Таксила началось в 1918 году, его фундамент был заложен лордом Челмсфордом, вице-королем Индии в 1918 году. Строительство было завершено в 1928 году.
С данного музея мы как раз и начали.
Это был наш третий по счёту музей в Пакистане и он же стал последним. Мы были тут 7 мая, а с 8 по 16 мая в стране из-за карантина окончательно закрыли все подобные заведения. Так что нам повезло.
Хотя и этих трёх, лично мне, хватило сполна. Сфотографировал сотни различных экспонатов. Съёмка была везде разрешена.
Музей реально интересный. В его витринах хранится обширная коллекция гандхарского искусства. Большинство предметов было извлечено из руин древней Таксилы. В первой заметке вы могли видеть знаменитый лахорский экспонат «Голодающий Будда из Гандхары». Его нашли именно в Таксиле.
Все экспонаты представляющие буддийскую, индуистскую и джайнскую религии обнаружены в нескольких близлежащих древних городах и более чем в двух десятках буддийских ступ, монастырей и храмов в регионе.
Таксила это обобщенное название юнесковского объекта. В него, помимо четырёх поселений в Бхире, Сараикале, Сиркапе и Сирсухе, входит 18 памятников и других исторических достопримечательностей в этом районе.
Очень понравились руины буддиского монастыря Джаулиан, который датируется вторым веком нашей эры. Расположен в 7 км от музея на холме рядом с близлежащей современной деревней Джаулиан.
Исторический комплекс состоит из главной центральной ступы и 27 ступ меньшего размера на которых отображены сцены из жизни Будды.
Некоторые ступы сохранились плохо, другие намного лучше. Последние, было интересно обойти и рассмотреть детали со всех сторон.
Джаулианский монастырь был двухуровневым зданием, в котором было 28 студенческих комнат на первом этаже и еще 28 комнат на втором этаже. По некоторым данным, Университет древней Таксилы считался одним из первых университетов в мире и центром ведического обучения.
Отец древней индийской медицины (аюрведы) Чарака в 3 до н.э. учился в Таксиле. Учёные буддисты считают, что буддизм Махаяна сформировался именно здесь.
А самый необычный артефакт Джаулиана это статуя «Исцеляющего Будды». Когда сюда приезжают буддийские паломники, то они обязательно засовывают палец в отверстие пупка и молятся, надеясь исцелить свои болезни. Палец нужно провернуть на 360 градусов.
Я не в курсе, как с остальными недугами, но вывих руки вы точно сможете получить. Правда, есть возможность сразу же загадать, чтобы рука прошла:)
Одно из масштабных мест Таксилы это «Ступа Dharmarajika» (на фото с высоты). Ступа была построена великим императором Ашока, сыгравшим важную роль в распространении буддизма как мировой религии.
Не знаю, по какой причине, но сюда нас не завезли. Думаю, это оплошность гида и принимающей компании. Наверное они знали о дальнейших проблемах на дороге и решили не тратить время.
После Таксилы один из участников нашей группы покинул нас и уехал назад в Исламабад, а затем благополучно вылетел домой. К сожалению, счастливая цифра 7 превратилась в 6 и я уверен, что этот нумерологический фактор повлиял на ряд наших испытаний.
Вшестером (не считая гида и водителя) едем дальше и наблюдаем жизнь за окном. На улицах Пакистана в основном лица мужского пола. Женщин крайне мало.
Иногда делаем остановку, чтобы купить воды и что-то из еды, в основном это свежие лепёшки и фрукты. Кафе из-за Рамадана и карантина практически все закрыты.
Наиболее популярное животное, которое вы увидите в Пакистане это куры. Хотя это и не удивительно, ведь курица в XXI веке — самый многочисленный на Земле вид птиц.
Вопреки распространенному мнению, курица не глупая птица. Исследования показали, что они умеют считать, имеют язык и неплохо коммуницируют между собой. Многие данные о жизни кур не изучены.
За время путешествия по стране мы видели сотни подобных машин, в которых перевозят кур. Они есть на всех рынках, причём сначала продают их и взвешивают живыми, а потом забивают и чистят прямо при вас. Зрелище конечно не самое лучшее, но люди хотят есть, чтобы было вкусно и недорого.
Мясо баранов и коз не все могут себе позволить.
От Исламабада до Бешама примерно 240 километров. Дорога отличная, ведь её делали китайцы.
Плакаты со словом «дружба» и флагами Пакистана и Китая часто можно наблюдать на различных сооружениях, например туннелях.
Наконец, закончились довольно скучные, равнинные пейзажи и начались небольшие горы.
Вечером приехали в колоритный Бешам. Это крупнейший город и торговый центр маленького района Шангла в провинции Хайбер-Пахтунхва.
Большую часть населения составляют пуштуны, говорящие на языке пушту.
Населённый пункт находится на Великом шелковом пути, соединяющем Пакистан и Китай.
Здесь у нашей группы был неплохой «закрытый ужин» и ночь в простеньком отеле (в сравнении с предыдущими). А это охранник, который сопровождал нас на улице и всю ночь охранял вход в отель.
Утром прощаемся с Бешамом. Думали что навсегда, но судьба распорядилась иначе. Через несколько дней мы не запланировано вернёмся сюда вновь.
Едем в сторону природных красот. По сути Бешам это начало горного Пакистана. Буквально через пол часа делаем остановку, чтобы полюбоваться вот таким весенним пейзажем.
Вдоль живописной дороги течёт река под названием Индус.
Чуть ли не на каждом горном повороте сверху спускаются большие и малые водопады. Водители останавливаются здесь, чтобы бесплатно помыть свои машины, постирать вещи и самим искупаться в прохладной воде. На улице более тридцати градусов жары, так что эти места практически являются райскими.
Когда мы выезжали из Бешама, то гид сказал, что неизвестно пустят ли нас дальше или нет. С 8 по 16 мая горная часть закрыта на карантин. Но мы всё равно решили ехать и на месте смотреть, что и как сложится по факту.
От Бешама мы отдалились совсем недалеко и тут будто знак свыше. В горы нас не хочет пускать не только карантин, но и другие препятствия. На узкой дороге у бетономешалки отказали тормоза и она, чуть не сорвавшись в обрыв, перегородила единственную дорогу.
С другой стороны стояла машина с разбитым лобовым стеклом и боковыми повреждениями. Это её задела бетономешалка во время неуправляемого движения.
Авария случилась за несколько минут до нашего приезда в эту точку. Мне даже было страшно представить, что могло быть с нашим микроавтобусом, окажись он на пути у этой громадины.
Назад мы ехать не могли, вперёд тоже. Оставалось ждать подмоги. Через пол часа образовалась огромная пробка с двух сторон. Приехала толпа военных. Пару раз сверху падал маленький камушек. Люди в этот момент убегали на несколько метров от этого места. Видно, что камнепады тут не редкость и они смертельно опасны, особенно на узких дорогах.
В итоге мы простояли под палящим солнцем два часа. Повезло лишь в том, что в нескольких километрах китайцы строили завод и это был их транспорт. Соответственно они через час после аварии пригнали экскаватор и ещё долго пылись сдвинуть обе машины. При другом раскладе мы могли бы простоять тут весь оставшийся день.
Хорошо, что мы до этого купили арбуз. Во время вынужденного простоя он нам очень пригодился и доставил истинное наслаждение.
В дороге видели вот такую любопытную сценку. Детишки залезли через высокий борт грузовика и украли по одному арбузу. Самое удивительное, что всё это происходило на скорости. Как они хотели спрыгнуть и не повредить добычу, а главное себя, непонятно. Наверное профессионалы и не первый раз идут на «мокрое дело».
Только мы проехали проблемный участок с бетономешалкой, как началась другая дорожная головная боль — блокпосты. Сначала они веселили нас, но когда их число перевалило за 15, стало напряжно. В каждом из них смотрели бумаги, созванивались с со своим начальством и нашей пакистанской тур компанией. Мы теряли от 15 до 30 минут на каждом контроле.
Путь от Бешама, который начался в 8.30 утра и закончился в Гилгите, занял 15,5 часов. Расстояние чуть более 300 км. Да, и дорога там уже была совсем иная, китайцы ещё не везде положили качественный асфальт. Пейзажи по сторонам очень красивые, но дорога утомительная.
Я не мог оторваться от горных картинок в закатном свете.
К сожалению, это были финальные кадры. Скоро солнце исчезло и несколько часов мы ехали в темноте, пропустив ещё более шикарные виды с высочайшими горами Гималаев.
Предыдущие дни
Испытание Пакистаном ч.1 — Лахорская мечта
Испытание Пакистаном ч.2 — Исламабад и Рохтас