Так уж вышло, что для меня 2018 — это год множества «юбилеев», так или иначе связанных с путешествиями. Самый знаковый из них — 20 лет со дня моего первого самостоятельного автопутешествия. С тех пор за плечами 24 поездки, 150000 км, 42 страны, более 600 населённых пунктов. И «отметить» столь неординарное событие каким-нибудь банальным трипом было бы не совсем правильно. Впрочем, на этот раз выдумывать нечто особенное не пришлось, потому как канва маршрута была разработана ещё пару лет назад. Но тогда двухнедельная поездка на юг вынужденно заместилась коротким броском на север. А вот идея, как хороший коньяк, с годами лишь добавила глубины вкуса и совершенства букета. Балканы — это, пожалуй, единственный регион Европы, «белые пятна» которого не давали мне покоя. Их не так уж много, но уж очень они специфические, а потому и, как правило, труднодоступные. Уже традиционно, в процессе вёрстки маршрута, мой аппетит разыгрался не на шутку. И стало понятно, что вместить всё в 27 дней будет очень сложно. Нет ничего более тягостного, нежели кастрировать уже готовый маршрут. К счастью, в этот раз данная операция не понадобилась. Случайно узнав, что Машин отпуск будет на два дня короче, чем мы думали изначально, я решил пожертвовать в этом году зимней поездкой, и все возможные дни (а их набиралось аж 31) отдать в угоду незабываемым Балканам. Тем более что стартовать мы могли не ранее сентября — раньше отпускать Машу в отпуск отказывались. Дабы не терять тонус, в начале июля выбрались в тур выходного дня. 3 июля в Беларуси праздник, поэтому в райцентре Воложин мы нарвались на народные гулянья.
День Независимости — хороший повод донести до местных жителей факты из истории города. Но в Воложине иные приоритеты. В центре города разместилась воинская часть, поэтому всё здесь замешано исключительно на милитаризме.
Не сомневаюсь, что мало кто из местных жителей в курсе того, что корпуса, поделенные между МВД и МО — это бывший дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей.
Трудно представить, что пару веков назад в неприметном селе Вишнево существовали гончарное, стекольное, текстильное и даже металлургическое производства. А ещё в этом местечке жил «беларуский Вольтер» Сымон Будный, и родился видный израильский политик Шимон Перес. Свидетелем бурной истории Вишнево является, пожалуй, лишь местный Благовещенский костёл. Храм знаменит элементами внутренней отделки, в числе которых лепнина, фрески, резьба по дереву, ковка. К сожалению, в церкви проходил обряд отпевания, поэтому внутрь мы заходить не решились.
Смогли лишь оценить красоту местного пейзажа.
Ну и приметить православную церковь во имя святых Космы и Дамиана. Это один из типовых проектов т.н. ретроспективно-русского стиля, которыми буквально напичкали беларуские земли после подавления восстания К. Калиновского с целью насаждения государственного православия.
В окрестностях Вишнево находилась усадьба местных магнатов Хрептовичей, при которых местечко достигло наивысшего расцвета. Ныне здесь осталились лишь живописные развалины, среди которых промышляют полчища голодных комаров, от которых мы еле унесли ноги.
С лёгкой руки беларуского классика В. Короткевича замок в Гольшанах — это, пожалуй, самое мистическое место в Беларуси. Бывшая резиденция князей Гольшанских, а позднее — легендарных Сапег, когда-то была одним из самых красивых замков-дворцов во всей Речи Посполитой. Сейчас в это трудно поверить.
Впрочем, робкие попытки отреставрировать его хотя бы частично не могут не радовать.
Поскольку ехали мы в Гольшаны исключительно ради замка, прочие объекты интереса ускользнули от моего внимания в процессе недолгой подготовки. Тем приятнее было сделать несколько открытий. Главное — это, безусловно, монастырский комплекс францисканцев.
Его доминанта — костел св. Иоанна Крестителя.
При взгляде на его экстерьер и интерьеры невольно складывается ощущение, что мы-таки выбрались за пределы Беларуси.
В качестве существенного дополнения — типовая для конца XIX века рядовая жилая застройка. Ныне отыскать её на просторах республики крайне сложно.
Село Боруны знаменито базилианским монастырским комплексом.
Позднебарочный униатский храм св. Петра и Павла примечателен тем, что он не является симметричным.
Последний объект на маршруте — Крево. Кревский замок — ещё один элемент в так называемом замковом поясе Беларуси.
В исторической ретроспективе — это один из важнейших памятников Беларуси. Достаточно упомянуть хотя бы «Кревскую унию» — документ, в результате подписания которого были объединены ВКЛ и Польша. Мощь развалин замка производит очень сильное впечатление. Радует, что и здесь начались реставрационные работы. Неоценима помощь волонтёров, которые свозят к замку тонны камней.
Над Крево возвышаются два холма, на которых возведены храмы. Костел Преображения Господнего — это новодел.
А вот православный св. Александра Невского — ещё один образец ретроспективно-русского стиля.
Обустроился он здесь давненько, потому и холм выглядит достаточно живописно и притягательно.
Этот мини-тур ненадолго утолил жажду путешествий. Но в августе уже стало невмоготу. А за пару недель перед отъездом и вовсе казалось, что время остановилось. Именно тогда были утверждены сроки Машиного отпуска, поэтому появилась возможность окончательно сверстать маршрут. Исходя из выбранного направления, насчёт погоды можно было сильно не волноваться. Смущала меня лишь относительно короткая для сентября долгота дня. Посему было очевидно, что без жертв не обойдётся и на этот раз. И зачастую придётся действовать по зимним лекалам. То бишь изучать некоторые города не только по вечерам, но и по утрам. Впрочем, в отличие от зимы, жёсткой привязки к местам ночлегов у меня не было. С одним лишь исключением. Прочее — лишь намётки. План предусматривал порядка пяти остановок в кемпингах. Остальное — отели, пансионы, гостевые дома. Короче, что подвернётся. В основном — бронировали через «Букинг»: накануне либо перед заселением. Также приходилось искать жильё непосредственно на месте. Иногда — по адресам из «Букинга», но его посредничество исключали. Профит в таких ситуациях возможен, но, как правило, благодаря упорному торгу. Для такого формата поездки необходим мобильный интернет. В ЕС с этим проще. Отсутствие платы за внутренний роуминг позволяет за вменяемые деньги пользоваться польской сим-картой, как в нашем случае, от «T-Mobile», которую я приобрёл ещё зимой. В отдельных странах — специальным предложением от беларуского «Life». В остальных приходилось полагаться только на Wi-Fi. На этом заканчиваю с нюансами и перехожу непосредственно к действу.
Выезд состоялся в 15.45 в пятницу 31 августа 2018 года. Курс держим на Украину. Но маршрут выбрали нетрадиционный. Всё потому, что давно уже пора посетить «столицу» беларуского Полесья Пинск. Специально туда ехать несподручно, а вот в случае транзита в логистику он вписывается идеально. Успели засветло, но время поджимает, так что раскачиваться некогда. Припарковались у монументального здания Коллегиума, который ранее входил в состав иезуитского монастырского комплекса.
Если бы сохранился взорванный коммунистами костёл, то можно было бы не сомневаться в том, что данный объект являлся бы главной достопримечательностью города. В том числе благодаря его живописному местоположению на крутом берегу реки Пины.
Кстати, река здесь, не будучи закованной в бетон, выглядит очень уютной и притягательной, несмотря на свой судоходный статус.
А о том, какой была жизнь на реке в прошлом, повествуют граффити на опорах старого моста.
С нового моста весьма харизматично выглядит не только Коллегиум, но и бывший монастырь Францисканцев.
Добраться до него можно либо с набережной, либо по пешеходной улице Ленина. Мы выбрали второй вариант. Подобные нелепые названия улиц, наверняка, сохранились только в Беларуси. Причём в изобилии. Не сомневаюсь, что, находясь на смертном одре, я больше всего буду сожалеть о том, что так и не дожил до декоммунизации в Беларуси.
Улица, к слову, вылизана чуть ли не до блеска. Понятно, что дело не в её названии, а в статусе главной улицы Пинска.
Но это «удел» всех районных центров. Одно из немногих мероприятий под эгидой нынешней власти, за что ей можно быть благодарным.
Хотя и очевидно, что градус старания повсеместно зашкаливает. Историческая застройка выглядит как новодел.
Аутентичность просматривается лишь в кирпичных зданиях, испортить которые невозможно априори.
Впрочем, это уже брюзжание. Потому как пешеходная зона Пинска оставляет очень приятное впечатление.
Кстати, и здесь, благодаря граффити, есть возможность сопоставить «как было», «как стало» и узнать, что потеряли.
Доминанта ул. Ленина — это, конечно же, францисканский монастырь.
Комплекс находится в идеальной сохранности. Присутствуют здесь и колокольня, и костёл (Девы Марии).
Интерьеры которого — это настоящее пиршество барокко.
Зайдя в него, мы разговорились с ксёндзом, который поведал историю о том, каких усилий стоило сохранить всю эту роскошь в смутные времена XX века.
Из гражданской застройки Пинска я бы особо выделил пару бывших банков. Здание Приземельно-крестьянского банка своего предназначения не утратило и в наше время.
А вот помещения Азово-Донского банка распределили под квартиры. Заподозрив это, Маша тотчас же выловила одного из жильцов и дотошно его расспросила. Оказалось, что будущим жильцам пришлось самостоятельно делать перепланировку, так как не все помещения изначально соответствовали статусу жилых.
Кстати, у «банковской темы» в Пинске прослеживается ещё один аспект. Если лицом дореволюционного города были гостиницы «Париж» и «Английская», которые стоят друг напротив друга в начале всё той же улицы Ленина (ещё одно сочетание несочетаемого), то ныне в их помещениях разместились банки сомнительного статуса.
Как по мне, то для провинциального города — это чересчур.
Стоит отметить, что марафет в Пинске наведен не только на главных улицах. Даже чуть в стороне от центра город не теряет лица. Деревянная застройка смотрится весьма гармонично.
А антураж некоторых объектов таков, что определить без подсказки их предназначение невозможно. Касается это, к примеру, местного драматического театра.
Наша пробежка по Пинску уложилась в один час. Гулять больше было бессмысленно, потому как уже начало темнеть, хотя стоит признать, что включенные фонари лишь добавили городу притягательной таинственности.
В заключение стоит отметить, что изначально я планировал в Пинске заночевать. Но, поскольку срок действия моей отметки о техосмотре истекал в августе, дабы избежать даже случайных негативных последствий, я решил подстраховаться и покинуть пределы Беларуси уже в первый день нашего путешествия.
Заправившись на выезде из города, мы рванули прямиком на пункт пропуска «Верхний Теребежов», куда прибыли в полдесятого вечера. «Свои» промурыжили нас около часа. Украинцы — в два раза меньше. Положительный бонус от стояния в очереди — знакомство с местным жителем, который на животрепещущий вопрос о качестве предстоящей дороги констатировал её фактическое отсутствие. При этом добровольно вызвался выступить для меня в роли ведущего, дабы максимально безболезненно провести до н.п. Дубровица, после которого дорога становится существенно лучше. Задачу он даже перевыполнил, поскольку довёл нас не до дубровицкой объездной, как планировал, а повёл через сам город, так как по пути выяснил у приятеля, что вероятность остаться без колёс ночью на объездной стремится к 100%.
Наш недолгий первый день вояжа успешно завершился около часа ночи в Сарнах, где вдоль Варшавского шоссе выросло множество мотелей. Нас приютил первый из подвернувшихся — «Далос».
Номер оказался большим и уютным. И, что более важно, шум с оживлённой трассы в помещение практически не проникал.
Проснувшись в субботу 1 сентября в полвосьмого, мы, конечно же, недоспали. Тем более обидно, что выбрались только лишь в десять утра. Положительный момент — я смог забронировать очень удачное место для ночлега в Виннице по спецпредложению. Разумеется, что нам бы не составило труда покинуть Украину в течение этого дня. Но я изначально спланировал маршрут так, чтобы он не превратился в гонку даже на этапе транзита. Поэтому дневные перегоны более 400 километров с небольшим хвостиком предусмотрены не были. В качестве объектов интереса на территории Украины я выбрал исключительно замки разной степени известности и популярности. Объединяет их причастность к истории ВКЛ — Речи Посполитой.
Первая остановка в Остроге. Город когда-то имел мощный оборонительный пояс, подтверждением чему являются сохранившиеся массивные городские ворота. Нам на глаза попалась Татарская Брама, но есть и другие.
Как только мы припарковались у замкового холма, я почуял что-то неладное с системой охлаждения двигателя. Это событие наложило отпечаток на весь день. Мысли о том, что поездка может неожиданно прерваться, никак не назовёшь вдохновляющими. А мысль о том, что это может случиться где-нибудь за 5000 километров от дома — сродни панике. По сему, в течение предстоящего дня мне нужно было оценить состояние машины и сделать вывод о том, сможем ли мы продолжать движение либо стоит возвращаться домой, пока не забрались слишком далеко. С таким бэкграундом изучение Острожского замка прошло для меня словно в тумане.
Через надвратную колокольню мы попали непосредственно на территорию замка.
Здесь самым ярким пятном оказался Богоявленский собор.
А вот останки крепостных сооружений должного впечатления не производили.
Для этого пришлось спуститься в ров и обогнуть замковый холм.
Снизу Вежа Мурованная смотрится куда как значительнее. Правда, оценить её архитектурные особенности мешают гигантские контрфорсы.
А вот массивная Круглая башня, несмотря на запущенность, смотрится довольно изящно и позволяет пофантазировать по поводу аутентичного вида замка и его оборонительных возможностях.
Каждый из переездов от места к месту в течение этого дня длился порядка двух часов. Самым нервным выдался маршрут в Староконстантинов (Старокостянтинів). Причина описана выше. Но дело усугубилось тем, что впервые в этой поездке, но далеко не в последний раз, затупил мой «Гармин». Впрочем, проблема не в навигаторе, конечно, а во мне. Ведь именно я обязан его контролировать и не давать вольницы.
Корреляция статуса дороги и её качества даже в Украине не является величиной однозначной, так что добрались мы к месту без особых приключений. Машина вела себя адекватно, но напряжение пока не спадало. Замок в Староконстантинове также являлся вотчиной магнатов Острожских, но расположен он в гораздо более живописном месте — на мысу, образованном в месте слияния рек Случи и Икопоти.
В результате здесь образовалось что-то вроде водохранилища, на котором обустроен первоклассный городской пляж.
Вообще, надо отдать должное местным властям. Ведь именно они взвалили на себя ношу по реставрации замка и довольно успешно справились с этой задачей.
Двор сооружения очень аккуратный.
Снаружи замок не выглядит развалюхой.
Церковь так вообще смотрится как новенькая.
В помещениях открыт музей. Экспозиция, правда, типовая для подобного рода сооружений. Так что пристально изучать её для неместных жителей не имеет большого смысла. Лично для меня интерес представляли лишь живописные полотна, на которых был воссоздан исторический облик Острога.
В целом же место очень романтичное и способствующее релаксу. К сожалению, в силу вынужденного затуманивания моего мозга, осознал это я с огромным опозданием.
Добравшись таким образом до Хмельницкой области, мы пока её не покидаем. Несмотря на очередной переезд. В результате добираемся до последней на сегодняшний день промежуточной остановки. На этот раз — в Меджибоже (Меджибіж), где находится один из самых величественных замков Украины. Хотя по виду, несмотря на целостность сооружения, ему больше подходит определение «развалины», потому как экстерьер замка имеет весьма печальный вид. Правда, речь идёт лишь о самом эффектном ракурсе, с которого эта громадина смотрится, словно блуждающий в океане брошенный океанский лайнер.
С других сторон Меджибожский замок смотрится вполне достойно, потому как за его реставрацию взялись основательно.
Вход на территорию платный. Стоимость копеечная, но оплата исключительно в гривнах, которых у нас было недостаточно. Помог парнишка — продавец сувениров, который любезно поменял нам пару долларов.
Оценить масштаб сооружения и его вовлечённость в ландшафт проще всего, взобравшись на гигантскую надвратную башню.
Это стоит дополнительных денег. Так что мне пришлось предпринять данный вояж тайно и в одиночку.
Сделав дежурные фото, я кубарем скатился вниз, дабы не нервировать оставшуюся стоять на стрёме Машу.
Территория замка частично захламлена, что мешает воспринимать его исключительно в позитивном ключе.
Впрочем, это издержки реставрации, которая отличается большой тщательностью, но, видимо, продвигается довольно медленно.
Касается это, вероятно, бывших княжеских покоев, потому как церковь и вспомогательные помещения замка уже восстановлены.
В последних расположена очередная типовая экспозиция, большая часть которой посвящена, разумеется, ВОВ.
Покидая Меджибож, мы остановились на противоположном берегу Южного Буга, откуда замок смотрится наиболее эффектно. Именно этот ракурс позволяет по достоинству оценить масштабность сооружения.
Наша последняя на сегодня цель — областной центр Винница. Эта область оставляет ощущение образцовой в Украине. Именно здесь качество дорог оказалось самым высоким. И не в последнюю очередь потому, что в Винницкой области наблюдаются масштабные работы по их реконструкции и модернизации. Вообще, в Украине прослеживается тенденция. Дороги направления запад-восток, как правило, в очень хорошем состоянии, а вот север-юг, по которым в силу логистики, нам пришлось ехать преимущественно, — в отвратительном. Украинцы с таким положением дел, видимо, давно уже смирились, поэтому качество дорог на скорости их перемещения никак не отражается. Очевидно, что отражается это на подвесках их автомобилей и на аварийности, которая здесь довольно высока.
В Винницу (Ві́нниця) мы прибыли в 18.20. Этот город рассматривался мною, как возможный вариант ночлега, но самоцелью не был. Соблазнило меня спецпредложение в отеле «Франция». Помимо проживания, в стоимость входил завтрак и закрытый паркинг. В качестве бонуса — 20% скидка в местном ресторане «Монблан». Отель располагается в самом центре города и имеет глубокие исторические корни. Обслуживание ненавязчивое, но на высочайшем уровне. Я не люблю повторяться, но в случае оказии, в этом отеле я бы останавливался всегда.
Машина больше не капризничала, поэтому я убедил себя, что давешний инцидент был случайностью. Утром я на всякий случай поковырял/покрутил крышку расширительного бачка и на этом угомонился. До конца поездки проблема себя больше ни разу не проявила, но всякие нехорошие мысли крутились у меня в голове регулярно. Особенно тогда, когда мы забирались в очередную Тмутаракань. Заселившись в номер, мы тотчас же отправились в «Монблан», потому как полноценно не ели уже больше суток. Приятная обстановка, хорошая национальная украинская еда, сдобренная крафтовым пивом, наконец-то, позволили расслабиться. А вечерняя прогулка по уютной и оживлённой Виннице стала достойным окончанием этого неоднозначного дня.
В воскресенье 2 сентября на завтрак мы пришли даже раньше некоторых официантов — в семь утра. Столь ранний подъём был обусловлен тем, что, помимо обязательной программы, нужно было отдать дань уважения и гостеприимной Виннице.
В городе две визитные карточки. Ночная — это плавучий фонтан «Roshen» (нетрудно догадаться, почему он так назван), который является одним из самых зрелищных в мире. Я знал о его существовании, но по приезду в Винницу это знание бесследно испарилось. Забавно, что во время вечерней прогулки по городу мы видели, как толпы людей направлялись к реке. Более того, кто-то из приезжих даже пытался узнать у нас дорогу к фонтану. Увы, но даже этот факт не смог перегрузить мою память… Круглосуточная «визитка» — это водонапорная башня-пожарная каланча. Очень красивое сооружение, которое, к слову, крайне желательно осматривать в лучах ночной подсветки, чего мы тоже не сделали.
Названия улиц и площадей в декомунизированной Украине прям ласкают слух. Башня стоит на Европейской площади. Только вот памятники на ней отсылают как к советской эпохе (Воинам-освободителям), так и к совсем недавнему прошлому (Небесной сотне). Несколько освежает пейзаж небольшой фонтан, в котором стайка голубей самозабвенно принимала утренние водные процедуры.
Главная городская артерия Винницы — улица Соборная (пламенный привет Пинску и прочим беларуским городам). Именно на ней мы и жили. По улице деловито снуют симпатичные трамваи. (Отмечу, что именно с ними у меня теперь ассоциируется этот город.) Трамвайной системе Винницы более ста лет, и она одна из трёх узкоколейных систем на территории Украины. Основа парка — подаренные городу б/у «Миражи» из швейцарского Цюриха.
Застройка Соборной многолика. Но внимание приковывают образцы модерна и эклектики столетней давности.
Самое приметное здание — находящийся на реставрации бывший отель «Савой».
Нашлось на улице Соборной место и жилым «сталинкам», каждая из которых в обязательном порядке имеет индивидуальные черты. Зачастую — с национальным оттенком.
К той же эпохе относится и здание областной рады. Здесь уже с индивидуальностью не всё так однозначно.
Обращает на себя внимание, насколько просто и тонко с помощью минимальных изобразительных средств затрапезным «хрущёвкам», дабы не портить общую картину, придали облик таунхаусов в стиле неоклассицизма.
Главные культовые сооружения Винницы сосредоточены в одном месте. Объясняется это тем, что по сути современный город начал разрастаться от сооружённого в XVII веке монастырского комплекса иезуитов, который был окружён мощной крепостной стеной.
Через сотню лет недалече обосновались капуцины, у которых появился свой храм — костёл Девы Марии. Будучи обладателями царских привилегий, они и при новой власти неплохо устроились.
А вот иезуитам не повезло совсем. Истреблять их начали ещё казаки, а довершил дело русский царь. В конце концов и костёл был «преобразован» в Спасо-Преображенский кафедральный собор.
Наша утренняя пробежка завершилась в фирменном магазине «Roshen», где мы затарились классным мармеладом.
Винницу покинули в 9 часов и взяли курс на приграничный Могилёв-Подольский. Качество дороги оказалось превосходным лишь на участке до развилки неподалёку от Жмеринки. Далее, по «закону север-юг», оно варьировалось от терпимого до отвратительного. Впрочем, сама дорога была достаточно живописной. Пока я объезжал ямы, Маша, по моему заданию (дабы не иметь проблем с фитосанитарным контролем), «развлекалась» тем, что извлекала семечки из трёх подсолнухов, которые по её же настойчивой просьбе я дал возможность сорвать накануне. За два часа непрерывной работы техника извлечения семян была доведена до совершенства. Но в итоге эта работа была проклята, и был дан зарок никогда более не рвать подсолнухи. По приезду домой, на отстирывание полотняного мешка, в котором хранились липкие семечки, Маша затратила два трудодня.
Прежде чем ехать на погранпереход, мы не забыли заправиться. Из короткого списка украинских АЗС, которым можно доверять, нам подвернулась сеть «ОККО». Один из немногих «старичков», которые продолжают держать марку. Залили полный бак, т. к. дальше будет только дороже.
Погранпереход в Могилёве-Подольском очень прикольный.
Его с трудом приткнули прямо на улице между Днестром и многоэтажкой, для жильцов которой наблюдение за событиями на ПП, наверняка, одна из самых крутых забав.