Начало рассказа про Великий Устюг находится здесь: Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1. В этом разделе нашего повествования мы поговорим об устюжских монастырях, как находящихся в самом городе, так и в ближайших окрестностях.
В самом центре города, рядом с памятником Хабарову, расположены два храма бывшего Спасо-Пребраженского монастыря (фото 1), который был упразднён в 1762 г. и стены которого не сохранились. Главный собор монастыря (фото 2) был построен в 1689—1696 гг. с очень богатым внешним убранством, включая изразцы (фото 3). Внутри сохранился пятиярусный резной иконостас с позолотой (фото 4), один из первых в Великом Устюге. Находящаяся по соседству тёплая Сретенская церковь (фото 5) была построена позже, к середине 18-го века, в стиле «нарышкинского барокко». Это один из самых лёгких и изящных храмов Устюга, как свечка устремлённый в небо своими тремя последовательно уменьшающимися восьмериками. Внутри также сохранился иконостас с иконами 18-го века. К сожалению, прекрасно сохранившийся интерьер храмов сейчас недоступен: с 1928 г. там располагается городской архив.
2
Фото 1. Храмы Спасского монастыря
2
Фото 2. Спасо-Преображенский собор (1689-1696 гг.) Спасского монастыря
1
Фото 3. Изразцовый декор Спасо-Преображенского собора
Фото 4. Верхняя часть иконостаса Спасо-Преображенского собора. Источник: oldboy.icnet.ry
2
Фото 5. Сретенская Церковь (1725-1749 гг.) Спасского монастыря
Михайло-Архангельский монастырь, находящийся чуть в стороне от реки, является ровесником Устюга: согласно летописи, он был основан монахом Киприаном в 1212 г. Киприан дружил с Прокопием Устюжским и много с ним беседовал. По легенде, именно у входа в этот монастырь Прокопий скончался и был найден припорошенным снегом. В этой связи у Святых ворот в монастырь (фото 6) были устроены две небольшие часовни, посвященные Прокопию (справа) и Иоанну (слева) Устюжским. Изначально монастырь был деревянным и часто горел. В камне его отстроили в середине 17-го века, в основном «иждивением» богатого устюжского купца Никифора Ревякина, который сказочно обогатился на продаже сибирской пушнины (мы уже упоминали его как спонсора строительства Вознесенской церкви). В путеводителях часто отмечается хорошая сохранность монастырского комплекса в том смысле, что все его постройки 17-18-го веков до сих пор стоят. Это верно, однако состояние всех этих построек (за исключением главного собора) оставляет желать много лучшего, как видно на некоторых снимках. В монастыре (по состоянию на середину 2019 г.) ещё с советских времен находится автотранспортный техникум, и потребуется еще много средств и усилий, чтобы привести монастырь в приличный вид. Несмотря на всё это, на его территории очень приятно находиться, там чувствуешь себя умиротворенным и духовно просветленным. Мы жили в Устюге рядом с этим монастырём, и по дороге в центр и из центра часто в него заходили, благо что большую часть времени он был абсолютно безлюдным. Сразу за Святыми воротами посетитель видит надвратную церковь Владимирской иконы Божьей Матери конца 18-го века (фото 7), над левым порталом которой неплохо сохранилась одна из фресок (фото 8). Когда-то в этой церкви находился список с прославленной московской иконы Богоматери Владимирской, сделанный устюжским живописцем.
1
Фото 6. Святые ворота Михайло-Архангельского монастыря с башенками-часовнями (18-й век)
1
Фото 7. Надвратная церковь Владимирской иконы Божьей Матери (1682-1688 гг.)
3
Фото 8. Стенопись над входным порталом Владимирской церкви
Главный объект в монастыре (и, похоже, единственный нормально отреставрированный) — величественный пятиглавый собор Михаила Архангела с высокой шатровой колокольней (фото 9, 10 и 12). Он был построен в 1653—1656 гг., и являлся одним из первых каменных храмов Устюга. Собор стоит на высоком подклете и окружён со всех сторон галереями-гульбищами. Минимум декора придают ему северную строгость и простоту. От собора к трапезной идет монументальная двухэтажная галерея, с большими лестницами с каждой стороны (фото 9–10).
2
Фото 9. Собор Михаила Архангела (1653-1656 гг.)
1
Фото 10. Двухэтажная галерея от собора к трапезной (1651-1653 гг.)
2
Фото 11. Собор Михаила Архангела, вид с юго-востока
2
Фото 12. Собор Михаила Архангела, вид с отражением
Сама трапезная объединена в один комплекс с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (фото 13), которая была построена одновременно с собором на средства купца Ревякина. Церковь нелегко угадать на снимке, поскольку она до сих пор лишена купола, поэтому подскажем: церковь с алтарем — слева, справа к ней примыкает большая трапезная палата.
Фото 13. Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1653 г.). Церковь (без купола) находится слева.
В начале 18-го века над мощами прп. Киприана, основателя монастыря, была возведена церковь Преполовения Пятидесятницы, декорированная несколькими картушам (фото 14). (Преполовение Пятидесятницы — христианский праздник, отмечаемый на 25-й день после Пасхи, на середине временного промежутка между ней и Троицей-Пятидесятницей). Мощи Киприана советские времена не пережили, зато сохранилось захоронение купца Ревякина, спонсора монастыря, у наружной стены церкви (фото 15). Его, правда, трудно найти в некошеной траве. Купец Ревякин, наверное, рассчитывал на лучшее обхождение со стороны потомков с учётом его заслуг перед городом.
1
Фото 14. Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г.) над мощами прп. Киприана
Фото 15. Плита на могиле купца Никифора Ревякина, профинансировавшего строительство монастыря
Попасть внутрь Михайло-Архангельского собора можно только вместе с экскурсией, которую надо заказать в главном здании музея-заповедника на набережной. Внутри сохранился красивый трёхъярусный позолоченный иконостас 18-го века (фото 16), с элементами барочного и классического стилей. Первоначально собор был расписан, однако потом фрески были забелены. Когда-то в местном ряду иконостаса стояла храмовая икона конца 13-го века «Собор Архангела Михаила» (фото 17), которую забрали на реставрацию в Русский музей Петербурга, да так и не вернули (место иконы обозначено крестиком).
1
Фото 16. Иконостас собора Михаила Архангела (17-18-й век). Крестом отмечено место храмовой иконы
2
Фото 17. Храмовая икона "Собор Архангела Михаила" (13-й век), сейчас в Русском музее
На паперти собора сохранилась уникальная стенопись под условным названием «Притчи старческие» (фото 18–19), которая (согласно путеводителям) является набором назидательных сюжетов для духовного и нравственного совершенствования монахов. Современному человеку нелегко во всём этом разобраться.
Троице-Гледенский монастырь находится на холме на правом берегу Сухоны рядом с её слиянием с Югом (см. карту снизу; добираться туда из Устюга надо либо на собственной машине, либо на такси). Монастырь основан в конце 12-го века и был одним из первых христианских монастырей в этих тогда ещё языческих местах.
Когда-то рядом с ним находился город Гледен, который был разрушен в 1438 г. во время гражданской войны за московский престол между князьями Василием Тёмным и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Монастырь сохранился, и даже был отстроен в камне на средства устюжских купцов в конце 17-го — начале 18-го веков, однако после секуляризации церковных земель Екатериной II пришёл в упадок и был упразднён в 1841 г. Советские времена также не пошли монастырю на пользу, и сейчас (помимо главного собора) он пребывает в полузаброшенном состоянии (фото 20–22). Каменные стены вокруг монастыря успели построить только наполовину, а потом в связи с екатерининскими реформами закончились деньги.
Фото 20. Святые ворота (середина 18-го века)
Фото 21. Успенская церковь (1730-1740 гг.)
Фото 22. Тихвинская церковь с трапезной палатой (1730-1740 гг.)
Главный храм обители — Троицкий собор (фото 23) — был построен в 1695—1701 гг. на средства купцов Грудцыных. Он очень похож на собор Михайло-Архангельского монастыря и, вероятно, строился теми же людьми. Тот же высокий подклет, двухэтажная наружная галерея и шатровая колокольня, во внешней отделке использованы зелёные изразцы. Главное отличие Троицкого собора от своего прототипа — симметричность с расположением колокольни над входом, что выглядит более удачной композицией. Троицкий собор является единственным полностью отреставрированным зданием монастыря.
3
Фото 23. Троицкий собор с колокольней (1695-1701 гг.)
Главной достопримечательностью монастыря, да и пожалуй всего Великого Устюга, является великолепный барочный резной иконостас Троицкого собора (фото 24–29). Он выполнен в течение восьми лет (1776—1784 гг.) устюжскими, тотемскими и вологодскими резчиками, позолотчиками и иконописцами на добровольные пожертвования устюжан. Иначе как чудом сохранение этого иконостаса до наших дней не назовёшь, хотя своим нынешним хорошим состоянием он обязан реставрации 1970-х гг. В некоторых источниках утверждается, что прототипом этого иконостаса является иконостас, существовавший когда-то в Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове Великом и затем утраченный. Троицкий собор и находящийся в нём иконостас сейчас принадлежат великоустюжскому музею-заповеднику, но начиная с 1995 г., в праздник Пресвятой Троицы в храме проводится служба.
3
Фото 24. Иконостас Троицкого собора (1776-1784 гг.)
2
Фото 25. Верхняя часть иконостаса
Внутри собора возникает ощущение, что ты оказался в барочном католическом храме где-то в Австрии или в Италии, и это не случайно: композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с западноевропейских гравюр и больше напоминают светскую живопись. Богатство иконостаса усиливается позолотой, а также обилием деревянной скульптуры, что фактически делает его трёхмерным. Именно резьба по дереву производит наиболее ошеломляющее впечатление внутри собора, настолько филигранно, тонко и гармонично вырезан декор и скульптуры. Особенно хороши царские врата с фигурами четырех евангелистов, над которыми парит в облаках Бог Саваоф (фото 26–28). Вся эта композиция выполнена просто виртуозно.
4
Фото 26. Центральная часть иконостаса с царскими вратами
4
Фото 27. Царские врата с евангелистами крупным планом
4
Фото 28. Фрагмент иконостаса: Бог Саваоф над царскими вратами
3
Фото 29. Фрагмент иконостаса с ангелами
На этом мы заканчиваем наш рассказ о Великом Устюге и о «Северном речном пути». Чуть более подробное излжение этого же материала доступно на нашем сайте: North River Route (altravelstories.org).
Следующий рассказ, основанный на этом же путешествии по русскому северу, будет про великие монастыри (Новоспасский, Валдайский Иверский, Новоиерусалимский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов) и про их роль в судьбе патриарха Никона, одной из наиболее противоречивых фигур Русской церкви. Первая часть этого рассказа находится здесь: Монастыри патриарха Никона. Часть 1.