Давно хотел посмотреть Музей железнодорожной техники, что расположен возле Рижского вокзала. И вот наконец, выбрав время, всей семьёй туда отправились.
Рижский вокзал один из самых красивых в Москве. В настоящем на привокзальной площади разбили фонтан, а возле здания вокзала установили бюст архитектора, по проекту которого он построен. Появилась интересная стела, где указываются московские вокзалы.
2
Музей паровозов справа от вокзала. Движемся в его сторону, и тут видим, что на первый путь прибывает пассажирский вагон, ведомый паровозом. Подобная техника, да ещё и на ходу, настоящий раритет.
Приобретаем билеты, заходим на территорию.
3
На железнодорожных путях паровозы.
1
Возле каждого табличка, где сообщается марка, год выпуска и технические характеристики.
1 из 3
1
Здесь интересны не только паровозы, но и вагоны.
1 из 2
1
Охранник на входе предупредил — на экспонаты залезать нельзя.
Однако, дети остаются детьми — остановить их сложно.
1
Оно и понятно, некоторые модели можно видеть разве что на постаментах.
2
Залезать в кабину машиниста разрешается только в один паровоз.
Вот где детям раздолье!
1
Интересно что обзор у машиниста был прямо-таки не особо большим. Окна в его кабине совсем маленькие, ещё и паровая машина сокращает видимость. Вот как смотрел на дорогу машинист из левого окна,
а вот как из правого.
Возле одного вагона установлена лесенка, дабы посетители поднялись и посмотрели внутрь. Возраст вагона примерно 150 лет. Это был вагон повышенной комфортности, где имелась ванна.
На других путях можно посмотреть технику, которую я помню по своему детству.
1 из 2
2
А это уже тепловоз настоящего времени.
1
Некоторые вагоны сцеплены между собой.
Однако, если бы они двигались, перейти из одного в другой было бы проблематично, ибо брезент, создающий коридор, порвался и поизносился.
Идём дальше, изучаем железнодорожные экспонаты.
1 из 2
Глядя на некоторые тепловозы, обыватель может сказать, что они одинаковы. Всё по своим местам расставляют таблички.
2
В какой-то момент нам удалось присоединиться к экскурсии и послушать гида. Надо отдать ему должное, рассказывал он интересно. С его слов, в первую же зиму войны немцы столкнулись с трудностями — их железнодорожная техника сбоила в морозы. Тогда Гитлер приказал разработать паровозы, которые были бы безотказны в условиях России. Немецкие инженеры приказ выполнили.
Экономили на всём, отчего срок годности паровоза был рассчитан на пять лет. Когда освободили Ленинград, некоторые из них достались советским солдатам в целости и в сохранности. Но тут возник моральный аспект — ленинградцы попросили железнодорожное командование — дабы немецкий паровоз не заезжал в переживший блокаду город.
2
Дабы машина двигалась и не просто ехала, а ещё и тащила за собой вагоны, кочегары должны были безустанно подбрасывать в топку уголь, которого требовалось очень и очень много.
В топке вот такого паровоза сожгли Сергея Лазо.
2
Возможно я наснимал бы здесь ещё и ещё паровозов и вагонов, но судьба распорядилась иначе. Звёзды встали таким образом, что нам удалось присоединиться к экскурсии и прокатиться на паровозе.
Место на взрослого было одно, и посему решили, что с сыном поедет мама.
2
Как только они сели в вагон, паровоз сразу отправился в путь. Я уехал домой, и все следующие кадры сделала моя жена. Дальнейший рассказ воспроизведён с её слов.
Когда паровоз ехал, люди старались его сфотографировать.
Ход у него довольно не плавный, и при движении чувствуются рывки. Через 15 минут паровоз доставил экскурсантов на станцию Подмосковная и уехал.
Когда ещё не было Рижского вокзала, поезда этого направления приходили именно сюда. Станция Подмосковна выполняла функции вокзала. Гид повел группу на осмотр музея, который обустроили в депо.
Вот что сообщается по этому поводу в некоторых общедоступных источниках.
Музейно-производственный комплекс в старейшем в столице веерном депо станции Подмосковная не имеет аналогов в России.
1
Здесь собраны уникальные станки 30-х годов прошлого века, большинство из которых находится в рабочем состоянии.
Подмосковная, построенная по проекту архитектора Юлия Дидерихса, с комплексом железнодорожных сооружений — водонапорной башней, зданием паровозного депо веерного типа, поворотным кругом — выполнена в стиле модерн.
Станция Подмосковная и паровозное депо начали работать в 1901 году в составе Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и являются старейшими на столичной магистрали.
1
На базе уцелевших от разрушения во время войны зданий создан не имеющий аналогов в России музейно-производственный комплекс, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.
Депо вместе с водонапорной башней, конторой и домом для персонала числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы.
1 из 3
В помещении вокзала воссоздана обстановка начала XX века с кассой, телеграфом, залами ожидания и буфетом. Здесь можно на дилижансе совершить интересную виртуальную экскурсию по Москве начала прошлого века.
1 из 2
1
Настоящим историческим и техническим «раритетом» является веерное паровозное депо с разворотным кругом, где спустя век после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов. Всего в парке семь действующих паровозов различных годов постройки.
2
Музей достойный!
Он и оборудован по последнему слову техники, и одновременно с этим наполнен старинными экспонатами.
Инсталляция воссоздаёт кабинет начальника железнодорожной станции.
Пассажиры 19-ого века вместе с чемоданами не ехали. Багаж сдавался отдельно. Обратите внимание на короб, в котором перевозили платья.
1 из 2
1
Вокзалы и станции были в те годы центром жизни. На них обустраивались трактиры и рестораны. Пассажиры, ехавшие в поезде, выходили на станциях, чтобы пообедать.
1
Застолье частенько переходило в гульбу. Некоторые отставали от поезда — в этом случае машиниста штрафовали. Зарплаты у машинистов были большие и посему, они стали на станциях нанимать соглядатаев, дабы те находили и отправляли (иногда заносили) в вагон подгулявших пассажиров.
На станциях имелся телеграф, появление которого можно также назвать не иначе как чудом.
1
На старой фотографии железнодорожный начальник вместе со своей семьёй.
А это его кабинет.
Машинист должен был жить рядом со станцией. Ему выделялся домик или комната.
1
Повторюсь, первые машинисты получали очень хорошую зарплату, но жить они должны были без жены и без детей. Посему, обучать на машиниста старались молодых и неженатых.
После осмотра музея экскурсантов ведут в депо.
Там до сих пор ремонтируют и восстанавливают паровозы.
1
Возле каждого агрегата — столярные столы и станки.
2
Удивительно, 1 мая являлось одновременно Пасхой и праздником Первомая, однако некоторые путейцы всё равно работали!!!
Вот какие красавцы-паровозы выходят отсюда на линию.
2
В депо также музей.
По музею и по депо желательно ходить не 40 минут, а часа три — в этом случае впечатление будет более полным. А так, увы, после короткого ознакомления необходимо возвращаться на станцию.
Один из паровозов дымит, прощаясь с экскурсантами.