Мечты о Дилижане
В следующий раз, оказавшись в Армении, думаю остановиться в Дилижане. Может на недельку, а то и больше, чтобы без суеты отдать дань уважения историческому месту, а ещё горам, со всех сторон окружающих город.
Собственно говоря, в Дилижане я уже бывал, причём дважды, но каждый раз проездом. Из Еревана, через Севанаванк, в Агарцин, и обратно. Обе мои поездки в Армению были исключительно ознакомительными, с упором на знаменитые христианские монастыри.
Каждый раз мы останавливались в Ереване и уже оттуда совершали радиальные автомобильные вылазки одним днём в близлежащие регионы страны. И, наверное, это было правильно, для первого знакомства со страной. Территория современной Армении небольшая, таким форматом можно охватить многое, увидеть большинство знаковых монастырей, разве что определённые трудности могут появиться с более отдалённым монастырём Татев.
Вот и Севанаванк и Агарцин логично укладывались в программу одного дня, до обеда один монастырь, после обеда другой. Такое совмещение оправдано, когда количество дней ограничено. Но если, вдруг, выпадет свободная неделя, почему бы её не подарить Дилижану.
Тут одно название навевает приятные воспоминания каждому человеку с постсоветского пространства.
— Валик-джан. У нас в Дилижане, в кухне, открываешь простой кран — вода течёт, второе место занимает в мире!- А первая в Ереване, да?- Нет, в Сан-Франциско. — А Боржом? Сначала подумай, потом говори.
Это, наверное, самая цитируемая фраза из «Мимино», особенно, если упоминается Дилижан. Вот и я не буду слишком оригинальным, вставлю, тем более, что единственным местом в Дилижане, что я запечатлел себе на память, была скульптура знаменитой троицы.
Остальное о Дилижане я знаю со слов. Например, о том, что Дилижан со всех сторон окружён национальным парком, что расположился в средневысотных горах, в котором есть две реки — Агстев и Гетик, а также живописное озеро Парз.
Климат там говорят уникальный, целебный, не зря же Дилижан имеет статус бальнеологического курорта. Можно поправить здоровье минеральной водичкой, что рекламировал киношный Рубик Хачикян, и горным воздухом.
А для разнообразия не проблема периодически перебираться на озеро Севан. Армянское море совсем рядом, как раз по дороге на Ереван.
Но больше всего, мне бы хотелось внимательно исследовать все близлежащие к Дилижану армянские монастыри: Гошаванк, Матосаванк, Джахтакванк, Агавнаванк и самый знаменитый из них Агарцин.
Впрочем, в последнем из перечисленных монастырей я бывал, целых два раза. Поэтому оставлю пока свои мечты о Дилижане и постараюсь собрать в кучу воспоминания о монастыре Агарцнаванк (Агарцин), что со Средневековья прячется в лесистом ущелье реки Агарцин.
Монастырь Агарцин
Период, когда был основан монастырь Агарцин, а это конец 9-го века, уникален в истории Армении. К тому времени, Армения уже два года находилась в составе Арабского халифата.
Как известно, Арабский халифат, сложившийся в 7-м веке, сразу же стал осуществлять территориальную экспансию против соседних стран. Персидская держава была полностью уничтожена, а Византия потеряла некоторые свои провинции, в том числе и Армению.
Арабская армия, захватив Армению, грабила процветающие города, разрушала христианские храмы. Местное население истреблялось, попадало в рабство, переселялось с плодородных земель в гористые местности. Для упрочения своей власти, Арабский халифат активно переселял в армянские земли мусульманские народы, прежде всего, тюркские субэтносы, существенно изменяя этнический состав населения. Представляете, с каких времён идёт межэтнический конфликт между армянами и частью тюркского мира. Тут у каждого своя правда, а единственное правильное решение, устраивающее всех, вряд ли получится найти.
К концу 9-го века Арабский халифат ослабел и начал распадаться и чтобы удержать Армению в вассальной зависимости халифат стал назначать правителями страны армянских князей. В 855 году в Армении установилась династия Багратуни, когда Великим князем был провозглашён Ашот Багратуни. Позже он был коронован царём Армении, а страна получила независимость, хотя формально оставалась в составе халифата. Признал Армению независимой, а Ашота Багратуни царём и император Византии Василий I, кстати, армянин по происхождению.
Правление династии Багратуни, в 9-м — 11-м веках, считают периодом расцвета Армении. Насколько я знаком с историей этой страны более благополучной жизни армяне на своей многострадальной земле уже не имели. Именно тогда экономика царства переживала бурный подъём, развивались земледелие, ремёсла и торговля, строились города и монастыри.
Всё было бы хорошо, но в 11-м веке из Центральной Азии на запад отправились сельджуки. Как известно, этот тюркский субэтнос за относительно короткий период, завоевал Иран, взял столицу халифата Багдад, а в 1071 году около города Маназкерт разгромил армянскую армию.
Именно после этой битвы сельджуки захватили почти всю Малую Азию и создали огромную империю. Потом на её месте появилась ещё более огромная Османская империя, которую сменила существенно уменьшенная в размерах современная Турецкая республика.
Армяне вынуждены были жить рядом с пришедшими на эти земли тюркскими субэтносами, большей частью под их преобладающим влиянием. Они всегда воевали с ними и, к сожалению, продолжают воевать до сих пор, в подтверждении чего достаточно просмотреть свежую ленту новостей.
Но я вернусь в благополучное время, во времена правления династии Багратуни, когда и был основан монастырь Агарцин. Первой монастырской постройкой считают церковь Святого Григора (Сурб Григор), возведённую в 11-м веке. Позже, может лет через сто, перед этой церковью был возведён притвор, который в армянской храмовой традиции именуют гавит.
Это такая пристройка к церкви, которая является дополнительным помещением для молящихся, а также используемая как усыпальница.
Действительно, в гавите есть средневековые захоронения, предположительно царей династии Багратуни, но какие именно это были персонажи, насколько я понял, точно не известно. В любом случае, то были важные персоны своего времени, ибо обычных людей не удостоили бы чести такого почётного захоронения.
Гавит церкви Святого Григора своими размерами подавляет собственно церковь, это видно по фотографии, где на переднем плане представлено массивное тело гавита, а церковь заметна только своим куполом.
Доминирующим сооружением монастыря Агарцин является церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацин), которая изначально была построена также в 11-м веке, но лет через двести была перестроена практически заново.
Та первая церковь была небольшого размера, к ней также был пристроен гавит. Кстати, он частично сохранился в виде полуразрушенных колонн античного вида.
К руинам гавита в 13-м веке и был пристроен храм Святой Богородицы, являющийся сейчас основным в монастырском комплексе Агарцин.
Во всех источниках отмечают оригинальный 16-гранный купол этой церкви. Наверное, это так и есть, но я, признаюсь, подсчётом количества граней купола не занимался, поверил на слово.
К церкви Святого Григора практически вплотную примыкает церковь Святого Степаноса (Сурб Степанос) уменьшенная копия церкви Святой Богородицы.
Церковь эта, безусловно, симпатична, но всё внимание на себя забирает сгоревший ствол когда-то большого дерева, что находится рядом.
Это дерево грецкого ореха, которое было высажено в тот же год, когда во второй раз была заложена церковь Святой Богородицы, а случилось это 1281 году. Вот и считайте, сколько этому дереву лет.
Дерево насколько старое, настолько и легендарное. Вместе с монастырём Агарцин много чего пережило на своём долгом веку. Горело дважды, после ударов шаровой молнии, но потеряв до 60% своего объёма, всё-таки выживало, распуская листья весной, а осенью давая урожай орехов.
В мае 2013 года загорелось опять, на этот раз последствия оказались более фатальны. Дерево, подожгли неустановленные вандалы. Действовали злодеи ночью, пожар потушили только утром, на этот раз ожоги орех получил смертельные.
У меня есть фотографии этого дерева из двух поездок, на более ранних снимках, осенью 14-го года, следы пожара видны более отчётливо.
Вот так бывает, разрушительные набеги врагов, тех же сельджуков, дерево благополучно пережило, а в более спокойные времена получила увечья несовместимые с жизнью.
А ведь было дерево то не простое, своеобразный символ монастыря, неотъемлемая его часть, да ещё и обладавшее некими целебными свойствами, хотя последнее утверждение, думаю, сказка.
Вспоминая строения монастыря Агарцин трудно обойти вниманием его трапезную.
И не только потому, что это сооружение сразу около входа, и даже не потому, что оно весьма внушительных размеров, этакий прямоугольник длиной примерно метров двадцать.
Дело в том, что, трапезную монастыря принимают за выдающийся памятник средневековой армянской архитектуры с оригинальным композиционным решением.
Внутреннее пространство трапезной разделено двумя массивными столбами на две практически равновеликие части, зрительно превращая прямоугольник в два квадрата.
Но столбы при этом лишь обозначают границы, ни в коей мере, не нарушая целостность восприятия.
Выполненная из камня, трапезная, априори, должна была бы восприниматься чересчур брутально, напоминая тяжеловеса поднимающего свою штангу. Но сеть перекрещивающихся арок, заполняющих собой весь потолок, придают особую лёгкость конструкции, мгновенно превращая тяжеловеса в воздушную гимнастку.
Лёгкости добавляют и ердики, небольшие световые проёмы, что так любят использовать при строительстве армянских храмов, через них поступает свет и обеспечивается приток свежего воздуха.
Увидев, длинные столы и скамьи и внушительные пространства обеденного зала, можно подумать о чрезмерном чревоугодии агарцинских монахов. Но нет, не спешите осуждать невинных. Вспомните о многочисленных богомольцах, что прибывали в монастырь, коих надо было обогреть и накормить.
Завершая обзор монастыря Агарцин, следует упомянуть байку, раскрывающую тайну названия монастыря.
Версий, как водится, встречается много. Я всегда с сомнением отношусь к подобным историям, представляя как древние, или даже современные фантазёры, придумывают и обосновывают все эти легенды и сказания.
Тем не менее, самой распространённой версией названия Агарцин будет в переводе с армянского «игра орлов», потому как в момент освящения монастыря над ним пролетала стая орлов. Сомневаюсь, что такое событие было на самом деле, хотя бы потому, что орлы обычно стаями не летают, ибо они не вороны.
Но красивый антураж никогда не помешает, да и звучит прелестно — «монастырь играющих орлов».
И последнее про этот монастырь. Узнал, что в последние годы идут активные восстановительные и реставрационные работы в монастыре. Более того, ремонтируется дорога от трассы к монастырю, сооружается парковка, меняется система водоснабжения, проходит модернизацию энергетическое и газовое хозяйство.
Но что удивительно, финансирование этих работ обеспечено не средствами государства Армении, не поступлениями от армянской диаспоры за рубежом, а личными средствами некоего принца из ОАЭ. Когда у нас в городе на арабские деньги построили мечеть, это как бы понятно, угодное Аллаху дело.
Но тут христианский храм, а правоверный мусульманин выделяет более 1,7 млн. долларов. Такие деяния достойны благодарности и уважения.
Монастырь Нораванк
Чтобы уже закрыть репортажи из Армении по итогам тех двух моих поездок, упомяну ещё об одном армянском монастыре, который удалось увидеть.
Это невероятно живописный монастырь Нораванк, что переводится как «новый монастырь». Однако, пусть слово «новый» не вводить в заблуждение. Он может быть и построен несколько позднее остальных знаковых монастырей Армении, но было это тоже давно, в 13-14-м веках.
Обычно, когда времени в поездке по Армении не хватает, визит в Нораванк совмещают с посещением монастыря Хор Вирап, как это сделали и мы. Некоторые заезжают в Нораванк по дороге на Татев, тоже логистически оправданный вариант.
Сначала два слова об историческом периоде в Армении, когда был основан монастырь Нораванк. Сразу скажу, что период этот был ужасен, ведь в 13-м и 14-м веках Армения находилась под властью монголов.
Как мы помним со школьных времён, в 1233 году в битве при Калке монголы разбили дружины русских князей. После этого часть монгольского войска, под предводительством Батыя, продолжала грабить русские земли, а другая его часть отправилась покорять Иран и Закавказье.
Конкретно завоевание Армении монголами завершилось к 1244 году, и установившееся монгольское иго имело невероятно тяжелые последствия для страны. Экономическая жизнь страны замерла практически полностью, армянские города были разграблены, оставшееся в живых население обложили непомерными налогами, все восстания местных жестоко подавлялись.
Пока монголы оставались язычниками, христианская церковь и духовенство находились в относительно привилегированном положении. Но, с конца 13-го века, когда монгольские правители стали активно принимать ислам, гонения начались и против христианской церкви.
Самый страшный для Армении период наступил в конце 14-го века после образования в Средней Азии государства Тамерлана. Как известно, он своей жестокостью превзошёл даже монголов, а его походы на Армению привели к тому, что страна практически обезлюдела.
Вот в этот период и был основан монастырь Нораванк. Теперь становится понятным, почему он расположен в таком труднодоступном месте, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа.
Говоря о Нораванке, можно смело упомянуть армянских князей Арбелянов, который его основали и чьей резиденцией стал этот монастырский комплекс. Но более всего достоин этой чести мастер Момик, благодаря таланту которого монастырь Нораванк и обрёл свой неповторимый облик.
Очень мне понравилась легенда о мастере Момике и монастыре Нораванк, которая, скорее всего чья-то выдумка, но уж больно она красивая.
Легенда о мастере Момике
Знаменитый мастер Момик влюбился в красавицу-дочь одного из князей. И девушка полюбила Момика. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам тебе дочку в жены, только если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый монастырь». Момик принял условие и приступил к работе. Прошло неполных три года и Момик возвел невиданной красоты монастырь. Работы осталось самая малость. Узнав про это, князь подослал своего слугу к Момику. Исполняя княжеский приказ, тот прокрался на купол нового монастыря и столкнул мастера с большой высоты. И последний обтесанный Момиком камень — стал его надгробием.
Не уверен, что это было на самом деле, годы жизни мастера совсем не бьются с периодом строительства монастыря, но факт, что выдающийся скульптор, архитектор и миниатюрист Момик создавал монастырь Нораванк и именно там, находится его могила.
Из работ мастера Момика в Нораванке, во-первых, стоит отметить хачкары, в создании которых он проявил особое высочайшее мастерство.
Там и филигранная работа, и чёткие пропорции, и тончайшая двухслойная резьба.
Но самой значимой его работой, по оценкам специалистов и любителей, является третья церковь монастырского комплекса, великолепная Сурб Аствацацин. При её строительстве мастер Момик выступал не только как скульптор, но и как архитектор.
У этой церкви очень необычная конструкция, она двухэтажная, и основной зал церкви находится именно на втором этаже.
Говорят, что этажность церкви и очень узкая лестница, с которой лично я спускался на «пятой точке», ибо реально было страшно, некая защита от диких животных. Не думаю, что данное решение мастера носит столь приземленный характер. Верю, что отход от сложившихся храмовых канонов это результат независимого творческого подхода великого мастера, который он к тому времени мог себе позволить.
Ладно, буду закругляться. Возможно, впечатления от Нораванка получились несколько путанными, но именно таким он мне запомнился.
Добавлю лишь, что Момик, это творческий псевдоним мастера, что с армянского переводится как свеча. Так прозвал его один из князей Орбелянов, когда отбирал мастеров для строительства монастыря. В состязании среди многих победил 16-ти летний ученик Момик, приветствуя которого князь произнёс: «Если камень подчиняется его воле как свеча, то мы даем ему первую награду и нарекаем именем Момик».
На этом я завершаю свои репортажи из Армении, за новыми впечатлениями надо поехать туда вновь, а место своего будущего обитания я, кажется, уже выбрал.
Но это в планах. Реальная ближайшая поездка будет в Турцию. Продолжу окучивать тот регион, но уже с другого фланга
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия