Приближался август 2020 года, на который мы с женой возлагали большие надежды. К поездке в Северную Норвегию все было давно готово, но по известным причинам состояться она не могла. В сложившихся реалиях, выбирая между Кольским полуостровом и Алтаем, мы остановили выбор на последнем.
За месяц до поездки, пришлось усердно потрудиться над маршрутом, изучить все знаковые места и максимально насытить 11 полных дней путешествия.
Решили не мучить себя и машину и арендовать автомобиль на месте.
Сопоставив цены на перелет и аренду, мы решили начать маршрут в Новосибирске. В Горно-Алтайске с прокатом автомобилей все сложно: цены выше, а выбор намного меньше. Авиаперелет обошелся в 15 тыс. руб на человека, а за 13 дней аренды Хёндэ Крета заплатили 28 тыс. руб. Можно было сэкономить10 тыс. руб. и взять класс машины попроще, но оказалось мы не прогадали. Местные дороги просто-таки требуют высокий клиренс.
Ночной перелет перенесли нормально. Утром получили машину, заехали в Ашан, закупили все необходимое.
Пару слов о столице Сибири — г. Новосибирск. Весь город — огромная стройка, кругом кварталы из новостроек. Дороги убиты, во многих местах отсутствует разметка, что превращает движение в хаос! Стыдно стало за местные власти, которые довели город до такого состояния. Но не будем о наболевшем.
После Ашана рванули в сторону Горно-Алтайска. Расстояние между городами составляет 450 км., большая часть дороги однополосная. Поездка отняла 7 часов и пучок нервов, из-за очень напряженного трафика (вдобавок начался сильный дождь).
Ночевали в съёмной квартире в Горно-Алтайске за 2 тыс. руб. Отсюда и начиналось наше путешествие.
Телецкое озеро
На утро второго дня у нас была запланирована экскурсия на катере на южный берег Телецкого озера.
Мы заядлые жаворонки (шутка ли, с тремя то детьми), поэтому подъем в 3.30 утра проблемой не является. В этом есть своя прелесть. Дороги пустые, если не считать крупный и мелкий копытный скот. Кедры и лиственницы на склонах сопок тонули в рассветной дымке. За 2 часа проехали около 160 км. Здесь мы уже испытали прелести алтайских дорог: бывало нашу машину на продавленном асфальте подбрасывало так, что головой бились о потолок.
В 9 утра на пристани поселка Артыбаш нас ждал катер. За экскурсию на 8 часов заплатили по 3 тыс. руб. с человека. С нами на катере была еще семья из четырех человек.
Выбранная экскурсия включала в себя много остановок. Главная цель была достичь южного берега озера. Там сопки превращались в горы высотой 2000 м. Длина озера составляет 75 км., скорость катера около 45 км. ч.
Каждая остановка у достопримечательностей (в основном это были водопады и водопадики), стоила денег. Местные жители поставили пункты оплаты и брали с каждого туриста по 100 рублей, говоря, что это частная территория.
Добравшись до южного берега озера, у нас был час на отдых и купание. Многие, кстати, купались, несмотря на то, что температура воды была около 10 градусов.
Путь назад был не менее увлекательным.
Экскурсия закончилась в районе 17.00. Заночевать решили в кемпинге у озера. Нашли самый безлюдный, поставили палатку, приготовили ужин. Местный житель взял с нас по 300 р, за спокойствие и деревянный туалет в ближайших кустах. В северной части озера вода была потеплее и ближе к вечеру мы искупались.
С утра отправились к локации Чертов Палец.
За 3–4 км до места, прямо посреди поля стоит хилый заборчик и касса, где с вас возьмут 300 рублей. Далее грунтовая дорога с набором высоты. Подняться к самому Пальцу, сил у нашей машины не хватило, пришлось пройтись пешком метров 500.
Мы были на месте около 9 утра и успели сделать фото без очередей. Когда мы уезжали, начался ажиотаж. Нам место показалось заезженным и слишком туристическим.
Далее по плану — поселок Чемал. По пути решили заехать посмотреть голубые озера на реке Катунь. Машина проделала пол пути по лесной дороге, а дальше пришлось идти пешком (около 3 км). Иначе рисковали увязнуть по пузо в грязи. Прогулка оказалась приятной, но безрезультатной. Оказывается, река летом разливается и озер не видно (хоть-бы предупреждение повесили при въезде).
В Чемале сбегали посмотреть монастырь «Иоанно-Богословский скит» расположенный на острове посередине реки Катунь. Знаменит он образом богоматери, высеченной в скале.
В этой части Республики Алтай очень много туристов из ближайших регионов. Все отели забронированы, пробки на дорогах и очереди у достопримечательностей. Считаю, что данный день был потрачен бездарно, увиденное не впечатлило, ожидали большего.
Ночевали в кемпинге, в домике 2 на 2 м. с удобствами, стоимостью 2 тыс. руб.
Каракольские озера
В 30 км от Элекмонара (что вблизи Чемала) в горах есть местная достопримечательность — Каракольские озера. Местные жители зарабатывают тем, что каждый день заполняют до отказа ГАЗ-66 и возят туристов на озера на однодневные экскурсии. Все удовольствие 2 тыс. рублей. Дорога (точнее болтание по кузову ГАЗа) в один конец занимает 3,5 часа. В день набирается более 10 машин. Нашлось и нам (с рюкзаками) местечко.
Первые 20 км это обычная сельская дорога, с ямами и выбоинами, на которых швыряло из стороны в сторону. А вот оставшиеся 10 км — это скачка на ржавых, скрипучих креслах, от валуна к валуну. Иногда кузов перекашивало так, что пассажиры висели на поручнях практически вертикально. В общем, не расслабиться ни на секунду.
А теперь представьте: в кузове этой адской машины вы проводите 7 часов (это по началу весело и необычно, а к середине пути вам кажется, что завтрак и боевой настрой сейчас будут летать по кузову вместе с вами), и всего 4 часа на изучение сети Каракольских озер в одной огромной группе не слишком подготовленных туристов. А еще вероятнее всего пойдет дождь. Очень сомнительное удовольствие, но народу нравится.
Это все не совсем наш формат, но раз угораздило, обыграли ситуацию по-другому.
Приехав на место, толпы туристов ринулись на озера. Мы же пошли на местную турбазу и за 300 руб. поставили палатку на 5-том озере.
Затянул дождь. Вокруг нашей стоянки то и дело сновали потешные бурундуки, пришлось угостить их орешками. Мы пообедали, отдохнули в палатке и отправились изучать озера. Еду убрали в палатку. Дождь к этому времени прекратился. Туристы уже возвращались, чтобы успеть на обратный рейс.
3 км до 1-го озера прошли быстро, набор высоты 200 метров.
Нам этого показалось мало, и мы решили залезть на седловину.
Пришлось немножко потрудиться, и вскоре нам открылся шикарный панорамный вид на все озера. Экскурсоводы доводят туристов только до 2-го озера, редкие идут к 1-му. Они не видят красоты, которая открывается сверху.
Когда спустились с седла к 1-му озеру, уже никого не было. Я искупался, и мы пошли в лагерь. И там обнаружилось самое интересное. Наша палатка была атакована грызунами. Больше всего им понравилась шоколадка, которую мы положили в боковой карман палатки. Но попробовали все: и гречку, и макароны, и сушеные бананы с курагой.
Приготовили ужин и легли спать.
Посреди ночи жена разбудила меня шепотом: «По мне кто-то бегает!». Я буркнул чтоб ложилась спать и не выдумывала. Однако, через пару минут я и сам ощутил быстрые, частые шажки по своему спальнику. Включили фонарик. Жена судорожно цеплялась за рукав. Оказалось, что днем наши запасы на свой мелкий зубок пробовала мышь. И вот, решив закончить начатый пир, забралась к нам ночью. Дыру прогрызла именно в том кармашке с шоколадкой. Я открыл палатку, и она выскочила (не жена, а мышь).
Мы с такими наглыми мышами еще не сталкивались, а потому у жены случилась истерика. Ну конечно, лезть по сыпучке и мокрым камням — это же нормально, а мышь в палатке — нет, это чересчур. Спать она не могла. Тем более, что через пол часа картина повторилась. Пришлось применить кардинальные меры. Мы положили продукты в чехлы из-под спальных мешков и выставили их на улицу. После этого атаки маленьких грызунов продолжались уже снаружи.
Утром зарядил ливень, и мы отменили радиальный выход. Да и после ночного штурма мышей сил на него не осталось.
К обеду распогодилось, и мы погуляли по нижним озерам.
После обеда опять начался дождь. В 16.00 мы загрузились в кузов ГАЗ-66 и через 3 часа, мокрые, усталые и с легкой тошнотой заселились в отель.
Шестой день путешествия был разгрузочный, предстояло преодолеть 400 км. до поселка Мульта. Дорога стала живописней.
То и дело движение преграждали овцы да коровы.
Ландшафт поменялся. Широкие поля прорезали холмы. По ним, переливаясь разными оттенками изумрудного, бежали тени облаков. За перекошенными заборчиками паслись стада лошадей. А дорога — это единственный ориентир в этом море красоты.
Проехав Усть-Кан устроили привал на обед, наслаждаясь красотами природы.
К вечеру мы добралась до Мульты, заселились в турбазу Мультинские озера, и прогулялись по деревне.
Так закончился наш 6 день приключений, а впереди ждали главные открытия!
Продолжение следует!
Теги:
Экстремальный отдых, Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Автопутешествия