Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. Поль Моран
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. Поль Моран
Заметка называется «Нетуристический Китай», хотя на самом деле конечно же поезд, как и самолёт является необходимым туристическим атрибутом путешествия. Просто это средство передвижения, и на нём не акцентируют особого внимания. Самое ведь главное — место, куда оно нас доставит.
Но, в сегодняшнем рассказе, объектом нашего внимания был как раз поезд и самая высокогорная железная дорога в мире. Мне довелось проехаться по всему уникальному маршруту. Это мой памятный билетик.
Начали мы в городе Лхаса. Приехали на ж/д вокзал, который был открыт 1 июня 2006 года. Его открытие состоялось вместе с запуском всей тибетской железной дороги.
В здании вокзала располагается билетные кассы, банкоматы, зал ожидания и VIP-зал. Также существует медицинский пункт, в котором можно получить кислород в случае появления симптомов горной болезни.
Все объявления на станции, надписи на китайском и тибетском языках. Некоторые дублируются ещё и на английском.
Внутри вокзала я не снимал, только на перроне.
Табличка на поезде «Синин-Лхаса».
Было необычно проходить контроль. Почти как в самолёте. У меня даже ножницы забрали. Это мы уже заходим в вагон.
Во время движения поезда все двери и окна герметично закрыты. В каждом вагоне разные приборные доски управления, как я понял это всё датчики подачи кислорода и воды. Кондиционированные вагоны специальной конструкции с подкачкой кислорода созданы, чтобы пассажиры не страдали от горной болезни.
Из знакомого и привычного на стене я только увидел стоп-кран и молоток.
Сидячий вагон.
Ресторан.
А это наш 10-й вагон. От наших особо не отличается. Единственное понравилась отдельная просторная зона для умывания около туалета.
Моё купе. Размер стандартный. В глаза сразу бросилось наличие двух телевизоров и кнопка подачи кислорода. А в остальном всё обычно.
Периодически мы выходили в общий коридор, где висит табло на котором показывают температуру за бортом и высоту над уровнем моря. В данном случае совпал номер вагона и температура. А на нижнем табло момент переключения на показание высоты.
Один раз я долго стоял, чтобы дождаться, когда мы преодолеем отметку в 5 тысяч метров. Представляете, высота Эльбруса 5642 метра. А тут просто поезд едет.
А про эту табличку на столике в купе я забыл спросить у переводчика. Может кто знает китайский и поможет перевести? А то мучаюсь уже давно в неведении. Я предполагаю, что здесь написано: «Дорогие россияне, спасибо вам за идеи коммунизма, вы не смогли его построить у себя, теперь мы это сделаем в Китае».
Тибетская железная дорога и сопутствующая инфраструктура вызывает конечно удивление и уважение к её строителям, особенно когда знаешь некоторые детали.
Вроде бы смотришь в окно и ничего сложного не видно, но по факту, около путей очень много различных технических вспомогательных сооружений, относящихся к этой железной дороге.
По большей части это защитные элементы откосов.
Грунты здесь непростые, поэтому можно увидеть всевозможные способы их защиты и укрепления.
Мерзлая почва подразумевает различные слои земли и почвы, содержащие кусочки льда. При замораживании она увеличивается в объеме, а летом, когда лед тает, объемно уменьшается. Переменное состояние такой почвы приводит к разрушению железнодорожного полотна, появлению трещин на нём или зданий.
Как свидетельствуют данные России от 1994 года, в 70-годах 20 века во время строительства второго транссиба 27,5% железнодорожного полотна пострадали от различных отрицательных воздействий почвы. Согласно данным Китая от 1990 года такой показатель на Цинхай-тибетском шоссе составляет 31,7%.
В силу отрицательных воздействий мерзлой почвы в мире поезда на таких железных дорогах могут ехать только со скоростью не больше 50 километров.
Цинхай-тибетская железная дорога проходит через горы Куньлун, Тангла. Условия строительства были очень сложными-наличие заболоченной местности, мерзлой почвы, высокая температура поверхности земли летом. Все это были сложнейшие технологические трудности.
Хотя в Канаде, России и других странах также существует мерзлая почва, но в силу того, что они расположены в высоких широтах, такая почва более прочная и стабильная. А на участках Цинхай-тибетской железной дороги от Гээрму до Лхасы из-за низкой широты и высоты местности, большого солнечного излучения, мерзлая почва имеет свои сложнейшие свойства.
Самый высокий в мире туннель строился в местах вечной мерзлоты. Протяженность туннеля — 1338 метров, железнодорожное полотно находилось на высоте 4905 метров над уровнем моря. Отсюда можно судить, сколько сложнейших технических проблем было разрешено, и в каких трудных условиях проходило строительство этой железной дороги. Источник russian.cri.cn
Как раз в путешествие на этом поезде мы решили отправиться в первую очередь по причине того, что в нашей небольшой группе находились изыскатели-геологи, которым крайне интересно было строительство и эксплуатация столь сложного объекта построенного на высокольдистых грунтах (льдистость до 60%).
Геологов интересовала инженерная защита линейных сооружений от опасных геологических процессов и применение термосифонов для сохранения многомерзлых грунтов. Так же большое любопытство вызвало применение эстакад для прохождения опасных участков.
Во время прохождения поезда некоторых вышеуказанных моментов я был свидетелем острых и интересных дискуссий специалистов, которые работают в своей отрасли всю жизнь. Со стороны, для обычного человека это выглядит крайне запутано.
От Лхасы до Синина мы ехали ровно сутки. Вот подтверждение того, что этот путь пройден полностью. Кадр из ж/д ujhjlf Синин.
А теперь немного общей информации.
Цинхай-Тибетская железная дорога — самая высокогорная и самая длинная на нагорье железная дорога в мире, соединяющая столицу провинции Цинхай город Синин и административный центр Тибетского автономного района — Лхасу.
Первый участок Синин — Голмуд протяжённостью 814 км в провинции Цинхай был пущен в эксплуатацию в 1984 году.
Второй участок Голмуд — Лхаса протяжённостью 1142 км строился в 2001—2006 гг. через труднопроходимые высокогорные районы.
В самой высокой точке вблизи станции Танг-Ла железная дорога поднимается на высоту 5072 м над уровнем моря. Конкретно этой таблички у меня нет, но зато много других. Высота чуть меньше, но тоже впечатляет.
Трудно даже представить, что тут постоянно живут люди. Высота данного населенного пункта и станции — 4547 метров. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни на Тибете не очень высокая.
А это ж/д вокзал AN DUO. Высота 4702 метра. Это на 500 метров больше, чем в Лхасе.
И тут можно увидеть людей. Не знаю, я тут больше, чем пол дня не смог бы точно провести.
Рядом с железной дорогой проходит автомобильная трасса.
Местами дорога идёт параллельно, а порой она пересекает маршрут поезда.
Весь день, ни о каком отдыхе или тем более сне, не могло быть и речи. Я, как завороженный, до самой темноты не выпускал из рук фотоаппарат и теперь, у меня огромная коллекция тибетских пейзажей. Я вам их покажу в следующем материале.
Предыдущая заметки из редкого, нетуристического места Нетуристический Китай — смерть и рождение города Бэйчуань.