Первая часть — здесь: Бали — это не только пляжи! Часть 1
Вот карта наших перемещений (каждая цифра — отдельный объект):
Первая часть — здесь: Бали — это не только пляжи! Часть 1
Вот карта наших перемещений (каждая цифра — отдельный объект):
Продолжаем рассказ об Убуде — культурной столице острова — и его окрестностях.
Очень интересное место в южных пригородах Убуда называется Agung Rai Museum of Art (ARMA — фото 1). Это сочетание бутикового отеля, расположенного в красивом тропическом саду со скульптурами, каналами и мостиками через них (фото 2–4) и очень неплохой художественной галереей. Нам там очень понравилось, как в садике, так и в картинной галерее.
В большом здании музея (фото 5) представлена обширная коллекция балийского искусства, выполненная в разных жанрах: скульптура (фото 6) и живопись (прочие снимки).
В ARMA находятся несколько картин (фото 11–12) очень интересного художника — Вальтера Шписа (Walter Spies) — немца по национальности с русскими корнями. Он родился в Москве в семье немецкого дипломата в 1895 году и к 1923 году был уже известным художником-примитивистом. Почти всю жизнь прожил на Яве и потом на Бали, в районе Убуда. Был большим знатоком балийской культуры, способствовал созданию Музея Бали в Денпасаре (о нем — в части 1) и превращению Убуда в международный культурный центр. Считается, что именно Шпис сделал из местного танца Кечак драматическое представление с сюжетом (об этом — в части 3). В 1942 году корабль, на котором его репатриировали как немца с Бали на Цейлон, был потоплен японской подводной лодкой.
В 18 км к северо-востоку от Убуда находится очень важный для балийцев водный храм Pura Tirta Empul (№ 3 на карте Бали выше). Считается, что обнаруженный здесь в 962 году источник содержит целебную воду, излечивающую от всех болезней. Соответственно, это место (фото 13–14) является магнитом для всех желающих исцелиться в святой воде (фото 15–18).
Храм Pura Tirta Empul примыкает непосредственно к святому источнику. Он показался нам достаточно традиционным (фото 21–25), лишь мифологические персонажи (фото 19–20) выглядели особенно выразительными.
Совсем рядом с Tirta Empul, на дне заросшего тропической зеленью каньона, по которому бежит речка Пакерисан (вытекающая из тех самых целебных источников), находится удивительный памятник под названием Gunung Kawi. Это 10 святилищ (или мини-храмов, местное название — candi), вырезанных прямо в нишах скал. Этакая маленькая балийская Петра (№ 4 на карте острова, фото 21–24). Потрясающе красиво!
Памятник датируется 11-м веком, и предполагается, что он состоит из мемориалов членам королевской семьи, происходившей из Явы, но это не более, чем догадки. Прогуляться там очень приятно. Река, скалы, журчание воды, святилища в нишах стен, храмы — всё это создаёт поистине магическую атмосферу. Помимо основных мемориалов, есть ещё целая группа более мелких ниш: вроде бы это монашеские кельи (фото 25–27).
Спуск в каньон достаточно продолжительный, однако он проходит через очень красивые террасы рисовых полей (фото 28 (1–3)), которые заставляют забыть об усталости.
Город Klungkung (Semarapura), находящийся к востоку от Убуда (№ 6 на карте острова) — поразительно красивое и интересное место, куда при возможности обязательно надо съездить. Здесь находятся остатки дворца последнего балийского раджи, погибшего в неравной схватке с голландскими колонизаторами в апреле 1908 года. Здесь не обойтись без короткой исторической справки.
В течение 17-19-го веков Бали состояло из 9 независимых феодальных образований, каждое — во главе со своим раджой. Они попеременно воевали и замирялись, торговали, вступали в коалиции друг против друга, короче говоря, вели себя совершенно нормальным образом для местных царьков, запертых на одном острове. В 19-м веке пришли голландцы и стали подчинять их своей власти в рамках общей стратегии по колонизации Юго-Восточной Азии. Какие-то из раджей ради сохранения жизни подчинились голландцам, но некоторые пытались дать вооруженный отпор, безуспешный, конечно, поскольку огнестрельным оружием они не обладали. Так возник феномен под названием пупутан (балийск. «puputan»- «сражаться до конца»), означающий ритуальное самоубийство, совершаемое в условиях неизбежной и унизительной капитуляции. Пупутаном также признаётся гибель от рук врага — в том случае, если человек обрёк себя на неё сознательно, имея при этом возможность спастись. Решившись на пупутан, войско раджи с ним во главе выходило сражаться против голландцев, вооруженное только копьями и крисами (так называются длинные балийские кинжалы). Сражались до последнего человека и погибали все, включая женщин и детей из большой семьи раджи. Другими словами, пупутан был способом избежать позора завоевания иноземцами. К началу 20-го века Клунгкунг остался последним независимым княжеством на Бали, и перед ними стал вопрос, как отвечать голландцам. Они выбрали пупутан и погибли, а их дворец голландцы почти полностью разрушили. В городе сейчас стоит памятник в честь погибших в той неравной схватке (фото 29), и рядом с ним есть небольшой музей (фото 30–31).
От дворца раджи, построенного в 18-м веке, остались только три сооружения. Во-первых, это ворота дворца (фото 32), зал правосудия («Kertha Gosa») и плавучий павильон («Bale Kambang»).
Зал правосудия находится в достаточно скромном павильоне (фото 33 (1–2)) в северо-восточном углу дворцового комплекса. Тем не менее, в своё время он был ни более ни менее, чем верховным судом княжества Клунгкунг. Все судебные дела на острове, которые не могли быть разрешены иным способом, передавались сюда на рассмотрение трёх брахманов. Потрясающе расписан в местном стиле потолок здания (фото 34, 35 (1–4)). Роспись фресок была (ориентировочно) выполнена в середине 19-го века, неоднократно реставрировалась, а в 1940 г. фрески были перенесены на асбестовую основу для лучшего сохранения.
Какими же сюжетами был расписан потолок? В основном это сцены, изображающие различные кары в загробной жизни, вытекающие из решения суда в соответствии с тяжестью преступления обвиняемого. Представляете, что могли чувствовать подсудимые, рассматривающие все эти «картинки» (фото 36 (1–19)) в ожидании решения судей? «Жестокий век, жестокие сердца», как сказал Пушкин в «Маленьких трагедиях».
Плавучий павильон (фото 37–38) является другой сохранившейся частью дворца. Он со всех сторон окружен водой, отсюда и название. Смотрится в окружении воды, цветов и статуй очень красиво, поэтому иногда называется Taman Gili — остров-сад.
Фрески плавучего павильона (фото 39, 40, 41 (1–4)) очень изысканы и отнюдь не кровожадны, в отличие от фресок зала правосудия. В основном они отражают произведения местного фольклора или астрономические календари.
С террасы плавучего павильона открываются красивые виды (фото 42–45) на весь ансамбль, включая древние ворота и зал правосудия. Очень атмосферное место, определённо заслуживает поездки! Главное, толпы туристов туда, похоже, ещё не добрались (по состоянию на 2018 год).
Возвращаясь из Клунгкунга в Убуд, мы заехали в одно популярное место под названием Goa Gajah, что русские путеводители переводят как «Слоновья пещера» (фото 124, № 5 на карте Бали). Это действительно маленькая пещера, фасад которой оформлен в виде резного каменного панно, а сам вход в неё происходит через пасть демона. Название «слоновья» скорее всего возникло из-за сходства лица демона над входом с головой слона (настоящих слонов на Бали отродясь не было). Объект датируется 11-м веком, его происхождение и назначение непонятно. Сейчас это индуистский храм с двумя бассейнами неподалёку и статуей бога Ганеша (со слоновьей головой) внутри пещеры. Вокруг всегда многолюдно и много навязчивых местных «экскурсоводов». Место любопытное, но если вы ограничены во времени, его можно спокойно опустить.
Подведём итог увиденному: Музей-отель АРМА очень хорош, но чтобы его полностью и без спешки оценить, нужно полдня; Святой источник Pura Tirta Empul интересен, а для желающих искупаться в святой воде — просто необходим! Gunung Kawi и Klungkung — просто шедевры, мы бы туда и второй раз поехали, оказавшись вдруг на Бали. Слоновья пещера показалась наименее обязательным объектом из всего увиденного.
В заключительной части повествования о Бали мы расскажем о наших непростых (но радостных) отношениях с местными обезьянами, которых особенно много в «Обезьяньем лесу» под Убудом.
Остальные части рассказа: