Продолжаем знакомиться с эстонскими городами, и сегодня у нас на очереди Кунда — небольшой промышленный центр на берегу Финского залива. Больше всего он известен своим цементным заводом.
Продолжаем знакомиться с эстонскими городами, и сегодня у нас на очереди Кунда — небольшой промышленный центр на берегу Финского залива. Больше всего он известен своим цементным заводом.
Уже на подъезде к городу из-за леса появляются многочисленные трубы
Производство цемента в Кунда началось в 1870 году, когда местный землевладелец Иоганн Жирар де Сукантон основал здесь первый завод. На тот момент это было одно из самых современных предприятий подобного рода в мире. В качестве сырья использовалась местная глина и болотные отложения — гажа. В 1883 году на заводе уже трудилось 336 рабочих, а производство цемента доходило до 19 тысяч тонн.
Вообще этих Жирар де Сукантонов было много, легко запутаться. Их род происходил из Франции, первым в Российской Империи в 1770 году поселился дед Иоганна — Иоганн Карл Жирар (1732―1799). У него было несколько детей и у них, в свою очередь, тоже. Многие из них тоже стали купцами и промышленниками.
В 1893 году была запущена гидроэлектростанция на реке Кунда с турбиной мощностью 260 л.с. Она сохранилась до наших дней, но сейчас, конечно, уже не работает.
Поворачивая в сторону этой электростанции, встретил любопытный дорожный знак. В красном круге надпись — «частная дорога, въезд под свою ответственность» :) Видимо ее строительство профинансировал Кундаский порт и не захотел отдавать городу :)
Красивое здание рядом с электростанцией — городской клуб. Где-то читал, что раньше это было административное здание ГЭС. Хотя для такой маленькой станции, по-моему, как-то слишком?
Оставив машину у клуба, по тропинке пролез к электростанции
Вид с плотины на речку и лес
По плотине можно пройтись до другого берега
Можно рассмотреть старинные механизмы, поднимавшие затвор
А стоя внизу, можно порелаксировать на бегущую через плотину воду:)
А в начале XX века завод в Кунда продолжал расширяться, и в 1913 году здесь уже было около 1 тысячи рабочих, а производство цемента достигло 100 тысяч тонн.
В советское время цементный завод в Кунда был национализирован и стал называться Punane Kunda — «Красный Кунда». Расширение производства продолжилось, и к 1975 году здесь вырабатывалось уже более 1 млн тонн цемента. Число занятых составило 1300 человек. И это при населении города всего лишь в 4800 человек.
Правда у такого мощного производства была и своя обратная сторона — загрязнение окружающей среды. Помню, в годы Перестройки ходил такой анекдот —
Жители города N пожаловались в горком партии, что металлургический завод так дымит, что зимой снег из белого становится черным. Из горкома пришел ответ — «По вашей жалобе приняты меры. Скоро в городе начнется строительство четырех цементных заводов. Снег снова станет белым» :)
Вот и в Кунда было так же. Я тогда учился в Таллинском Политехническом Институте и регулярно ездил на автобусах из Нарвы в Таллин. Обычно они ходили по прямому маршруту, но как-то раз я случайно попал на автобус, шедший с заездом в Кунда. Как сейчас помню — въезжаем в город, а там листья на деревьях все белые — покрыты толстым слоем цементной пыли. Ужос :)
Еще при СССР была запланирована модернизация, но провести ее не успели, советская власть закончилась, и завод приватизировали. Сейчас он называется Kunda Nordic Tsement, владельцами 75% акций являются шведы, а 25% — голландцы. Модернизацию провели уже они. Выбросы заметно снизились, так что теперь листва в городе опять зеленая. Правда этому есть и другая причина — по сравнению с временами СССР производство упало в несколько раз. И падает каждый год еще больше из-за одержимости Евросоюза выбросами углекислого газа. Квоты на него сейчас продаются по настолько бешеным ценам, что делают невыгодным любое производство.
Вот сейчас смотрю Википедию — по состоянию на 2019 год на заводе работало 175 человек. Однако на эстонском языке прочитал более свежую новость — в 2020 году там закрыли производство клинкерной плитки (как раз из-за дороговизны квот на углерод) и сократили 80 человек. Вот и прикиньте, сколько осталось. Фото — Википедия.
Добыча сырья на известняковом карьере Ару-Лыуна. Википедия.
Однако в последние годы в Кунда появилось еще несколько предприятий, главное из которых это Кундаский порт. Сейчас его основная функция — отправка на экспорт эстонской древесины. Недаром груженые бревнами лесовозы стекаются в порт со всего севера Эстонии, и на дорогах это очень заметно. И то, что это именно эстонский лес, легко увидеть на Google Maps — в последнее время карта стала просто «в клеточку». Валят в гигантских объемах — бывает едешь на велосипеде или идешь на лыжах, а вокруг, где всю жизнь был лес, видишь одни пеньки!
Когда подъезжаешь к порту, картина открывается такая, что здесь легко можно снимать репортажи в духе — «в России вырубили весь лес и продали китайцам» :) Реально — бревна лежат на складах огромными штабелями.
Но не все идет на экспорт кругляком, что-то распиливается на месте и превращается в брус, а еще есть современное предприятие Estonian Cell, на котором производят на экспорт древесную целлюлозу.
Ладно, хватит про промышленность, поедем в город:)
На улицах пустынно. Население Кунда на сегодняшний день — меньше 3 тысяч человек. Эстонцев среди них — около 60 процентов. После административной реформы 2017 года город был объединен с волостью Виру-Нигула и сейчас является ее центром.
Максимальной численности население Кунда достигало в конце 1980-х годов — свыше 5 тысяч человек. Но потом начался резкий отток, вызванный падением производства на цементном заводе.
Сейчас центр города приведен в порядок, на тротуарах плиточка, стоят лавочки, летом повсюду высаживают цветы
В этом старинном здании раньше располагалась контора цементного завода, а сейчас здесь — музей цемента
Полузаброшенного вида лютеранская церковь на окраине города
На площади у магазина Grossi
В целом надо сказать, что город для обычных туристов будет малоинтересен
Однако если проехать 8 км по дороге вдоль моря, то там можно будет увидеть один интересный объект
Это развалины замка времен Ливонского ордена — Фредебург (иногда встречается и другое название — Толсбург). Однако сейчас он более известен под эстонским именем — Тоолсе.
Это был самый северный рыцарский замок в Эстляндии, и, наверно, самый «молодой» из всех. Рыцари Ливонского ордена возвели его в 1471 году на берегу моря для защиты от морских разбойников. В те годы здесь был морской порт, отсюда и такое местоположение замка — на вдающемся в море полуострове.
Сейчас о былом порте напоминают лишь рыбацкие лодки :)
Как и большинство замков Эстонии замок Толсбург переходил из рук в руки сначала во время Ливонской войны (1558–1583), а потом и в ходе польско-шведских войн (1600–1629). И, как и основная масса замков, был окончательно разрушен в ходе Северной войны (1700–1721).
В наше время от замка остались лишь несколько покосившихся стен, причем, чтобы они не упали, их укрепили стальными тросами. Смотрится довольно забавно.
На берегу моря у замка
С погодой в этот день повезло — небо было очень фактурное
Вид на замок с вдающегося в море полуострова
Очень удачный кадр вышел, с замком и лодкой. Но чтобы его сделать, пришлось залезть в камыши, рискуя промочить ноги:)
Кунда и замок Тоолсе на карте
А это уже на обратном пути. Пейзаж с ветряками:)
Это был очередной рассказ про эстонские города. Пока что еще и до половины не дошел:)
2. Муствеэ — черные воды Причудья
3. Кохтла-Ярве — город коричневого золота
5. Йыхви — город, где растет клюква
6. Силламяэ — секретный эстонский атомград || Зимой в Силламяэ
7. Секретный Палдиски и полуостров Пакри
8–9. Кейла, Сауэ и морская крепость Петра Великого
10. Рапла — город, где родилась Анне Вески
11. Тапа. Вперед, к коммунизму! Или назад к ГКЧП?
12. Кивиыли — полукокс, терриконы и горные лыжи
13. Элва — дачное место на юге Эстонии
14. Сууре-Яани — Шлиппенбах, Ферзен и эстонские лауреаты Сталинских премий